Файл: Курс лекций В. М. Назарова по ису тема Методы исследования систем управления Комплекснокомбинированные методы исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 388

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Она объединяет в единое целое теоретические понятия, техники их измерения и их эмпирические индикаторы.


Теоретическая интерпретация понятий претерпевает ряд последовательных этапов.

На первом из них содержание проблемной ситуации формулируется в строгих научных рамках и терминах.

На следующем этапе каждое понятие этой формулировки раскладывается на такие операционные составляющие, которые имеют хорошо различимые практические референты и доступ­ны для измерения. Определяется также система связей каждого понятия с внешними объектами и внутренними субъективными факторами.

Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации. Понятия, обо­значающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются индикаторами. При этом социолог должен стремиться обеспечить максимальное отражение изучаемого предмета в по­нятиях-индикаторах.

Гипотеза — обоснованное предположение о возможном ха­рактере взаимосвязи между элементами в структуре исследуемого объекта и изучаемыми социальными явлениями. Гипотезы вы­рабатываются на основе имеющихся фактов.

В науке существуют определенные правила выдвижения и проверки гипотез:

  1. Гипотеза должна находиться в согласии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она каса­ется.

  2. Из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвину­тых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число.

  3. Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать возможно меньше гипотез, и их связь должна быть возможно более тесной.

  4. При выдвижении гипотез необходимо помнить, что осно­ванные на них выводы носят предположительный характер.

  5. Выдвигаемые гипотезы необходимо проверять по критерию непротиворечивости (невозможно руководствоваться противоре­чащими друг другу гипотезами).

Гипотезы — это отправные точки для начала исследования. Дальнейшие этапы эмпирического социологического исследо­вания находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипо­тез. Для отработки гипотезы и процедур исследования нередко проводят предварительное, пилотажное исследование.

В зави­симости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы причины и гипотезы следствия). Таким образом, они образуют иерархи­ческие цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятий.



Следует подчеркнуть, что формирование гипотез — это не праздные теоретические упражнения, а создание логичес­ких опор для разработки методики и инструментария сбора и анализа эмпирических материалов. Если исследователем были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения.

Таково содержание методологического раздела программы социологического исследования.

В методическом (процедурном) разделе программы конкретизируются действия и процедуры, с помощью которых предполагается ее реализовывать.

Главные положения стратегического плана исследования со­стоят в следующем:

  • обоснование типа проводимого исследования (разведыва­тельное, описательное, аналитическое);

  • разработка требований к составу исследовательского коллек­тива; обоснование номенклатуры необходимого технического и технологического обеспечения;

  • определение объема необходимого финансирования;

  • разработка плана-графика проведения исследования.

Для проектирования выборочной совокупности в соответствии с определенным в методологическом разделе программы типом выборки необходимо знать некоторые сведения о ней.

В зависимости от метода организации отборавыборки под­разделяются на случайные и неслучайные.

Случайная выборкаобеспечивает всем элементам генеральной совокупности равенство шансов попасть в выборку. Реализация этого вида выборки предполагает наличие списков (карточек) и нумерацию всех элементов генеральной совокупности.

В неслучайных выборкахпринцип равенства шансов не со­блюдается.

В социологической практике наибольшее распространение получила квотная выборка.

При квотном отборенеобходимо обеспечивать почти полное совпадение значений критериальных характеристик выборочной и генеральной совокупностей. При этом объем выборки оказы­вается существенно меньшим, чем при чисто случайном отборе. Одно из привлека­тельных следствий — дешевизна этого способа отбора.

Важнейший принцип квотного отбора состоит в том, что его критерии должны высоко коррелировать с исследуемыми свойствами объекта исследования. При невыполнении данного принципа квотная выборка дает резкие искажения характеристик генеральной совокупности. К числу таких критериев относятся, как правило,
социально-демографические характеристики.

Выбор этих характеристик в качестве критериев обусловлен тем, что, во-первых, они действительно являются ключевыми в подавляющем большинстве предметных областей социологических исследова­ний, а во-вторых, что именно для них имеется возможность полу­чать достаточно надежную, достоверную и актуальную статистику (надо заметить, что в современной России эта возможность все больше и больше приобретает статус потенциальной).

