Файл: 2. 3 Анализ результатов опытноэкспериментальной работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


29. Маркова, А.К. Учебно-познавательные мотивы и пути их исследования. Формирование учебной деятельности / А.К. Маркова. – М.: Педагогика, 2016. – 267 с.

30. Маткин, В.В. Теория и практика развития интереса к профессионально-творческой деятельности у будущих учителей: ценностно-синергетический подход / В.В. Маткин. – Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2017. – 204 с.

31. Морозов, А.В. Управленческая психология [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений / А.В. Морозов. – М.: Трикста, 2020. – 288 с.

32. Неудахина, Н.А. Основы педагогического мастерства [Текст]: учебное пособие / Н.А. Неудахина. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2019. – 209 с.

33. Панфилова, А.П. Взаимодействие участников образовательного процесса [Текст]: учебник для бакалавров / А. П. Панфилова, А. В. Долматов. – М.: Академия, 2016. – 487 с.

34. Педагогический словарь / авт.-сост. И. П. Андриади, С. Ю. Темина. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 221 с.

35. Радугина, А.А. Психология и педагогика / А.А. Радугина. – М: Педагогика, 2017. – 341 с.

36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1998. – 512 с.

37. Рубцов, В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы / В. В. Рубцов, Т.Г. Ивошина. – М.: Моск. гор. психолого-пед. ун-т, 2018. – 271 с.

38. Словарь по конфликтологии / авт.-сост. В.Р. Филиппова, С..Б. Давлетчина. – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2015. – 100 с.

39. Словарь по социальной педагогике [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. – М. : Академия, 2017. – 365 с.

40. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 1991. – 305 с.

41. Хон, Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения [Текст]: учебное пособие для вузов / Р. Л. Хон. – М. : Деловая книга, 2017. – 736 с.

42. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь [Текст]: программа адаптации детей к шоле / Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова. – М.: Генезис, 2016. – 128 с.

43. Щукина, Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2016. – 342 с.

44. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Д. Б. Эльконин. – М. : Академия, 2005. – 384 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Описание методик, применяемых при изучении уровня

сформированности навыков учебного сотрудничества у младших

школьников

1. Наблюдение за поведением и совместной деятельностью учащихся

на уроках.

Цель: выявление в процессе осуществления совместной деятельности


учащихся сформированности у них качеств сотрудничества.

Критерии оценивания:

 умение детей договариваться, приходить к общему решению;

 использование в процессе осуществления совместной деятельности

средств убеждения;

 использование в процессе осуществления совместной деятельности

уговоров;

 выполнение взаимного контроля;

 умение помогать друг другу при совместной деятельности;

 фиксирование отношения к результату деятельности.

2. Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман)

Цель: выявление в процессе организации и осуществления

сотрудничества (кооперация) уровня сформированности действий по

согласованию усилий.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием младших

школьников, работающих в классе парами, анализ результатов работы детей

Описание задания: младшим школьникам, сидящим парами, раздают

по одному изображению рукавички каждому и просят их украсить рукавички

одинаковым способом, т. е. так, чтобы эти рукавички составили пару.

Младшие школьники могут самостоятельно придумать узор, но для этого им

в первую очередь необходимо договориться между собой о том, какой узор они вместе будут рисовать. Каждая пара младших школьников получает

изображение рукавичек в виде силуэта (на левую и правую руку) и два

одинаковых набора цветных карандашей.

Материал: каждая пара детей получает изображение рукавичек в виде

силуэта (на правую и левую руку соответственно) и одинаковые наборы

цветных карандашей или фломастеров.

Критерии оценивания:

– продуктивность совместной деятельности обучающихся

оценивается по степени сходства узоров на обеих рукавичках;

– умение детей приходить к общему решению, договариваться,

умение аргументировать, убеждать и т. д.;

– оценивается взаимный контроль по ходу выполнения деятельности:

способны ли дети замечать друг у друга отступления от их первоначального

замысла, как ребенок реагирует на эти замечания;

– оказывают ли взаимопомощь в процессе рисования;

– эмоциональное отношение детей к совместной деятельности:

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: в узорах младших школьников вообще нет

сходства или явно преобладают различия. Обучающиеся не пытаются



договориться, прийти к единому мнению, каждый из их настаивает на

своем.

2. Средний уровень: сходство обеих рукавичек частичное – отдельные

признаки ( форма или цвет некоторых деталей) совпадают, но наблюдаются

заметные различия.

3. Высокий уровень: рукавички раскрашены очень похожим или

одинаковым узором. Младшие школьники активно обсуждали

предполагаемый вариант узора; пришли к согласию относительно узора в

раскрашивании рукавичек; обучающиеся сравнивают способы действия и

способны координировать их, совместно действуют; они следят за

реализацией предполагаемого замысла. 3. Методика «Ковёр» (Р. В. Овчарова)

Цель: изучение уровня сформированности навыков группового

взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.

Оцениваемые действия:

 Учитывать разные мнения и стремиться к координации

различных позиций в сотрудничестве;

 Формулировать собственное мнение и позицию;

 Договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 Допускать возможность существования у людей различных точек

зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

 Планировать свои действия в соответствии с поставленной

задачей и условиями её реализации;

 Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Методику лучше проводить коллективно на уроке художественного

труда или на других уроках. Проведение в урочное время лучше потому, что

дети на уроке наиболее адекватно принимают на себя социальную роль

«ученика» и, конечно же, чувствуют ответственность за выполнение

определенного задания.

Необходимо поделить детей на произвольные команды, которые будут

работать за отдельными столами.

Материал: на каждом столе имеются совершенно одинаковые наборы

всевозможных фигур (треугольников, квадратов, окружностей,

прямоугольников, овалов, звездочек и так далее), выполненных из цветной

бумаги. Это позволяет создать равные условия работы для всех групп.

Далее каждой команде предлагается изготовить один, общий ковёр.

При этом педагог демонстрирует образцы нескольких готовых ковров. На

основе анализа этих образцов коллективно с детьми устанавливаются общие признаки любого ковра, которые одновременно для учеников являются


правилами выполнения работы и средствами контроля:

а) наличие центрального рисунка;

б) одинаковое оформление углов;

в) симметричное расположение деталей относительно центра.

Инструкция. Чтобы сделать такие же красивые ковры, как вы увидели в

качестве примера, надо работать дружно и слаженно.

Успешность совместной деятельности зависит от того, насколько дети

умело смогут организовать работу в группе, распределить обязанности и

договориться между собой. Время выполнения для всех одинаково. По

завершению работы организуется выставка ковров, в ходе которой дети сами

анализируют свою деятельность. Проводится групповое обсуждение, цель

которого организация рефлексивно-содержательного анализа совместного

действия. Команды обсуждают, что удалось, а что не удалось, также

рассматривают степень соответствия продукта их деятельности

поставленной задаче.

Уровни оценивания:

Низкий уровень: на ковре нет ни одного, либо отмечается только один

оцениваемый признак;

Средний уровень: на ковре присутствуют два из оцениваемых

признака;

Высокий уровень: наличие трёх из оцениваемых критериев.

Данные диагностики помогут выявить наличие или отсутствие

трудностей в общении с окружающими, уровень согласованности действий

между парами учеников, а также уровень сформированности навыков

взаимодействия учащихся в подгруппах.