Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ЮжноУральский государственный университет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 240
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
91
Это программные продукты, сайты, обеспечивающие информирование населения. Интернет-платформы, реализующие диалог всех субъектов территориального планирования.
Интернет-проекты, реализующие геоинформационные технологии территориального планирования.
Основным направлением развития системы территориального планирования на всех уровнях, от федерального, до уровня муниципальных образований, стало использование электронных технологий. Так называемые геоинформационные системы явились ответом на проблему обработки и взаимоувязывания огромного объема информации, касающейся развития и планирования территорий. Так как исходные данные множества организаций, в том числе графические документы, обычно представляются на разных картографических основах и часто в виде схем, именно ГИС-технологии позволяют приводить их к единой картографической основе. Разделы и картографические материалы по отдельным направлениям
(природные ресурсы, инженерно-строительные условия, транспорт, административно-территориальное деление, демография, зонирование, инженерная инфраструктура, экология и т.п.) создаются в цифровом виде, и по существу являются тематическими картографическими и семантическими базами данных геоинформационной системы. Для повсеместной реализации этой технологии на территории Российской Федерации и унификации процесса территориального планирования были внесены изменения в Градостроительный
Кодекс. Статья 57.1 введена Федеральным законом от 20.03.2011 №41-ФЗ.
Министерство экономического развития Российской Федерации создало и тестирует
Федеральную
Государственную
Информационную
Систему
Территориального Планирования. Доступ к этой пилотной интернет-платформе можно получить по адресу https://fgistp.economy.gov.ru/. На рисунке 12 показана карта Копейского городского округа на сайте Федеральной Информационной системы. Стоит отметить, что эта карта не является полноценным документом территориального планирования и пока не имеет всей полноты информационного
92 содержания, предусмотренного в статье 57.1 Градостроительного Кодекса. Вся необходимая информация будет размещена в процессе развития и совершенствования проекта. Подключения баз данных ГИС-проектов уровней субъектов Федерации и муниципальных образований. На уровне субъектов
Федерации и муниципальных образований ГИС-технология реализуется как
«Информационная система обеспечения градостроительной деятельности».
Градостроительный кодекс РФ определяет информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ИС ОГД), как организованный систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. ИС ОГД создается исключительно на муниципальном уровне и сведения, содержащиеся в системе, не имеют государственного статуса.
Рисунок 12– Копейский городской округа на сайте ФГИС
Документы территориального планирования муниципальных образований являются основой создания и ведения ИСОГД, определенных статьями 56, 57
Градостроительного кодекса РФ [4]. Сведения ИС ОГД включают в себя утвержденную градостроительную документацию, в составе которой устанавливаются функциональные и территориальные зоны, а также зоны с особыми условиями их использования, и так называемые «дела о застроенных и
93 подлежащих застройке земельных участках», в состав которых входят градостроительные планы земельных участков. Принципы и подходы по общей структуре и содержанию создаваемых муниципальных ИСОГД базируются на требованиях Федерального законодательства №363 Постановления Российской
Федерации, отраслевых Приказах Министерства регионального развития
Российской Федерации №85, 86.
Разработка в субъектах Федерации и муниципальных образованиях этих геоинформационных проектов в рамках ИС ОГД ведется специализированными проектными организациями, в строгом соответствии с требованиями проекта более высокого, федерального уровня.
Отметим, что в соответствии с требованиями федерального законодательства, а именно с «Градостроительным кодексом Российской
Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ, Статья 57.1. Федеральная государственная информационная система территориального планирования, в Копейском городском округе принята и реализуется муниципальная программа «Ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории Копейского городского округа Челябинской области», утверждена постановлением администрации Копейского городского округа Челябинской области от 31.12.2014 г. №4545-п. В паспорте муниципальной программы «Ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории Копейского городского округа Челябинской области» определены, прежде всего, ответственный исполнитель, это управление архитектуры и градостроительства администрации Копейского городского округа, сроки и этапы реализации программы, финансирование.
Сроки реализации муниципальной программы:
I этап – 2015 год;
II этап – 2016 год;
III этап – 2017 год.
Мы видим, что программа имеет реальный срок реализации.
94
Таблица 9 – Цели, задачи и целевые показатели программы
№ п/п
Цели, задачи муниципальной программы, наименование целевого показателя
Значение целевого показателя по годам
2015 2016 2017 1
Цель: обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства, организации межведомственного информационного взаимодействия на территории округа
1.1
Совершенствование нормативной базы, обеспечивающей реализацию государственной политики в области ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (далее – ИСОГД)
1.1.1
Создание, обновление автоматизированных баз данных, обеспечивающих ведение ИСОГД
1 1
1 2
Совершенствование муниципальных услуг, оказываемых организациям и гражданам, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления ( в т.ч. и в электронном виде)
2.1
Внедрение автоматизированных технологий и программных продуктов, средств защиты информации, обеспечивающих реализацию процедур учета объектов и процессов на территории городского округа, а также обновление и актуализацию данных
2.1.1
Количество установленных рабочих мест с программным продуктом ИСОГД
1 1
1 2.1.2
Количество обученных специалистов, отвечающих за функционирование комплекса (чел.)