При квотном отборе используют обычно 3—4 критериальные характеристики. Увеличение их числа сильно усложняет его ре­ализацию, так как это означает увеличение числа ограничений, которое необходимо соблюдать при ее формировании. Большое число ограничений увеличивает трудности формирования струк­туры выборочной совокупности, удовлетворяющей требованиям репрезентации.

Другой важный принцип квотного отборанезависимость критериев. Его несоблюдение приводит к нерациональным за­тратам сил и средств.

Далее в процедурном разделе программы обосновывается вы­бор метода сбора эмпирической информации, опре­деляются методы ее преобразования и предпочтительные формы итоговых документов.

К основным способам получения эмпирической информа­ции в социологии относятся наблюдение, анализ документов и опрос.

Методы анализа документов по своей популярности и значимости уступают только методам опроса, а в некоторых направлениях социологии (например, промышленная социология, социально-профессиональная мобильность, маргинализация и др.) являются преобладающими.

Объективные факторыширокого использования документаль­ных сведений в социологии состоят в следующем.

  1. Какие бы сферы социальной жизни ни изучал социолог, он никогда не сможет составить о них адекватного, целостного представления, если не привлечет к анализу документальные материалы.

  2. Сведения, содержащиеся в документах, иногда могут дуб­лировать эмпирические данные, полученные другими методами. Поэтому они могут служить средством контроля их достовер­ности.

  3. Информация, полученная из документальных источников, как правило, может выявить такие стороны исследуемых процес­сов, которые оказываются недоступными для других средств.

Сам термин «документ» определяется в специальных норма­
тивных актах как средство фиксации каким-либо способом информа­ции о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека на специальных (в социоло­гии — на любых) материальных носителях.

В качестве документов могут выступать: рукописный, машинописный или печатный текст, стенограмма, магнитофонная запись, фотографии, рисунки, кинофильмы, видеозаписи и т.п.

Документы можно классифицировать по разным основани­ям. При этом главным критерием является форма, в которой фиксируется в нем информация, и его достоверность. Именно от формы документа зависит, для каких целей он может быть использован.

В зависимости от способа фиксации информации различают документы:

  • письменные— все виды печатной и рукописной продукции (книги, письма, пресса, статистические и другие фактогра­фические издания и т. п.);

  • фонетические, т. е. рассчитанные на слуховое восприятие (радио-, граммофонные, магнитофонные, лазерные и компью­терные аудиозаписи);

  • иконографические, т. е. воспринимаемые визуально (видео-, фото-, кинодокументы, картины, гравюры и т. п.).

В зависимости от статуса источника документы делятся на:

  • неофициальные, созданные отдельными неофициальными ли­цами. Иначе они называются еще документами личного про­исхождения (в отличие от личных документов, которые, как правило, являются официальными и удостоверяют личность их владельца). К ним относятся личные письма, семейные альбомы, дневники, т. е. все то, что фиксируется частными лицами по собственной инициативе;

  • официальные, созданные юридическими или официальными (должностными) лицами государственных или общественных организаций, оформленными и удостоверенными надлежащим образом.

Например, в учреждении к официальным документам относятся:

1) текущая, входящая и исходящая документация;

2) документы периодической отчетности — месячные, квар­тальные, годовые справки, отчеты;

3) ведомости; отчеты, об­зоры, доклады, не являющиеся периодическими;

4) архивные документы постоянного и временного хранения.

С точки зрения мотивации создания документы делятся на:

  • спровоцированные (заданные),т. е. такие, которые появились как результат выполнения каких-либо заданий. (Например, сочинения школьников на заданную тему, видеоролики, при­сланные на конкурс «Сам себе режиссер», отклики (письма, телефонные звонки) на какой-либо конкурс);

  • неспровоцированные (самопроизвольные),созданные вне за­висимости от каких-либо стимулов. К ним относятся все документы личного происхождения: письма и обращения в различные инстанции, СМИ, личная переписка, дневники, мемуары, заметки на полях книг и т. п.