Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 767

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С этого времени в 1-ом отделении стали обучаться не только практике, но и теории, «искусству масштабы набирать и оборотом циркуля проверять; пушки, мортиры и гаубицы чернить»448. Ученики 1-го отделения занимались черчением не только для своей учебной практики, но и по заданию Канцелярии Главной артиллерии и фортификации, размножая различные артиллерийские и инженерные чертежи, топографические карты и даже картины.

В 40-х гг. в школе были введены обязательные экзамены учеников, которые проводились в присутствии членов Военной Коллегии.

В целях поднятия общеобразовательного уровня офицеров, было введено обязательное слушание учениками артиллерийской школы лекций в Петербургской Академии наук, читаемых М.В. Ломоносовым, Эйлером, Крафтом и другими учеными по различным отраслям знаний449.

Для практических стрельб и тактических занятий в 1750 г. под руководством инженера генерал-лейтенанта Ганнибала (прадед А.С. Пушкина) был оборудован специальный полигон с учебной батареей, на нем ученики школы устанавливали укрепления, артиллерийские орудия и оборудовали батареи, а затем производили атаку этих укреплений.

В ходе практических занятий на учебном полигоне старшие ученики Соединенной школы исполняли обязанности унтер-офицеров, капралов и рядовых. Вместе с ними на полигоне проходили обучение и учащиеся младших возрастов путем наблюдения за практической учебой старших учеников450. Эти занятия проводились совместно с учениками Петербургской инженерной школы двусторонним методом. В этот период были хорошо подготовленные артиллеристы в 1-м отделении учеников обучали М.В. Данилов и А. Немой, на 2 отделении – И. Шпекла и В. Войтеховский.

Андрей Немой был хорошо подготовленным преподавателем по инженерному делу. Опыт, накопленный им во время преподавания в школе, был обобщен им в «Руководстве к знанию о походных мостах, употребляемых при войсках, а особенно из парусных понтонов»451.

Иван Шпекла, сын пушеного мастера первой четверти XVIII в. Филиппа Шпекла, хорошо знал артиллерийское дело, русский и немецкие языки. По характеристике начальника школы Мартынова, «он в должности звания прилежен, подкомандных своих содержит и военной экзерциции обучает порядочно»452.

Назар Войтеховский хорошо показал себя во время обучения артиллеристов Смоленского гарнизона, откуда за свои глубокие знания артиллерийского дела был переведен в артиллерийскую школу для обучения учеников 2-го отделения.


Наиболее подготовленным преподавателем школы был выдающийся русский артиллерист, один из наиболее лучших в мире артиллерийских орудий – единорогов, воспитанник Петербургской артиллерийской школы – Данилов.

Данилов вышел из школы не только хорошо подготовленным артиллеристом, но и высокообразованным человеком, о чем свидетельствует его литературная деятельность. Данилов вместе с Мартыновым работал над усовершенствованием материальной части артиллерии и изобретениями в пиротехнике. В результате их совместной работы было создано новое орудие – единорог, которое по своим баллистическим качествам превосходило все существовавшие до этого артиллерийские орудия. Оно просуществовало на вооружении русской артиллерии до введения нарезных орудий.

Московская артиллерийская школа, как уже указывалось в первой главе, до 1749 г. занимала второстепенное положение по отношению к Петербургской, так как она являлась подготовительной для комплектования последней учениками из дворян. Отделения для пушкарских, солдатских и мастеровых детей в ней не было. Однако в организации учебного процесса Московской артиллерийской школы в рассматриваемый период отмечается весьма интересные явления, на которых следует остановиться.

Известно, что еще в первой четверти XVIII в. Дворяне неохотно шли на военную службу, которая являлась пожизненной. Петру I приходилось применять различные меры принуждения, чтобы заставить дворян учить своих детей в школах. После отмены в 30-х гг. закона о пожизненной военной службы дворян и замены ее 25-летним сроком службы, дворяне более охотно шли на военную службу, записывая своих детей со времени рождения в полки, и таким образом к моменту поступления на действительную военную службу они уже становились офицерами по выслуге лет. Безусловно, этот закон повлиял отрицательно на качество офицерского состава. Но если с такой подготовкой офицерского состава можно было мириться в пехоте и коннице, то эта система была совершенно неприемлема в артиллерии. Дворяне неохотно шли в специальные военные школы, а кадетский корпус, учрежденный в 1731 г., был рассчитан лишь на представителей дворянской верхушки, но отнюдь не для всех дворян. Поэтому, для того, чтобы заставить дворянских детей учиться, была разработана система «смотров». Так, например, указом от 6-го мая 1736 г.453 было установлено производить смотры дворянских детей, малолетних при этом записывать в школы, причем менее состоятельных, имевших менее 20 душ крепостных, содержать на казенном обеспечении, а за укрывательство от службы виновных лишать имущества и поместий.



