Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ЮжноУральский государственный университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 238

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21 1.2 Нормативно-правовая база, документы и принципы территориального планирования
Градостроительство комплексная всеобъемлющая деятельность общества, направленная на создание материально-пространственной среды жизнедеятельности человека в поселениях и районах расселения.
Градостроительная деятельность охватывает исследования, проектирования и управления процессами реализации мероприятий, определяющих формирование и развитие функциональной и архитектурно-планировочной структуры населенных мест и районов согласно демографическим, социальным, экономическим требованиям и природно-экологическими условиями; развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, сохранение и обогащение окружающей среды.
Средствами решения градостроительных задач является рациональная планировочная организация территории и согласовано взаиморасположение жилых районов, производственных комплексов, рекреационных зон, общественных центров.
Основными документами, регламентирующим территориальное планирование
(ТП) являются Градостроительный Кодекс Российской Федерации, СНиП 11-04-
2003 г. «Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации» [20], СНиП и СанПиН в области градостроительства.
Положения о территориальном планировании муниципальных образований готовятся в соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса Российской
Федерации в качестве текстовой части материалов в составе Генерального плана.
В этой части Генплана указываются цели и задачи территориального планирования, а также список мероприятий по ТП с указанием последовательности их выполнения. В Генеральный план закладываются основные предложения, способствующие реализации роста социально- экономического благосостояния округа на средне- и долгосрочную перспективу.

22
Необходимо отметить, что документация ТП имеет три уровня:

уровень Российской Федерации;

уровень субъектов Российской Федерации;

уровень муниципальных образований.
Эти документы определяют градостроительную политику каждого уровня.
Они являются обязательными как для органов государственной власти, так и для органов местного самоуправления при принятии решений.
В качестве документов ТП Градостроительным Кодексом Российской
Федерации определены схемы территориального планирования, разрабатываемые по тематическим направлениям:

в области обороны страны и безопасности государства;

в области развития путей сообщения;

информации и связи.
Эти схемы разрабатываются на основании результатов инженерных изысканий с учетом федеральных программ развития Российской Федерации, документов ТП субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. В некоторых, определенных законом, случаях они подлежит согласованию с субъектами Российской
Федерации.
Для третьего уровня территориального планирования, уровня муниципальных образований, документами территориального планирования являются:

схемы территориального планирования муниципальных районов;

генеральные планы поселений;

генеральные планы городских округов.
В Градостроительном Кодексе РФ подробно расписан состав и порядок подготовки документов ТП муниципальных образований, но он может быть уточнен нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.


23
В некоторых, определенных Градостроительным Кодексом РФ и уточняемых
Правительством Российской Федерации, случаях эти документы подлежат государственной экспертизе и согласованию с вышестоящими органами.
Генеральные планы и схемы территориального планирования проходят процедуру публичных слушаний и утверждаются представительными органами местного самоуправления.
Принципы ТП заключаются в сохранении и повышении качества жизни населения. Это подразумевает обеспечение для населения равного доступа к социальным, экономическим благам, обеспечение социальной устойчивости за счет развития образования, здравоохранения, учреждений досуга и обеспечение доступа к оплачиваемому труду.
Целевыми установками ТП являются:

Обеспечение доступности и качества базовых социальных услуг за счет повышения мобильности и качества системы обслуживания и мобильности населения;

Привлечение инвестиций, с целью обеспечения населения рабочими местами непосредственно на территории муниципального образования.

Использование всех возможностей для создания комплексных производств, выстраивания технологических цепочек;

Принцип разделения ответственности за социально-культурную среду между властью и бизнесом;

Оптимизация расходования бюджетных средств. Целевое использование средств.
Градостроительное зонирование деятельность по разделению территории муниципального образования на зоны, с установлением для каждой из них правового режима градостроительного использования градостроительного регламента; градостроительное зонирование материализуется в правилах землепользования и застройки.

