Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ЮжноУральский государственный университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 241

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

29 внимание тому факту, что, Адресная инвестиционная программа города Москвы на 2017–2019 годы составляет 1 триллион 433 миллиарда рублей, из них: в 2017 году – 492 млрд рублей; в 2018 году – 477 млрд рублей; в 2019 году – 463 млрд рублей.
Эта динамика инвестируемых сумм говорит о том, что проект конечен по времени и имеет четкие цели и сроки реализации.
Перечень объектов Адресной инвестиционной программы (АИП) города
Москвы на 20172019 годы сформирован в полном соответствии с предусмотренными проектом бюджета города Москвы на 20172019 годы бюджетными ассигнованиями на реализацию государственных программ и мероприятий.
987 млрд рублей или 68 % бюджета трехлетней Адресной инвестиционной программы направляются на реализацию Государственной Программы «Развитие транспортной системы». Из них 507 млрд рублей или 51 % программы предназначаются для строительства объектов метрополитена. Указанные средства должны обеспечить ввод:

41станции метро;

89,9 км путей метрополитена;

6 депо.
452 млрд рублей в период 20172019 годов предусматривается на строительство автомобильных дорог. За этот период предусмотрено построить и ввести в эксплуатацию:

- 376 км автомобильных дорог;

- 42 пешеходных перехода;

- 73 искусственных сооружения (мостов, путепроводов, эстакад).
Приоритетным направлением Адресной Инвестиционной Программы остается реализация государственных программ по развитию социальной сферы, на нужды

30 которой выделяются 272,9 млрд рублей на три ближайших года. В течение трех лет на эти средства будет построено и введено в эксплуатацию:

- 42 детских дошкольных образовательных учреждения на 9580 мест;

- 61 школа с пристройками к школам на 32 135 мест;

- 29 поликлиник на 16400 посещений в смену, 26 больничных корпусов, 7 подстанций скорой помощи;

24 объекта культуры;

5 объектов социальной поддержки населения;

1 млн 977 тыс. м² жилья.
В части спортивных объектов будет построено и введено в эксплуатацию:

8 футбольных полей;

13 физкультурно-оздоровительных комплексов;

4 ВМХ-велодрома;

3 спортивно-оздоровительных плавательных бассейна;

25 объектов для проведения Чемпионата мира по футболу на территории
ОК «Лужники», а также 6 прочих объектов спорта, включая теннисный клуб, многофункциональный спортивный комплекс для занятий гимнастикой, акробатикой, спортивными танцами, плаванием и общей физической подготовкой, крытый каток и легкоатлетический манеж.
Более семидесяти восьми миллиардов рублей предусмотрено на реконструкцию и модернизацию коммунально-инженерной инфраструктуры города.
На строительство объектов Государственной Программы «Безопасный город» в 20172019 годах будет направлено 21,2 млрд рублей. Указанные средства позволят в 20172019 годах ввести в эксплуатацию:

20 пожарных депо;

15 административных зданий;

2 поисково-спасательные станции.


31
На строительство объектов Государственной программы «Градостроительная политика» в 20172019 годах предусмотрено 16,0 млрд рублей. В рамках её реализации запланирован ввод в 2017 году Административно-делового центра
Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы. Также планируется ввести в эксплуатацию 7 объектов ритуального назначения. В рамках реализации ГП «Развитие индустрии отдыха и туризма» в 2017 году планируется завершить работы по созданию парковой зоны «Зарядье».
Отметим еще раз. Источником финансирования данной программы является бюджет города. Это основная особенность Адресной инвестиционной программы. Всестороннее повышение качества жизни населения Москвы является приоритетным принципом этого проекта. Именно поэтому строятся не только жилые дома и дорожно-транспортная инфраструктура, но и объекты социально-бытового, культурного назначения. Строятся школы и дошкольные учебные заведения, стадионы и бассейны.
Программа разработана с учетом передового мирового и отечественного опыта и реализует новейшие представления о комфортном проживании.
Еще одним крупным проектом территориального развития и планирования является реновация промышленных зон Старой Москвы. Несмотря на то, что каждая пром-зона подвергнется реновации в соответствии со своим собственным, локальным планом, все эти проекты объединены общими принципами. Огромные территории, фактически превратившиеся в свалки, будут использованы в интересах города и экономики. Промышленные зоны занимают более восемнадцати тысяч гектаров, что составляет несколько больше 17 % территории так называемой «старо Москвы».
Реновация «ржавого пояса» столицы идет двумя путями: власти города не просто используют промышленные площадки для градостроительного развития, но и меняют функционал предприятий, сориентировав их на инновационное экологически чистое производство или размещение объектов науки на своей территории.

