Добавлен: 15.02.2019
Просмотров: 5159
Скачиваний: 19
-
отвлеченный признак: удаль, рань, зелень;
-
носитель признака: интеллектуал, нейтрал, нелегал, корабел; Курилы, техасы; Комсомольск, Волжск, Кузнецк.
-
существительные, мотивированные существительными
-
лицо/существо по месту обитания: ризничий;
-
женский пол: супруга, раба, Александра, Валерия, Иванова, русская, дежурная.
-
у прилагательных:
-
мотивированные количественными числительными
-
порядковое (счетное) значение: пятый, десятый, пятнадцатый, сотый.
-
мотивированные глаголом
-
признак по действию: вхожий, прохожий, заезжий, похожий, хворый.
-
мотивированные существительным
-
относительное значение (признак по предмету): золотой, рабочий, жеребый.
-
притяжательное значение: отчий, патриарший, орлий.
-
у предикативов:
-
транспозиционное значение: жаль (от жалеть).
Постфикс — это аффикс, расположенный в слове после всех морфем, включая флексию ( возвратный, -либо, -нибудь, -то). Термин введен И.А. Бодуэном де Куртенэ.
Постфиксы используются как при словообразовании, так и при словоизменении.
Словообразовательные постфиксы:
-
возвратный постфикс ся (сь): заниматься, улыбаться, улыбаясь;
-
постфиксы -либо. -нибудь, -то, используемые при образовании местоименных слов: кто-либо, где-нибудь, что-то.
Словоизменительные (формообразующие) постфиксы участвуют в выражении синтаксических отношений между словами (словоформами):
-
-ся; как средство образования форм страдательного залога глаголов несовершенного вида: Дворец строится мастерами,
-
-ся в безличных формах личных глаголов: ему не спится;
-
-те в императиве совместного действия: пойдемте.
Интерфикс — это аффикс, соединяющий корни или корень с суффиксом.
-
Русское окончание как словоизменительный аффикс. Значения, передаваемые окончанием. Слитный (синтетосемический) характер выражения этих значений в русском окончании. Высокая омонимичность окончаний. Их роль и частность употребления.
Окончание (флексия) — служебная морфема, находящаяся за пределами основы и служащая для выражения синтаксических отношений данного слова к другим словам в словосочетании и в предложении.
В виде исключения окончание выступает не только как формообразующий аффикс, но и как словообразовательный, совмещает в себе функции окончания и суффикса. Так, окончание -а в словах раба, супруга указывает не только на форму именительного падежа единственного числа, но и на женский пол обозначенного этими словами лица.
Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица.
Окончания выражают грамматические значения: [п. «слитный характер»]
-
рода, числа, падежа – у существительных (книга – окончание -а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), прилагательных (большая книга – окончание -ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написанная книга – окончание -ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых местоимений (моя книга – окончание -я указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых числительных (одна книга – окончание -а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж);
-
падежа – у некоторых местоимений (нет кого – окончание -ого указывает на родительный падеж) и числительных (нет пяти – окончание -и указывает на родительный падеж);
-
лица и числа – у глаголов в настоящем и будущем времени (думаю – окончание -ю указывает на 1 лицо, единственное число);
-
рода и числа – у глаголов в прошедшем времени (читала – окончание -а указывает на женский род, единственное число).
Изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.
Омонимичными являются такие аффиксы, в значении которых нет общих смысловых компонентов.
Это окончания, которые имеют одинаковое звучание, но разное грамматическое значение (руки и ноги может быть как ед.ч Р.п., так и мн.ч И.п.).
Окончание имеют только изменяемые слова. Роль окончания – формообразование.
-
Понятия членимости и производности в их связи и соотношении. Классы членимых и нечленимых слов; характер их распределенности по частям речи.
Членимость слова – способность слова распадаться на корень (основу) и аффиксы.
Все слова РЯ делятся на 2 бол. класса - членимые и нечленимые. К нечленимым относятся, н-р: рагу, жюри, везде.
Это неизменяемые непроизводные слова. Все производные неизменяемые слова являются членимыми: вприкуску, наедине. Все изменяемые слова (как производные, так и не производные) относятся к членимым.
Обычно различают членимость слова (словоформы) и членимость основы (т.е. части слова без флексии). Например, слова метро, вдруг, когда, перед - нечленимые. Слова добрый, доброта членимые, поскольку в них выделяется основа и окончание; однако существуют и различия в членимости этих слов – основа первого слова нечленима, т.е. равняется корню, тогда как в основе второго слова есть корень добр- и словообразовательный суффикс -от - В лингвистической литературе членимость слова часто понимается как членимость основы, соответственно изменяемые слова типа добр-ый, школ-а считаются нечленимыми.
Производность – способность слова иметь на данном историческом этапе производящие слова.
Производная основа всегда членима (стол-ик, школь-н-ый), а членимые основы не всегда производны (вод-а, доск-а).