24
Градостроительное зонирование осуществляется органами местного самоуправления, а его результаты оформляются в виде местного нормативного правового акта «Правил землепользования и застройки», которые принимаются представительными органами местной власти, имеют обязательную юридическую силу в границах муниципального образования и подлежат исполнению всеми субъектами, осуществляющими изменения объектов недвижимости или причастными к этому процессу, административными органами надзора и контроля, собственниками и пользователями (арендаторами) недвижимости (в т.ч. федерального уровня или уровня субъекта РФ), инвесторами, застройщиками, подрядчиками. Правила являются основанием для разрешения споров в судебном порядке [24].
Для Копейского городского округа, например, нормативно-правовая база территориального планирования представляет пакет следующих документов.
1. Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 года №190-ФЗ.;
2. СНиП 11-04-2003 г. «Инструкция о порядке разработки, согласования и экспертизы и утверждения градостроительной документации»;
3. Земельный кодекс РФ №136-ФЗ от 25.10.2001,
4. Лесной кодексом РФ № 200-ФЗ от 04.12.2006;
5. Методическими рекомендациями по разработке проектов Генеральных планов поселений, городских округов, утвержденные Приказом Министерства регионального развития РФ № 244 от 26.05.2011,
6. СНиП и СанПиН в области градостроительства.
7. Генеральный план г. Копейска, утвержденный решением Собрания депутатов Копейского городского округа № 83-МО от 30.05.2007г. (институт
«Челябинск-гражданпроект», 2006 г.);
8. Генеральный план Копейского городского округа, утвержденный решением
Собрания депутатов Копейского городского округа № 476-МО от 29.02.2012 г.
(институт «Челябинск-гражданпроект», 2006 г.);


25 9. Генеральный план Копейского городского округа ( внесение изменений в
Генеральный план), выполненный ООО «УАИ», утвержденный решением собрания депутатов Копейского городского округа № 149-МО от 25.05.2016 г.;
10. Схема территориального планирования части территории Челябинской области применительно к главному планировочному узлу
1   2   3   4   5   6   7   8

г. Челябинску (Схема территориального планирования
Челябинской агломерации), институт
«Челябинскгражданпроект», 2015 г., постановление Правительства Челябинской области об утверждении СТП ЧА № 172-П от 20.04.2016 г.).
11. Местные нормативы градостроительного проектирования муниципального образования «Копейский городской округ Челябинской области», утвержденные
Решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 26.11.2014 г. № 955-МО.
1.3 Отечественный и зарубежный опыт организации территориального планирования в муниципальном образовании
Наибольшего развития и, как следствие, лучший результат территориальное планирование получило в Швейцарии. Как страна Швейцария достаточно специфична. Стоит отметить высочайший уровень милитаризации всех областей жизни страны. Огромное количество стрелкового оружия на руках населения поднимает гражданское самосознание населения и гарантирует практически недосягаемый уровень демократических свобод. Но, помимо этого, Швейцария это страна с самым высоким жизненным уровнем в Европе. Причины, которые это обусловили, достаточно специфичны и неприменимы на территории других стран. Банковский комплекс Швейцарии является уникальным финансовым проектом и не поддается копированию. Это и многое другое ведет к высочайшим требованиям в области организации жизненного пространства в стране. Важными моментами являются специфическая география и «топология», значительную

26 часть территории Швейцарии занимают горы. Примерно третья часть площади страны уже используется [32].
Бурный процесс градостроительства начался после окончания Второй
Мировой Войны, с 1947 года в разы увеличилось количество зданий и сооружений
Сейчас методы стратегического и территориального планирования в
Швейцарии направлены на расширение инфраструктуры, повышение качества жилищных условий, увеличение числа объектов культуры и образования. То есть речь идет о следующем уровне повышения качества жизни. Так как заметная часть земель принадлежит на правах собственности частным и юридическим лицам, коммунам, то это ведет к определенной специфике стратегического планирования, привносит определенные сложности и ограничения в территориальное планирование и связанные с ним общественные интересы.
Именно поэтому для планирующих организаций одним из главных вопросов становится вопрос о принятии и одобрении населением, общественностью предлагаемых планов развития и территориального планирования. На первое место выходит диалог между органами местного самоуправления, населением, органами государственной власти. Это привело к созданию продвинутых платформ для осуществления такого диалога. К разработке детальнейшей законодательной базы, регулирующей действия в области стратегического и территориального планирования на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. Территориальное планирование в Швейцарии, как и в
Российской Федерации, имеет три уровня:

