Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 771

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объединение Петербургской артиллерийской и инженерной школ

В 1752 г. в деятельности Петербургской артиллерийской и инженерной школах произошли существенные изменения. По предложению обер-фейерверкера М.Г. Мартынова – начальника артиллерийской школы и А.П. Ганнибала, осуществлявшего общее наблюдение за Инженерной школой, 30 июня 1752 г. Канцелярией Главной артиллерии и фортификации было принято решение об объединении в одно учебное заведение. Объединение это вызвано необходимостью вместе обучать инженеров и артиллеристов: «по одному соединению инженерные для обучения артиллерийских, а артиллерийские для обучения инженерной наук временем ходить, да для обучения практике и военной экзерциции всегда соединены быть и тем равномерно оба корпуса пользоваться»474.

При этом объединении инженерная школа была переведена с Петербургской стороны на Московскую в помещение артиллерийской школы. Это было вызвано тем, что создание Инженерного двора на Петербургской стороне, где раньше находилась Инженерная школа, хотя по размерам было больше, чем занимаемое артиллерийской школой на Московской стороне, но оно к 1752 г. было настолько ветхим, что требовало немедленного ремонта. В 1752 г. последовало донесение о том, что Инженерная школа переведена «на литейную часть (Литейный проспект у р. Невы – А.В.) и совокуплена со артиллерийской»475.

Однако объединенная артиллерийская и инженерная школа просуществовала недолго – всего три года. В 1755 г. снова было принято решение о переводе Инженерной школы на Петербургскую сторону в Инженерный двор, который к этому времени был отремонтирован. Признавая целесообразность существования объединенной артиллерийской и инженерной школы, Канцелярия Главной артиллерии и фортификации только лишь из-за экономических соображений вынуждена была снова отделить Инженерную школу от Артиллерийской. Это объяснялось тем, «что инженерной дом куплен немалою суммою и ежели тое инженерную школу оставить здесь, то во оном инженерном доме содержать нечего»476. Так экономические соображения пока взяли верх над целесообразностью объединения артиллерийской и инженерной школ.

Однако идея объединения артиллерийской школы с инженерной не была оставлена и через три года (в 1758 г.); снова было решено о создании сначала Объединенной артиллерийской и инженерной школы, а затем в 1762 г. об учреждении Артиллерийского и инженерного кадетского корпуса.


Передовые представители русской артиллерийской науки: К.Б. Бороздин, И.Ф. Глебов, И.В. Демидов, М.Г. Мартынов, входившие в состав Канцелярии Главной артиллерии и фортификации, возглавляемой Шуваловым, решают осуществить проект создания Артиллерийского и инженерного кадетского корпуса без дополнительных затрат, на средства, отпускаемые артиллерии для содержания артиллерийских и инженерных школ. Наиболее приемлемым путем для этого решения являлось объединение Артиллерийских школ с Инженерной. В 1758 г. генерал-фельдцейхмейстер П. И. Шувалов представил государыне Елизавете доклад с обоснованием целесообразности объединения Артиллерийской и Инженерной школ в Кадетский корпус477.

Исходным документом для объединения Артиллерийских школ с Инженерной в одно учебное заведение был ордер (приказ) П.И. Шувалова, поданный в Канцелярию Главной артиллерии и фортификации 22 августа 1758 г.

В этом ордере указывалось, что еще 7 января 1758 г. было отдано приказание И.Ф. Глебову и А.П. Ганнибалу об обучении артиллеристов и инженеров в школах фортификации и артиллерии. Затем подчеркивалось, что еще недостаточно того, что артиллеристы будут изучать фортификацию, а инженеры – артиллерию, необходимо, чтобы они хорошо знали математику.

Раздельное существование обеих школ имеет ряд существенных недостатков:

– во-первых, надо иметь много учителей для преподавания одних и тех же дисциплин;

– во-вторых, надобно иметь много учебников, а также наглядных учебных пособий и инструментов;

– в-третьих, необходимо строить помещение для разных школ, как для учебных классов, так и для жилья;

– в-четвертых, содержать излишний штат обслуживающего персонала отдельно в каждой школе.

Вследствие всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что раздельное существование школ экономически невыгодно.

