Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ЮжноУральский государственный университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 239

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

101 планирования. Рассмотрен функционал, должностные инструкции и компетенции этих лиц. Определены рамки и границы их полномочий.
Во-вторых, проведен анализ документов территориального планирования и их соответствия стратегии социально-экономического развития Копейского городского округа. Отдельно рассмотрены документы, разработанные и утвержденные представительскими и исполнительными властями Копейского городского округа. Рассмотрен и изучен перечень документов более высоких уровней, послуживший базой для разработки документов территориального планирования третьего уровня, уровня муниципального образования.
Изучены и проанализированы показатели развития Копейского городского округа за прошедший период.
Данные получены из открытых источников, отчетов специализированных подразделений Администрации Копейска.
Упор в главе был сделан на выявление и структуризацию проблем территориального планирования в Копейском городском округе. Пристальное изучение и ранжирование позволило нам выделить пять основных проблем местного территориального планирования и одну, выбивающуюся за рамки стратегического проектирования и территориального планирования муниципального образования. Такое четкое формулирование проблем облегчит поиски решения.

102 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
3.1 Рекомендации по совершенствованию системы территориального планирования в муниципальном образовании
Проведенное во второй главе изучение системы территориального планирования Копейского городского округа выявило ряд проблем, но вместе с тем, продемонстрировало, что в городе есть всё необходимое для успешного решения этих проблем. Естественным граничным условием решения выявленных проблем будет являться минимизация затрат на совершенствование и оптимизацию системы территориального и стратегического планирования.
Как было указано ранее, в Копейском городском округе формально есть все необходимые подразделения и специалисты, необходимые для осуществления деятельности по стратегическому и территориальному планированию. Достаточно полно прописан функционал этих подразделений.
Как пример можно привести Управление экономики и торговли администрации Копейского городского округа Челябинской области.
В функции Управления входят:

разработка и реализация единой городской политики в сфере развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса городского округа;

формирование экономической политики городских органов местного самоуправления городского округа;

разработка прогнозов, программ и планов социально-экономического развития городского округа;

организация инвестиционного процесса;

координация деятельности хозяйствующих субъектов городского округа в рамках регулирующих функций муниципалитета;


103

обеспечение политики муниципалитета по рациональному расходованию финансовых ресурсов;
Это же касается и Управления архитектуры и градостроительства,
Юридического отдела.
Для совершенствования системы территориального и стратегического планирования в Копейске мы предлагаем создать постоянно действующую комплексную группу «Территориальное развитие».
Прежде всего, это решение позволит упорядочить работу по стратегическому и территориальному планированию, определит и формализует общие рамки и долгосрочное направление деятельности, выведет на новый уровень взаимодействие всех подразделений Администрации, задействованных в этой сфере. Превратит процесс планирование в «непрерывную функцию», независящую от кадровых перестановок и политических назначений в
Администрации.
Группа «Территориальное планирование» включит в себя представителей всех подразделений, имеющих отношение к стратегическому и территориальному планированию. Она должна состоять из действующих сотрудников
Администрации Копейского городского округа, занимающих должности не менее чем заместителей соответствующих подразделений.
• Сотрудники Группы продолжат работу в своих подразделениях на прежних должностях, независимо от решений и пожеланий, назначенных на этот период, руководителей соответствующих подразделений. Работа в Группе будет проходить в формате рабочих встреч, совещаний, один раз в неделю, параллельно основной деятельности и вознаграждаться отдельно.
• Обязательным условием для сотрудников группы будет регулярное повышение уровня квалификации, дополнительные учебные курсы и программы в сфере стратегического и территориального планирования.
• Со специалистами, входящими в Группу, Администрация Копейского городского округа заключит дополнительные трудовые соглашения,

104 гарантирующие длительное сотрудничество и определяющие уровень вознаграждения и критерии эффективности работы в Группе.
• Руководителем Группы будет действующий Глава Администрации
Копейского городского округа.
• Референт руководителя группы – сотрудник Администрации, должностные обязанности которого предусматривает сохранение
«непрерывности» деятельности Группы. Кроме того, в обязанности референта руководителя будет входить контроль за деятельностью группы в периоды отсутствия действующего
Главы Администрации. Референт руководителя будет единственным сотрудником
Группы, в должностные обязанности которого входит работа только в Группе.
Подготовка материалов совещаний, контроль над выполнением протоколов совещаний полностью лежит на референте Руководителя группы.
Он же готовит повестку совещаний, проводит подготовительную работу, организует встречи с контрагентами.
Определимся с постоянным составом группы.
1. Руководитель группы «Территориальное планирование».
2. Референт руководителя группы.
3. Специалист юридического отдела.
4. Специалист архитектурно-планировочного отдела.
5. Специалист Управления экономики и торговли.
6. IT-специалист.
7.
Специалист подразделения по имуществу и земельным отношениям
При необходимости руководитель Группы и/или референт руководителя могут временно привлекать любого специалиста подразделений Администрации
Копейского городского округа в рамках деятельности Группы, по направлению проекта развития.
Такое задействование сотрудников Администрации будет определяться временными дополнительными трудовыми соглашениями. На рисунке 14
схематично показана структура Группы «Территориальное развитие».


