Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ЮжноУральский государственный университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 234

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
Окончание таблицы 1

Метод
Сущность метода
Решаемые задачи
5
Экономико- математический метод
- установление оптимального уровня интенсивности и использования земли на перспективу;
- определение оптимального значения технико- экономических показателей схемы территориального планирования при заданных условиях и факторах развития.
- упорядочение территориальной структуры отраслей экономики региона, землепользований и землевладений;
- оценка экологической, экономической и социальной эффективности мероприятий по территориальному планированию в регионе;
- определение потребности в инвестициях, необходимых для осуществления организационно- территориальных мероприятий, намеченных в схеме;
- формирование фонда перераспределения земель и иных спецфондов для обеспечения земельными участками при расселении беженцев, военнослужащих для предоставления в целях садоводства и т.п., для продажи на аукционах и конкурсах;
- улучшение застройки и планировки поселений и межселенного пространства;
- рациональная прокладка коммуникаций и инфраструктурное обустройство дорог
6
Метод районирования и зонирования территории
- выявление единиц районирования и зонирования территории различного порядка (пояса- зоны- округа- районы- ареалы).
- адаптация унифицированных способов, форм и технологий использования и охраны земель в разрезе единиц районирования и зонирования территории региона;
- разработка мероприятий по совершенствованию планирования рационального использования земель сельскохозяйственного назначения;
- территориальная привязка всей системы природоохранных мероприятий по защите земель от негативных воздействий.

13
Но необходимо учитывать, что территориальное планирование (ТП) не самоценно само по себе. Оно приобретает важность только как составная часть стратегического планирования, касающаяся территории муниципального образования.
Районирование, зонирования и прочие действия должны производиться только в русле реализации стратегического плана развития территории. Как любой процесс, связанный с планированием, ТП приобретает
«управленческое измерение».
Необходимо отметить, что создавая планы и стратегии развития территорий муниципальных образований местные управленцы обязаны учитывать уровень регионов и Федерации.
Создание планов развития территории муниципального образования включает в себя функциональные зоны, места размещения объектов различного уровня и значения:

объекты федерального значения;

объекты регионального значения;

объекты местного значения.
Это определено в Градостроительном кодексе Российской Федерации в редакции от 29.12.2004 г. и федеральном законе № 190-ФЗ в редакции от
21.07.2014 года [4].
Федеральный закон от 20 марта 2011 г. № 41-ФЗ «О внесении изменений в
Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования» С изменениями и дополнениями от: 5 мая 2014 г., 30 декабря 2015 г., 3 июля 2016 г. четко определяет сущностные признаки каждого объекта:

объекты федерального значении

объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными

14 законами, решениями Президента Российской Федерации, решениями
Правительства Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в указанных в части 1 статьи 10 настоящего
Кодекса областях, определяются Правительством Российской Федерации, за исключением объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства. Виды объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации, определяются
Президентом Российской Федерации;

объекты регионального значения объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией
Российской
Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской
Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации. Виды объектов регионального значения в указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта
Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации;

объекты местного значения объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами


15 муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально- экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта
Российской Федерации».
Необходимо отметить, что объекты регионального и местного значения выделяются исходя из технических и бюджетных характеристик, т.е. нет настолько четкой градации, как в случае с объектами федерального значения.
Перечень объектов различного значения может определяться 3 способами:

Законодательно с перечислением характеристик соответствующих объектов;

Определение этих объектов в процессе территориального планирования;

Сочетание двух первых считается наиболее оптимальным.
Продолжим рассмотрение территориального планирования с точки зрения управления и планирования. В определения территориального планирования заложена связь с территориальным производственным и экономически развитием, капитальным строительством. Исходя из этого мы можем применить также весь спектр методов, способов, принципов и этапов, присущих стратегическому планированию развития города, территории. Этими принципами выступают:

параллельное
(одновременное) применение нескольких видов планирования, задействующих разные сферы, субъекты, объекты, глубину планирования;

постоянный мониторинг условий планирования, своевременное внесение корректирующих мероприятий, то есть «непрерывность осуществления планирования» как совокупного процесса разработки рекомендаций по политике и программам развития муниципального образования;

индикативный принцип, опирающийся на предыдущий пункт. Отказ от

16 директивного характера планирования, проявление гибкости в осуществлении планирования в соответствии с меняющимися условиями внешней среды;

неуклонное соблюдение принципа партнерских отношений общественных и частных структур в процессе планирования, с учетом приоритета общественных интересов над интересами частного капитала.
Необходимо отметить, что за рубежом пришли к использованию следующей иерархии этапов или уровней планирования (рисунок 1).
Рисунок 1 – Уровни (этапы) планирования развития муниципальных образований
Проектное планированиеприменяется,когдаразвитие муниципального образования завязано на реализацию какого-либо проекта или проектов, достаточно масштабных, чтобы изменить социально-экономическую ситуацию в городе.
Программное планированиезаключается в разработкемуниципальных программ, которые охватывают сектор, отрасль городской экономики (отраслевой подход), либо район города (территориальный подход).
Комплексное планирование. Суть заключается в разработке комплексной программы на среднесрочную или долгосрочную перспективу, охватывающей все отрасли и территории города.
Стратегическое планирование. Это самый сложный и затратный этап планирования. Он заключается в «синтезе» планирования всех нижестоящих


