Файл: Курс лекций В. М. Назарова по ису тема Методы исследования систем управления Комплекснокомбинированные методы исследования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 388
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Она объединяет в единое целое теоретические понятия, техники их измерения и их эмпирические индикаторы.
Теоретическая интерпретация понятий претерпевает ряд последовательных этапов.
На первом из них содержание проблемной ситуации формулируется в строгих научных рамках и терминах.
На следующем этапе каждое понятие этой формулировки раскладывается на такие операционные составляющие, которые имеют хорошо различимые практические референты и доступны для измерения. Определяется также система связей каждого понятия с внешними объектами и внутренними субъективными факторами.
Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются индикаторами. При этом социолог должен стремиться обеспечить максимальное отражение изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.
Гипотеза — обоснованное предположение о возможном характере взаимосвязи между элементами в структуре исследуемого объекта и изучаемыми социальными явлениями. Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов.
В науке существуют определенные правила выдвижения и проверки гипотез:
Гипотезы — это отправные точки для начала исследования. Дальнейшие этапы эмпирического социологического исследования находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез. Для отработки гипотезы и процедур исследования нередко проводят предварительное, пилотажное исследование.
В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы причины и гипотезы следствия). Таким образом, они образуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятий.
Следует подчеркнуть, что формирование гипотез — это не праздные теоретические упражнения, а создание логических опор для разработки методики и инструментария сбора и анализа эмпирических материалов. Если исследователем были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения.
Таково содержание методологического раздела программы социологического исследования.
В методическом (процедурном) разделе программы конкретизируются действия и процедуры, с помощью которых предполагается ее реализовывать.
Главные положения стратегического плана исследования состоят в следующем:
Для проектирования выборочной совокупности в соответствии с определенным в методологическом разделе программы типом выборки необходимо знать некоторые сведения о ней.
В зависимости от метода организации отборавыборки подразделяются на случайные и неслучайные.
Случайная выборкаобеспечивает всем элементам генеральной совокупности равенство шансов попасть в выборку. Реализация этого вида выборки предполагает наличие списков (карточек) и нумерацию всех элементов генеральной совокупности.
В неслучайных выборкахпринцип равенства шансов не соблюдается.
В социологической практике наибольшее распространение получила квотная выборка.
При квотном отборенеобходимо обеспечивать почти полное совпадение значений критериальных характеристик выборочной и генеральной совокупностей. При этом объем выборки оказывается существенно меньшим, чем при чисто случайном отборе. Одно из привлекательных следствий — дешевизна этого способа отбора.
Важнейший принцип квотного отбора состоит в том, что его критерии должны высоко коррелировать с исследуемыми свойствами объекта исследования. При невыполнении данного принципа квотная выборка дает резкие искажения характеристик генеральной совокупности. К числу таких критериев относятся, как правило,
социально-демографические характеристики.
Выбор этих характеристик в качестве критериев обусловлен тем, что, во-первых, они действительно являются ключевыми в подавляющем большинстве предметных областей социологических исследований, а во-вторых, что именно для них имеется возможность получать достаточно надежную, достоверную и актуальную статистику (надо заметить, что в современной России эта возможность все больше и больше приобретает статус потенциальной).
При квотном отборе используют обычно 3—4 критериальные характеристики. Увеличение их числа сильно усложняет его реализацию, так как это означает увеличение числа ограничений, которое необходимо соблюдать при ее формировании. Большое число ограничений увеличивает трудности формирования структуры выборочной совокупности, удовлетворяющей требованиям репрезентации.
Другой важный принцип квотного отбора — независимость критериев. Его несоблюдение приводит к нерациональным затратам сил и средств.
Далее в процедурном разделе программы обосновывается выбор метода сбора эмпирической информации, определяются методы ее преобразования и предпочтительные формы итоговых документов.
К основным способам получения эмпирической информации в социологии относятся наблюдение, анализ документов и опрос.
Методы анализа документов по своей популярности и значимости уступают только методам опроса, а в некоторых направлениях социологии (например, промышленная социология, социально-профессиональная мобильность, маргинализация и др.) являются преобладающими.
Объективные факторыширокого использования документальных сведений в социологии состоят в следующем.
