Файл: История доктринального исследования уголовной политики в России и за рубежом. Понятие и значение уголовной политики. Впервые понятие уголовная политика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 378
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С 2011 г. принимались многочисленные законы, внесшие существенные коррективы в регламентацию уголовной ответственности за коррупционные преступления. В данный период была значительно дифференцирована ответственность за указанные формы противоправного поведения, а именно:
1) установлен значительный (в сумме свыше 25 тыс. руб.) и особо крупный (в сумме свыше 1 млн руб.) размеры получения взятки;
2) дифференцирована ответственность за дачу взятки в зависимости от её размера на значительный, крупный и особо крупный;
3) установлена ответственность за совершение деяния группой лиц по предварительному сговору и организованной группой в ст. 291 УК РФ;
4) криминализирована норма, устанавливающая ответственность за посредничество во взяточничестве совершенное в значительном размере с дифференциацией ответственности в зависимости от определенных обстоятельств (ст. 2911 УК РФ), в качестве самостоятельного уголовно-наказуемого деяния (Федеральный закон от 04.05.2011 No 97-ФЗ).
Новеллой уголовного законодательства в рамках противодействия коррупционной преступности явилась норма, закрепляющая ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве, установленная Федеральным законом от 04.05.2011 No 97-ФЗ.
В ч. 5 ст. 291.1 УК РФ законодатель предусмотрел запрет на обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Однако, как показало исследование указанных законодательных новаций, отдельные положения УК РФ были сформулированы с нарушением юридико-технических правил, вступили в противоречие с положениями Общей части УК РФ, в связи с чем породили многочисленные проблемы практического характера. Устанавливая ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве, законодатель не связывает указанные деяния с размером так, как это сделано в ч. 1 ст. 291.1 УК РФ. Таким образом, деяния, указанные в ч. 5 ст. 291.1 УК РФ, признаются преступлением вне зависимости от предлагаемой к даче суммы.
Кроме этого, законодатель по не совсем понятной причине сделал крен в сторону существенного усиления ответственности за дачу взятки в рамках ст. 291 УК РФ, которая уже включала пять частей. При этом санкция ч. 5 ст. 291 УК РФ за дачу взятки в особо крупном размере устанавливала наказание в виде лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
Законодатель, воплощая цели уголовной политики на современном этапе развития государства, усиливает ответственность для коррупционеров. Так, Федеральным законом No 324-ФЗ от 3 июля 2016 г. УК РФ был дополнен ст. 204.1, 204.2 и 291.2, предусматривающими ответственность за посредничество в коммерческом подкупе совершенное в значительном размере (в сумме свыше 25 тыс. рублей), мелкий коммерческий подкуп и мелкое взяточничество, при котором сумма подкупа или взятки составляет не более десяти тысяч рублей. При этом ответственность в ст. 204 УК РФ была дифференцирована в зависимости от размера подкупа на значительный, крупный и особо крупный по аналогии со взяточничеством, но позже на несколько лет.
Кроме этого, продолжилось совершенствование уголовного законодательства в области противодействия коррупционным преступлениям. Так, 4 мая 2018 г. вступили в силу внесенные Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. No 99-ФЗ3 в УК РФ и УПК РФ поправки, направленные на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в связи с которыми был криминализирован состав преступления, предусмотренный ст. 200.5 УК РФ.
И в настоящее время продолжается криминализация составов коррупционных преступлений и внесением изменений в действующие уголовно-правовые нормы, связанные с дачей и получением взятки и иными видами незаконного вознаграждения. Федеральным законом от 27 октября 2020 г. No 352-ФЗ введена ответственность за подкуп арбитра (третейского судьи), установленная ст. 200.7УК РФ, которая также, предусматривает, в качестве альтернативного наказания штраф в величине, кратной стоимости предмета подкупа. Федеральным законом от 24.02.2021 No 16-ФЗ содержащиеся в пунктах 1 примечаний к ст. 201 и ст. 285 УК РФ нормативные определения лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации и должностного лица, видоизменились. В связи с чем субъектный состав указанных преступлений и связанные с этим основания привлечения к уголовной ответственности за их совершение закономерно претерпели изменения.
Важно отметить, что в 2021 г. Указом Президента Российской Федерации был утвержден новый план противодействия коррупции на 2021—2024 годы.
Процесс правотворчества на протяжении всего развития уголовно-правовой политики в сфере противодействия коррупционным преступлениям, позволяет сделать вывод о ее непоследовательном и бессистемном характере, что связано с изначальным отсутствием четкой концепции по противодействию данного рода деяниям. В свою очередь, бессистемный характер изменения уголовного законодательства в обозначенной сфере привел к рассогласованности отдельных норм между собой, трудностям в правоприменении.
Анализ норм уголовного законодательства свидетельствует о наличии определенных юридико-технических и редакционно-стилистических недостатках в законодательном описании коррупционных преступлений.
Говоря о современном состоянии уголовно-правовой политики государства в целом, большинство ученых отмечают, что она находится на протяжении более пятнадцати лет в состоянии кризиса. Сказанное в полной мере относится и уголовно-правовой политике в сфере противодействия коррупционным преступлениям. Существующее законодательство не позволяет системно противодействовать коррупционным угрозам и последовательно реализовывать законотворческую уголовно-правовую политику в указанной сфере общественных отношений.