17 уровней. В России, в муниципальной практике, это называется «комплексным прогнозом социально-экономического развития муниципального образования».
Перечисленные выше этапы не полностью, но так или иначе соответствуют этапам (уровням) территориального планирования. Эта взаимосвязь между ТП и социально-экономическим перспективным планированием отражена в
Градостроительном кодексе РФ: «…подготовка региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом:

административно-территориального устройства субъекта РФ;

социально-демографического состава и плотности населения муниципальных образований на территориях, расположенных в границах субъекта РФ;

природно-климатических условий субъекта РФ;

стратегии социально-экономического развития субъекта РФ;

программы социально-экономического развития субъекта РФ;

прогноза социально-экономического развития субъекта РФ;

предложений органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных в границах субъекта РФ, и заинтересованных лиц» [4].
Существуют три вида территориального планирования, землеустройства.
Перечислим их:

Стратегическое планирование. Оно направлено:
1) на проведение анализа социально-экономического потенциала;
2) формирование структуры программных документов;
3) формулировку целей и индикаторов их достижения;
4) выбор направлений территориального развития, обеспечивающих наибольший социально-экономический эффект с учетом современного состояния использования земель.
Итак, его можно реализовать на уровне комплексного и стратегического планирования социально-экономического развития субъекта РФ, в нашем случае муниципального образования.

18
Этот вид (уровень) ТП можно считать «территориальным планированием как таковым».

Тактическое планирование. Оно направлено:
1) на определение потребности в необходимой территории для отраслей экономики;
2) выбор территориального планирования;
3) расстановку организаций
исполнителей подготовки схем территориального планирования;
4) подготовку и переподготовку кадров;
5) привлечение специалистов консультантов;
6) организацию изучения опыта разработанных и утвержденных документов территориального планирования;
7) организацию публичного обсуждения и общественных претензий документов территориального планирования.
Этот уровень, вид планирования соответствует программному планированию и градостроительному зонированию как этапу осуществления территориального планирования.

Текущее планирование. Оно направлено на оценку: 1) выполнения плана; 2) напряженности плана; 3) динамики планируемого показателя.
Текущее планирование можно рассматривать как проектное планирование на стадии контроля реализации проекта, поскольку сама реализация в случае осуществления территориального планирования это деятельность в основном частных организаций.
По сути, этой деятельности непосредственно предшествует территориальная планировка как этап градостроительной деятельности, осуществляемый на основании утвержденных схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов. Можно сказать, что вся система территориального планирования, с позиций планирования социально- экономического развития муниципального образования, очень схематично имеет вид, изображенный на рисунке 2.


19
Рисунок 2 Этапы территориального планирования и планирования социально-экономического развития муниципального образования
Укрупнено рассмотрим Территориальное Планирование и его неразрывную связь со стратегическим планированием социально-экономического развития муниципального образования. Теперь рассмотрим значение и актуальность
Территориального Планирования для планирования развития муниципального образования более детально.
Вся градостроительная документация разрабатывается в соответствии с действующим законодательством, с учетом того, что ее реализация это непростой процесс, растянутый во времени. Особо надо отметить, что события, корректирующие ход реализации процесса, могут быть совершено непредсказуемы. Это может быть внешнеполитическая ситуация, может быть текущий курс национальной валюты, а также десятки других, совершенно неожиданных факторов. Для управления процессом необходимы приемы, способы мониторинга текущей ситуации, возможность обратной связи.
Хорошо зарекомендовавшим себя, разумным способом является разработка соответствующих программ управления. Они должны включать в себя:

20
● Пакет подпрограмм, применяемых в различных отраслях и отдельных территориях, в том числе и для уникальных территориальных предложений;
● Унифицированную систему мониторинга результатов с набором контрольных показателей, актуальных для различных территорий;
● Актуализированную систему нормативной и законодательной базы, регулирующей развитие территории, приведенную в соответствие со всеми уровнями действующего законодательства.
● Организации и организационные структуры, наделенные правами и обязанностями по принятию управляющие решения.
Программы управления развитием территорий органы местного самоуправления разрабатывают совместно с привлекаемыми организациями, девелоперами, проектировщиками, авторами-разработчиками. Результатом этой работы являются отработанные механизмы и алгоритмы управления территорией и наборы показателей, характеризующих ход реализации документов территориального планирования. Примером такого алгоритмизированного подхода может служить матрица эффективного управления развитием территории
(таблица 2).
Таблица 2 Матрица эффективного управления развитием территории
Задачи управления
Объекты правления
Процесс управления
Результат управления
Социальная стабильность
Население
Социологические исследования
Удовлетворение потребностей населения.
Разработка стратегий и программ развития муниципальных образований
Рост населения территории
Экономический рост
Предприятия по производству товаров и услуг.
Маркетинговые исследования
Организация экономически эффективной деятельности. Разработка маркетинговых стратегий развития территорий. Разработка документов территориального планирования. Разработка градостроительной документации
Благополучие населения территории
Качественная среда обитания
Природные ресурсы территорий.
Аудит территорий муниципальных образований
Сохранение экологического баланса.
Разработка нормативов ведения хозяйственной деятельности.
Разработка документов территориального планирования.
Экспертиза документов территориального планирования
Здоровье населения территорий