Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 769
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Всего: 415 чел.
Кроме того, находилось в отпуске, но числилось в школе:
дворянских детей – 19 чел.
разночинцев – 1
в отпуске для обучения дома – 10
просрочивших отпуск – 33
в самостоятельной отлучке дворянских и офицерских детей – 113
разночинцев – 7.
Всего вне школы было – 189 чел.
По словам М.В. Данилова на деле число учеников было гораздо меньше и вообще Московская артиллерийская школа была еще хуже Петербургской: «Обучали безъ малейшаго порядка» говорит Данилов. «Секли лозою немилостиво»… «Великiй недостатокъ въ оной школе состоял въ учителяхъ»… «Принуждены были взять въ школу учителемъ колодника и смертоубiйцу»461.
В связи с таким незавидным положением в Московской артиллерийской школе в 1745 г. Военной Коллегией было принято решение: сверх штата (60 чел.) в школу учеников не принимать, а из сверхштатных годных к военной службе расписать по полкам и в артиллерию на должности унтер-офицеров, учеников из разночинцев перевести в гарнизонные школы, самовольно отлучившихся из списков школы исключить462.
Организацию учебного процесса в Московской артиллерийской школе можно проследить по «Запискам» М.В. Данилова. Он указывает, что преподавание математики в школе все еще осуществлялось примитивно. Обучение сопровождалось телесными наказаниями. Школу возглавил в 1737 г. штык-юнкер Алабушев, по словам Данилова, человек вздорный и пьяница, который «по третьему смертоубийству сидел под арестом и взят обучать в школу»463. Он придавал особое значение в усвоении наук побоям и розге. Но по замечанию Данилова, тогда был такой большой «недостаток в ученых людях при артиллерии», что приходилось прибегать к привлечению для обучения людей, подобных Алабушеву.
Однако не все учителя были такими, и Данилов упоминает о капитане Гринкове, заменившем Алабушева на посту начальника Московской артиллерийской школы. Гринков был человеком «прилежным и кропотливым»464, сумевшим привить своим воспитанникам желание к занятиям, не прибегая к крутым мерам. Гринков значительно улучшил преподавание в школе и из нее вышло немало людей, оказавших пользу артиллерии.
«После обучения в Московской артиллерийской они переводились в Петербургскую, где изучали более углублено только артиллерийское дело –материальную часть артиллерии, снаряжение снарядов, приготовление зарядов, подготовку и пуск ракет и практически стреляли из орудий. Но не все переводились в Петербургскую из Московской артиллерийской школы, какая-то часть выпускников назначалась на различные должности в войска в зависимости от результатов обучения. Так, в 1744 г. в артиллерию было направлено 22 выпускника школы в следующих чинах: сержантами – 2, фурирами (фурьерами) – 5, каптенармусом – 1, капралами – 12, бомбардирами – 2
465.
В.Н Бенда в своей статье указывает на аттестат, который им был обнаружен в архивах – «Аттестат Московской артиллерийской школы ученикам, кто с которого году вступил в школу и сколько кому от роду лег и кто чему достоин...»466. В данном аттестате указано 195 человек, из них 76 были «не из шляхетства». Причем эти школьники поступали в школу в разные годы – в 1733, 1734, 1743 гг. Опять же, так называемые школьники «не из шляхетства» готовились не только мастерами и писарями для артиллерии, но выпускались из школы в унтер-офицерских чинах. Например, как Петр Советов, который вступил в словесную школу 2 января 1736 г., в арифметическую 7 октября 1743 г. и в возрасте 15 лег с аттестацией «...не из шляхетства. Состояния доброго. Грамоте и писать умеет. По частям арифметику знает. При артиллерии капралом быть достоин»467468.
Однако одна Петербургская артиллерийская школа никак не могла удовлетворить все возрастающую потребность артиллерии в подготовленных артиллеристах-офицерах. В связи с тем, что офицеры в артиллерию в основном поступали с 1-го (дворянского) отделения Петербургской артиллерийской школы и численность их была всего 80 чел., встал вопрос об учреждении аналогичного отделения на 30 чел. в Московской артиллерийской школе. 14 августа 1749 г. последовал указ об открытии 1-го (дворянского) отделения в Московской артиллерийской школе. С этого времени обе артиллерийские школы были устроены по единому штату. Организация учебного процесса в Московской артиллерийской школе была такой же, как и в Петербургской, и нет необходимости на этом вопросе останавливаться. Следует указать, что начальником Московской артиллерийской школы в этого времени (1749 г.) был назначен воспитанник Петербургской артиллерийской школы – талантливый артиллерист Иван Андреевич Вельяшев-Волынцев, который и возглавил Московскую артиллерийскую школу до 25 февраля 1759 г., т.е. до момента ее объединения с Петербургской артиллерийской школой469.
