Файл: 2. 3 Анализ результатов опытноэкспериментальной работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- коммуникативная функция учебного взаимодействия предполагает формирование коммуникативных навыков в процессе взаимодействия с окружающими людьми;

- воспитательная функция учебного взаимодействия предполагает воспитание личностных качеств учеников в процессе воздействия на него группы, определение места в коллективе, постижение этических норм;

- контрольно-оценочная функция учебного взаимодействия подразумевает выработку умений контролировать собственную деятельность и деятельность других людей;

- организационная функция учебного взаимодействия заключается в создании условий педагогом по организации разнообразных форм взаимной деятельности между учащимися и учителем, между учащимися и их группами [16].

Для организации положительного учебного взаимодействия необходимо создать такие условия, которые помогут сформировать положительные мотивы у учащихся, направленные на успешную совместную работу на основе творчества, инициативы, интересов детей при изучении дисциплины. По мнению В.В. Казантаева для организации такой деятельности учитель должен обладать определенными профессиональными качествами:

- обладание теоретическими знаниями основ учебного взаимодействия:

- обладание такими личностными качествами, как открытость, гуманность, любознательность, целеустремленность, ответственность, коммуникабельность;

- знание инновационных технология обучение и умение использовать их в учебном взаимодействии;

- высокий уровень развития коммуникативных навыков для организации межличностного взаимодействия в процессе учебного взаимодействия;

- умение моделировать ситуацию, корректировать их;

- способность к рефлексии [18].

Таким образом, на основе теоретического анализа структурно-содержательной характеристики учебного взаимодействия младших школьников можно сделать вывод, что учебное взаимодействие представляет собой процесс совместной деятельности субъектов образования, ориентированную на достижение общих и личностных целей, на основании правильной организации, управления и коррекции учебного процесса для формирования положительного сотрудничества в классном коллективе.
1.2 Формирование системы позитивного отношения в младшем школьном возрасте как педагогическая проблема
Образовательный процесс в школе является комплексной, разноуровневой системой, включающей три основных функции: производство, передачу и воспроизведение знаний. Однако, основой для передачи знаний является позитивное отношение в учебном взаимодействии, основой которого выступает интерес.


Позитивное отношение в учебном взаимодействии построено на удовлетворении познавательных потребностей на основании познавательных интересов, которое обеспечивает понимание и осознание школьниками учебных задач, выбор методов и способов их решения, способствует развитию интеллектуальных способностей и коммуникативных навыков.

Формирование системы позитивного отношения в учебном взаимодействии необходимо для развития способностей учащихся, для повышения качества их учебной деятельности, для активизации познавательной деятельности, для развития эмоциональной сферы, для мобилизации волевых усилий для решения учебных задач.

По мнению К.Д. Ушинского познавательный интерес является главным фактором формирования позитивного отношения в учебном взаимодействии [40].

Г.И. Щукина выделяет следующие функции позитивного отношения в учебном взаимодействии:

- активизация познавательной деятельности и развитие интеллектуальных способностей;

- формирование целевых установок;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование устойчивых установок на выполнение учебной деятельности;

- становление эмоциональной сферы личности;

- мотивирование школьника к решению учебных задач [43].

М.Ш. Магомед-Эминов выделяет ряд других функций позитивного отношения в учебной деятельности:

- объединение субъектов и объектов образования для достижения целей в учебной деятельности;

- воздействие на внутреннее эмоциональное состояние личности для осуждения задач развивающего обучения;

- выполнение действенно-практической деятельности для развития волевых и интеллектуальных способностей ребёнка;

- использование различных технологий обучения в зависимости от интересов и уровня познавательной активности учащихся [26].

Известно, что к высшим духовным потребностям человека относятся познавательные потребности, а ее результатом выступает процесс приобретения новых знаний. При этом установлено, что если возникает позитивное отношение к какой-либо деятельности, то она становится более эффективной. То есть формирование позитивного отношения в учебном взаимодействии направлено на удовлетворение духовных потребностей человека.

Позитивное отношение в учебном взаимодействии является творческим процессом и вовлечение обучающихся в эту деятельность будет способствовать дальнейшему развитию положительного отношения в учебном взаимодействии.



Для включения школьника в творческую деятельность необходима мотивация, то есть изначально необходимо выработать положительное отношение к творческой деятельности, а в дальнейшем организовывать учебное взаимодействие на основании положительного отношения к знаниям, процессу обучения.

Для понятия формирования позитивного отношения в учебном взаимодействии важно рассмотреть его признаки и факторы.

По мнению В.В. Маткина существуют следующие признаки положительного отношения в учебном взаимодействии: присутствие мотивации, наличие непроизвольного внимания, интерес к приобретённым знаниям, их свободное использование в практической деятельности, свобода в общении со сверстниками [30].

М.Е. Дуранов установил, что для формирования позитивного отношения в учебном взаимодействии необходимы определенные условия его реализации:

- формирование мотивов к осуществлению познавательной деятельности при помощи разнообразных методов и средств, возбуждающих интерес к получению новых знаний;

- использование педагогических технологий, предполагающих активизацию познавательных процессов;

- создание проблемных ситуаций, требующих коллективного решения;

- организация групповой работы на уроках, направленной на формирование коммуникативных навыков;

- формирование навыков самообразования и самоанализа;

- организация ситуации успеха для формирования интереса к дальнейшему теоретическому обучению и использованию приобретённых знаний в практической деятельности [14].

