Файл: 2. 3 Анализ результатов опытноэкспериментальной работы.docx
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ В УЧЕБНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | |
1.1 Структурно-содержательная характеристика учебного взаимодействия младших школьников | |
1.2 Формирование системы позитивного отношения в младшем школьном возрасте как педагогическая проблема | |
1.3 Педагогические условия, способствующие формированию у детей младшего школьного возраста позитивного отношения в учебном взаимодействии | |
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ В УЧЕБНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ | |
2.1 Диагностика сформированнности у детей младшего школьного возраста позитивного отношения в учебном взаимодействии | |
2.2 Разработка комплекса педагогических условий формирования у младших школьников системы позитивных отношений | |
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Одной из главных задач современного начального образования является формирование позитивного отношения в учебном взаимодействии. Как педагогическая проблема позитивное отношение в учебном взаимодействии представляет собой систему ценностного отношения к учебному предмету, окружающим людям, к себе. Необходимость изучения основных характеристик позитивного отношения младших школьников в учебном взаимодействии обусловлена переходом на новый уровень развития общества, отношения в котором построены на духовных ориентирах.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития системы позитивных отношений, в том числе, в учебном взаимодействии. В сознании младших школьников формируются и закрепляются ценностные ориентиры, устанавливается круг интересов, усложняется форма сознания окружающей действительности. Поэтому важным условием развития позитивного отношения в учебном взаимодействии является совершенствование социального опыта взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирование интереса к познавательному процессу, становление самооценки.
Важным условием формирования положительного отношения в учебном взаимодействии является создание условий для социально значимых взаимоотношений в процессе обучения и воспитания со одноклассниками и учителем, привитие ценностей значимых в обществе, формирование умений осуществлять рефлексию собственной деятельности. Огромное значение при этом имеют профессиональные навыки учителя. Именно он должен создать ситуацию успеха, сформировать доброжелательную атмосферу, для того чтобы ребенок почувствовал уверенность в себе, сформировал положительное отношение к себе и к окружающим людям тем самым почувствовал себя счастливым человеком.
Проблема исследования заключается в определении педагогических условий по формированию у младших школьников позитивного отношения в учебном взаимодействии.
Объектом исследования является учебное взаимодействие детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования выступает процесс формирования у младшего школьника позитивного отношения в учебном взаимодействии.
Цель исследования заключается в разработке и апробации комплекса педагогических условий по формированию у младших школьников позитивного отношения в учебном взаимодействии.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования:
- выявить теоретические основы формирования позитивного отношения в учебном взаимодействии у детей младшего школьного возраста;
- провести диагностику сформированнности у детей младшего школьного возраста позитивного отношения в учебном взаимодействии;
- разработать комплекс педагогических условий формирования у младших школьников системы позитивных отношений;
- проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: если будут выявлены и разработаны педагогические условия, направленные на позитивное взаимодействие, то процесс позитивного отношения в учебном взаимодействии у детей младшего школьного возраста будет эффективным.
Методологической базой проведенного исследования стали труды следующих учёных: А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, Н.М. Борытко, Т.И . Власова, О.С. Газман, В.П. Зинченко, М.В. Корепанова, А.Н. Леонтьев, В.Г. Маралов, А.В. Мудрик, Г.Н. Поддубная, С.Л. Рубинштейн, С.Н. Семенкова, В.П. Симонов, И.А. Соловцова, А.С. Ткаченко, Е.В. Павлова, Н.Е. Щуркова и т.д.
Исследование проводилось на основании использования следующих
методов:
- теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, синтез и обобщение полученной информации;
- эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, математические методы.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования в образовательном процессе начальной школы разработанных на основании диагностики педагогических условий по формированию положительного отношения младших школьников в учебном взаимодействии.
Структура и объем выпускной квалификационной работы обусловлены логикой проведенного исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ В УЧЕБНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Структурно-содержательная характеристика учебного взаимодействия младших школьников
Изучение научной литературы позволило выяснить, что освещение получили следующие вопросы: трактовка понятия «учебное взаимодействие»; компоненты, идеи построения, формы и функции учебного взаимодействия.
В педагогическом словаре И.Д. Андриади, С.Ю. Теминой под учебным взаимодействием понимается организованная педагогическая деятельность, основанная на идее гуманистического и демократического обучения и воспитания детей; учебное сотрудничество между учителем и учениками, учениками и учениками, построенное с учетом общих интересов ориентированное на свободное развитие личности ребенка [34].
По мнению А.Д. Ломовой под учебным взаимодействием понимается сотрудничество между субъектами образовательного процесса, основанное на взаимовлиянии при достижении общего результата [24].