По мнению М.В. Панова, существует несколько степеней членимости основы в зависимости от характера корня (свободного или связанного) и регулярности/нерегулярности аффиксов. Основываясь на его положениях, Е.А. Земская в работе «Современный русский язык. Словообразование» [1973] выделяет 5 степеней членимости основ. В качестве примеров она сравнивает членимость слов летчик, попадья, стеклярус, буженина, малина.
-
Слова с высокой степенью членимости.
Самую высокую степень членимости имеют слова, которые могут образовать ряд однокоренных слов и ряд слов с тем же значением аффикса: лет-чик, груз-чик, развед-чик, переплет-чик (-чик соотносится со значением лет-ун, ‘тот, кто совершает действие, названное лет-ательный, производящим словом’) по-лет, лет-учий.
-
Слова с остаточной членимостью.
Эта степень членимости характерна для основ таких слов, как пас-тух, где свободный корень может сочетаться с другими аффиксами (пас-ти, под-пас-ок), а аффикс (-тух) не повторяется в других словах, но, будучи уникальным по форме, обладает неуникальным значением, которое может быть выражено другими, вполне регулярными аффиксами
-
Слова со свободным корнем и унификсом.
Третья степень членимости характерна для слов, которые могут образовать ряд однокоренных слов, но аффикс нигде (в других словах) больше не встречается и не соотносится со значением других аффиксов: стекл-ярус, (-ярус соотносится со значением ‘украшение из материала, стекл-янный, названного производящим словом’, в русском языке нет стеколь-щик, суффиксов с таким же значением) за-стекл-ить.
В словах 3-ей степени членимости (стекл-ярус, ваз-он, котл-ован, кур-нос-ый) корни (стекл-, ваз-, котл-, -нос -) могут употребляться в свободном виде с флексиями, а также сочетаться с другими аффиксами (стекл-о, стекл-янн-ый; ваза-а, ваз-очк-а; котел, котел-н-я; нос, носик, нос-ов-ой). Аффиксы же (-ярус, -он, -ован, кур-) уникальны как по форме, так и по значению, т.е. не имеют синонимических соответствий среди других аффиксов, что существенно затрудняет членимость подобных основ по сравнению со словами 1-й и 2-й степени членимости. Ср. также бел-обрыс-ый, му-сор, ра-дуг-а.
-
Слова со связанным корнем, нередко уникальным, и регулярным аффиксом.
Еще слабее членимость слов, корни которых встречаются лишь в соединении с одним аффиксом, хотя этот аффикс и повторяется в ряде легко членимых слов: бужен-ин-а, кон-ин-а, свин-ин-а, баран-ин-а (-ин- соотносится со значением ‘мясо животного, названного производящим словом’).
-
Слова со связанным корнем (также нередко уникальны) и суффиксом, который встречается также в плохочленимых словах.
Трудно членить слова, корни которых встречаются лишь в соединении с одним аффиксом. Сам этот аффикс, в отличие от слов четвертой степени членимости, не встречается в легко членимых словах: смород-ин-а, мал-ин-а, кал-ин-а, ряб-ин-а (-ин- соотносится со значением ‘ягода’) – эти слова являются членимыми благодаря суффиксу -ин-.
Слова всех пяти степеней членимы, но производными являются слова только первых трех степеней, а четвертую, пятую степень представляют слова членимые, но непроизводные. Таким образом, понятие членимости объемнее и шире понятия производности.
Среди членимых слов можно различать 3 класса:
-
слова, включающие свободные корни и повторяющиеся аффиксы;
-
слова, включающие связанные корни (радиксоиды) и повторяющиеся аффиксы;
-
слова, включающие связанные уникальные корни (унирадиксоиды).
1. Слова I класса членятся лучше всего – стул – стуль-чик, молодежь – молодеж-н-ый. Так же ряды соотношений называют словообразовательным квадратом. По терминологии известного лингвиста Янко-Триницкой, подобные слова обладают полной свободной членимостью.
2. Слова со связанными корнями, входящие в двойные ряды соотношений, также образуют словообразовательный квадрат.
агитировать
агитация
агитировать
агитатор
Эти слова членятся хуже, чем слова со связанными корнями. По терминологии Н. А. Янко-Триницкой, они имеют полную связанную членимость.
3. Слова, имеющие унификсы или унирадиксоиды, входят в один ряд соотношений – слов с той же основой или слов с тем же аффиксом – и обладают остаточной членимостью, так как одна из частей таких слов выделяется не по ее соотношению с такой же частью в других словах, а как остаток от выделения соседнего морфа.
1) поп-адья : поп = генераль-ша : генерал
2) бел’-ос (ый) : бел (ый)
3) бужен-ин (а) – ср. конь – кон-ин (а)
Следует обратить внимание и на то, что граница между членимыми и нечленимыми словами подвижна. Членимые основы могут стать нечленимыми, также нечленимые основы со временем могут начинать члениться. Например, заимствованное слово ипподром пришло в русский язык как нечленимое. С появлением новых слов в русском языке, таких, как автодром, аэродром, велодром и др., произошло выделение довольно активного сегодня суффикса – дром.
