Файл: 2. 3 Анализ результатов опытноэкспериментальной работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ




ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ В УЧЕБНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




1.1 Структурно-содержательная характеристика учебного взаимодействия младших школьников



1.2 Формирование системы позитивного отношения в младшем школьном возрасте как педагогическая проблема



1.3 Педагогические условия, способствующие формированию у детей младшего школьного возраста позитивного отношения в учебном взаимодействии




ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ В УЧЕБНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ




2.1 Диагностика сформированнности у детей младшего школьного возраста позитивного отношения в учебном взаимодействии




2.2 Разработка комплекса педагогических условий формирования у младших школьников системы позитивных отношений




2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы




ЗАКЛЮЧЕНИЕ




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Одной из главных задач современного начального образования является формирование позитивного отношения в учебном взаимодействии. Как педагогическая проблема позитивное отношение в учебном взаимодействии представляет собой систему ценностного отношения к учебному предмету, окружающим людям, к себе. Необходимость изучения основных характеристик позитивного отношения младших школьников в учебном взаимодействии обусловлена переходом на новый уровень развития общества, отношения в котором построены на духовных ориентирах.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития системы позитивных отношений, в том числе, в учебном взаимодействии. В сознании младших школьников формируются и закрепляются ценностные ориентиры, устанавливается круг интересов, усложняется форма сознания окружающей действительности. Поэтому важным условием развития позитивного отношения в учебном взаимодействии является совершенствование социального опыта взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирование интереса к познавательному процессу, становление самооценки.


Важным условием формирования положительного отношения в учебном взаимодействии является создание условий для социально значимых взаимоотношений в процессе обучения и воспитания со одноклассниками и учителем, привитие ценностей значимых в обществе, формирование умений осуществлять рефлексию собственной деятельности. Огромное значение при этом имеют профессиональные навыки учителя. Именно он должен создать ситуацию успеха, сформировать доброжелательную атмосферу, для того чтобы ребенок почувствовал уверенность в себе, сформировал положительное отношение к себе и к окружающим людям тем самым почувствовал себя счастливым человеком.

Проблема исследования заключается в определении педагогических условий по формированию у младших школьников позитивного отношения в учебном взаимодействии.

Объектом исследования является учебное взаимодействие детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования выступает процесс формирования у младшего школьника позитивного отношения в учебном взаимодействии.

Цель исследования заключается в разработке и апробации комплекса педагогических условий по формированию у младших школьников позитивного отношения в учебном взаимодействии.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования:

- выявить теоретические основы формирования позитивного отношения в учебном взаимодействии у детей младшего школьного возраста;

- провести диагностику сформированнности у детей младшего школьного возраста позитивного отношения в учебном взаимодействии;

- разработать комплекс педагогических условий формирования у младших школьников системы позитивных отношений;

- проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза исследования: если будут выявлены и разработаны педагогические условия, направленные на позитивное взаимодействие, то процесс позитивного отношения в учебном взаимодействии у детей младшего школьного возраста будет эффективным.

Методологической базой проведенного исследования стали труды следующих учёных: А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, Н.М. Борытко, Т.И . Власова, О.С. Газман, В.П. Зинченко, М.В. Корепанова, А.Н. Леонтьев, В.Г. Маралов, А.В. Мудрик, Г.Н. Поддубная, С.Л. Рубинштейн, С.Н. Семенкова, В.П. Симонов, И.А. Соловцова, А.С. Ткаченко, Е.В. Павлова, Н.Е. Щуркова и т.д.

Исследование проводилось на основании использования следующих

методов:

- теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, синтез и обобщение полученной информации;

- эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, математические методы.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования в образовательном процессе начальной школы разработанных на основании диагностики педагогических условий по формированию положительного отношения младших школьников в учебном взаимодействии.

Структура и объем выпускной квалификационной работы обусловлены логикой проведенного исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ В УЧЕБНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Структурно-содержательная характеристика учебного взаимодействия младших школьников
Изучение научной литературы позволило выяснить, что освещение получили следующие вопросы: трактовка понятия «учебное взаимодействие»; компоненты, идеи построения, формы и функции учебного взаимодействия.

В педагогическом словаре И.Д. Андриади, С.Ю. Теминой под учебным взаимодействием понимается организованная педагогическая деятельность, основанная на идее гуманистического и демократического обучения и воспитания детей; учебное сотрудничество между учителем и учениками, учениками и учениками, построенное с учетом общих интересов ориентированное на свободное развитие личности ребенка [34].

По мнению А.Д. Ломовой под учебным взаимодействием понимается сотрудничество между субъектами образовательного процесса, основанное на взаимовлиянии при достижении общего результата [24].

