Файл: История доктринального исследования уголовной политики в России и за рубежом. Понятие и значение уголовной политики. Впервые понятие уголовная политика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 379

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Уголовная политика в отношении экстремистских преступлений.

1). криминализированы новые деяния, относящиеся к экстремизму; 2) уголовная ответственность за содействие (в том числе финансирование) экстремизму и терроризму дифференцирована.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 433-ФЗ в УК РФ введена статья 280.1. «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации».

Уголовная ответственность за содействие экстремизму была дифференцирована, т.к. ранее подобные деяния квалифицировались со ссылкой на статьи Общей части УК РФ или как поддержка (прямая или косвенная) терроризма.

Федеральный закон от 05.05.2014 № 130-ФЗ дополнил статью 282.1 УК РФ частью 1.1 «Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в деятельность экстремистского сообщества», а статью 282.2 УК РФ - частью 1.1 «Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в деятельность экстремистской организации». Помимо этого, в ст. 282.2 УК РФ был добавлен квалифицирующий признак (ч. 3): «Деяния, предусмотренные частями первой, первой.1 или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения»

Сегодня у экстремистских организаций существует мощная финансовая основа и уголовно-правовые меры по ее подрыву обоснованы и своевременны. Именно в этих целях Федеральным законом от 28.06.2014 № 179-ФЗ в УК РФ была введена статья 282.3 «Финансирование экстремистской деятельности».

Федеральным законом от 28.06.2014 № 179-ФЗ были внесены изменения в статьи, содержащие признаки составов преступлений экстремистской направленности, направленные на повышение эффективности противодействия распространению экстремистских идей в сети Интернет. Так, например, абз. 1 ч. 2 ст. 280 УК РФ и абз. 1 ч. 1 ст. 282 УК РФ после слова «информации» были дополнены словами «либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

В УК РФ Федеральным законом от 28.06.2014 № 179-ФЗ теперь введено легальное определение понятия «экстремистское сообщество», под которым понимается «общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности».

(раскладка) Основные источники угроз экстремизма в современной России

На современном этапе отмечается тенденция к дальнейшему распространению радикализма среди отдельных групп населения и обострению внешних и внутренних экстремистских угроз.


Внешними экстремистскими угрозами являются поддержка и стимулирование государств деструктивной деятельности, осуществляемой иностранными или международными неправительственными организациями, нарушение единства и территориальной целостности РФ, а также содействие деятельности международных экстремистских и террористических организаций.

Внутренними экстремистскими угрозами являются попытки осуществления националистическими, общественными, организациями и объединениями, отдельными лицами экстремистской деятельности для реализации своих целей, распространение идеологии насилия, склонение, вербовка или иное вовлечение россиян и находящихся на территории страны иностранных граждан в деятельность экстремистских сообществ.

Экстремизм распространяется за пределы отдельных государств и представляет глобальную угрозу безопасности всего мирового сообщества. Некоторыми государствами экстремизм используется в качестве средства для достижения таких целей, как нарушение территориальной целостности государств - геополитических противников или развязывание в них гражданских войн.

Реальную угрозу представляют участившиеся в иностранных государствах случаи умышленного искажения истории, возрождения идей нацизма и фашизма.

Количество преступлений экстремистской направленности мало по сравнению с общим количеством иных совершаемых на территории РФ преступлений, однако каждое такое преступление способно дестабилизировать обстановку в стране.

Наиболее опасными проявлениями экстремизма являются возбуждение ненависти либо вражды, унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности и тд.; вовлечение отдельных лиц в деятельность экстремистских организаций; подготовка и совершение террора.

"Интернет", стал основным средством связи для экстремистских организаций, которое используется ими для привлечения новых членов, организации и координации совершения преступлений, распространения экстремистской идеологии.

В современных социально-политических условиях крайним проявлением экстремизма является терроризм, угроза которого будет сохраняться до тех пор, пока существуют источники и каналы распространения экстремистской идеологии.

Целью государственной политики в сфере противодействия экстремизму является защита основ конституционного строя РФ, государственной и общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз.



Достижение указанной цели должно осуществляться путем реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мер организационного и правового характера, разрабатываемых с учетом результатов мониторинга в сфере противодействия экстремизму.