-
Корни связанные (радиксоиды) и свободные. Унификсы и унирадиксоиды как уникальные части слова. Аффиксоиды.
По степени морфемной и семантической самостоятельности различают свободные и связанные корни.
Свободными называются корни, способные выступать самостоятельно, вне сочетания со служебными (кроме флексии) морфемами или другими корнями. Например: стен-а, окн-о зим-а, езд-а, лес-о-степъ-0. В этом случае слово представляет собой сочетание корневой_морфемь с окончанием, в неизменяемых словах типа здесь, вчера — основу, которая совпадает с корнем.
К связанным относятся корни, выступающие только в соединении со служебными морфемами (в том числе и нефлексийными) или другими корнями в составе членимой (производной) основы. Такие корни принято называть радиксоидами (лат. 'корень' и греч. 'подобный'): вдобавок (в-до-бав-ок), ввергнуть (в-верг-ну-ть), завет (за-вет-0), навык (на-вык-0), надеть, одеть (на-/о-де-ть) и др.
Особенности их употребления вызваны тем, что слова со связанными корнями не имеют параллельной нечленимой основы. Так, например, при наличии ряда повторяющихся слов с корнем -бав-: добавить, добавка, добавочный, прибавка, разбавить и др. — в современном русском языке нет ни одного слова, где бы корень –бав-- выступал самостоятельно.
Унификc — это уникальный aффикc; чacть cлoвa, которая нe пoвтopяeтcя в других cлoвax. Haпpимep, клейстер (cp. клей), жeниx (cp. жена).
Особенностью yникaльныx элeмeнтoв являeтcя то, чтo нeкoтopыe из них c тeчeниeм вpeмeни превращаются в мopфeмы. Haпpимep, вначале в cлoвe «oлимпиaдa» иaд был yнификcoм, теперь c пoявлeниeм cлoв «универсиада», «cпapтaкиaдa», «aльпиниaдa» yнификc перешел в разряд cyффикca.
Унирадиксоид — уникальный связный корень (буженина, строганина, солонина).
Аффиксоид — компонент сложного слова, повторяющийся с одним и тем же значением в составе ряда слов и приближающийся по своей словообразовательной функции к аффиксу, суффиксу или префиксу
Аффиксоиды:
-
Преффиксоиды (лже-,авиа-,видео-,само-);
-
Суффиксоиды (-видный, -дром).
Но в отличии от отличии от префиксов и суффиксов, которые несут только служебное значение (словообразовательное (грамматическое), префиксоиды и суффиксоиды, подобно корням, - значимые морфемы.
-
Словообразовательный и морфемный анализ. Задачи каждого из этих видов анализа. Единицы словообразовательного анализа, единицы морфемного анализа.
Словообразовательный анализ — выяснение структуры слова с точки зрения современной словообразовательной системы, установление характера и значения составляющих его морфем, их связей и соотношений друг с другом, а также между производной и производящей основами.
Цель словообразовательного анализа – определить, как образовано анализируемое слово. Для этого необходимо решить следующие задачи:
-
найти производящую основу;
-
выделить словообразовательный формант, с помощью которого образовано данное слово;
-
установить способ словообразования.
Словообразовательный анализ носит системный характер и осуществляется с позиций синхронии, с учетом живых семантических и структурных связей слов в языке. В процессе анализа привлекаются слова одного и того же словообразовательного типа, обнаруживающиеся закономерности словопроизводственного процесса.
Единица (основа, словоформа, словосочетание), непосредственно мотивирующая анализируемое слово и по смыслу, и по форме, и является производящей базой.
Единица словообразовательного анализа – пара слов, связанных отношениями мотивации. Ряд последовательно связанных между собой слов представляет собой словообразовательную цепочку.
Комплексные единицы системы словообразования:
-
словообразовательная пара;
-
словообразовательный тип;
-
словообразовательная модель;
-
словообразовательная категория;
-
словообразовательная парадигма;
-
словообразовательная цепь;
-
словообразовательное гнездо. [п. всё будет дальше]
Словообразовательные средства, используемые при производстве слова, называют формантом.
План словообразовательного разбора
-
Поставить слово в начальную форму.
-
Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
-
Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
-
Указать основу в производящем слове.
-
Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
-
Указать способ образования слова.
Морфемный анализ — выделение в слове всех живых с точки зрения современного языка морфем.
Произвести морфемный анализ слова означает найти, из каких минимальных значимых единиц составлено слово, и определить, каков статус этих составляющих единиц.
Морфемный анализ отличается от словообразовательного и по задачам, и по результатам.
Цель его — установить, из каких морфем состоит слово. В задачи морфемного анализа входит установление значений морфем и выполняемых ими функций в структуре слова.