Файл: История доктринального исследования уголовной политики в России и за рубежом. Понятие и значение уголовной политики. Впервые понятие уголовная политика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 376

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Чаще декриминализация преступного поведения проводится с одновременным признанием такого отклоняющегося поведения правонарушением другого вида (административным, гражданским, дисциплинарным).

Криминализация, декриминализация, во многом зависят от законотворчества, которое нередко страдает своим качеством. На это обращают внимание как ученые, так и представители судебных и государственных органов.

Различные законы готовятся различными группами разработчиков - представителями различных направлений в науке и законодательной практике. Из-за этого часто возникают нестыковки по многим понятиям, используемым в тех или иных законах. Например, УК и УПК содержат иное, чем ГК, понятие «жилище», а это влечет за собой проблемы для правоприменителя.

В ряде случаев одни законы отсылают к нормам других, а те, в свою очередь, таких норм не содержат.

Вместе с тем криминологами уже давно доказана закономерность, в соответствии с которой массовое непринятие мер по фактам хулиганства приводит к непременному увеличению всех видов тяжких и особо тяжких преступлений против жизни, здоровья, половой неприкосновенности.

Это - наиболее уязвимая составляющая теории уголовного права, уголовно-правового мышления в целом. Она влечет многие последствия. Общество не может отказаться от уголовного закона как средства обеспечения социального мира. Но уровень знаний обязывает субъектов уголовной политики, законодателя быть осторожными, хотя бы ввиду чрезвычайно высокой цены уголовно-правовых решений.


  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Пенализация (депенализация) и уголовно-правовые нормы Общей части уголовного права о наказании и его назначении. Уголовно-политическая оценка смертной казни.

Спорадические поправки, направленные на смягчение уголовной репрессии, депенализацию отдельных категорий преступлений, вносились в УК РФ и в последующие годы. Так, целой серией федеральных законов в 2009 - 2011 гг. в Кодекс были внесены серьезные изменения, касающиеся сферы пенализации и депенализации. Суть их в следующем:

  • ограничение свободы исключено из числа только основных наказаний и переведено в разряд как основных, так и дополнительных видов наказаний. Сфера возможного применения этого института резко расширена;

  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид дополнительного наказания может назначаться теперь на срок до 20 лет;

  • смертная казнь не может назначаться лицу, выданному Российской Федерации иностранным государством для уголовного преследования в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности, если в соответствии с законодательством иностранного государства, выдавшего лицо, смертная казнь за совершенное этим лицом преступление не предусмотрена или неприменение смертной казни является условием выдачи либо смертная казнь не может быть ему назначена по иным основаниям;

  • смертная казнь и пожизненное лишение свободы не могут применяться к осужденным в случае заключения ими досудебного соглашения о сотрудничестве;

  • обстоятельством, отягчающим наказание, признано совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел (п. "о" ч. 1 ст. 63 УК РФ);

  • детальной регламентации подвергся институт условного осуждения (ст. 73 и 74 УК РФ);

  • убраны нижние пределы санкций в виде лишения свободы в 68 составах преступлений.

Однако гораздо дальше в этом направлении пошел законодатель России в 2011 - 2014 гг. Федеральными законами, принятыми в это время <4>, внесены существенные коррективы в систему и виды уголовных наказаний, в условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. В пояснительных записках к некоторым из них подчеркивалось, что данные законы направлены на дальнейшую гуманизацию уголовного законодательства России.

В сфере пенализации и депенализации перечисленные Законы содержат следующие новации:



  1. Устранена возможность (за некоторым исключением) замены штрафа в случае злостного уклонения от его уплаты лишением свободы. Расширена возможность применения штрафа в качестве основного вида наказания. Максимальный размер штрафа увеличен до 5 млн. руб. За отдельные виды преступлений штраф может быть назначен на сумму до 500 млн. руб.;

  2. Увеличен максимальный срок наказания в виде обязательных работ с 240 до 480 часов;

  3. Предусмотрено, что исправительные работы суд вправе назначить как не имеющим, так и имеющим основное место работы осужденным. Последние будут отбывать наказание по основному месту работы;

  4. В целях расширения возможности суда назначать наказания, не связанные с лишением свободы, введен новый вид наказания - принудительные работы. Принудительные работы, предусматриваемые как альтернатива лишению свободы за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, а также за совершение некоторых тяжких преступлений впервые, будут отбываться в специально созданных исправительных центрах. Введение этого вида наказания планируется в 2017 г.;

  5. Арест не может быть назначен лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора 18-летнего возраста;

  6. Теперь по общему правилу наказание в виде лишения свободы может быть назначено осужденному, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств. Вместе с тем за совершение целого ряда особо тяжких преступлений при назначении наказаний в виде лишения свободы повышен его максимальный предел до 30 лет (по совокупности преступлений) и до 35 лет (по совокупности приговоров);

  7. Расширена сфера возможного применения пожизненного лишения свободы в качестве наказания за совершение особо тяжких преступлений против здоровья и общественной нравственности, половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста;

  8. В ст. 63 УК РФ включены новые виды обстоятельств, отягчающих наказание: п. "п" - совершение преступления в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней) родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (несовершеннолетней), а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним (несовершеннолетней); п. "к" - совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения; ч. 1.1 - совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ; п. "р" - совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма;

  9. Введены новые правила назначения наказания по совокупности преступлений, направленные на смягчение ответственности. В то же время установлен запрет на назначение наказания ниже низшего предела или более мягкого вида наказания виновным в совершении определенной категории тяжких преступлений;

