Файл: ВОПРОСЫ РУССКИЙ.docx

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 5150

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

I спряжение

II спяжение

- ать (кроме гнать, дышать, слышать, держать)

-еть (кроме смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть)

-оть, -ять, уть,

Брить, стелить, зиждить, зыбиться.

-ить (кроме брить, стелить, зиждить, зыбиться)

Гнать, дышать, слышать, держать, смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть

Окончания: -у, -ю, -ешь, -ет, -ут, -ют, -ем, -ете.

Суффиксы: -ущ, -ющ, -ем, -ом.

Окончания: -у, -ю, -ит, -ишь, -ите, -ат, -ят.

Суффиксы: -ащ, -ящ, -им.



В БОЛЕЕ ЛИ МЕНЕЕ НОРМАЛЬНОМ учебнике изолированные и изобилующие глаголы называются «недостаточными» и «избыточными».

Некоторые глаголы в русском языке имеют особенности в образовании и употреблении форм лица. К ним принадлежит и группа глаголов, которые употребляются не во всех личных формах («недостаточные глаголы»). Так, не имеют формы 1-го лица единственного числа глаголы дерзить, победить, убедить, очутиться, чудить. Не употребляются в l-м и 2-м лице глаголы, лексическое значение которых исключает или несовместимо с представлениями о 1-м или 2-м лице деятеля: телиться, жеребиться; разрастись, отпочковаться, а также глаголы с абстрактным значением: близиться, явствовать.

Наряду с «недостаточными» в языке существуют глаголы, которые имеют не одну, а две системы личных форм («избыточные глаголы»): брызгать - брызжешь и брызгаешь, мучить -мучаешь и мучишь, махать -машешь и махаешь, мурлыкать -мурлычешь и мурлыкаешь, полоскать - полощешь и полоскаешь. Различие между этими формами или стилистическое (машешь, мурлычешь, полощешь - нейтр.; махаешь, мурлыкаешь, полоскаешь - разг.) или смысловое (брызжешь - “разбрызгиваешь, извергаешь брызги”, брызгаешь - "опрыскиваешь”).

Способы определения спряжения глагола.

Существует два способа определения спряжения глагола:

  • по личному окончанию,

  • по инфинитиву.

Последовательность применения правила соответствует нумерации. Первый способ определения спряжения используется по отношению к глаголам с ударными или чётко слышащимися, не вызывающими затруднения в написании безударными окончаниями.

  1. Категория лица. Основные значения глаголов 1-го, 2-го и 3-го лица. Безличные глаголы. Основные смысловые разряды безличных глаголов. Личные глаголы в безличном значении. Отсутствие некоторых грамматических категорий у безличных глаголов.

Категория лица указывает на субъект действия, выраженного глаголом: говорящий (первое лицо), собеседник говорящего (второе лицо), лицо или предмет, не участвующие в речи (третье лицо). Формы 1-го и 2-го лица отличаются от формы 3-го лица тем, что указывают на определенное лицо (подлежащее) (на говорящего или на его собеседника), в то время как форма 3-го лица не содержит указания на определенное лицо (или предмет), и подлежащее может быть выражено любым существительным.


Безличные глаголы.

Глаголы, не имеющие форм лица и обозначающие действие или состояние, протекающее само по себе, без указания на производителя, называются безличными. При безличных глаголах невозможно употребление подлежащего: Вечереет. Смеркается. Кроме того, что безличные глаголы не изменяются по лицам, они также не изменяются по числам и родам.

Безличные глаголы и безличные формы личных глаголов обозначают:

  • явления природы: Светает; Дождит; Смеркается;

  • физическое и психическое состояние человека и животного: Нездоровится; Лихорадит; Мечтается;

  • состояния, связанные с представлением о судьбе, роке: Мне не везет в жизни;

  • чувственные восприятия, ощущения: Пахнет черемухой;

  • долженствование: Не надо ссориться;

  • бытие, существование: Не было времени.

Безличные глаголы в современном русском языке не могут быть употреблены в значении личных глаголов. Однако некоторые личные глаголы могут употребляться в безличном значении. Такие глаголы часто называют безличными формами личных глаголов. (На дворе ТЕМНЕЕТ – темнеет - безличная форма личного глагола. Вдали ТЕМНЕЕТ лес – темнеет - личный глагол)

  1. Переходные и непереходные глаголы. Переходные глаголы и категория залога. Действительный и страдательный залог. Залог в причастиях.

Глаголы переходные и непереходные различаются по значению. Основой такого различения является отношение к объекту действия, выраженного глаголом. 

Предмет, на который направлено действие, является прямым объектом действия, он выражен существительным в форме винительного падежа без предлога: Старик ловил неводом рыбу (П.). Глаголы этого типа называются переходными или прямо-переходными.