1 1
1 2.1.3
Доля документов, относящихся к градостроительной деятельности, выданных с использованием программного комплекса ИСОГД, относительно общего количества документов (%)
5 20 40
Таблица 10 – Объемы и источники финансирования муниципальной программы
Год
Источники финансирования, тыс. рублей
Бюджет городского округа
Областной бюджет
Федеральный бюджет
Внебюджетные средства
Всего
2015
-
-
-
880 880 2016
-
-
-
840 840 2017
-
-
-
900 900
Итого:
-
-
2620 2620
Проанализировав состояние документации территориального планирования, состав и функционал субъектов, можем утверждать, что Копейский городской округ не испытывает острых проблем с документальным и методическим обеспечением системы территориального планирования. Специализированные подразделения, отделы, управления Администрации Копейского городского
95 округа на сегодня укомплектованы сотрудниками, профессионализм которых дает возможность реализовать систему территориального планирования в Копейске на достаточно высоком уровне. Нужно отметить достаточно высокий для Уральского региона уровень профессионализма, с которым подошли к созданию официальных сайтов органы местного самоуправления и исполнительной власти в
Копейском городском округе. На официальном портале Администрации https://akgo74.ru/
представлена полная информация, касающаяся социально- экономической ситуации в Копейском городском округе. Вся информация, способная заинтересовать физических и юридических лиц, инвесторов, девелоперов распределена по специализированным директориям и доступ к ней открыт. Существует возможность передачи информации, обращения к должностным лицам. При этом нет возможности проводить обсуждения в режиме он-лайн. Гражданам не предоставлена возможность проведения интернет- голосований по интересующим всех вопросам. Нет технического решения реализации полноценного диалога между населением и властями. На рисунке 13 можно увидеть все возможные решения для интернет-контакта с должностными лицами Администрации. На официальном сайте Собрания депутатов Копейского городского округа http://www.kopeysk-sobranie.ru/ своевременно и в полном объеме появляется информация, касающаяся территориального планирования и изменений в общей стратегии развития Копейска, но сайт остается чисто информативным, не дающим возможности он-лайн диалога между избирателями и депутатами. Это в достаточной мере неудобно и не отражает всех современных тенденций в реализации связи между властью и населением.
96
Рисунок 13 – Официальный сайт Администрации Копейского городского округа
Мы можем утверждать, что никаких крупных информационно- технологических проблем, способных оказать влияние на стратегическое и территориальное планирование в Копейском городском округе нет.
Информационно-технологическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления и исполнительной власти хоть и уступает специализированным интернет-проектам Москвы, таким порталам, как «Наш город» http://msk.ros- spravka.ru/catalog/internet_projects/nash_gorod_portal_merii_moskvy_dlya_zhalob_i_
obrashcheniy_grazhdan/.
Но это отставание не критично. Достаточно недорого и быстро можно внести изменения в сайты Администрации и Собрания депутатов Копейского городского округа. Кроме того, сравнивать интернет-порталы Москвы и регионов достаточно сложно из-за разницы в масштабах. Население Москвы и Копейска различается на два порядка, поэтому количество и «качественный» состав пользователей порталов различается значительно. Но контент, содержание исправленных
Копейских интернет-сайтов власти в полной мере может и должен соответствовать предъявляемым современностью требованиям. Нужно отметить, что существуют интернет-проекты, порталы, в большей степени отвечающие необходимости более плотного взаимодействия органов местного самоуправления, населения и лиц, потенциально заинтересованных в реализации проектов на территории муниципальных образований. Так, например, портал
97
«Активный гражданин» https://ag.mos.ru/ кроме того, что дает возможность проведения онлайн-голосований, дает возможность оценки принятых местным самоуправлением и исполнительной властью решений. Помимо этого, проект продвигает себя в социальных сетях, что привлекает к нему повышенное внимание молодой части населения. Создаются и внедряются мобильные приложения, облегчающие работу с порталом на любых интернет-устройствах.
Подобные возможности дают потенциальным инвесторам и девелоперам, а также исполнительной и представительской власти, способ заранее, на уровне начального проектирования, оценить перспективы предлагаемых проектов.
Несомненно, это только улучшает качество взаимодействия всех сторон социально-экономического и территориального планирования в муниципальном образовании. Проекты, не пользующиеся поддержкой населения, исключаются из рассмотрения на ранних этапах. Это позволяет оптимизировать процессы реализации стратегического планирования и минимизировать изменения, вносимые в территориальное планирование.
Для Копейского городского округа создание подобной интернет-платформы станет не очень затратным, но значительным шагом вперед, позволит значительно расширить возможности стратегического планирования, оценки проектов, и как следствие, увеличит возможности и качество стратегического и территориального планирования.
Проблемой территориального планирования, выходящей за рамки вышеперечисленных пяти проблем, на наш взгляд является проблема
«масштабирования» территориального планирования.