Сам термин «документ» определяется в специальных норма
тивных актах как средство фиксации каким-либо способом информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека на специальных (в социологии — на любых) материальных носителях.
В качестве документов могут выступать: рукописный, машинописный или печатный текст, стенограмма, магнитофонная запись, фотографии, рисунки, кинофильмы, видеозаписи и т.п.
Документы можно классифицировать по разным основаниям. При этом главным критерием является форма, в которой фиксируется в нем информация, и его достоверность. Именно от формы документа зависит, для каких целей он может быть использован.
В зависимости от способа фиксации информации различают документы:
В зависимости от статуса источника документы делятся на:
Например, в учреждении к официальным документам относятся:
1) текущая, входящая и исходящая документация;
2) документы периодической отчетности — месячные, квартальные, годовые справки, отчеты;
3) ведомости; отчеты, обзоры, доклады, не являющиеся периодическими;
4) архивные документы постоянного и временного хранения.
С точки зрения мотивации создания документы делятся на:
Теоретическая интерпретация понятий претерпевает ряд последовательных этапов.
На первом из них содержание проблемной ситуации формулируется в строгих научных рамках и терминах.
На следующем этапе каждое понятие этой формулировки раскладывается на такие операционные составляющие, которые имеют хорошо различимые практические референты и доступны для измерения. Определяется также система связей каждого понятия с внешними объектами и внутренними субъективными факторами.
Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются индикаторами. При этом социолог должен стремиться обеспечить максимальное отражение изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.
Гипотеза — обоснованное предположение о возможном характере взаимосвязи между элементами в структуре исследуемого объекта и изучаемыми социальными явлениями. Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов.
В науке существуют определенные правила выдвижения и проверки гипотез:
-
Гипотеза должна находиться в согласии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается. -
Из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число. -
Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать возможно меньше гипотез, и их связь должна быть возможно более тесной. -
При выдвижении гипотез необходимо помнить, что основанные на них выводы носят предположительный характер. -
Выдвигаемые гипотезы необходимо проверять по критерию непротиворечивости (невозможно руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами).
Гипотезы — это отправные точки для начала исследования. Дальнейшие этапы эмпирического социологического исследования находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез. Для отработки гипотезы и процедур исследования нередко проводят предварительное, пилотажное исследование.
В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы причины и гипотезы следствия). Таким образом, они образуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятий.
Следует подчеркнуть, что формирование гипотез — это не праздные теоретические упражнения, а создание логических опор для разработки методики и инструментария сбора и анализа эмпирических материалов. Если исследователем были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения.
Таково содержание методологического раздела программы социологического исследования.
В методическом (процедурном) разделе программы конкретизируются действия и процедуры, с помощью которых предполагается ее реализовывать.
Главные положения стратегического плана исследования состоят в следующем:
-
обоснование типа проводимого исследования (разведывательное, описательное, аналитическое); -
разработка требований к составу исследовательского коллектива; обоснование номенклатуры необходимого технического и технологического обеспечения; -
определение объема необходимого финансирования; -
разработка плана-графика проведения исследования.
Для проектирования выборочной совокупности в соответствии с определенным в методологическом разделе программы типом выборки необходимо знать некоторые сведения о ней.
В зависимости от метода организации отборавыборки подразделяются на случайные и неслучайные.
Случайная выборкаобеспечивает всем элементам генеральной совокупности равенство шансов попасть в выборку. Реализация этого вида выборки предполагает наличие списков (карточек) и нумерацию всех элементов генеральной совокупности.
В неслучайных выборкахпринцип равенства шансов не соблюдается.
В социологической практике наибольшее распространение получила квотная выборка.
При квотном отборенеобходимо обеспечивать почти полное совпадение значений критериальных характеристик выборочной и генеральной совокупностей. При этом объем выборки оказывается существенно меньшим, чем при чисто случайном отборе. Одно из привлекательных следствий — дешевизна этого способа отбора.
Важнейший принцип квотного отбора состоит в том, что его критерии должны высоко коррелировать с исследуемыми свойствами объекта исследования. При невыполнении данного принципа квотная выборка дает резкие искажения характеристик генеральной совокупности. К числу таких критериев относятся, как правило,
социально-демографические характеристики.
