Файл: Фальсификация продовольственных продуктов (на примере кофе в зернах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Продовольственная безопасность, питание и безопасность пищевых продуктов находится в неразрывной связи. Обеспечение безопасными, питательными и разнообразными пищевыми продуктами – общая задача правительства, частного сектора и самих потребителей. Ее решение требует применение интегрированного научного обоснованного подхода «от фермы до стола», динамично развивающейся в соответствии с изменениями сельскохозяйственных и продовольственных систем технологий образа жизни людей и торговой политики.

Постоянно повышаются требования потребителей к качеству и безопасности товаров. Требования устанавливаются нормативными актами, но наличие нормативной документации не гарантирует того, что при проектировании, разработке, производстве, хранении и реализации товаров фактически достигнутый уровень качества будет соответствовать установленными требованиям.

Производство и реализация фальсифицированной продукции и введение потребителя в заблуждение относительно свойств и происхождение продуктов может наносить прямой ущерб здоровью населению и способствует недобросовестной конкуренции на рынке пищевых продуктов. Кроме того, становится все более актуальной проблема недобросовестной маркировки пищевых продуктов, которая может касаться пищевой ценности, состава, производителей, то есть непосредственно затрагивать вопросы безопасности, качеству и сферу личностных прав потребителей.

В период централизованной плановой экономики в нашей стране действовал ряд нормативных актов, защищавших потребителей товаров и услуг. Однако в рыночных условиях, с появлением большого числа самостоятельных предприятий и организаций, предоставляющих широкий спектр товаров и услуг, использующих мощные средства рекламы, ранее существовавшие правовые средства защиты потребителей оказались недостаточными.

Именно контрафактные товары составляют значительную часть «теневого» оборота, из-за чего, по оценке экспертов, бюджет недополучает десятки миллиардов рублей, что в конечном итоге приводит к ослаблению экономической безопасности страны.

В то же время следует признать, что на сегодняшний день у нас отсутствует единая государственная политика в области защиты отечественного рынка от фальсифицированной и нелегальной продукции. В этих условиях многие регионы вынуждены принимать различные нормативные акты, которыми вводят на территориях субъектов Российской Федерации собственные системы обеспечения качества продукции и защиты рынка от нелегальной продукции. Но принятие таких нормативных правовых актов противоречит Гражданскому кодексу Республики Беларусь, ограничивает правоспособность хозяйствующих субъектов и нарушает единое экономическое пространство.


Таким образом, актуальность написания данной темы курсовой работы вызвана тем, что в последние годы количество фальсифицированной товарной продукции значительно увеличилось в розничной торговой сети, в связи с чем появилась необходимость в доскональном изучении вопросов фальсификации товаров для защиты потребителей от контрафактной продукции.

Целью написания данной курсовой работы является подробное изучение проблемы фальсификации товаров для разработки путей предотвращения её приобретения и провести оценку маркировки упаковки и качество натурального жареного зернового кофе.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • Изучить проблему формирования фальсификации продовольственных товаров, в частности натурального жареного зернового кофе;
  • Охарактеризовать исследуемые образцы и методы исследования.

Объектом исследования является: образцы натурального жареного зернового кофе.

Предмет исследования – способы фальсификация продовольственных товаров и выявление наличия фальсификации продовольственных товаров, на примере натурально жареного зернового кофе.

В курсовой работе использована следующая информационная база: официальные документы и нормативные акты, результаты собственных расчетов.

Структура курсовой работы включает следующие разделы: введение, теоретическая и практическая части, заключение, список использованной литературы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Введение обосновывает актуальность выбранной темы исследования, показана теоретическая значимость полученных результатов, а также сформулированы цели и задачи, объект и исследуемый предмет. В первой главе представлены теоретические основы фальсификации продовольственных товаров. Во второй главе представлены результаты характеристики натурального жареного зернового кофе, содержание маркировки и качество образца натурального жареного зернового кофе, молотого кофе и качество напитка приготовленного из молотого кофе. В заключении подводятся итоги проделанной работы в соответствии с целью, задачами, предметом и объектом исследования. Объем курсовой работы составляет 32 страницы.

Глава 1. Сущность и правовые аспекты фальсификации товарной продукции


    1. История возникновения фальсификации и способов борьбы с ней.

Проблема защиты от контрафакта невероятно стара, ведь еще в древнем мире находилось немало людей, которые обманывали ближнего из корыстных побуждений. Не случайно в одной из заповедей говорится: «Гиря у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, ибо мерзок перед Господом Богом твоим всякий делающий неправду» (Библия. Книги Ветхого Завета. Каноны. Гл.25).

Фальсификация товаров появилась на заре развития человечества с возникновением сначала товарного, а затем и товарно-денежного обмена. В основе этого социального явления лежало стремление определенной части людей побольше взять, поменьше дать. Однако обман не всегда преднамеренным, а являлся следствием незнания одной из сторон действительной ценности обмениваемых товаров.

