Добавлен: 15.02.2019
Просмотров: 5150
Скачиваний: 19
I спряжение |
II спяжение |
- ать (кроме гнать, дышать, слышать, держать) -еть (кроме смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть) -оть, -ять, уть, Брить, стелить, зиждить, зыбиться. |
-ить (кроме брить, стелить, зиждить, зыбиться) Гнать, дышать, слышать, держать, смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть |
Окончания: -у, -ю, -ешь, -ет, -ут, -ют, -ем, -ете. Суффиксы: -ущ, -ющ, -ем, -ом. |
Окончания: -у, -ю, -ит, -ишь, -ите, -ат, -ят. Суффиксы: -ащ, -ящ, -им. |
В БОЛЕЕ ЛИ МЕНЕЕ НОРМАЛЬНОМ учебнике изолированные и изобилующие глаголы называются «недостаточными» и «избыточными».
Некоторые глаголы в русском языке имеют особенности в образовании и употреблении форм лица. К ним принадлежит и группа глаголов, которые употребляются не во всех личных формах («недостаточные глаголы»). Так, не имеют формы 1-го лица единственного числа глаголы дерзить, победить, убедить, очутиться, чудить. Не употребляются в l-м и 2-м лице глаголы, лексическое значение которых исключает или несовместимо с представлениями о 1-м или 2-м лице деятеля: телиться, жеребиться; разрастись, отпочковаться, а также глаголы с абстрактным значением: близиться, явствовать.
Наряду с «недостаточными» в языке существуют глаголы, которые имеют не одну, а две системы личных форм («избыточные глаголы»): брызгать - брызжешь и брызгаешь, мучить -мучаешь и мучишь, махать -машешь и махаешь, мурлыкать -мурлычешь и мурлыкаешь, полоскать - полощешь и полоскаешь. Различие между этими формами или стилистическое (машешь, мурлычешь, полощешь - нейтр.; махаешь, мурлыкаешь, полоскаешь - разг.) или смысловое (брызжешь - “разбрызгиваешь, извергаешь брызги”, брызгаешь - "опрыскиваешь”).
Способы определения спряжения глагола.
Существует два способа определения спряжения глагола:
-
по личному окончанию,
-
по инфинитиву.
Последовательность применения правила соответствует нумерации. Первый способ определения спряжения используется по отношению к глаголам с ударными или чётко слышащимися, не вызывающими затруднения в написании безударными окончаниями.
-
Категория лица. Основные значения глаголов 1-го, 2-го и 3-го лица. Безличные глаголы. Основные смысловые разряды безличных глаголов. Личные глаголы в безличном значении. Отсутствие некоторых грамматических категорий у безличных глаголов.
Категория лица указывает на субъект действия, выраженного глаголом: говорящий (первое лицо), собеседник говорящего (второе лицо), лицо или предмет, не участвующие в речи (третье лицо). Формы 1-го и 2-го лица отличаются от формы 3-го лица тем, что указывают на определенное лицо (подлежащее) (на говорящего или на его собеседника), в то время как форма 3-го лица не содержит указания на определенное лицо (или предмет), и подлежащее может быть выражено любым существительным.
Безличные глаголы.
Глаголы, не имеющие форм лица и обозначающие действие или состояние, протекающее само по себе, без указания на производителя, называются безличными. При безличных глаголах невозможно употребление подлежащего: Вечереет. Смеркается. Кроме того, что безличные глаголы не изменяются по лицам, они также не изменяются по числам и родам.
Безличные глаголы и безличные формы личных глаголов обозначают:
-
явления природы: Светает; Дождит; Смеркается;
-
физическое и психическое состояние человека и животного: Нездоровится; Лихорадит; Мечтается;
-
состояния, связанные с представлением о судьбе, роке: Мне не везет в жизни;
-
чувственные восприятия, ощущения: Пахнет черемухой;
-
долженствование: Не надо ссориться;
-
бытие, существование: Не было времени.
Безличные глаголы в современном русском языке не могут быть употреблены в значении личных глаголов. Однако некоторые личные глаголы могут употребляться в безличном значении. Такие глаголы часто называют безличными формами личных глаголов. (На дворе ТЕМНЕЕТ – темнеет - безличная форма личного глагола. Вдали ТЕМНЕЕТ лес – темнеет - личный глагол)
-
Переходные и непереходные глаголы. Переходные глаголы и категория залога. Действительный и страдательный залог. Залог в причастиях.
Глаголы переходные и непереходные различаются по значению. Основой такого различения является отношение к объекту действия, выраженного глаголом.
Предмет, на который направлено действие, является прямым объектом действия, он выражен существительным в форме винительного падежа без предлога: Старик ловил неводом рыбу (П.). Глаголы этого типа называются переходными или прямо-переходными.