Рассмотрим основные средства, которые способствуют возникновению позитивного отношения в учебном взаимодействии. Главным средством для формирования позитивного отношения в учебном взаимодействии является создание проблемных ситуаций, так как именно они являются основой для всех видов деятельности. В качестве примера формирования положительного отношения в учебном взаимодействии можно рассмотреть теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, основой первого этапа которой является проблемное обучение. Первый этап предполагает развитие интереса к учебному взаимодействию. Учитель должен изначально создать условия, мотивирующие учащихся к принятию деятельности по формированию новых знаний. Для этого создаются проблемные ситуации, для решения которых выполняется определенные действия [9].

С.Л. Рубинштейн считает, что большую роль в формировании позитивного отношения в учебном взаимодействии играет эмоциональное состояние личности. Предпосылками к формированию позитивного отношения в учебном взаимодействии являются наличие симпатии к педагогу или сверстникам, успешное выполнение учебной деятельности, радость от ее выполнения. Интеллектуальными эмоциями при этом выступают радость от получения новых знаний, эмоциональное удовлетворение от умственной деятельности и решение познавательных задач в ходе этой деятельности [36].


По мнению А.П. Панфиловой немаловажную роль в формировании положительного отношения в учебном взаимодействии играет интеллектуальный аспект образовательной деятельности. Изначально он является основой для получения каких-либо учебных навыков, а в дальнейшем формирует сознательное отношение к учебной деятельности и мотивирует на ее выполнение [33].

Р.Л. Хон считает, что при формировании положительного отношения в учебном взаимодействии значимым являются волевые качества личности, направленные на развитие доброжелательных отношений в детском коллективе, устранение и предотвращение конфликтных ситуаций, формирование умений преодолевать трудности, находить выход из проблемной ситуации [41].

На основании того, что основой формирования положительного отношения в учебном взаимодействии является наличие интереса А.К. Маркова отмечает, что в процессе учебного взаимодействия осуществляется переход от поверхностного интереса к содержательному, а в дальнейшем к интеллектуальной потребности. Следовательно, для того чтобы положительное отношение в учебном взаимодействии строилось на основании реализации интеллектуальных потребностей, необходимо интересно организовать процесс взаимодействия, являющийся основой успешного обучения [29].

Г.А. Бордовский выделяет ряд особенностей формирования позитивного отношения в учебном взаимодействии:

- явное проявление интереса к учебному взаимодействию со стороны учителя, только тогда процесс формирования положительного отношения в учебном взаимодействии будет иметь результат;

- подкрепление интереса практическими умениями обеспечивает понимание важности взаимодействий в процессе учебной деятельности;

- необходимо использование различных средств и способов поддержания интереса в учебном взаимодействии (обоснование актуальности проблемы, подбор сложных задач, требующих коллективного решерия, логическое изложение проблем, обоснование и практическая доказуемость проблемы, смелость и самостоятельность в изложении проблемы) [6].

Позитивное отношение в учебном взаимодействии подразумевает равенство отношений всех субъектов. Главной ошибкой педагога является выстраивание отношений в учебном взаимодействии, основанных на авторитарности их личности в связи с возрастными и профессиональными преимуществами. Однако, такой тип отношений приводит к тому, что дети ощущая ущемление своей личности подают ответную реакцию в виде пассивности, сопротивления, выхода на конфликтные ситуации. Поэтому педагог должен не просто уметь организовать учебное взаимодействие, но и на основании педагогического такта выстроить систему позитивных отношений.


А.А. Лобанов считает, что педагогическая тактика учителя при ежедневном взаимодействии с детьми должна быть направлена на формирование позитивных отношений, развитие личностных качеств учеников и учителя. Автор так же выделяет два вида педагогической тактики: положительное и отрицательное.

Под отрицательной тактикой педагогического процесса понимается построение учебного взаимодействия на основе создания атмосферы страха, зажатости.

Под положительной тактикой педагогического процесса подразумевается выстраивание позитивных, доброжелательных отношений в учебном процессе, предполагающих равноправие отношений. При таком построении учебного взаимодействия ребенок проявляет все свои положительные качества и старается стать лучше, избежать конфликтов, стремится к новым знаниям [23].

А.А. Радугина выделяет несколько методических приемов, которые будут способствовать формированию позитивных отношений в учебном взаимодействии:

- ученика следует называть только по имени, не фамильярничать;

- использовать методы похвалы и одобрения с целью создания ситуации успеха;

- во время проведения уроков учитель должен говорить ровным спокойным голосом, с поощрительной интонацией, не прибегая к крикам и унижениям личности ребенка;

- можно использовать прикосновения к ребенку с целью успокоения или одобрения;

- создание атмосферы в классе, которая будет способствовать раскрепощению и включению в учебную деятельность всех детей;

- нельзя отдавать приказы, угрожать;

- применять во время организации учебного взаимодействия новые виды занятий, интересные педагогические технологии и методы [35].

Рассмотрим технологии формирования позитивного отношения в учебном взаимодействии, которые направлены на выстраивание равных отношений между субъектами учебного процесса, позитивное решение учебных задач, воспитание положительных качеств личности ребенка, развитие коммуникативных навыков. К таким технологиям относятся позитивное воздействие, положительное подкрепление, позитивная поддержка усилий ребенка; технология позитивной оценки.

По мнению Н.Н. Васильева позитивное воздействие в учебном процессе предполагает использование таких методов, как позитивное обращение, Я-сообщение, Ты-сообщение, позитивное объяснение.

Позитивное обращение строится на использовании просьб, рекомендаций, убеждений, советов, скрытых инструкций и не допускает приказов, указаний, распоряжений.