Т.В. Луговая считает, что учебное взаимодействие – это процесс совместной деятельности участников образовательного процесса, имеющий согласованный, ценностный характер, направленный на достижение общих задач. По мнению автора учебное взаимодействие является ценностно-ориентированной деятельностью, в процессе которой у обучающихся формируются моральные нормы сотрудничества с другими субъектами образовательного процесса [25].


В словаре по социальной педагогике Л.В. Мардахаева учебное взаимодействие описывается, как процесс обучения и воспитания, построенный на взаимоуважении, свободе выбора учителем и учениками путей, средств и способов обучения и воспитания [39].

В Педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой под учебным взаимодействием» понимается: «совместная деятельность учителя и учащихся, которая строится на принципах демократизма и направлена на достижение, как личных так и общественных целей [20].

Л.С. Бекназарова считает, что учебное взаимодействие является одной из форм организации образовательного процесса в системе «учитель – ученик», которая характеризуется взаимоподдержкой, разделением функций в системе обучения, наличием доброжелательных взаимоотношений [4].

По мнению И.А. Зимней учебное взаимодействие представляет собой внутригрупповое сотрудничество между школьниками или между школьниками и учителем. Учебное взаимодействие по ее данным имеет следующие характеристики:

- наличие единой цели;

- конкретный временной промежуток осуществления;

- определенное место выполнения;

- качественное управление деятельностью;

- упорядоченность действий взаимодействующих субъектов;

- наличие основанных на позитиве отношений между личностями [17].

Большой вклад в изучение учебного взаимодействия внес Г.А. Цукерман. Он считал, что если в процессе какого-либо взаимодействия решаются образовательные задачи, то взаимодействие считается учебным. Он выделил характеристики, присущие только для учебного взаимодействия:

- главным является не просто результат учебной деятельности, но и характер способов достижения этих результатов;

- при решении учебных задач ребенок должен быть относительно независим от взрослого [42].

Сходной позиции придерживается В.В. Рубцов. По его мнению для учебного взаимодействия характерна способность детей не просто повторить действия за взрослым, но и перестраивать их на основании собственных знаний и навыков, то есть осуществлять трансформацию этих действий, видоизменять их для достижения, как групповых так и личных целей [37].

Под учебным взаимодействием Н.И. Майорова понимает учебный процесс, основанный сотрудничестве, проявлении инициативы школьников, возникновении позитивных реакций на окружающих людей и мир [27].

Согласно исследованию В.И. Зягвинского структура учебного взаимодействия представлена двумя компонентами:

- регулятивный компонент предполагает наличие умений ставить перед собой задачу и достигать ее в процессе сотрудничества в образовательном процессе, планировать деятельность для достижения данной цели, осуществлять взаимооценку и самооценку;


- коммуникативный компонент подразумевает наличие собственно коммуникативных навыков, таких как умение слушать и слышать, строить связные высказывания для выражения собственных мыслей, умение аргументировать свой выбор, доброжелательно доказывать свою точку зрения, умение выходить из конфликтной ситуации [15].

И.В. Арефьева выделяет основные идеи построения учебного взаимодействия:

- исключение принудительных методов из образовательного процесса;

- идея опоры, предполагающая отсутствие дифференциации детей по уровням познавательного развития;

- идея трудной цели, направленная на предоставление к решению детям трудных задач и их убеждение в достижении успеха;

- идея опережения предполагает создание условий для ускоренного изучения какой-либо темы;

- идея свободного выбора основана на самостоятельном выборе детьми путей решения определенных учебных задач.

- идея соответствующей формы предполагает решение познавательных задач на основе свободного выбора средств и форм деятельности для реализации данных задач;

- идея самоанализа направлена на развитие навыков анализа личной и коллективной деятельности, продуктов этой деятельности;

- идея крупных блоков позволяет объединять объемный учебный материал в один блок;

- идея познавательного фона класса подразумевает подачу для учеников знаний в соответствии с их уровнем познавательной активности и интересов;

- идея творческого самоуправления предполагает организацию школьниками собственной деятельности, направленной на реализацию творческих способностей [3].

По мнению И.А. Зимней выделяются следующие формы учебного взаимодействия: учитель – ученик, учитель – группа учащихся; учитель – учитель, ученик – ученик, общегрупповое взаимодействие [17].

Г.А. Цукерман добавляет еще одну специфическую форму учебного взаимодействия – взаимодействие ученика с самим собой. При организации данной формы учебного взаимодействия учитель должен организовать его так, чтобы ученик смог самостоятельно найти способы действий для решения определенных учебных задач [42].

Для установления значения учебного взаимодействия в обучении и развитии младших школьников необходимо выделить его функции. В исследовании Е.В. Закировой-Зиевой отмечены пять функций учебного взаимодействия:

- развивающая функция учебного взаимодействия направлена на развитие мыслительных процессов школьников, создание такой ситуации в процессе обучения, при которой ребенок будет не просто копировать действия учителя, но и развивать собственные формы деятельности;