  10. Ограничена сфера условного осуждения путем исключения возможности его назначения осужденным за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, а также осужденным за преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 205, ч. 1 и 2 ст. 205.1, ст. 205.2, ч. 2 ст. 205.4, ч. 2 ст. 205.5, ч. 1 - 3 ст. 206, ст. 360 УК РФ;

  11. УК РФ дополнен ст. 76.1, предусматривающей возможность освобождения от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступления экономической направленности, если эти лица полностью возместят ущерб и перечислят в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба. Параллельно расширен перечень преступлений, при совершении которых срок давности к лицам, их совершившим, не применяется;

  12. Предусмотрено предоставление отсрочки исполнения наказания лицам, впервые совершившим преступления небольшой и средней тяжести в сфере незаконного оборота наркотиков и страдающим наркоманией. Указанным лицам дается возможность добровольно пройти лечение от наркомании. В зависимости от результатов лечения по усмотрению суда лицо может быть освобождено от отбывания наказания или оставшейся его части;

  13. Ужесточен институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в отношении некоторых категорий осужденных;

  14. Ограничена возможность применения отсрочки отбывания наказания в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста;

  15. Введены более строгие правила освобождения от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда в отношении осужденных, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания;

  16. Увеличены сроки, учитываемые при решении вопроса о погашении судимости в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления;

  17. Расширен перечень составов преступлений, за совершение которых несовершеннолетний не подлежит освобождению от наказания в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 92 УК РФ;

  18. Расширен перечень составов преступлений, за совершение которых может быть назначена конфискация имущества;

  19. Наконец, в 2014 г. маятник уголовной репрессии вновь качнулся в сторону, противоположную от линии ее гуманизации. Это выразилось прежде всего в заметном расширении законодателем круга преступного и ужесточении наказуемости уже существующих уголовно-правовых запретов. Уголовный кодекс только в 2014 г. дополнился ст. 172.1 ("Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации"), ст. 191.1 ("Приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины"), ст. 200.2 ("Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий"), ст. 212.1 ("Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования"), ст. 235.1 ("Незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий"), ст. 238.1 ("Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок"), ст. 264.1 ("Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию"), ст. 282.3 ("Финансирование экстремистской деятельности"), ст. 325.1 ("Неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства), ст. 327.2 ("Подделка документов на лекарственные средства или медицинские изделия или упаковки лекарственных средств или медицинских изделий"), ст. 330.2 ("Неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве"), ст. 354.1 ("Реабилитация нацизма"). Были существенно ужесточены санкции в статьях, предусматривающих ответственность за преступления террористической направленности (ст. 205.1, 205.3, 205.4, 205.5), массовые беспорядки (ст. 212), небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 224), незаконную рубку лесных насаждений (ст. 260), нарушение установленных правил караульной службы (ст. 342) и др.


Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

Смертная казнь не назначается лицу, выданному Российской Федерации иностранным государством для уголовного преследования в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности, если в соответствии с законодательством иностранного государства, выдавшего лицо, смертная казнь за совершенное этим лицом преступление не предусмотрена или неприменение смертной казни является условием выдачи либо смертная казнь не может быть ему назначена по иным основаниям.

Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет. Согласно статье 20 Конституции: Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

История моратория: В 1996 году Россию пригласили в Совет Европы только при условии отмены смертной казни. 16 апреля 1997 года Россия подписала Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (в мирное время). Несмотря на то, что 6-й протокол так и не был ратифицирован Россией, с этого момента смертную казнь в России запрещено применять согласно Венской конвенции о праве международных договоров, которая предписывает государству, подписавшему договор, вести себя в соответствии с договором до его ратификации.

Смертная казнь не выполняет те цели наказания, которые прописаны в УК, в частности исправление осужденного и восстановление справедливости при таком наказании невозможно. Такое наказание имеет карательный элемент, что недопустимо и идет в разрез с проводимой гуманизацией и либерализацией уголовного законодательства. С учетом множества ошибок в следственной и судебной практике возможно приговорить к смертной казни невиновного человека. В России, однако, действует не юридическое, а фактическое применение смертной казни, например, уничтожение боевиков террористической организации при осуществлении их задержания.



  1. Уголовная политика в отношении преступлений против жизни.

Законодатель впервые в УК 1996 года открывает Особенную часть разделом «Преступления против личности». Такие изменения в области переоценки ценностей в УП связаны с теми демоктричесикми преобразованиями, которые происхяодят в нашей стране, нашедшие свое закрепление в Конституции РФ. Так, ст. 2 Конституции РФ провозглвшвет: Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии с этим УК РФ охрану прав и свобод человека и гражданина поставил на первое место среди стоящих перед ним задач.

• Согласно действуйющему законодтельству к преступлениям против жизни относятся: Статья 105. Убийство, Статья 106. Убийство матерью новорожденного ребенка, Статья 107. Убийство, совершенное в состоянии аффекта, Статья 108. Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, Статья 109 Причинение смерти по неосторожности, Статья 110. Доведение до самоубийства, Статья 110.1. Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства, Статья 110.2. Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства. Эти составы помещены на первое место, исходя из того, что в них идет речь о защите важнешйего естественного права человека – права на жизнь.

Статья 110 УК РФ устанавливает ответственность за доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего, а также устанавливает квалифицирующие признаки. Под систематическим унижением человеческого достоинства стоит понимать многократное проявление неуважения, издевательства над человеком и т.д.

Необходимость противодействия вовлечению детей в смертельно опасную деятельность выразилась в принятии Федерального закона от 07.06.2017 № 120-ФЗ, которым в Уголовный кодекс РФ были введены ст.110.1, предусматривающая ответственность за склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства, и ст.110.2, предусматривающая ответственность за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства. Максимальный срок уголовной ответственности за последнее преступление федеральным законодателем существенно увеличен.