Табель годовой о состоянии Московской артиллерийской школы на 1 января 1747 г.470
Звание чинов | Арифметическая школа | Словесный и письменной школы | Подл. содер.60, ныне состоит 54 и надл. добав. 6 чел. | Всего всех чинов | ||||||||||||||||||
В артиллерии для обучения наук | Для обучения учеников | Учеников | Учитель | Учеников | Арифметической науке | Словесной и письменной науке | | |||||||||||||||
Унтер-офицеров, в том числе для обучения учеников | Капралов | Канониров | Гантлангеров | Фузелеров | Арсенальной роты | Унтер-офицеров | Рисовальных мастеров | Из шляхетства и офицерских детей | Не из шляхетства | Из шляхетства и офицерских детей | Не из шляхетства | | | |||||||||
По списку состоит | 2 | 5 | 5 | 4 | 59 | 1 | 3 | 1 | 228 | 13 | 1 | 11 | 57 | 39 | 15 | 444 | ||||||
В расходе | В отпуске на своем коште | - | - | - | | 2 | - | - | - | 19 | - | - | - | 2 | - | - | 23 | |||||
В отпуске в доме | - | - | 2 | 2 | 4 | - | - | - | 6 | 1 | - | - | - | - | - | 15 | ||||||
Были отпущены в дом и просрочили | - | - | - | - | - | - | - | - | 26 | - | - | 7 | - | - | - | 33 | ||||||
По разным делам | - | 1 | - | - | 7 | - | - | - | 2 | - | - | - | - | - | - | 10 | ||||||
В отлучении самовольно | - | 2 | - | - | 2 | - | - | - | 111 | 3 | - | 3 | 3 | - | - | 124 | ||||||
Больных | - | - | 2 | 1 | 3 | - | - | - | 5 | - | - | - | 2 | - | - | 13 | ||||||
Итого | - | 3 | 4 | 3 | 21 | - | - | - | 169 | 4 | - | 10 | 7 | - | - | 221 | ||||||
За расходом на лицо | 2 | 2 | 1 | 1 | 38 | 1 | 3 | 1 | 59 | 8 | 1 | 1 | 50 | 39 | 15 | 223 |
Табель Московской артиллерийской школы о учениях и прочих чинах на 1756 г.471
Звание чинов | По указанию канцелярии Главной артиллерии и фортификации определено | По списку состоит | Прочие определения | От списочного числа в расходе | Итого в расходе | Налицо | ||||||||
В излишестве | В комплект потребно | В дальней и ближней отлучке | У разных дел | |||||||||||
Учителей | Арифметической науке ранга офицерского | 1 | 1 | - | - | - | - | - | 1 | |||||
Словесной и письменной науке | 1 | 1 | - | - | - | - | - | 1 | ||||||
Подмастерьев арифметической науке ранга солдатского | 2 | 1 | - | 1 | - | - | - | 1 | ||||||
Рисовальный мастер | 1 | 1 | - | - | - | - | - | 1 | ||||||
Учеников | В комплекте | Из шляхетства | 1 класса | 10 | 2 | - | 6 | 2 | - | 2 | 2 | |||
Из офицерских детей | 2 класса | 10 | 8 | - | 2 | - | - | - | 8 | |||||
3 класса | 10 | 14 | 4 | - | - | - | - | 14 | ||||||
Не из шляхетства | Арифметической науке | 15 | 14 | - | 1 | - | - | - | 14 | |||||
Словесной и письменной науке | 45 | 45 | - | - | - | - | - | 45 | ||||||
Итого | 95 | 87 | 4 | 4 | 2 | - | 2 | 87 |
В 1751 г. Петербургская и Московская артиллерийские школы получили новый штат472. По этому штату в каждой школе полагалось по 30 чел. дворянских детей, которые уже при поступлении в школу должны были знать арифметику, геометрию и тригонометрию. Эти ученики объединялись в так называемую «чертежную и лабораторную школу», где они обучались черчению, рисованию, артиллерии и лабораторной практике. Как и прежде, при обеих школах состояли так называемые «арифметических и других наук школы», рассчитанные на 60 чел. детей рядовых артиллерийских служителей и мастеровых. Таким образом, по новому штату артиллерийские школы состояли из двух отделений: 1-го отделения – дворянского и 2-го отделения – солдатского. На содержание 1-го отделения Петербургской артиллерийской школы 855 руб. в год на 30 чел., а Московской артиллерийской школы – 701 руб. На содержание 2-го отделения в обеих школах на 60 чел. в каждой отпускалось всего 764 руб. в год.
В соответствии с донесением начальника Петербургской артиллерийской школы в Канцелярии Главной артиллерии и фортификации видно, что в 1756 г. в 1-ом отделении школы состояло 28 чел. дворянских детей, разделенных на три класса. В первом классе было 10 чел., которые изучали арифметику, геометрию, практическую тригонометрию, геодезию, рисование и артиллерию. Возраст учащихся был 17-19 лет. На содержание они получали по 24 руб. в год. Во втором классе насчитывалось 9 чел., но по штату положено 10 чел., изучали они: арифметику, геометрию и рисование. Возраст их был 13-17 лет, на содержание они получали по 18 руб. в год. Наконец, в третьем классе тоже было 9 чел. по штату должно было быть 10, обучались в этом классе чтению, письму, арифметике и рисованию. Возраст этих учеников был 11-15 лет, на содержание получали по 12 руб. в год. Старшим классом был не третий, а первый.
Кроме того, при 1-м отделении находилось 10 человек сверхштатных учеников, обучающихся своим «коштом». Это были дети наиболее состоятельных дворян в возрасте 11-20 лет.
На 2-м отделении Петербургской артиллерийской школы состояло в 1756 г. – 60 чел. и 48 чел. сверхштатных. Комплектовалось это отделение детьми рядовых артиллерийских служителей и мастеровых. Изучали они русский язык, арифметику, геометрию и рисование. Сверхштатные содержались за счет гарнизонных школ и обучались чтению и письму
473.
1-е отделение выпускало унтер-офицерский состав для полевой и осадной артиллерии, а 2-ое отделение готовило мастеровых, бомбардиров, канониров и писарей для полевой, осадной артиллерии и арсеналов.