Файл: ВОПРОСЫ РУССКИЙ.docx

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 5159

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • отвлеченный признак: удаль, рань, зелень;

  • носитель признака: интеллектуал, нейтрал, нелегал, корабел; Курилы, техасы; Комсомольск, Волжск, Кузнецк.

  • существительные, мотивированные существительными

      • лицо/существо по месту обитания: ризничий;

      • женский пол: супруга, раба, Александра, Валерия, Иванова, русская, дежурная.

  • у прилагательных:

  • мотивированные количественными числительными

  • порядковое (счетное) значение: пятый, десятый, пятнадцатый, сотый.

  • мотивированные глаголом

  • признак по действию: вхожий, прохожий, заезжий, похожий, хворый.

  • мотивированные существительным

  • относительное значение (признак по предмету): золотой, рабочий, жеребый.

  • притяжательное значение: отчий, патриарший, орлий.

  • у предикативов:

  • транспозиционное значение: жаль (от жалеть).

Постфикс — это аффикс, расположенный в слове после всех морфем, включая флексию ( возвратный, -либо, -нибудь, -то). Термин введен И.А. Бодуэном де Куртенэ.

Постфиксы используются как при словообразовании, так и при словоизменении.

Словообразовательные постфиксы:

  • возвратный постфикс ся (сь): заниматься, улыбаться, улыбаясь;

  • постфиксы -либо. -нибудь, -то, используемые при образовании местоименных слов: кто-либо, где-нибудь, что-то.

Словоизменительные (формообразующие) постфиксы участвуют в выражении синтаксических отношений между словами (словоформами):

  • -ся; как средство образования форм страдательного залога глаголов несовершенного вида: Дворец строится мастерами,

  • -ся в безличных формах личных глаголов: ему не спится;

  • -те в императиве совместного действия: пойдемте.

Интерфикс — это аффикс, соединяющий корни или корень с суффиксом.

  1. Русское окончание как словоизменительный аффикс. Значения, передаваемые окончанием. Слитный (синтетосемический) характер выражения этих значений в русском окончании. Высокая омонимичность окончаний. Их роль и частность употребления.

Окончание (флексия) — служебная морфема, находящаяся за пределами основы и служащая для выражения синтаксических отношений данного слова к другим словам в словосочетании и в предложении.

В виде исключения окончание выступает не только как формообразующий аффикс, но и как словообразовательный, совмещает в себе функции окончания и суффикса. Так, окончание -а в словах раба, супруга указывает не только на форму именительного падежа единственного числа, но и на женский пол обозначенного этими словами лица.

Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица.

Окончания выражают грамматические значения: [п. «слитный характер»]

  • рода, числа, падежа – у существительных (книга – окончание -а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), прилагательных (большая книга – окончание -ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написанная книга – окончание -ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых местоимений (моя книга – окончание -я указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых числительных (одна книга – окончание -а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж);

  • падежа – у некоторых местоимений (нет кого – окончание -ого указывает на родительный падеж) и числительных (нет пяти – окончание -и указывает на родительный падеж);

  • лица и числа – у глаголов в настоящем и будущем времени (думаю – окончание -ю указывает на 1 лицо, единственное число);

  • рода и числа – у глаголов в прошедшем времени (читала – окончание -а указывает на женский род, единственное число).


Изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.

Омонимичными являются такие аффиксы, в значении которых нет общих смысловых компонентов.

Это окончания, которые имеют одинаковое звучание, но разное грамматическое значение (руки и ноги может быть как ед.ч Р.п., так и мн.ч И.п.).

Окончание имеют только изменяемые слова. Роль окончания – формообразование.

  1. Понятия членимости и производности в их связи и соотношении. Классы членимых и нечленимых слов; характер их распределенности по частям речи.

Членимость слова – способность слова распадаться на корень (основу) и аффиксы.

Все слова РЯ делятся на 2 бол. класса - членимые и нечленимые. К нечленимым относятся, н-р: рагу, жюри, везде.

Это неизменяемые непроизводные слова. Все производные неизменяемые слова являются членимыми: вприкуску, наедине. Все изменяемые слова (как производные, так и не производные) относятся к членимым.

Обычно различают членимость слова (словоформы) и членимость основы (т.е. части слова без флексии). Например, слова метро, вдруг, когда, перед - нечленимые. Слова добрый, доброта членимые, поскольку в них выделяется основа и окончание; однако существуют и различия в членимости этих слов – основа первого слова нечленима, т.е. равняется корню, тогда как в основе второго слова есть корень добр- и словообразовательный суффикс -от - В лингвистической литературе членимость слова часто понимается как членимость основы, соответственно изменяемые слова типа добр-ый, школ-а считаются нечленимыми.

Производность – способность слова иметь на данном историческом этапе производящие слова.

Производная основа всегда членима (стол-ик, школь-н-ый), а членимые основы не всегда производны (вод-а, доск-а).

