Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 769

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Всего: 415 чел.

Кроме того, находилось в отпуске, но числилось в школе:

дворянских детей – 19 чел.

разночинцев – 1

в отпуске для обучения дома – 10

просрочивших отпуск – 33

в самостоятельной отлучке дворянских и офицерских детей – 113

разночинцев – 7.

Всего вне школы было – 189 чел.

По словам М.В. Данилова на деле число учеников было гораздо меньше и вообще Московская артиллерийская школа была еще хуже Петербургской: «Обучали безъ малейшаго порядка» говорит Данилов. «Секли лозою немилостиво»… «Великiй недостатокъ въ оной школе состоял въ учителяхъ»… «Принуждены были взять въ школу учителемъ колодника и смертоубiйцу»461.

В связи с таким незавидным положением в Московской артиллерийской школе в 1745 г. Военной Коллегией было принято решение: сверх штата (60 чел.) в школу учеников не принимать, а из сверхштатных годных к военной службе расписать по полкам и в артиллерию на должности унтер-офицеров, учеников из разночинцев перевести в гарнизонные школы, самовольно отлучившихся из списков школы исключить462.

Организацию учебного процесса в Московской артиллерийской школе можно проследить по «Запискам» М.В. Данилова. Он указывает, что преподавание математики в школе все еще осуществлялось примитивно. Обучение сопровождалось телесными наказаниями. Школу возглавил в 1737 г. штык-юнкер Алабушев, по словам Данилова, человек вздорный и пьяница, который «по третьему смертоубийству сидел под арестом и взят обучать в школу»463. Он придавал особое значение в усвоении наук побоям и розге. Но по замечанию Данилова, тогда был такой большой «недостаток в ученых людях при артиллерии», что приходилось прибегать к привлечению для обучения людей, подобных Алабушеву.

Однако не все учителя были такими, и Данилов упоминает о капитане Гринкове, заменившем Алабушева на посту начальника Московской артиллерийской школы. Гринков был человеком «прилежным и кропотливым»464, сумевшим привить своим воспитанникам желание к занятиям, не прибегая к крутым мерам. Гринков значительно улучшил преподавание в школе и из нее вышло немало людей, оказавших пользу артиллерии.

«После обучения в Московской артиллерийской они переводились в Петербургскую, где изучали более углублено только артиллерийское дело –материальную часть артиллерии, снаряжение снарядов, приготовление зарядов, подготовку и пуск ракет и практически стреляли из орудий. Но не все переводились в Петербургскую из Московской артиллерийской школы, какая-то часть выпускников назначалась на различные должности в войска в зависимости от результатов обучения. Так, в 1744 г. в артиллерию было направлено 22 выпускника школы в следующих чинах: сержантами – 2, фурирами (фурьерами) – 5, каптенармусом – 1, капралами – 12, бомбардирами – 2
465.

В.Н Бенда в своей статье указывает на аттестат, который им был обнаружен в архивах – «Аттестат Московской артиллерийской школы ученикам, кто с которого году вступил в школу и сколько кому от роду лег и кто чему достоин...»466. В данном аттестате указано 195 человек, из них 76 были «не из шляхетства». Причем эти школьники поступали в школу в разные годы – в 1733, 1734, 1743 гг. Опять же, так называемые школьники «не из шляхетства» готовились не только мастерами и писарями для артиллерии, но выпус­кались из школы в унтер-офицерских чинах. Например, как Петр Советов, который вступил в словесную школу 2 января 1736 г., в арифметическую 7 октября 1743 г. и в возрасте 15 лег с аттестацией «...не из шляхетства. Состояния доброго. Грамоте и писать умеет. По частям арифметику знает. При артиллерии капралом быть достоин»467468.

Однако одна Петербургская артиллерийская школа никак не могла удовлетворить все возрастающую потребность артиллерии в подготовленных артиллеристах-офицерах. В связи с тем, что офицеры в артиллерию в основном поступали с 1-го (дворянского) отделения Петербургской артиллерийской школы и численность их была всего 80 чел., встал вопрос об учреждении аналогичного отделения на 30 чел. в Московской артиллерийской школе. 14 августа 1749 г. последовал указ об открытии 1-го (дворянского) отделения в Московской артиллерийской школе. С этого времени обе артиллерийские школы были устроены по единому штату. Организация учебного процесса в Московской артиллерийской школе была такой же, как и в Петербургской, и нет необходимости на этом вопросе останавливаться. Следует указать, что начальником Московской артиллерийской школы в этого времени (1749 г.) был назначен воспитанник Петербургской артиллерийской школы – талантливый артиллерист Иван Андреевич Вельяшев-Волынцев, который и возглавил Московскую артиллерийскую школу до 25 февраля 1759 г., т.е. до момента ее объединения с Петербургской артиллерийской школой469.
Табель годовой о состоянии Московской артиллерийской школы на 1 января 1747 г.470

Звание чинов

Арифметическая школа

Словесный и письменной школы

Подл. содер.60, ныне состоит 54 и надл. добав. 6 чел.