Кроме прямо-переходных глаголов выделяется группа глаголов косвенно-переходных. Глаголы этой группы для раскрытия своего значения требуют, чтобы объект был назван; при этом действие переходит на объект, но последний выражается формой косвенного падежа без предлога или с предлогом: завидовать другу - дательный падеж без предлога, заботиться о матери - предложный падеж с предлогом.
Непереходные глаголы — это глаголы, которые обозначают действие, не способное переходить на прямой объект, поэтому они не сочетаются с существительным в винительном падеже без предлога: синеть, идти, грустить, мчаться.
Категория залога
Грамматической категорией залога называется глагольная категория, которая выражает отношение действия к субъекту (производителю действия) и объекту действия (предмету, над которым действие производится).
-
Действительный залог имеют глаголы переходные, обозначающие действие, производимое субъектом и активно направленное на объект. Действительный залог имеет синтаксическую характеристику: субъект действия является подлежащим, а объект - дополнением в винительном падеже без предлога: Мир победит войну.
-
Страдательный залог по значению соотносится с действительным залогом, но имеет свою морфологическую и синтаксическую характеристику. Страдательный залог выражается присоединением к глаголам действительного залога аффикса -ся (ср.: Рабочие строят дома. - Дома строятся рабочими). Кроме того, значение страдательного залога может быть выражено формами страдательных причастий - полных и кратких. Например: Мать любима (любимая). Тема изучена (изученная).
-
Категория вида. Значение глаголов совершенного и несовершенного вида. Двувидовые глаголы. Перфективация и имперфективация. Видовые пары и цепи.
Глагольная категория вида выражает различия в протекании действия; ср.: писать и написать.
В русском языке два вида - совершенный и несовершенный.
Глаголы совершенного вида обозначают действие как целостное, ограниченное в своем протекании пределом, т. е. такой границей, по достижении которой оно прекращается: Я написал письмо. Действие, названное глаголом написал, достигло своего результата и после этого прекратилось.
Глаголы несовершенного вида не содержат в своем значении указания на достижение предела действия, оно представлено в развитии, процессе: Он пишет письмо; Он будет писать письмо; Он писал письмо. В последнем примере глагол обозначает действие, которое уже произошло, но указания на достижение предела нет.
Двувидовые глаголы
Глаголы, совмещающие значения совершенного и несовершенного вида, являются двувидовыми, но в условиях контекста могут выступать со значением, свойственным одному виду. Это глаголы с суффиксами -ова(ть), -ирова(ть): организовать, телефонировать и т.п.; некоторые глаголы с суффиксами -а(ть), -и(ть), -е(ть): обещать, венчать, женить, казнить, молвить, ранить, велеть.
В некоторых глаголах различие видового значения связывается с определенным лексическим значением; ср.: Народ... толпою бежал за нами (П.) (несовершенный вид) - Кто-то бежал из Москвы, и ведено всех задерживать(П.) (совершенный вид), а иногда выражается лишь в отдельных формах (ср.: родила - совершенный вид и родила - несовершенный вид).
Видовые пары глаголов в русском языке – это пары глаголов, которые обозначают одно действие, при этом первый является глаголом несовершенного вида (НСВ), а второй – глаголом совершенного (СВ). То есть глаголы в видовой паре различаются только грамматической семантикой и являются синонимами:
-
Глагол НСВ обозначает длительное, многократное действие, процесс (читал, выкроить, радовать, украшать, двигать).
-
Глагол СВ обозначает однократное действие, результат (прочитал, выкраивать, обрадовать, украсить, двинуть).
Образование глаголов СВ от глаголов НСВ
-
Перфективация – образование с помощью суффиксов с-, со-, про-, по-, о-, об- и других (делать – сделать, играть – сыграть).
-
Имперфективация – образование видовых пар при помощи суффиксов -ну-, -и- (исчезать – исчезнуть, бросать – бросить).
-
При помощи ударения (отрезать – отрезать, осыпать – осыпать).
Образование глаголов НСВ от глаголов СВ
-
Имперфективация при помощи суффиксов -ыва-, -ива-, -ва-, -а-, -я- (застроить – застраивать, записать – записывать, отдать – отдавать, подрасти – подрастать).
-
Путем чередования букв в корне, часто с суффиксацией (смять – сминать, выбрать – выбирать, лечь – ложиться, отодрать – отдирать, расколоть – раскалывать).
-
Суплетивизм – когда видовая пара глаголов образована от разных слов, способ возможен для глаголов обоих видов (прийти – приходить, говорить – сказать, брать – взять).
-
Префиксально-суффиксальный способ, возможен для глаголов обоих видов (купить – покупать; ронять – уронить).
-
Категория времени. Принципиальное разграничение натурального времени, в котором живут человек и его язык (язык во времени), и рефлексивного времени как отражения и преломления в человеческом сознании и в формах языка натурального времени (время в языке). Языковое время глагольное и синтаксическое. Прямое и переносное, абсолютное и относительное употребления глагольного времени. Дейксис языкового времени.