105
Рисунок 14 – Структура группы «Территориальное развитие»
Для разработки проектов территориального планирования на долгосрочный период необходимо определится с приоритетами. Очевидно, что наибольшим приоритетом будут пользоваться проекты, влекущие максимальные инвестиции.
Проектами наиболее высокого уровня, являющихся граничными для остальных проектов развития и территориального планирования муниципального образования, будем считать проект Челябинской Агломерации «Большой
Челябинск» и участие муниципального образования в международном проекте сотрудничества с Китайской Народной Республикой «Один пояс – один путь».
На наш взгляд именно эти проекты наиболее масштабны и перспективны в плане инвестиций и бюджетных ассигнований. Привлечение и освоение средств, выделенных из областного и федерального бюджетов, позволит значительно улучшить показатели социально-экономического положения муниципального

106 образования. Итак, для реализации основной цели создания Группы, совершенствования системы территориального планирования, мы должны в полном объеме и с наименьшими затратами решить все выделенные проблемы.
Для этого необходимо прописать пути и способы решения этих проблем в функционале, правах, обязанностях, компетенциях и полномочиях Группы.
Максимально укрупненно пропишем функционал Комплексной группы:
1. Сбор и структурирование информации по всем уровням стратегического развития территории а. Федеральный уровень. (федеральные проекты, национальные программы, международные проекты и т.д., финансируемые федеральным центром) б. Уровень субъекта Федерации (программы и проекты Челябинской области, финансируемые из областного бюджета) в. Уровень муниципального образования (программы и проекты, финансируемые из бюджета Копейского городского округа и муниципально- частного партнерства)
2. Подготовка поручений и технических заданий специализированным подразделениям Администрации Копейского городского округа по анализу и, при необходимости, разработке или корректировке пакетов документов проектов и программ, предложений.
3. Взаимодействие с
«внешними» участниками стратегического и территориального планирования на всех уровнях, от международного до уровня муниципально-частного партнерства.
4. Выработка «гибкой» стратегии развития и подготовка поручений соответствующим подразделениям Администрации о проработке, детализации, разработке итоговых документов.
5. Создание сайта Группы и постоянная информационная поддержка и контроль над деятельностью этого электронного сайта (портала), содержащего всю информацию по стратегическому развитию и территориальному планированию муниципального образования.


107
На сайте должны быть описаны все действующие и перспективные проекты развития всех уровней. Должна быть возможность прямого общения потенциальных инвесторов, девелоперов и просто граждан, имеющих оригинальные идеи и проекты, с руководством и специалистами группы.
Информация на сайте должна быть предоставлена в максимально наглядной форме. Должны быть визуализированы все проекты, касающиеся городской застройки и ландшафта. Кроме того, обязательно должна быть предусмотрена возможность проведения онлайн-голосований, проведения опросов общественного мнения. Это позволит на ранних стадиях отсеивать проекты, которые не получат поддержку населения, позволит экономить время и ресурсы на проработку и анализ деталей проектов.
Ожидаем, что работа Группы позволит, во-первых, решить все выделенные нами проблемы территориального планирования.
Проблемы кадрового характера в значительной мере решаются с появлением в подразделениях
Администрации специалистов с высоким, регулярно актуализируемым, уровнем квалификации, замотивированных на долговременное сотрудничество с городом. Кроме того, необходимо отметить важный момент, эти специалисты видят картину стратегического и территориального планирования «в целом», и на ином, более высоком уровне, взаимодействуют с коллегами из других подразделений Администрации.
Проблемы информационно-технологического характера решаются привлечением в Группу специалиста IT-подразделения. Это позволит своевременно внедрять все новшества в сфере ГИС-технологий в Управлении архитектуры и градостроительства Администрации Копейского городского округа. Кроме того, это позволит построить сайт Группы «Территориальное развитие», отражающий все современные требования и тенденции, реализующий все возможности обмена информацией и он-лайн общение между властью и населением, диалог всех субъектов территориального планирования.