Выбор этих характеристик в качестве критериев обусловлен тем, что, во-первых, они действительно являются ключевыми в подавляющем большинстве предметных областей социологических исследований, а во-вторых, что именно для них имеется возможность получать достаточно надежную, достоверную и актуальную статистику (надо заметить, что в современной России эта возможность все больше и больше приобретает статус потенциальной).
При квотном отборе используют обычно 3—4 критериальные характеристики. Увеличение их числа сильно усложняет его реализацию, так как это означает увеличение числа ограничений, которое необходимо соблюдать при ее формировании. Большое число ограничений увеличивает трудности формирования структуры выборочной совокупности, удовлетворяющей требованиям репрезентации.
Другой важный принцип квотного отбора — независимость критериев. Его несоблюдение приводит к нерациональным затратам сил и средств.
Далее в процедурном разделе программы обосновывается выбор метода сбора эмпирической информации, определяются методы ее преобразования и предпочтительные формы итоговых документов.
К основным способам получения эмпирической информации в социологии относятся наблюдение, анализ документов и опрос.
Методы анализа документов по своей популярности и значимости уступают только методам опроса, а в некоторых направлениях социологии (например, промышленная социология, социально-профессиональная мобильность, маргинализация и др.) являются преобладающими.
Объективные факторыширокого использования документальных сведений в социологии состоят в следующем.
-
Какие бы сферы социальной жизни ни изучал социолог, он никогда не сможет составить о них адекватного, целостного представления, если не привлечет к анализу документальные материалы. -
Сведения, содержащиеся в документах, иногда могут дублировать эмпирические данные, полученные другими методами. Поэтому они могут служить средством контроля их достоверности. -
Информация, полученная из документальных источников, как правило, может выявить такие стороны исследуемых процессов, которые оказываются недоступными для других средств.
Сам термин «документ» определяется в специальных норма
тивных актах как средство фиксации каким-либо способом информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека на специальных (в социологии — на любых) материальных носителях.
В качестве документов могут выступать: рукописный, машинописный или печатный текст, стенограмма, магнитофонная запись, фотографии, рисунки, кинофильмы, видеозаписи и т.п.
Документы можно классифицировать по разным основаниям. При этом главным критерием является форма, в которой фиксируется в нем информация, и его достоверность. Именно от формы документа зависит, для каких целей он может быть использован.
В зависимости от способа фиксации информации различают документы:
-
письменные— все виды печатной и рукописной продукции (книги, письма, пресса, статистические и другие фактографические издания и т. п.); -
фонетические, т. е. рассчитанные на слуховое восприятие (радио-, граммофонные, магнитофонные, лазерные и компьютерные аудиозаписи); -
иконографические, т. е. воспринимаемые визуально (видео-, фото-, кинодокументы, картины, гравюры и т. п.).
В зависимости от статуса источника документы делятся на:
-
неофициальные, созданные отдельными неофициальными лицами. Иначе они называются еще документами личного происхождения (в отличие от личных документов, которые, как правило, являются официальными и удостоверяют личность их владельца). К ним относятся личные письма, семейные альбомы, дневники, т. е. все то, что фиксируется частными лицами по собственной инициативе; -
официальные, созданные юридическими или официальными (должностными) лицами государственных или общественных организаций, оформленными и удостоверенными надлежащим образом.
Например, в учреждении к официальным документам относятся:
1) текущая, входящая и исходящая документация;
2) документы периодической отчетности — месячные, квартальные, годовые справки, отчеты;
3) ведомости; отчеты, обзоры, доклады, не являющиеся периодическими;
4) архивные документы постоянного и временного хранения.
С точки зрения мотивации создания документы делятся на:
-
спровоцированные (заданные),т. е. такие, которые появились как результат выполнения каких-либо заданий. (Например, сочинения школьников на заданную тему, видеоролики, присланные на конкурс «Сам себе режиссер», отклики (письма, телефонные звонки) на какой-либо конкурс); -
неспровоцированные (самопроизвольные),созданные вне зависимости от каких-либо стимулов. К ним относятся все документы личного происхождения: письма и обращения в различные инстанции, СМИ, личная переписка, дневники, мемуары, заметки на полях книг и т. п.