32
Развивая новые направления производства власти города решают одновременно несколько задач.
Это создание новых рабочих мест рядом с жильем на периферии города.
Это уменьшит транспортный поток, стремящегося в центр столицы.
Сегодня в Центральном округе города сосредоточено 40 % рабочих мест
Москвы, хотя там проживает только 8 % населения города.
Кроме этого, реновация промышленных зон дает возможность обеспечить город дополнительными площадями.
Реорганизация должна охватить почти тринадцать тысяч гектаров земли, причем 4,7 тыс. из них подлежат полной реорганизации, а 7,8 тыс. гектаров частичной. Основной идеей обновления этих городских территорий является формирование комплексной городской застройки с жильем, социальными, культурно-бытовыми объектами и новыми рабочими местами.
Принципиальной позицией властей города по редевелопменту промышленных зон, является плотность застройки. Она не должна превышать
25 тыс. м² на гектар. При этом половина будущего объема недвижимости должна приходиться на жилую застройку, а половина на рабочие места.
Правительство Москвы не ставит перед собой задачу вывести все промышленные зоны за черту города. Речь идет о внимательном рассмотрении деятельности промышленных предприятий и, если возникает необходимость, содействии развитию инновационного производства. Необходимо помнить, что в соответствии с международными договорами, только территория Московской агломерации в полной мере защищена от ракетно-ядерного удара новейшими зенитно-ракетными комплексами и средствами РЭБ. Это делает возможным безопасное размещение на территории города ключевых научно- исследовательских и производственных центров и комплексов, работающих на оборону страны.


33
Определенная часть промышленных зон сменит функции с промышленной на административно-общественную с элементами жилой застройки. Но ряд зон, таких как, «Бирюлёво», «Чертаново», «Калошино», «Коровино»,
«Вагоноремонт» и других, будет интенсифицированы, поскольку здесь предполагается разместить новые производственные мощности.

За период до 2016 года утвержден 61 проект планировки территории общей площадью примерно 3,4 тыс. га со строительным потенциалом более
31 млн м² Из утвержденных проектов 17 уже реализуются, еще 40 находятся в разработке. Из наиболее значимых территорий промышленных зон, находящихся в активной стадии реализации, можно выделить:

завод им. Лихачева («ЗИЛ»);

территории бывшего Тушинского аэродрома;

ОАО «Московский металлургический завод «Серп и Молот»;

ОАО «ДСК № 3» (Боровское шоссе, вл. 2);

ОАО «НПО «Взлет» (ул. Производственная, вл. 6);

территория бывшего Московского зеркального комбината (в Лазоревом проезде, в районе станции метро «Ботанический сад»);

ОАО «Мосстройснаб» (ул. Донецкая, вл. 30).
На 2017 год планируется реновация следующих промышленных зон:

№ 51а «Осташковское шоссе» (Тайнинская ул., вл. 9; инвестор ЗАО
«ЛС-Риэлти»);

№ 15 «Алексеевские улицы» (Новоалексеевская ул., вл. 16; инвестор
Группа компаний «Эталон»);

№ 49 «Бескудниково» (ул. Илимская, вл. 3; инвестор – АО «Эверест»);

№ 41 «Октябрьское поле» (ул. Берзарина ул., вл. 2832; инвестор ООО
«РГ Девелопмент»);

34

№ 51 «Медведково» (Полярная ул., вл. 25, инвестор ПАО «Группа
Компаний ПИК»);

№ 21 «Кирпичные улицы» (Вольная ул., вл. 28, инвестор ООО «РГ-
Девелопмент»);

№ 40а «Западный порт» (территория между Кутузовским пр-дом, ул.
1812 года и Кульнева и Кутузовским пр-том; инвестор АО «Первый
Московский приборостроительный завод им. В. Казакова»).
Разработка и реализация проектов стратегического и территориального планирования в Москве позволила выявить и найти решение еще одной, довольно неожиданной, проблемы.
Реновация промышленных территорий, зон это важный для города вопрос. Он требует активного участия инвесторов. Основная проблема редевелопмента этих зон в том, что они имеют зачастую несколько собственников, планы и возможности которых различны. И если одни собственники активно пытаются найти способы реорганизовать свои участки, другие, просто получают деньги за сдачу своего участка в аренду.
Федеральные власти нашли решение.
Принятый 3 июля 2016 года Президентом России Федеральный закон
№ 373-ФЗ создает предпосылки для комплексного освоения территорий в границах городов.
Для реализации основных принципов эффективного территориального планирования и управления городской территорией, а так же создания благоприятной и комфортной среды для граждан, закон дополняет существующие в Градостроительном кодексе четырех правовых схемы развития территорий на основании договоров [4]:

развития застроенной территории;

комплексного освоения территории;


35

освоения территории в целях строительства жилья экономического класса;

комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса)
Еще двумя правовыми схемами:

комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества. Участок на ул. Берзарина, вл. 28. Площадь разработки проекта планировки составляет 31 га, зона реорганизации занимает 9 га. Инвестор планирует создать на этой территории многофункциональную застройку площадью 304 тыс. кв. м. Эта зона является пилотным проектом такой схемы.
Информация предоставлена «Москомстройинвестом».