Всего всех чинов

В артиллерии для обучения наук

Для обучения учеников

Учеников

Учитель

Учеников

Арифметической науке

Словесной и письменной науке




Унтер-офицеров, в том числе для обучения учеников

Капралов

Канониров

Гантлангеров

Фузелеров

Арсенальной роты

Унтер-офицеров

Рисовальных мастеров

Из шляхетства и офицерских детей

Не из шляхетства

Из шляхетства и офицерских детей

Не из шляхетства







По списку состоит

2

5

5

4

59

1

3

1

228

13

1

11

57

39

15

444

В расходе

В отпуске на своем коште

-

-

-




2

-

-

-

19

-

-

-

2

-

-

23

В отпуске в доме

-

-

2

2

4

-

-

-

6

1

-

-

-

-

-

15

Были отпущены в дом и просрочили

-

-

-

-

-

-

-

-

26

-

-

7

-

-

-

33

По разным делам

-

1

-

-

7

-

-

-

2

-

-

-

-

-

-

10

В отлучении самовольно

-

2

-

-

2

-

-

-

111

3

-

3

3

-

-

124

Больных

-

-

2

1

3

-

-

-

5

-

-

-

2

-

-

13

Итого

-

3

4

3

21

-

-

-

169

4

-

10

7

-

-

221

За расходом на лицо

2

2

1

1

38

1

3

1

59

8

1

1

50

39

15

223



Табель Московской артиллерийской школы о учениях и прочих чинах на 1756 г.471

Звание чинов

По указанию канцелярии Главной артиллерии и фортификации определено

По списку состоит

Прочие определения

От списочного числа в расходе

Итого в расходе

Налицо

В излишестве

В комплект потребно

В дальней и ближней отлучке

У разных дел

Учителей

Арифметической науке ранга офицерского

1

1

-

-

-

-

-

1

Словесной и письменной науке

1

1

-

-

-

-

-

1

Подмастерьев арифметической науке ранга солдатского

2

1

-

1

-

-

-

1

Рисовальный мастер

1

1

-

-

-

-

-

1

Учеников

В комплекте

Из шляхетства

1 класса

10

2

-

6

2

-

2

2

Из офицерских детей

2 класса

10

8

-

2

-

-

-

8

3 класса

10

14

4

-

-

-

-

14

Не из шляхетства

Арифметической науке

15

14

-

1

-

-

-

14

Словесной и письменной науке

45

45

-

-

-

-

-

45

Итого

95

87

4

4

2

-

2

87




В 1751 г. Петербургская и Московская артиллерийские школы получили новый штат472. По этому штату в каждой школе полагалось по 30 чел. дворянских детей, которые уже при поступлении в школу должны были знать арифметику, геометрию и тригонометрию. Эти ученики объединялись в так называемую «чертежную и лабораторную школу», где они обучались черчению, рисованию, артиллерии и лабораторной практике. Как и прежде, при обеих школах состояли так называемые «арифметических и других наук школы», рассчитанные на 60 чел. детей рядовых артиллерийских служителей и мастеровых. Таким образом, по новому штату артиллерийские школы состояли из двух отделений: 1-го отделения – дворянского и 2-го отделения – солдатского. На содержание 1-го отделения Петербургской артиллерийской школы 855 руб. в год на 30 чел., а Московской артиллерийской школы – 701 руб. На содержание 2-го отделения в обеих школах на 60 чел. в каждой отпускалось всего 764 руб. в год.

В соответствии с донесением начальника Петербургской артиллерийской школы в Канцелярии Главной артиллерии и фортификации видно, что в 1756 г. в 1-ом отделении школы состояло 28 чел. дворянских детей, разделенных на три класса. В первом классе было 10 чел., которые изучали арифметику, геометрию, практическую тригонометрию, геодезию, рисование и артиллерию. Возраст учащихся был 17-19 лет. На содержание они получали по 24 руб. в год. Во втором классе насчитывалось 9 чел., но по штату положено 10 чел., изучали они: арифметику, геометрию и рисование. Возраст их был 13-17 лет, на содержание они получали по 18 руб. в год. Наконец, в третьем классе тоже было 9 чел. по штату должно было быть 10, обучались в этом классе чтению, письму, арифметике и рисованию. Возраст этих учеников был 11-15 лет, на содержание получали по 12 руб. в год. Старшим классом был не третий, а первый.

Кроме того, при 1-м отделении находилось 10 человек сверхштатных учеников, обучающихся своим «коштом». Это были дети наиболее состоятельных дворян в возрасте 11-20 лет.

На 2-м отделении Петербургской артиллерийской школы состояло в 1756 г. – 60 чел. и 48 чел. сверхштатных. Комплектовалось это отделение детьми рядовых артиллерийских служителей и мастеровых. Изучали они русский язык, арифметику, геометрию и рисование. Сверхштатные содержались за счет гарнизонных школ и обучались чтению и письму
473.

1-е отделение выпускало унтер-офицерский состав для полевой и осадной артиллерии, а 2-ое отделение готовило мастеровых, бомбардиров, канониров и писарей для полевой, осадной артиллерии и арсеналов.