Другим указом, от 31 декабря 1736 г.454, дворянам разрешалось обучать своих детей до 20-летнего возраста. При этом обучение разделялось на три этапа: с 7 до 12 лет, – обучали чтению и письму дома, с 12 до 16 лет – арифметике и геометрии в школах, а тем, кто мог содержать учителей – и дома; с 16 до 20 лет обучение шло по специальностям. Губернаторам предписывалось иметь за всем этим «прилежное смотрение», чтобы закон не обходился, и если на смотре дворянские дети окажутся неграмотными, то они «будут записаны в солдаты навечно», а менее состоятельных – записывать детей в школы. Как указывалось ранее, в этот период были инженерные и артиллерийские школы, находившиеся в Москве и Петербурге. Москва располагалась в центре государства и поэтому в Московскую артиллерийскую школу стекалось большое количество дворянских детей.

Штат артиллерийской школы и обеспечение учебного процесса (см. табл.10) показывает в своей статье В.Н. Бенда «Московская артиллерийская школа (1712-1759 годы)»455 ссылаясь на архивный документ, датированный 1726 г. «О школах артиллерийских»456.

Таблица 10

Штат Московской артиллерийской школы и оклады денежного жалования

Чин в школе

Количество

Жалование в год, руб.

На одного

На всех

Учителя

Арифметики, геометрии и тригонометрии

2

1 учитель-60

1 учитель-40

100

Словесной и письменной науки

2

1 учитель-36

1 учитель-24

60

Общее

4




160

Ученики

В геометрии и тригонометрии

30

15

450

В арифметике

30

12

360

В словесной и письменной

40

6

240

Всего учеников

100




1050

Обслуживающий персонал

Школьных сторожей

и истопников

2

6

12

Всего

106

-

1222



Таблица 11

Обеспечение материальными средствами учебного процесса

Выделяемые материальные средства

Количество

Стоимость

Одного предмета

Всех

Рублей

Копеек

Рублей

Копеек

Досок каменных на 5 лет

60

-

30

30

-

Досок каменных на 1 год

-

-

-

6

-

Другие расходы на 1 год:

-

-

-

-

-

Бумаги писчей простой (стопа)

2

1

50

3

-

Для топления в школах печей и на покупку дров також на свечи и прочие потребы

-

-

-

15

-

Итого в год на обеспечения учебного процесса

-

-

-

18

-

А с жалованием учителей, учеников и истопников

1246

-

С 1725 года количество обучающихся в школе было неодинаково. В октябре 1728 г. в «цифирном» отделении школы было: 20 человек и 2 преподавателя (Петр Мартов и Михаил Борисов)457. В 1744 г. в «словесном» отделении школы обучалось 49 человек в возрасте: 7 лет – 1, 8 лет – 6, 9 лет – 3, 10 лет – 14, 11 лет – 3, 13 лет – 4, 14 лет – 2, 15 лет – 4, 16 лет – 1.

Комплектование школы Канцелярии Главной артиллерии не было организовано соответствующим образом, так поступающие были разного возраста от 7 до 16 лет, причем обучались в одних классах458.

Помимо изучения арифметических дисциплин, ученики школы проходили первичный курс артиллерийской подготовки в артиллерийской лаборатории.

Так, по данным М.В. Данилова, в 1737 г. в Московской артиллерийской школе числилось около 700 учеников459, в то время как эта школа была рассчитана по штату только на 60 человек. В 1744 г. по официальным данным Канцелярии Главной артиллерии и фортификации, в Московской артиллерийской школе числилось 604 ученика
460, из них:

В арифметическом классе:

сверхштатных дворянских и офицерских детей –265 чел.

разночинцев – 12

по штату – 40.

В словесном классе:

сверхштатных дворянских и офицерских детей – 10 чел.

разночинцев – 75

по штату – 18.