комплексное развитие территории по инициативе органа местного самоуправления, что позволит городу принять решение по реорганизации той или иной площадки и побудить правообладателя к действию. Сейчас по этой схеме город разрабатывает пилотный проект по реорганизации части промышленной зоны на ул. Азовская, вл. 35. Проект планировки разрабатывается на 17,5 гектаров земли, из них планируется реорганизовать 7,8 гектаров.
Планы реконструкции и реновации промышленных зон предусматривают соответствие следующим требованиям:

Близость к Московскому центральному кольцу и радиальным направлениям железных дорог Москвы. Запуск пассажирского движения по
Московскому центральному кольцу значительно разгрузил метрополитен и улично-дорожную сеть. Это станет катализатором развития примыкающих к новому кольцу территорий, представляющих собой заброшенные промышленные зоны. Это позволит обеспечить их всестороннее социально-

36 экономическое развитие в полном соответствии с целями и задачами стратегии комплексного развития Москвы.

Близость к перспективным транспортным узлам на станциях метро,
Московского Центрального Кольца и радиальных железнодорожных направлениях;

Близость к Москве-реке.
Согласно стратегии развития города, к 2035 году именно Москва-река станет линейным центром города. Основная идея реновации прибрежных территорий охватывает огромную зону, почти одиннадцать тысяч гектар, и учитывает тенденции последних лет по более активному включению этих территорий в структуру города.
Особенностью этой программы развития является привлечение инвесторов, девелоперов, наряду с использованием средств бюджетов всех уровней. Но и в этом случае приоритетом является повышение качества жизни населения, создание новые точек развития и повышение уровня комфортности городской среды.
Третьей, исследуемой нами, программой является Реновация жилья.
Речь идет о сносе старых пятиэтажных зданий и возведении на освободившейся земле новых, современных жилых домов. Помимо строительства жилых домов будет проведена полно-объемная замена сетей канализации, водоснабжения, водоотведения, газа и электричества. Площади зеленых насаждений, согласно утвержденных проектов, увеличатся. Появятся новые парковочные места. Эту возможность даст увеличение этажности застройки и применение новых технологий в строительстве и проектировании.
Программа, реализуемая сейчас, является уже «второй волной» сноса старого аварийного жилья. Первая программа, программа сноса пятиэтажек первого периода индустриального домостроения
1   2   3   4   5   6   7   8

,
была запущена в конце

37 двадцатого века. В нее были включены 1722 домов общей площадью свыше
6,3 млн м². Большей частью реализована.
Новая программа реновации жилья включает в себя примерно 4,5 тыс. домов. Точное количество не утверждено, так как и сейчас продолжаются обсуждения и согласования с гражданами, жителями этих пятиэтажек.
Особенностью этой программы является максимально широкое привлечение инвесторов, девелоперов и обсуждение этой программы с гражданами.
Протесты жителей домов, попавших под программу реновации, обусловлены изменением стоимости собственности. Речь идет, якобы о крупных потерях в цене квартир, неудобствах переезда и нарушении конституционных прав граждан на неприкосновенность собственности. В рамках этой работы нет необходимости изучать реальные истоки и причины протеста.
Достаточно отметить, что власти города разработали интернет-систему, гарантирующую любому желающему доступ ко всей информации, касающейся строительства, территориального планирования, проектной и законодательной базы.
Кроме того, в рамках этих интернет-платформ доступно онлайн- обсуждение, голосование и диалог с властями.
Все три рассмотренных нами программы объединяет одно: финансирование.
Несмотря на различие в источниках финансирования, бюджеты различных уровней, средства частных инвесторов и крупных девелоперских групп, средства на реализацию программ поступают бесперебойно и в нужных количествах.
Законодательная и информационная поддержка программ ведется на высочайшем уровне. Принимаются и реализуются самые современные архитектурные и градостроительные решения. Уже, по результатам на сегодняшний день, можно утверждать, что программа реновации Москвы одна из самых удачных в мировой практике.

38
На рисунке 3 показана часть карты, размещенной на официальном портале
Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы: https://stroi.mos.ru/ [47].
Рисунок 3 – Расположение объектов программы реновации
Реализованы все принципы повышения комфортности пространства, повышения качества жизни.
Приемы, методы и технологии, разработанные в ходе реализации московской программы, можно будет использовать для реновации других крупных городов
Российской Федерации, с поправкой на местные условия.
1.4 Методика комплексного анализа и оценки территориального планирования в муниципальном образовании
Методика комплексного анализа и оценки территориального планирования включает в себя изучение и анализ субъектов территориального планирования муниципального образования, анализ нормативно-правовой базы, выбор и оценку показателей территориального планирования.
Начнем с изучения и анализа субъектов территориального планирования.