Если же школы будут объединены, то от этого можно ожидать следующие выгоды:

– можно будет более успешно подобрать наиболее подготовленных преподавателей для одного учебного заведения;

– собрать одну, но зато более обширную учебную библиотеку;

– создать единую мощную учебную базу за счет сосредоточения учебных пособий из разных школ;

– наконец, из объединенной Артиллерийской и Инженерной школы можно будет выпускать будущих офицеров по их способностям в артиллерийской науке – в артиллерию, а в инженерной науке – в инженерный корпус.

Кроме того, в ордере указывается, что «ежели соединены будут означенные школы вместе, то наилучшее расположение в обучении последовать может»

478.

В ордере дается обзор состояния артиллерийской и инженерной школ на август 1758 г. В нем подчеркивается, что по штату в Инженерной школе начальником должен быть инженер-капитан, который и в действительности там имеется. Это – инженер-капитан М.И. Мордвинов. Начальник же Артиллерийской школы М.Г. Мартынов, «по состоянию нынешнего военного времени» занят работами в артиллерийской лаборатории по подготовке боеприпасов для действующей армии, в силу чего он отрывается от учебного процесса в школе «от чего во обучении учеников не без упущения» бывает479.

Для устранения такого положения было решено объединить артиллерийскую и инженерную школы в одно учебное заведение. Для этого Петербургская артиллерийская школа переводилась на «Инженерный двор», где находилась Петербургская инженерная школа. В помещении последней имелось 42 комнаты для классов, а для жилья учеников можно было сделать пристройки, для чего площадь «инженерного двора» была вполне достаточной.

По состоянию на 22 августа 1758 г. в Петербургской артиллерийской школе числилось на 1-м отделении 42 ученика из дворянских детей и 90 учеников на 2-м отделении из солдатских детей. В петербургской инженерной школе числилось 41 чел., да 43 чел. солдатских детей обучающихся при инженерной команде Петербургской крепости. Всего в обеих школах состояло 216 учеников.

В статье В. Н. Бенда «К вопросу о деятельности объединенной артиллерийской и инженерной школы в конце 50 – начала 60 годов XVIII века» говорит, что «к моменту объединения состав объединенной артиллерийской и инженерной школы в сентябре 1758 г. выглядел следующим образом480 [5, л. 22 об.]. Инженерная школа – 106 человек, из них: инженер-капитан –1, рисовальный мастер – 2, сторож – 1, кондукторов обучающихся – 21, кондукторов сверх штата – 1, учеников в 1-м классе – 25, во 2-м классе – 25, в 3-м классе – 23 и 5 учеников числилось в школе сверх комплекта. Если произвести простые арифметические подсчеты, то увидим, что реально в школе обучалось 100 учеников в различных классах. В артиллерийской школе – 32 человека, из них капитан 1, подпоручик – 1 и остальные ученики.

Кроме того, при объединенной артиллерийской и инженерной школе на прежних основаниях была оставлена Арифметическая и других наук школа (для солдатских детей), с которой в 1759 г. была соединена переведенная из крепости школа для детей инженерных служителей, с переименованием соединенной школы в «Соединенную солдатскую школу»481
. Впоследствии приказано было присылать в эту школу из всех гарнизонных артиллерийских школ учеников, окончивших арифметику, для дальнейшего обучения геометрии»482.

В качестве преподавателей Шувалов предлагал Канцелярии главной артиллерии и фортификации назначить наиболее подготовленных людей. Так, например, для преподавания артиллерии назначался выпускник Сухопутного кадетского корпуса артиллерии поручик Иван Картмазов, хорошо знавший артиллерию, фортификацию и высшую математику, «в которой он по особливому своему рачению сверх обучаемых в кадетском корпусе наук, старанием своим искусство приобрел, за что должен в пример другим награжден быть»483. За успехи в науках он был произведен в капитаны и назначен на должность преподавателя артиллерии.

Для обучения алгебре, механике и гидравлике Шувалов предлагал перевести из Инженерной школы бывшего воспитанника университетской гимназии Академии Наук инженер-прапорщика Я. П. Козельского, с произведением его в артиллерии подпоручика. Преподавателем немецкого языка, географии и геометрии прилагалось перевести из Инженерной школы инженер-прапорщика Павла Флоринского, с произведением его в артиллерии подпоручика. Для обучения рисованию назначался из Инженерной школы инженер-прапорщик Яков Петрулин с повышением его в звании инженер-поручик. Наконец, для оказания помощи П. Флоринскому в обучении учеников геометрии Шувалов предлагал перевести из Сухопутного кадетского корпуса кондуктора Степана Назарова с произведением его в артиллерии штык-юнкеры.