По мнению М.В. Панова, существует несколько степеней членимости основы в зависимости от характера корня (свободного или связанного) и регулярности/нерегулярности аффиксов. Основываясь на его положениях, Е.А. Земская в работе «Современный русский язык. Словообразование» [1973] выделяет 5 степеней членимости основ. В качестве примеров она сравнивает членимость слов летчик, попадья, стеклярус, буженина, малина.



  1. Слова с высокой степенью членимости.

Самую высокую степень членимости имеют слова, которые могут образовать ряд однокоренных слов и ряд слов с тем же значением аффикса: лет-чик, груз-чик, развед-чик, переплет-чик (-чик соотносится со значением лет-ун, ‘тот, кто совершает действие, названное лет-ательный, производящим словом’) по-лет, лет-учий.

  1. Слова с остаточной членимостью.

Эта степень членимости характерна для основ таких слов, как пас-тух, где свободный корень может сочетаться с другими аффиксами (пас-ти, под-пас-ок), а аффикс (-тух) не повторяется в других словах, но, будучи уникальным по форме, обладает неуникальным значением, которое может быть выражено другими, вполне регулярными аффиксами


  1. Слова со свободным корнем и унификсом.

Третья степень членимости характерна для слов, которые могут образовать ряд однокоренных слов, но аффикс нигде (в других словах) больше не встречается и не соотносится со значением других аффиксов: стекл-ярус, (-ярус соотносится со значением ‘украшение из материала, стекл-янный, названного производящим словом’, в русском языке нет стеколь-щик, суффиксов с таким же значением) за-стекл-ить.

В словах 3-ей степени членимости (стекл-ярус, ваз-он, котл-ован, кур-нос-ый) корни (стекл-, ваз-, котл-, -нос -) могут употребляться в свободном виде с флексиями, а также сочетаться с другими аффиксами (стекл-о, стекл-янн-ый; ваза-а, ваз-очк-а; котел, котел-н-я; нос, носик, нос-ов-ой). Аффиксы же (-ярус, -он, -ован, кур-) уникальны как по форме, так и по значению, т.е. не имеют синонимических соответствий среди других аффиксов, что существенно затрудняет членимость подобных основ по сравнению со словами 1-й и 2-й степени членимости. Ср. также бел-обрыс-ый, му-сор, ра-дуг-а.

  1. Слова со связанным корнем, нередко уникальным, и регулярным аффиксом.

Еще слабее членимость слов, корни которых встречаются лишь в соединении с одним аффиксом, хотя этот аффикс и повторяется в ряде легко членимых слов: бужен-ин-а, кон-ин-а, свин-ин-а, баран-ин-а (-ин- соотносится со значением ‘мясо животного, названного производящим словом’).

  1. Слова со связанным корнем (также нередко уникальны) и суффиксом, который встречается также в плохочленимых словах.

Трудно членить слова, корни которых встречаются лишь в соединении с одним аффиксом. Сам этот аффикс, в отличие от слов четвертой степени членимости, не встречается в легко членимых словах: смород-ин-а, мал-ин-а, кал-ин-а, ряб-ин-а (-ин- соотносится со значением ‘ягода’) – эти слова являются членимыми благодаря суффиксу -ин-.

Слова всех пяти степеней членимы, но производными являются слова только первых трех степеней, а четвертую, пятую степень представляют слова членимые, но непроизводные. Таким образом, понятие членимости объемнее и шире понятия производности.



Среди членимых слов можно различать 3 класса:

  1. слова, включающие свободные корни и повторяющиеся аффиксы;

  2. слова, включающие связанные корни (радиксоиды) и повторяющиеся аффиксы;

  3. слова, включающие связанные уникальные корни (унирадиксоиды).

1. Слова I класса членятся лучше всего – стул – стуль-чик, молодежь – молодеж-н-ый. Так же ряды соотношений называют словообразовательным квадратом. По терминологии известного лингвиста Янко-Триницкой, подобные слова обладают полной свободной членимостью.

2. Слова со связанными корнями, входящие в двойные ряды соотношений, также образуют словообразовательный квадрат.

агитировать

агитация

агитировать

агитатор

Эти слова членятся хуже, чем слова со связанными корнями. По терминологии Н. А. Янко-Триницкой, они имеют полную связанную членимость.


3. Слова, имеющие унификсы или унирадиксоиды, входят в один ряд соотношений – слов с той же основой или слов с тем же аффиксом – и обладают остаточной членимостью, так как одна из частей таких слов выделяется не по ее соотношению с такой же частью в других словах, а как остаток от выделения соседнего морфа.

1) поп-адья : поп = генераль-ша : генерал

2) бел’-ос (ый) : бел (ый)

3) бужен-ин (а) – ср. конь – кон-ин (а)

Следует обратить внимание и на то, что граница между членимыми и нечленимыми словами подвижна. Членимые основы могут стать нечленимыми, также нечленимые основы со временем могут начинать члениться. Например, заимствованное слово ипподром пришло в русский язык как нечленимое. С появлением новых слов в русском языке, таких, как автодром, аэродром, велодром и др., произошло выделение довольно активного сегодня суффикса – дром.