Кроме прямо-переходных глаголов выделяется группа глаголов косвенно-переходных. Глаголы этой группы для раскрытия своего значения требуют, чтобы объект был назван; при этом действие переходит на объект, но последний выражается формой косвенного падежа без предлога или с предлогом: завидовать другу - дательный падеж без предлога, заботиться о матери - предложный падеж с предлогом.

Непереходные глаголы — это глаголы, которые обозначают действие, не способное переходить на прямой объект, поэтому они не сочетаются с существительным в винительном падеже без предлога: синеть, идти, грустить, мчаться.

Категория залога

Грамматической категорией залога называется глагольная категория, которая выражает отношение действия к субъекту (производителю действия) и объекту действия (предмету, над которым действие производится).

  • Действительный залог имеют глаголы переходные, обозначающие действие, производимое субъектом и активно направленное на объект. Действительный залог имеет синтаксическую характеристику: субъект действия является подлежащим, а объект - дополнением в винительном падеже без предлога: Мир победит войну.

  • Страдательный залог по значению соотносится с действительным залогом, но имеет свою морфологическую и синтаксическую характеристику. Страдательный залог выражается присоединением к глаголам действительного залога аффикса -ся (ср.: Рабочие строят дома. - Дома строятся рабочими). Кроме того, значение страдательного залога может быть выражено формами страдательных причастий - полных и кратких. Например: Мать любима (любимая). Тема изучена (изученная).




  1. Категория вида. Значение глаголов совершенного и несовершенного вида. Двувидовые глаголы. Перфективация и имперфективация. Видовые пары и цепи.

Глагольная категория вида выражает различия в протекании действия; ср.: писать и написать.

В русском языке два вида - совершенный и несовершенный.

Глаголы совершенного вида обозначают действие как целостное, ограниченное в своем протекании пределом, т. е. такой границей, по достижении которой оно прекращается: Я написал письмо. Действие, названное глаголом написал, достигло своего результата и после этого прекратилось.

Глаголы несовершенного вида не содержат в своем значении указания на достижение предела действия, оно представлено в развитии, процессе: Он пишет письмо; Он будет писать письмо; Он писал письмо. В последнем примере глагол обозначает действие, которое уже произошло, но указания на достижение предела нет.

Двувидовые глаголы

Глаголы, совмещающие значения совершенного и несовершенного вида, являются двувидовыми, но в условиях контекста могут выступать со значением, свойственным одному виду. Это глаголы с суффиксами -ова(ть), -ирова(ть): организовать, телефонировать и т.п.; некоторые глаголы с суффиксами -а(ть), -и(ть), -е(ть): обещать, венчать, женить, казнить, молвить, ранить, велеть.

В некоторых глаголах различие видового значения связывается с определенным лексическим значением; ср.: Народ... толпою бежал за нами (П.) (несовершенный вид) - Кто-то бежал из Москвы, и ведено всех задерживать(П.) (совершенный вид), а иногда выражается лишь в отдельных формах (ср.: родила - совершенный вид и родила - несовершенный вид).

Видовые пары глаголов в русском языке – это пары глаголов, которые обозначают одно действие, при этом первый является глаголом несовершенного вида (НСВ), а второй – глаголом совершенного (СВ). То есть глаголы в видовой паре различаются только грамматической семантикой и являются синонимами:

  • Глагол НСВ обозначает длительное, многократное действие, процесс (читал, выкроить, радовать, украшать, двигать).

  • Глагол СВ обозначает однократное действие, результат (прочитал, выкраивать, обрадовать, украсить, двинуть).

Образование глаголов СВ от глаголов НСВ

  • Перфективация – образование с помощью суффиксов с-, со-, про-, по-, о-, об- и других (делать – сделать, играть – сыграть).

  • Имперфективация – образование видовых пар при помощи суффиксов -ну-, -и- (исчезать – исчезнуть, бросать – бросить).

  • При помощи ударения (отрезать – отрезать, осыпать – осыпать).

Образование глаголов НСВ от глаголов СВ

    • Имперфективация при помощи суффиксов -ыва-, -ива-, -ва-, -а-, -я- (застроить – застраивать, записать – записывать, отдать – отдавать, подрасти – подрастать).

    • Путем чередования букв в корне, часто с суффиксацией (смять – сминать, выбрать – выбирать, лечь – ложиться, отодрать – отдирать, расколоть – раскалывать).

    • Суплетивизм – когда видовая пара глаголов образована от разных слов, способ возможен для глаголов обоих видов (прийти – приходить, говорить – сказать, брать – взять).

    • Префиксально-суффиксальный способ, возможен для глаголов обоих видов (купить – покупать; ронять – уронить).


  1. Категория времени. Принципиальное разграничение натурального времени, в котором живут человек и его язык (язык во времени), и рефлексивного времени как отражения и преломления в человеческом сознании и в формах языка натурального времени (время в языке). Языковое время глагольное и синтаксическое. Прямое и переносное, абсолютное и относительное употребления глагольного времени. Дейксис языкового времени.

