Файл: 2. 3 Анализ результатов опытноэкспериментальной работы.docx
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учебные действия – это ход мыслительной познавательно-поисковой деятельности учащихся, нахождения нужных ответов, установление истины собственными усилиями.
Контрольно-оценочные действия учащимися совершаются и по ходу урока, и в конце его. Дети сами устанавливают: чему они научились, как и какими способами, чего именно добились. Урок завершается самооценкой учащихся.
При организации учебной деятельности учащихся в малых группах каждый вопрос, каждое задание давалось для обсуждения в группе, нахождения ответа или решения проблемы общими усилиями. Через определенное время учителем была организована проверка результатов работы следующим образом: по усмотрению командиров из каждой группы отвечает один ученик (если в классе мало групп), при наличии большого количества групп - из нескольких групп. И так до конца изучения нового материала.
В процессе опытно-поисковой работы, мы пришли к выводу, что на таких уроках учащиеся сами являются добытчиками знаний, полноценными участниками процесса познания нового. Уроки проходили по параметрам: «думаем и узнаем», «пробуем и решаем», «ищем и находим». Учащимся всегда интереснее самим находить ответы, чем слушать объяснения учителя, придумывать что-то новое, им неизвестное и неиспытанное.
В процессе самостоятельного добывания знаний у учащихся осуществляется работа различных видов мышления. Они сами, в зависимости от содержания материала и степени его трудности, совершают мыслительные операции: сравнивают, анализируют, синтезируют, конкретизируют, систематизируют, абстрагируют, делают обобщения и выводы. Дети также в основном сами находят пути умозаключений: индукцию, дедукцию, традукцию, абдукцию.
Школьники спонтанно или сознательно, иногда с помощью учителя, вооружаются способами деятельности, общенаучными методами познания.
Это наблюдение (если учащиеся ставят опыты), индукция и дедукция .(последние в познавательной деятельности учащихся большей частью .проявляются как виды умозаключения, иногда и как методы научного познания), аналогия и гипотеза, абстрагирование и идеализация, обобщение и ограничение, моделирование, логическое и историческое, восхождение от .абстрактного к конкретному.
Организация учебной деятельности учащихся в малых группах осуществлялась именно на основе использования метода восхождения от абстрактного к конкретному, который включает в себя три ступени:
- живое созерцание конкретных предметов материального мира;
- познание конкретного в форме отвлеченных, абстрактных, общих понятий и воспроизведение конкретного как духовно конкретного,
- применение знания отвлеченных, общих понятий, духовно конкретного в практической деятельности.
Множественность мнений, взглядов, позиций у школьников – большое преимущество. Учащиеся путем свободного обмена мнениями постоянно должны убеждаться в том, что только в столкновении различных мыслей можно найти путь к истине, сделать правильные выводы, наметить оптимальные пути развития.
Каждый урок при организации учебной деятельности учащихся в малых группах завершается самоанализом и самооценкой. Примерно через две недели в такой системе обучения почти все ученики смогли оценить свои работы на «пять» и «четыре», «тройки» совсем исчезли.
Применение специальных приемов и процедур, связанных с организацией содержательного, рефлексивного взаимодействия младших школьников со сверстниками, с обогащением их потенциала межличностных отношений.
Важным аспектом организации учебного сотрудничества в четверках является предметно-пространственная среда. Работа в четверках предполагает нетрадиционное размещение рабочих мест учащихся в классе, т.к., для групповой работы парты необходимо ставить так, чтобы каждый школьник мог видеть своих партнеров по работе в группе; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируются итоги групповой работы; был в пределах досягаемости от членов групп (чтобы младшие школьники могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы). Мы сделали вывод, что при таком распределении учащихся, во-первых, была создана возможность членов групп при решении учебных задач широко и свободно взаимодействовать друг с другом, во-вторых, расположение лицом к лицу в малой группе и спиной к спине между группами устраняет психологический дискомфорт, постоянно имеющий место в обычных классах. Такой дизайн предметно-пространственной среды способствует выполнению процедур взаимодействия, которые требуются в связи с применением определенных методов и приемов работы с классом.
Еще одним аспектом организации учебного сотрудничества является применение таких методов и приемов работы, которые повышали эффективность взаимодействия в четверках:
- метод «мозгового штурма» («мозговая атака») совместная поисковая деятельность;
- метод ролевой игры – дидактическая учебная игра по правилам, подчиненными достижению заранее намеченного игрового материала (имитационное моделирование: ориентация, подготовка к проведению, проведение игры, обсуждение игры);
- метод «Мэнэдж Мэт» – управление классом, распределение учеников одной команды;
- метод «Клок Баддис» – «друзья по времени». Выполнение задания за определенный промежуток времени, после окончания времени состав команды меняется.
- метод «Джот Тост» – «запишите мысль». Оперативное выполнение задания в письменном виде, проговаривая его вслух.
- метод «Конэрс» обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.
Так же существенное внимание уделялось процедурам саморегулирования деятельности внутри четверок. Для этого применялось распределение ролей. Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей. За основу мы применили следящее распределение обязанностей согласно ролевой функции.