Задачами государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются:

а) создание единой государственной системы мониторинга в сфере противодействия экстремизму;

б) совершенствование законодательства РФ и правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму;

в) организация в СМИ, инф-телекомм-х сетях, включая сеть "Интернет", информационного сопровождения деятельности субъектов противодействия экстремизму, а также реализация эффективных мер, направленных на информационное противодействие распространению экстремистской идеологии;

г) разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений экстремистской направленности.

Основными направлениями государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются:

*принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения конфликтов;

*проведение профилактической работы с лицами, подверженными влиянию экстремистской идеологии;

*реализация принципа неотвратимости и соразмерности наказания за осуществление экстремистской деятельности;

*обеспечение реализации прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания без нанесения ущерба религиозным чувствам верующих и национальной идентичности граждан России;

*формирование в обществе атмосферы неприятия пропаганды и оправдания экстремистской идеологии;

*совершенствование государственной миграционной политики РФ;

*развитие программ социальной и культурной адаптации иностранных граждан в РФ;

*проведение мониторинга СМИ и инф-телекомм-х сетей, включая сеть "Интернет", в целях пресечения распространения экстремистской идеологии и выявления экстремистских материалов;

*организация досуга детей, подростков, молодежи, семейного досуга, обеспечение доступности для населения объектов культуры, спорта и отдыха;

Инструментами реализации Стратегии являются:

а) НПА РФ в сфере противодействия экстремизму;


б) документы стратегического планирования, разработанные на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

в) государственные программы в сфере противодействия экстремизму


  1. Уголовная политика в отношении преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, основные тенденции.

Всего 19 составов

Наиболее значительные изменения претерпели ст. 290 291, 293

Добавлены статьи (КРИМИНАЛИЗАЦИЯ)

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

Статья 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов

Статья 285.3. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений

Статья 285.4. Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа

Статья 285.5. Нарушение должностным лицом условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа

Статья 285.6. Отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа

Статья 286.1. Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа

Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве

Статья 291.2. Мелкое взяточничество

Статья 292.1. Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации

Основными тенденциями как мы видим является криминализация, дифференциация и пенализация.

Стоит сказать о некоторых негативных тенденциях, затронувших главу 30 УК РФ. Так, например, ч.1 ст. 285.4 Нарушение должностным лицом условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа явно не обладает настолько сильной общественной опасностью, чтобы признавать ее уголовно наказуемой. Наиболее правильным на мой взгляд является оставить деяние по ч. 1 в сфере административного регулирования, а деяние по ч.2 конечно может оставаться в сфере уголовно-правового регулирования, но такая позиция видится спорной.


Федеральным законом от 24.02.2021 № 16-ФЗ внесены изменения в примечания к статьям 201 ("Злоупотребление полномочиями") и 285 ("Злоупотребление должностными полномочиями") Уголовного кодекса Российской Федерации.

Так, должностными лицами в статьях главы 30 УК РФ («Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»)

Таким образом, расширены критерии хозяйственных обществ с госучастием, работники которых могут выступать субъектами указанных преступлений, то есть расширен круг должностных лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности.

В частности, к должностным лицам, которые могут выступать субъектами преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, отнесены работники государственных внебюджетных фондов и публично-правовых компаний.

К основным тенденциям реформирования гл. 30 УК, на мой взгляд, относятся следующие:

1) расширение сферы преступного и наказуемого;

3) стремление законодателя дать более точные границы преступных деяний, четко очертив, таким образом, границы криминализации;

4) усиление дифференциации уголовной ответственности;


  1. Криминализация коррупционных форм поведения как метод уголовно-правового воздействия на уровень коррупционной преступности.

Становление современного законодательства в области противодействия коррупционным преступлениям, связан с принятием и ратификацией международных обязательств и договоров (прежде всего Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. (ETS N 173, Заключена в г. Страсбурге 27.01.1999, с изм. от 15.05.2003)1, Конвенции ООН против коррупции 2003 г.).

Основным НПА в сфере борьбы с коррупцией в РФ стал ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ, установивший основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. No 460 Национальной стратегии противодействия коррупции было обращено внимание на необходимость повышения денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих; расширения системы правового просвещения населения; модернизации гражданского законодательства; дальнейшего развития правовой основы противодействия коррупции.