Это были наиболее подготовленные офицеры, которых Шувалову, обладавшему большой властью, без особого труда удавалось привлечь для обучения учеников объединенной Артиллерийской и инженерной школы: они много сделали для развития артиллерийской науки, о чем будет сказано ниже.

Начальником Объединенной артиллерийской и инженерной школы был назначен Михаил Иванович Мордвинов, бывший воспитанник Сухопутного кадетского корпуса484, показавший хорошие организаторские и педагогические способности на посту начальника Инженерной школы.

12 сентября 1758 г. Мордвинов доносил Канцелярии Главной артиллерии и фортификации о выполнении приказа об объединении артиллерийской и инженерной школ. В рапорте Мордвинова указывалось, что из 1-го отделения Петербургской артиллерийской школы на инженерный двор прибыло 82 ученика из дворянских детей и 104 ученика со 2-го отделения, состоявшего из солдатских и пушкарских детей. Всего, таким образом к 12 сентября 1758 г. из артиллерийской школы прибыло 186 человек
485. Из Петербургской крепости прибыло 39 учеников детей инженерных слушателей, да в Инженерной школе находилось 41 ученик. Всего к 12 сентября 1758 г. из артиллерийской и инженерной школ на Инженерном дворе было собрано 266 учеников486.

Наконец, 29 октября 1758 г. последовало новое распоряжение Шувалова Канцелярии Главной артиллерии и фортификации о переводе Московской артиллерийской школы в Петербург и объединении ее с Петербургскими артиллерийской и инженерными школами.

Причина, вызвавшая этот перевод, объяснялась Шуваловым следующим образом: содержание Московской артиллерийской школы наряду с Петербургской Объединенной артиллерийской и инженерной школой обходится государству дорого, кроме того, обеспечить Московскую артиллерийскую школу такими же квалифицированными преподавателями, как это было в Объединенной школе, нет возможности. Далее подчеркивалось, что если будет утвержден проект создания Артиллерийского и инженерного кадетского корпуса, то все равно учеников Московской артиллерийской школы придется переводить в Петербург, поэтому для того, чтобы они получали одинаковую подготовку с учениками Объединенной артиллерийской и инженерной школы, целесообразно их заранее перевести в объединенную артиллерийскую и инженерную школу.

На основании изложенного было отдано приказание И.Ф. Глебову, ведавшему артиллерией Московского департамента, о переводе учеников Московской артиллерийской школы в Петербург: «находящихся в Москве артиллерийских учеников со всеми имеющимися книгами и протчими принадлежностями немедленно перевести в Санкт-Петербург, дабы оные единственно определенными ныне офицерами вместе обучаемы были»487.

25 февраля Мордвинов доносил Шувалову, что все ученики в количестве 48 чел. дворянских детей и 3-х чел. солдатских детей прибыли в Петербург и зачислены в состав объединенной артиллерийской и инженерной школы. Их привез начальник Московской артиллерийской школы фейерверкер Иван Андреевич Вельяшев-Волынцев488. К рапорту Мордвинова была приложена ведомость об учениках и других инструментах, привезенных из Московской школы (см. табл. 12).

Таблица12

Учебники и учебные пособия, привезенные из Московской в Петербургскую артиллерийскую и инженерную школу489

№ п/п

Наименование учебных пособий

Количество

1

Учебников арифметики рукописных

2

2

«Геометрии»

12

3

Учебников, написанных И.А. Вельяшевым-Волынцевым:




По геометрии

1

По тригонометрии

1

По артиллерии

1

По арифметическим чертежам

1

4

Готовальней

16

5

Карандашных трубок

6

6

Транспортиров

7

7

Аспидных досок

15

8

Астролябий

1

9

Землемерных цепей

1

10

Чертежных досок каменных

1

11

Чертежей артиллерийских разных

9

12

Печатных рисунков разных

18

13

Сундук с замком

1

14

Итого:

83 наименования