Специалисты, занимающиеся стратегическим планированием и внесением корректировок в документы территориального планирования, не учли в полной мере две достаточно мощных и важных современных тенденции.
Это развитие, усиление торгово-логистических и партнерских связей с
Китайской народной республикой и неизбежное развитие городских агломераций в Российской Федерации. Тем более, что, начиная с 2014 года Челябинская
98 область участвует в федеральном пилотном проекте по развитию Челябинской агломерации. В рамках сотрудничества с КНР по проекту «Один пояс – один путь» в городе Южноуральске был построен Транспортно-логистический комплекс «Южноуральский».
Разработка и продвижение проектов стратегического развития и территориального планирования в Копейском городском округе в рамках этих двух глобальных проектов способна обеспечить федеральное бюджетное финансирование инфраструктурных, транспортных, логистических и прочих составляющих. Принести прямую выгоду Копейскому городскому округу и его населению. Так, например, реализация проекта трамвайного маршрута, связывающего Челябинск и Копейск, позволит разгрузить проспект Победы в
Копейске и Копейское шоссе в Челябинске. Единственную автомобильную дорогу, связывающую центры городов по направлению Восток – Запад придется реконструировать, расширять, строить новые путепроводы. Как любой затратный инфраструктурный проект, это даст значительный экономический рост и для
Челябинска, и для Копейска.
Одной из причин, не позволивших в полной мере учесть эти два направления развития в территориальном и стратегическом планировании Копейского городского округа, мы считаем недостаточное задействование форсайт- технологий. Несмотря на некоторую неизбежную однобокость, присущую этой методике прогнозирования, форсайт – технология вот уже десятки лет демонстрирует свою эффективность. И это очевидно, экспертное сообщество способно более полно, чем небольшая группа специалистов, охватить все тенденции и направления прогноза. Что не менее важно, эта методика исключает узко – местный взгляд на ситуацию, позволяет игнорировать интересы отдельных групп лиц.
Во второй главе нами был описан передовой иностранный опыт территориального планирования в Швейцарии, и российский, в Москве. Поясним, как и почему этот опыт применим в отношении Копейского городского округа.
99
Как в Швейцарии, земли/площади Копейского городского округа достаточно сложны в «топологическом» отношении. Расположение на территории Копейска терриконов и бывшего открытого угольного разреза вносит существенные ограничения в возможности использования земель в дальнейшем территориальном планировании, довольно значительные площади непригодны для застройки из-за расположения над шахтными выработками. Кроме того, значительная часть земель поселков муниципального образования находится в частной собственности. Это общие моменты. Швейцарский опыт решения проблем взаимодействия властей и собственников земель, путем детализации нормативно-правовой базы, регламентирующей земельные отношения на уровне местного самоуправления, применим и в Копейском городском округе. Решения по территориальному планированию, такие как эффективное и рациональное использование территорий при пространственном дефиците, так же применимы в
Копейске.
На территории Копейского городского округа расположены старые промышленные зоны, территории угледобывающих предприятий, шахт и разреза.
Есть довольно значительный, по меркам Копейска, фонд ветхо-аварийного жилья. Вся инфраструктура нуждается в ремонте и модернизации. Это проблемы, общие для Копейска и для Москвы, разумеется с поправками на масштаб.
Как и в Москве, в Копейске существует и реализуется ряд муниципальная программ:
1. «Благоустройство городской среды Копейского городского округа» утвержденной Постановлением администрации Копейского городского округа
№1138-п от 23.05.2017 2. «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан России в
Копейском городском округе» утвержденной Постановлением администрации
Копейского городского округа №4550-п от 31.12.2014
100 3. «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Копейского городского округа» утвержденной Постановлением администрации Копейского городского округа №1160-п от 25.05.2017 4. «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к жилым и общественным зданиям, объектам социальной и транспортной инфраструктуры на территории Копейского городского округа» утвержденной Постановлением администрации Копейского городского округа №4475-п от 29.12.2014 5. «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в
Копейском городском округе» утвержденной Постановление администрации
Копейского городского округа №4547-п от 31.12.2014
Кроме этого, действуют программы «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры Копейского городского округа» и «Программа комплексного развития социальной инфраструктуры Копейского городского округа».
В значительной части эти программы финансируются из городского бюджета, но остро нуждаются в привлечении дополнительных средств. Поэтому важен для изучения и применим опыт московских властей в привлечении инвесторов, девелоперов, застройщиков. Есть смысл в применении всех форм общественно- частного партнерства и иных способов взаимодействия, уже отработанных в
Москве. Вышеперечисленные общие моменты делают возможным применение швейцарского и московского опыта в решении подобных проблем.
Кроме изучения стороннего передового опыта территориального планирования, был проведен комплексный анализ и оценка территориального планирования в Копейском городском округе. Анализ проводился по двум направлениям.
Во-первых, был проанализирован состав и функционала субъектов территориального планирования. Выявили кто именно, какие должностные лица и подразделения Администрации и Собрания депутатов, в Копейском городском округе являются «действующими лицами» процесса территориального