О натуральном и рефлексивном времени. Натуральное время имеет формы: прошедшее, настоящее, будущее. А рефлексивным временем называют возвратные формы глаголов. Вроде...
Среди непереходных возвратные глаголы составляют особую разновидность; ср.: мыть (кого- либо или что-либо) - переходный: мыть ребенка; мыть руки и мыться (мыть себя, свое лицо, руки, тело) - непереходный: мыться под краном. Благодаря присоединению аффикса -ся глагол мыть стал непереходным, у него появился дополнительный семантический оттенок.
По значению возвратные глаголы делятся на несколько групп:
-
глаголы собственно - возвратные обозначают действие, которое возвращается на субъект, т. е. на того, кто производит это действие: причесываться - "причесывать себя”; одеваться - "одевать себя”. Субъект действия одновременно является здесь и его объектом;
-
глаголы взаимно - возвратные обозначают действие, которое совершается между двумя или несколькими лицами, каждое из которых одновременно является и субъектом и объектом действия: обниматься - "обнимать друг друга”, встречаться, целоваться;
-
глаголы общевозвратные обозначают действие, которое вызывает изменение в состоянии субъекта: радоваться, беспокоиться или является его физическим действием: возвращаться, торопиться;
-
глаголы косвенно - возвратные обозначают действие, совершаемое субъектом дня себя, в своих интересах: строиться, собираться в дорогу, запасаться продуктами;
-
глаголы безобъектно – возвратные (безличные) обозначают действие, которое является постоянным свойством субъекта: крапива жжется; собака кусается; свинец плавится
-
глаголы потенциально – активные.
Категория времени в традиционном понимании выражает отношение времени действия глагола к моменту речи.
Настоящее время показывает, что действие, выраженное глаголом, совпадает с моментом речи: Отселе я вижу потоков рожденье (П.) - зрительное восприятие потоков (вижу) происходит в то самое время, когда поэт говорит об этом.
Прошедшее время обозначает действие, предшествовавшее моменту речи: Много я часов бежал... (Л.) - форма глагола бежал выражает действие, которое производилось говорящим до того, как началась речь об этом.
Будущее время выражает действие, которое совершится после момента речи: Мне казалось... что она скоро умрет (М. Г.).
Языковое время глагольное и синтаксическое.
Время (глагольное)— грамматическая категория глагола, выражающая отношение времени описываемой в речи ситуациик моменту произнесения высказывания (т. е. к моменту речи или отрезку времени, который в языкеобозначается словом «сейчас»), который принимается за точку отсчета (абсолютное время) или отношениевремени к другой относительной временной точке отсчета (относительное время).
Категория синтаксического времени (темпоральность). СПБ-школа.
Категория синтаксического времени выражает отношение высказывания к моменту речи. Синтаксическое время проявляется и в тех предложениях, где нет глагола. Пр.: сын дома. Весна.
Категория синтаксического времени представлена бинарными оппозициями: значение временной определенности противопоставлено значению временной неопределенности.
Временная определенность:
-
настоящее синтаксическое время;
-
прошедшее синтаксическое время;
-
будущее синтаксическое время.
При выражении настоящего синтаксического времени наблюдается совпадение высказывания с моментом речи. Пр.: Мой брат учитель. Тишина.
При выражении прошедшего синтаксического времени высказывается утверждение как предыдущее к моменту речи.
При выражении будущего синтаксического времени высказывается утверждение как последующее за моментом речи.
Временная неопределенность проявляется в высказывании, где нет соотнесенности с моментом речи.
Реализуется в двух оттенках:
- вневременное значение;
- значение временной обобщенности.
Абсолютное и относительное употребления глагольного времени
Время, выраженное в глагольных формах по отношению к моменту речи, называется абсолютным временем. Относительным временем глагольной формы называется время, определяемое в данной форме не моментом речи, а соотношением с временем другого действия, например: писал, что работает (настоящее время глагола работает указывает на совпадение времени действия не с моментом речи, а с временем действия, выраженного глаголом писал).
Переносное употребление глагольных времен.
В особых условиях отмечается переносное употребление настоящего времени:
-
настоящее намеченного или воображаемого действия (настоящее время в значении будущего): Завтра я еду на дачу; Представь, ты входишь завтра в институт - и твоя фамилия в списке поступивших!;
-
настоящее историческое (настоящее время в значении прошедшего): Работаю я вчера в библиотеке и вдруг вижу…
Отмечены также случаи переносного употребления форм прошедшего времени (преимущественно для глаголов совершенного вида):
-
прошедшее время в значении настоящего (абстрактное настоящее): Такая птичка …понимает, что человек ее любит. Если напал на нее коршун, то куда, думаешь, бросается? Либо в сеялку, либо прямо за пазуху (Тр.) - «если нападает»;
-
прошедшее время в значении будущего: Бежать, бежать! Иначе я умер (Ф.) - `я умру'.