Т.В. Луговая считает, что учебное взаимодействие – это процесс совместной деятельности участников образовательного процесса, имеющий согласованный, ценностный характер, направленный на достижение общих задач. По мнению автора учебное взаимодействие является ценностно-ориентированной деятельностью, в процессе которой у обучающихся формируются моральные нормы сотрудничества с другими субъектами образовательного процесса [25].
В словаре по социальной педагогике Л.В. Мардахаева учебное взаимодействие описывается, как процесс обучения и воспитания, построенный на взаимоуважении, свободе выбора учителем и учениками путей, средств и способов обучения и воспитания [39].
В Педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой под учебным взаимодействием» понимается: «совместная деятельность учителя и учащихся, которая строится на принципах демократизма и направлена на достижение, как личных так и общественных целей [20].
Л.С. Бекназарова считает, что учебное взаимодействие является одной из форм организации образовательного процесса в системе «учитель – ученик», которая характеризуется взаимоподдержкой, разделением функций в системе обучения, наличием доброжелательных взаимоотношений [4].
По мнению И.А. Зимней учебное взаимодействие представляет собой внутригрупповое сотрудничество между школьниками или между школьниками и учителем. Учебное взаимодействие по ее данным имеет следующие характеристики:
- наличие единой цели;
- конкретный временной промежуток осуществления;
- определенное место выполнения;
- качественное управление деятельностью;
- упорядоченность действий взаимодействующих субъектов;
- наличие основанных на позитиве отношений между личностями [17].
Большой вклад в изучение учебного взаимодействия внес Г.А. Цукерман. Он считал, что если в процессе какого-либо взаимодействия решаются образовательные задачи, то взаимодействие считается учебным. Он выделил характеристики, присущие только для учебного взаимодействия:
- главным является не просто результат учебной деятельности, но и характер способов достижения этих результатов;
- при решении учебных задач ребенок должен быть относительно независим от взрослого [42].
Сходной позиции придерживается В.В. Рубцов. По его мнению для учебного взаимодействия характерна способность детей не просто повторить действия за взрослым, но и перестраивать их на основании собственных знаний и навыков, то есть осуществлять трансформацию этих действий, видоизменять их для достижения, как групповых так и личных целей [37].
Под учебным взаимодействием Н.И. Майорова понимает учебный процесс, основанный сотрудничестве, проявлении инициативы школьников, возникновении позитивных реакций на окружающих людей и мир [27].
Согласно исследованию В.И. Зягвинского структура учебного взаимодействия представлена двумя компонентами:
- регулятивный компонент предполагает наличие умений ставить перед собой задачу и достигать ее в процессе сотрудничества в образовательном процессе, планировать деятельность для достижения данной цели, осуществлять взаимооценку и самооценку;
- коммуникативный компонент подразумевает наличие собственно коммуникативных навыков, таких как умение слушать и слышать, строить связные высказывания для выражения собственных мыслей, умение аргументировать свой выбор, доброжелательно доказывать свою точку зрения, умение выходить из конфликтной ситуации [15].
И.В. Арефьева выделяет основные идеи построения учебного взаимодействия:
- исключение принудительных методов из образовательного процесса;
- идея опоры, предполагающая отсутствие дифференциации детей по уровням познавательного развития;
- идея трудной цели, направленная на предоставление к решению детям трудных задач и их убеждение в достижении успеха;
- идея опережения предполагает создание условий для ускоренного изучения какой-либо темы;
- идея свободного выбора основана на самостоятельном выборе детьми путей решения определенных учебных задач.
- идея соответствующей формы предполагает решение познавательных задач на основе свободного выбора средств и форм деятельности для реализации данных задач;
- идея самоанализа направлена на развитие навыков анализа личной и коллективной деятельности, продуктов этой деятельности;
- идея крупных блоков позволяет объединять объемный учебный материал в один блок;
- идея познавательного фона класса подразумевает подачу для учеников знаний в соответствии с их уровнем познавательной активности и интересов;
- идея творческого самоуправления предполагает организацию школьниками собственной деятельности, направленной на реализацию творческих способностей [3].
По мнению И.А. Зимней выделяются следующие формы учебного взаимодействия: учитель – ученик, учитель – группа учащихся; учитель – учитель, ученик – ученик, общегрупповое взаимодействие [17].
Г.А. Цукерман добавляет еще одну специфическую форму учебного взаимодействия – взаимодействие ученика с самим собой. При организации данной формы учебного взаимодействия учитель должен организовать его так, чтобы ученик смог самостоятельно найти способы действий для решения определенных учебных задач [42].
Для установления значения учебного взаимодействия в обучении и развитии младших школьников необходимо выделить его функции. В исследовании Е.В. Закировой-Зиевой отмечены пять функций учебного взаимодействия:
- развивающая функция учебного взаимодействия направлена на развитие мыслительных процессов школьников, создание такой ситуации в процессе обучения, при которой ребенок будет не просто копировать действия учителя, но и развивать собственные формы деятельности;