федеральный уровень;

уровень кантона;

уровень общины.
Такое деление обусловлено размерами территории этой европейской страны и количеством населения. Разумеется, в следствии разницы в масштабах
Швейцария не может служить прямым примером для России, но к общим идеям и принципам стратегического и территориального планирования, реализуемым в


27
Швейцарии необходимо присмотреться внимательно.
Территориальное планирование в Швейцарии является непрерывным процессом, совместной работой всех участников этого процесса, на всех уровнях планирования.
В Швейцарии имеется так называемое коммунальное территориальное планирование, базирующееся на идеальной модели территории, полученной при совместной работе специалистов с политиками и населением. С помощью этих образцов, так называемых идеальных моделей, разрабатывается коммунальное нормативное планирование. Оно, это коммунальное нормативное планирование и является инструментом координации. Если перевести принципы и методы территориального планирования в «художественную форму», то их можно свести к набору вопросов «Что было? Что есть? Что будет? Что могло бы быть? Что должно быть?»
Итак, рассматривая опыт территориального планирования и разработки стратегий в Швейцарии, мы можем вынести три основных фактора:

Развитые технологии осуществления диалога между всеми заинтересованными сторонами. Это прямые опросы, интернет-платформы, плебисциты и другие формы мониторинга мнений населения муниципальных образований;

Детализированное законодательство в области стратегического и территориального планирования;

Безусловная направленность планирования на всех уровнях принятия решений н повышение качества жизни населения.
После удивительных результатов, полученных властями всех уровней
Соединенных Штатов Америки в Детройте и многих других городах, состоянием инфраструктуры на большей части территории, мы не будем рассматривать опыт территориального планирования в США. Резкое изменение демографической и политической
«составляющей» жизни в странах-членах
ЕС делает бессмысленным анализ методов стратегического и территориального планирования в станах Евросоюза. Ситуация там настолько сложна и

28 непрозрачна, что цели, методы и способы, применяемые властями ЕС и местными органами самоуправления для реализации своих стратегических планов социально-экономического развития и территориального планирования, вряд ли применимы в России [22].
Наиболее показателен для изучения и применения опыт стратегического и территориального планирования в городе Москве.
На сегодняшний день в Москве действует несколько программ развития, нуждающихся в корректировках Генплана. Одна из них – это Адресная инвестиционная программа (далее Программа).
Как следует из названия, эта Программа включает в себя только те объекты, которые будут построены в Москве за счет бюджета города [55].
Таким образом, Программа устанавливает распределение расходов городского бюджета на финансирование мероприятий государственных программ Москвы на очередной финансовый год и плановый период. В настоящее время формирование и реализация Адресной Инвестиционной Программы города Москвы ведутся в соответствии с Положением, утвержденным мэром Москвы Сергеем Собяниным в мае 2012 года.
Речь идет о достаточно долгосрочной программе, результаты которой уже видимы. Опыт реализации этой программы оказался неоценим для новых, разработанных и принятых властями, проектов.
Уточним, что Адресная Инвестиционная Программа является основанием для:

размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Москвы в соответствии с законодательством РФ,

заключения государственных контрактов, договоров и соглашений с юридическими лицами в целях осуществления бюджетных инвестиций.
Утверждена Программа Постановлением Правительства Москвы № 665-ПП от
11.10.2016 г. Необходимо отметить, что пока реализация Программы идет в соответствии с плановыми графиками производства работ. Стоит уделить особое