(раскладка) Основным НПА в сфере борьбы с коррупцией в РФ стал закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ.
В интересах каждого государственного органа в РФ оказалось создание в рамках предлагаемой законом правовой реальности собственной системы мер, которая помогла бы предотвратить коррупцию. Эти меры могут реализовываться как организационно, принятием документов, так и технически, путем использования аппаратных и программных методов недопущения действий, совершение которых могло бы стать частью коррупционного правонарушения.
Закон не полностью смог отрегулировать сложную ситуацию со взяточничеством в РФ. Так, он оказался в достаточной степени рамочным, но дал возможность развернуть в погоне за показателями широкую кампанию по привлечению к ответственности врачей, учителей, постовых полицейских – лиц, которые не имеют возможности причинить серьезный вред своими действиями, но традиционно получают взятки-подкуп или взятки-благодарность .
Общего понятия коррупции в законе, в отличие от общественного восприятия, не существует. Предложен перечень действий, каждое из которых, с одной стороны, носит характер противоправного, с другой, характеризуется неким общим признаком – должностное лицо использует свое служебное положение для получения выгод, совершая при этом действия, идущие вразрез с интересами общества и государства. Выгода может достигаться любыми путями, включая получение денежных средств или имущества от третьих лиц. Таким образом, закон о противодействии коррупции в ст. 1 подводит под это понятие такие составы уголовных преступлений, как:
• злоупотребление служебным положением;
• дача или получение взятки благодаря служебному положению;
• злоупотребление полномочиями;
• коммерческий подкуп.
Под противодействием коррупции закон понимает действия уполномоченных государственных органов, структур гражданского общества, граждан, целью которых становится предупреждение коррупционных проявлений; борьба с ними; минимизация последствий этих деяний.
Закон счел борьбу с коррупцией задачей всего общества, а не только государственного аппарата. Помимо закона, специфическая деятельность регулируется различными НПА, в частности, указами Президента РФ, постановлениями, издаваемыми министерствами, ведомствами, муниципальными властями.
Специфика субъекта преступления – лица, обладающие служебным положением и разветвленными связями в силовых структурах, – часто приводит к тому, что на уровне отдельно взятого муниципального района или субъекта РФ противодействие коррупции превращается в борьбу с конкурентами на государственной службе или на рынке коррупционных услуг. Именно поэтому полностью опираться на работу государственного аппарата при организации работы по противодействию коррупции достаточно сложно, ведомственная борьба иногда полностью сможет превозмочь цель очищения рядов государственных служащих от лиц, склонных к коррупции.
В то же время борьба с коррупцией невозможна без согласованных действий общества и служб экономической безопасности силовых ведомств.
В основу противодействия коррупции должна лечь прозрачность всех действий власти. Чем больше света проливается на те сферы жизни РФ, где вращаются большие деньги, которые, как известно, любят тишину, тем больше шансов избежать прямого сговора или коммерческого подкупа.
Закон о противодействии коррупции предполагает введение системы мер по контролю над деятельностью государственных служащих РФ. Основными среди них стали:
обязанность подачи декларации о своих доходах;
обязанность уведомлять соответствующие службы обо всех случаях склонения государственного служащего к совершению деяния, имеющего признаки коррупции;
создание реестра лиц, уволенных по основаниям, связанным с утратой доверия;
ограничение при поступлении на работу в течение двух лет после того, как чиновник или лицо, замещавшее должность в госаппарате РФ, покинул свое место работы. Если оплата труда на новом месте работы превышает 100 000 рублей, то он должен получить разрешение на трудоустройство в специальной комиссии.
Но в РФ невозможно бороться с таким многоплановым явлением, как коррупция, только методом нажима на государственный аппарат.
В этом аспекте особенно актуальна работа АСИ (Агентства стратегических инициатив), которое за время своей деятельности смогло отработать несколько способов устранения барьеров на пути бизнеса в различных вопросах
Разумно повысить доходы сотрудников ОГВ и управления, доведя их до такой планки, при которой лишиться зарплаты из-за подозрений в коррупции было бы нелогично. Здесь же располагается группа мер, связанных с недопущением в дальнейшем к государственной службе тех лиц, на которых остался отпечаток коррупционной деятельности;
создать работающий механизм общественного контроля над работой государственных служащих, позволяющий высветить все ситуации, имеющие признаки коррупционного деяния;
Создание работающего механизма контроля над деятельностью чиновников, который позволял бы проводить проверки их личных контактов, ограничение возможности использования мессенджеров и наложение запрета на контакты с лицами, ранее замешанными в коррупционных преступлениях, при его реализации на уровне закона также могло бы стать эффективным.
-
Уголовная политика в отношении преступлений против правосудия, основные тенденции.
Преступления против правосудия – глава 31 УК РФ. 24 статьи. Одна статья 298 (Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя) – утратила силу в 2011 году одновременно с исключением ст.ст.129 (клевета) и 130 (оскорбление) – это все декриминализация.
В 2012 году ввели ст.298.1 УК РФ - Статья 298.1. Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации (одновременно с введением ст.128.1 УК РФ – ответственность за клевету) – криминализация.