Старший (капитан): организует внутри группы распределение обязанностей по прямому назначению, через жеребьевку, «добровольцы» и т.д.; контролирует готовность участников группы, выполнение каждым учеником правил совместной работы; информирует всех исполнителей о время, которое было дано для выполнения работы; докладывает самому старшему о готовности, качестве, своевременности выполнения задания.
Эксперт: оценивает выполняемую работу, контролирует правильность самооценки; докладывает об этом капитану группы.
Консультант: дает рекомендации и советы.
Рядовой: выполняет задание самостоятельно, по плану, аккуратно, до конца; проверяет правильность выполнения задания; прислушивается к рекомендациям капитана, эксперта, консультанта; отчитывается в выполнении задания; имеет право проявлять свою инициативность и вносить предложения для улучшения работы группы.
Не менее важным в нашем исследовании является педагогический аспект формирования позитивного отношения и коммуникативной компетентности младших школьников в учебном взаимодействии, который строится на основе технологии «создание ситуации успеха», обеспечении эмоционального комфорта, чтобы формировать такие ученические способности, как наблюдательность, эмоциональное восприятие, ассоциативное образное мышление, чувство красоты слова, эстетические чувства и дать определенные необходимые знания по психологии. Поэтому в процессе работы мы использовали достаточно результативные педагогические приемы. Среди которых: ассоциативный диктант; психологические внушения; упражнение «Карусель»; упражнение «психоэмоциональный зонтик»; релаксационные минутки; «клумба успехов» и т.д.
Оценивание на уроках как процедура происходило следующим образом: обучающие структуры контролировали участие, взаимное уважение и общую вовлеченность учащихся.
Отметки выставлялись следующим образом: учащиеся пишут свои ответы в начале работы по структуре; на следующем этапе работы они записывают информацию, которую услышали от партнера; в конце урока младшие школьники ставят себе отметку за работу; учитель собирает письменные работы и сравнивает правильность выполненных заданий учащимся с его самооценкой.
Важно объяснить критерии оценивания. Учащиеся должны понимать, что для правильности выполнения задания им необходимо внимательно слушать друг друга, особенно ответы, где были допущены ошибки. Следует отметить что, когда ученики знают, о том, что самооценка подтверждается учителем, перед тем, как отметка будет выставлена в журнал, они оценивают свою работу и себя даже строже, чем сам учитель.
Таким образом, работа в четверках позволила раскрепостить детей, формировала умение анализировать, самоанализировать, развивала способность к позитивному взаимодействию, коллективной работе, школьники с большим желанием и интересом выполняли функции организаторов, управленцев, деятелей. Организация учебной деятельности школьников в малых группах направлена не только на преодоление недостатков традиционной системы обучения, но и на качественное улучшение процесса обучения.
Позитивные отношения в учебном взаимодействии нельзя формировать, как обобщенный код, а нужно как специфическую психофизиологическую деятельность, обеспечивающую производство и восприятие высказываний, как операционной готовности включения в ту или иную ситуацию реального общения, которое реализуется во время упражнений на уроках. Работа в четверках активизирует учащихся, повышает результативность обучения, способствует воспитанию гуманных отношений между ними, самостоятельности, умению доказывать и отстаивать свою точку зрения; развивает у учащихся навыки культуры ведения диалога и системы позитивных отношений в учебном взаимодействии.
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
В целях проверки эффективности проведенной нами опытно-поисковой работы, направленной на формирование системы позитивных отношений в учебном взаимодействии у младших школьников нами была проведена повторная диагностика сформированности системы позитивных отношений в учебном взаимодействии у младших школьников по тем же методикам, что и на констатирующем этапе исследования.
Рассмотрим подробнее итоговые результаты по критерию «Умение детьми грамотно организовывать работу в группе», представленные на рис. 6.
Рис. 6. Сравнительные данные диагностики по критерию .«Умение детьми грамотно организовывать работу в группе», полученные на .констатирующем и контрольном этапе исследования
Установлено, что на контрольном этапе исследования 58% (14 чел.) младших школьников стали демонстрировать высокий уровень сформированности системы позитивных отношений в учебном взаимодействии обучающиеся удачно распределяют обязанности между участниками группового взаимодействия и осуществляют взаимопомощь.
29% (7 чел.) младших школьников показали средний уровень сформированности системы позитивных отношений в учебном взаимодействии. Такие обучающиеся старались согласованно распределять роли внутри группы, осуществляли взаимопомощь, что благоприятно влияло на общий результат работы.
13% (3 чел.) младших школьников показали низкий уровень сформированности навыков системы позитивных отношений в учебном взаимодействии. Таким обучающимся так и не удалось научиться распределять обязанности между участниками совместной деятельности и осуществлять взаимопомощь.
По критерию «Умение договариваться в процессе совместно деятельности» были получены результаты, представленные на рисунке 7.
Рис. 7. Сравнительные данные диагностики по критерию «Умение договариваться в процессе совместной деятельности», полученные .на констатирующем и контрольном этапе исследования
Из представленных результатов следует, что на контрольном этапе у 54% (13 чел.) младших школьников преобладает высокий уровень сформированности системы позитивных отношений в учебном взаимодействии по критерию «Умение договариваться в процессе совместно деятельности». Такие обучающиеся в процессе совместной деятельности используют такие средства как аргументация, уговор, убеждение. Благодаря грамотному использованию таких средств младшим школьникам удается прийти к общему решению.