108
Проблемы финансово-экономического характера должны решаться в результате деятельности Группы за счет создания условий привлечения инвестиций в рамках двух глобальных, граничных проектов. Помимо этих, граничных проектов, деятельность Группы оптимизирует условия продвижения других девелоперских, инвестиционных, промышленных и социальных проектов меньшего масштаба и с иными источниками финансирования. Формирует
«портфель» из максимально возможного количества местных, городских проектов и программ, финансирование которых будет проводиться из бюджетов области и федерального центра, а также иных источников финансирования, кроме бюджета муниципального образования.
Ожидается, что в процессе работы комплексная группа «Территориальное развитие» будет:
• Готовить поручения специализированным подразделениям Администрации на разработку процедур, мероприятий, регламентирующих документов и правовых актов, направленных на совершенствование элементов действующей институциональной системы разработки и реализации стратегии (местных нормативных актов, стандартов, разрешительных процедур, лицензий, инспекций, договоров и согласительных процедур и т.д.);
• оперативно и эффективно взаимодействовать с Челябинской областной структурой, работающей в рамках проекта Челябинской агломерации «Большой
Челябинск», взаимодействовать с областной и федеральными структурами, работающими в рамках реализации проекта взаимодействия с КНР.
.• оперативно вносить изменения (раз в полугодие), в документы, описывающие, отражающие и регламентирующие направления стратегического развития и территориального планирования именно в рамках этих двух глобальных проектов.
Во второй главе отмечено, что формально подходы, методики и инструменты стратегического планирования развития территории городского округа, территориальное планирование, соответствуют подходам, инструментам и


109 методикам, рекомендованным для данных видов деятельности документами федерального и областного уровней. Изучение и анализ нормативно-правовой базы территориального планирования Копейского городского округа не показал критичных проблем и несоответствий, но предложенная структура (Группа), позволит более оперативно разрабатывать и внедрять новые, эффективные, методы, способы и подходы к деятельности по стратегическому и территориальному проектированию.
Как пример самой успешной проектной группы в Челябинской области, работающей в сфере разработки и реализации стратегических проектов и проектов территориального планирования, можно привести муниципальное автономное учреждение
«Центр инвестиционного развития и предпринимательства – Проектный офис» Саткинского муниципального района.
Результатом деятельности Проектного офиса по подготовке проекта развития г.Бакала стало подписание Премьер-министром РФ Дмитрий Медведев документа о создании ТОСЭР в Бакале (Постановление Правительства РФ от 06.03.2017
№265)
В рамка своей деятельности муниципальное автономное учреждение «Центр инвестиционного развития и предпринимательства – Проектный офис»
Саткинского муниципального района:
- оказывает качественную информационную поддержку на протяжении всех этапов реализации проекта;
- предоставляет возможность стать резидентом ТОР;
- снижает административные барьеры;
- способствует частичному софинансированию проекта в рамках федеральных, региональных и муниципальных программ поддержки малого и среднего бизнеса;
- содействует получению низкопроцентного кредитного ресурса.
Проектный офис разрабатывает проекты документов, совершенствующих нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность по территориальному и стратегическому планированию. Эти документы, после

110 рассмотрения и утверждения органами местного самоуправления, оптимизируют процессы разработки и реализации инвест-проектов. При участии Проектного офиса были подготовлены постановление Администрации Саткинского муниципального района Челябинской области от 10.04.2017 г. За №256 «Об уполномоченном органе». Этим постановлением муниципальное автономное учреждение «Центр инвестиционного развития и предпринимательства –
Проектный офис» Саткинского муниципального района утверждается уполномоченным органом на:
- принятие заявок на заключение Соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, создаваемой на территории монопрофильного образования Саткинского муниципального района (моногородов) от юридических лиц, намеревающимися приобрести статус резидента территории опережающего социально-экономического развития;
- осуществление взаимодействия с Министерством экономического развития
Челябинской области по предоставлению заявки и документов в соответствии с утвержденным порядком заключения
Соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, создаваемой на территории монопрофильного муниципального образования
(моногорода) Челябинской области, включенного в перечень, утверждаемый
Правительством Российской Федерации.
Самым значительным организационным достижением в деятельности
Проектного офиса стало внесение изменений в процедуру разработки, согласования и утверждения проектов развития и территориального планирования. Для оценки проектов и приема документов, вносимых инвесторами, применили систему «одного окна». Вся документация, касающаяся и энергоснабжения и землеотвода, и экологических рисков, принимается в одном месте, одним сотрудником. Вся предварительная работа по земельным участкам проводилась заранее, и инвесторам предлагали участки с уже оформленным пакетом документов. Новая процедура закреплена нормативно-правовыми