  1. Корни связанные (радиксоиды) и свободные. Унификсы и унирадиксоиды как уникальные части слова. Аффиксоиды.

По степени морфемной и семантической самостоятель­ности различают свободные и связанные корни.

Свободными называются корни, способные высту­пать самостоятельно, вне сочетания со служебными (кроме флексии) морфемами или другими корнями. Например: стен-а, окн-о зим-а, езд-а, лес-о-степъ-0. В этом случае слово представляет собой сочетание корневой_морфемь с оконча­нием, в неизменяемых словах типа здесь, вчера — основу, которая совпадает с корнем.

К связанным относятся корни, выступающие только в соединении со служебными морфемами (в том числе и нефлексийными) или другими корнями в составе чле­нимой (производной) основы. Такие корни принято называть радиксоидами (лат. 'корень' и греч. 'подобный'): вдобавок (в-до-бав-ок), ввергнуть (в-верг-ну-ть), завет (за-вет-0), навык (на-вык-0), надеть, одеть (на-/о-де-ть) и др.

Особенности их употребления вызваны тем, что слова со связанными корнями не имеют параллельной нечленимой основы. Так, например, при наличии ряда повторяющихся слов с корнем -бав-: добавить, добавка, добавочный, прибавка, разбавить и др. — в современном русском языке нет ни одного слова, где бы корень –бав-- выступал самостоятельно.

Унификc — это уникальный aффикc; чacть cлoвa, которая нe пoвтopяeтcя в других cлoвax. Haпpимep, клейстер (cp. клей), жeниx (cp. жена).

Особенностью yникaльныx элeмeнтoв являeтcя то, чтo нeкoтopыe из них c тeчeниeм вpeмeни превращаются в мopфeмы. Haпpимep, вначале в cлoвe «oлимпиaдa» иaд был yнификcoм, теперь c пoявлeниeм cлoв «универсиада», «cпapтaкиaдa», «aльпиниaдa» yнификc перешел в разряд cyффикca.

Унирадиксоид — уникальный связный корень (буженина, строганина, солонина).

Аффиксоид — компонент сложного слова, повторяющийся с одним и тем же значением в составе ряда слов и приближающийся по своей словообразовательной функции к аффиксу, суффиксу или префиксу

Аффиксоиды:

  • Преффиксоиды (лже-,авиа-,видео-,само-);

  • Суффиксоиды (-видный, -дром).


Но в отличии от отличии от префиксов и суффиксов, которые несут только служебное значение (словообразовательное (грамматическое), префиксоиды и суффиксоиды, подобно корням, - значимые морфемы.

  1. Словообразовательный и морфемный анализ. Задачи каждого из этих видов анализа. Единицы словообразовательного анализа, единицы морфемного анализа.

Словообразовательный анализ — выяснение структуры слова с точки зрения современной словообразовательной системы, установление характера и значения составляющих его морфем, их связей и соотношений друг с другом, а также между производной и производящей основами.

Цель словообразовательного анализа – определить, как образовано анализируемое слово. Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • найти производящую основу;

  • выделить словообразовательный формант, с помощью которого образовано данное слово;

  • установить способ словообразования.

Словообразовательный анализ носит системный характер и осуществляется с позиций синхронии, с учетом живых семантических и структурных связей слов в языке. В процессе анализа привлекаются слова одного и того же словообразовательного типа, обнаруживающиеся закономерности словопроизводственного процесса.

Единица (основа, словоформа, словосочетание), непосредственно мотивирующая анализируемое слово и по смыслу, и по форме, и является производящей базой.

Единица словообразовательного анализа – пара слов, связанных отношениями мотивации. Ряд последовательно связанных между собой слов представляет собой словообразовательную цепочку.

Комплексные единицы системы словообразования:

  • словообразовательная пара;

  • словообразовательный тип;

  • словообразовательная модель;

  • словообразовательная категория;

  • словообразовательная парадигма;

  • словообразовательная цепь;

  • словообразовательное гнездо. [п. всё будет дальше]

Словообразовательные средства, используемые при производстве слова, называют формантом.

План словообразовательного разбора

  1. Поставить слово в начальную форму.

  2. Указать основу слова и определить, является ли оно производным.

  3. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).

  4. Указать основу в производящем слове.

  5. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).

  6. Указать способ образования слова.

Морфемный анализ — выделение в слове всех живых с точки зрения современного языка морфем.

Произвести морфемный анализ слова означает найти, из каких минимальных значимых единиц составлено слово, и определить, каков статус этих составляющих единиц.

Морфемный анализ отличается от словообразовательного и по задачам, и по результатам.

Цель его — установить, из каких морфем состоит слово. В задачи морфемного анализа входит установление значений морфем и выполняемых ими функций в структуре слова.