О натуральном и рефлексивном времени. Натуральное время имеет формы: прошедшее, настоящее, будущее. А рефлексивным временем называют возвратные формы глаголов. Вроде...

Среди непереходных возвратные глаголы составляют особую разновидность; ср.: мыть (кого- либо или что-либо) - переходный: мыть ребенка; мыть руки и мыться (мыть себя, свое лицо, руки, тело) - непереходный: мыться под краном. Благодаря присоединению аффикса -ся глагол мыть стал непереходным, у него появился дополнительный семантический оттенок.

По значению возвратные глаголы делятся на несколько групп:

  • глаголы собственно - возвратные обозначают действие, которое возвращается на субъект, т. е. на того, кто производит это действие: причесываться - "причесывать себя”; одеваться - "одевать себя”. Субъект действия одновременно является здесь и его объектом;

  • глаголы взаимно - возвратные обозначают действие, которое совершается между двумя или несколькими лицами, каждое из которых одновременно является и субъектом и объектом действия: обниматься - "обнимать друг друга”, встречаться, целоваться;

  • глаголы общевозвратные обозначают действие, которое вызывает изменение в состоянии субъекта: радоваться, беспокоиться или является его физическим действием: возвращаться, торопиться;

  • глаголы косвенно - возвратные обозначают действие, совершаемое субъектом дня себя, в своих интересах: строиться, собираться в дорогу, запасаться продуктами;

  • глаголы безобъектно – возвратные (безличные) обозначают действие, которое является постоянным свойством субъекта: крапива жжется; собака кусается; свинец плавится

  • глаголы потенциально – активные.

Категория времени в традиционном понимании выражает отношение времени действия глагола к моменту речи.

Настоящее время показывает, что действие, выраженное глаголом, совпадает с моментом речи: Отселе я вижу потоков рожденье (П.) - зрительное восприятие потоков (вижу) происходит в то самое время, когда поэт говорит об этом.

Прошедшее время обозначает действие, предшествовавшее моменту речи: Много я часов бежал... (Л.) - форма глагола бежал выражает действие, которое производилось говорящим до того, как началась речь об этом.

Будущее время выражает действие, которое совершится после момента речи: Мне казалось... что она скоро умрет (М. Г.).

Языковое время глагольное и синтаксическое.


Время (глагольное)— грамматическая категория глагола, выражающая отношение времени описываемой в речи ситуациик моменту произнесения высказывания (т. е. к моменту речи или отрезку времени, который в языкеобозначается словом «сейчас»), который принимается за точку отсчета (абсолютное время) или отношениевремени к другой относительной временной точке отсчета (относительное время).

Категория синтаксического времени (темпоральность). СПБ-школа.

Категория синтаксического времени выражает отношение высказывания к моменту речи. Синтаксическое время проявляется и в тех предложениях, где нет глагола. Пр.: сын дома. Весна.

Категория синтаксического времени представлена бинарными оппозициями: значение временной определенности противопоставлено значению временной неопределенности.

Временная определенность:

  • настоящее синтаксическое время;

  • прошедшее синтаксическое время;

  • будущее синтаксическое время.

При выражении настоящего синтаксического времени наблюдается совпадение высказывания с моментом речи. Пр.: Мой брат учитель. Тишина.

При выражении прошедшего синтаксического времени высказывается утверждение как предыдущее к моменту речи.

При выражении будущего синтаксического времени высказывается утверждение как последующее за моментом речи.

Временная неопределенность проявляется в высказывании, где нет соотнесенности с моментом речи.

Реализуется в двух оттенках:

- вневременное значение;

- значение временной обобщенности.

Абсолютное и относительное употребления глагольного времени

Время, выраженное в глагольных формах по отношению к моменту речи, называется абсолютным временем. Относительным временем глагольной формы называется время, определяемое в данной форме не моментом речи, а соотношением с временем другого действия, например: писал, что работает (настоящее время глагола работает указывает на совпадение времени действия не с моментом речи, а с временем действия, выраженного глаголом писал).

Переносное употребление глагольных времен.

В особых условиях отмечается переносное употребление настоящего времени:

  • настоящее намеченного или воображаемого действия (настоящее время в значении будущего): Завтра я еду на дачу; Представь, ты входишь завтра в институт - и твоя фамилия в списке поступивших!;

  • настоящее историческое (настоящее время в значении прошедшего): Работаю я вчера в библиотеке и вдруг вижу…

Отмечены также случаи переносного употребления форм прошедшего времени (преимущественно для глаголов совершенного вида):

  • прошедшее время в значении настоящего (абстрактное настоящее): Такая птичка …понимает, что человек ее любит. Если напал на нее коршун, то куда, думаешь, бросается? Либо в сеялку, либо прямо за пазуху (Тр.) - «если нападает»;

  • прошедшее время в значении будущего: Бежать, бежать! Иначе я умер (Ф.) - `я умру'.