Так, в древнейшей и более поздней истории немало фактов такой неосведомленности одной из сторон и преднамеренного обмана другой. Достаточно вспомнить индейцев Южной и Центральной Америки, обменивавших золото на малоценные испанские товары, а то и просто приносящих его в дар испанцам еще до завоевания их земель. Русские купцы в обмен на металлические изделия, продукты питания, «огненную воду» (водку) за бесценок скупали у народов Восточной Сибири и Крайнего Севера дорогие меха (соболя, куницы и т.п.). Европейские мореплаватели обменивали дешевые бусы, зеркальца и другие недорогие товары на натуральный жемчуг, раковины у народов Африки и Юго-Восточной Азии.[1]

Отсутствие единых и поверенных средств измерения (мер, весов и т.п.) служило основанием для обмеров и обвесов, т.е. количественной фальсификации.

Первые попытки предотвратить фальсификацию товаров и средств измерения предпринимались в библейских заповедях Моисея и других пророков. Заповеди Иисуса Христа: «… не кради; не лжесвидетельствуй; не обижай…» (Евангелие от Марка. Гл. 10) также можно отнести к нравственно-этическим способам воздействия на ту часть людей, которые приходили послушать Христа, но в земной жизни были не всегда праведны. Фальсификация товаров рассматривались как обман ближнего, как воровство с помощью недостоверной информации.


Несмотря на сильное воздействие религиозных заповедей в древности и Средневековье, обман ближнего с помощью различного рода подделок был распространен достаточно широко. В определенной мере этому способствовало и отсутствие или недостаточность правового регулирования в области производства и торговли фальсифицированными товарами.[2]

Возникновение и развитие в Средние века ремесленничества, объединение отдельных ремесленников в цеха, а купцов – в гильдии дали импульс к разработке и применению определенных цеховых или городских норм и правил, в том числе морально-этических, устанавливающих определенные требования к товарам и торговле ими. Так, в Германии существовали цеховые уставы и распоряжения городских властей, согласно которым запрещалось продавать некачественные пищевые продукты (непропеченный, подгоревший, черствый хлеб, мясо падших или слишком молодых животных и т.п.). Надзор за продажей пищевых продуктов осуществляли рыночные смотрители. При приеме в отдельные цеха ремесленников (мясников, булочников), купеческие гильдии давалась присяга на честность.

Постепенно в передовых европейских странах общественность начинает осознавать необходимость перехода от призывов и мер воздействия эпизодического характера к правовому регулированию установления и применения норм и правил, регламентирующих деятельность по предупреждению и наказанию за производство и реализацию фальсифицированных товаров.

Примером такого воздействия общественности могут служить частные инициативы лондонской медицинской газеты «The Lancet» в Англии и Вольного экономического общества в России. В 1851 г. Руководство газеты поручило специалистам исследовать пробы продуктов лондонского рынка. Результаты обследования, опубликованные в газете, потряси английскую общественность. Все 49 проб хлеба были с примесями. При обследовании оказались фальсифицированными 70% проб кофе, 65% проб молока, сыра, какао, пива, консервов и пряностей.[3]

Эти и многие другие явления фальсификаций побудили к созданию законов и мер по борьбе с контрафактами, но и вместе с тем, по нашему мнению, борьба с другими видами фальсификации (групповой и видовой ассортиментной, квалиметрической, количественной и информационной) в значительной мере ослабла из-за отсутствия органа государственного контроля, осуществляющего работу по выявлению и предупреждению фальсификации по показателям на добровольной основе. В немой степени этому способствовало ограничение полномочий органов государственного контроля проверкой только обязательных требований, что регламентировано законами «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и «О техническом регулировании».[4]


Как следствие этого, а также отсутствия технических регламентов, в которых должна быть определена процедура идентификации как обязательная, за последние годы вновь отмечается рост производства и реализации фальсифицированной продукции. При этом достаточно часто под общеизвестными названиями и торговыми марками производятся уже новые товары с измененными рецептурами, технологиями и потребительскими свойствами.

Изучение исторического аспекта проблемы фальсификации позволяет взглянуть на события сегодняшнего дня более квалифицированно. Выясняется, что имеется определенный опыт борьбы с фальсификаций товаров и противодействия ее последствиям. Поэтому имеет смысл вспомнить все то, что эффективно, полезно, и применить это в нашей действительности.

1.2 Сущность и правовые аспекты фальсификации товарной продукции

Фальсификация (от лат. Falsifico - подделываю) - действия, направленные на обман покупателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.[5]

Поэтому фальсификация, в широком понимании, может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение тех или иных потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных показателей, но не являющиеся существенными для потребителя.

При использовании термина «фальсифицированные товары» многие путают его с такими понятиями как «подделки-заменители» (суррогаты, имитаторы) и «дефектные товары» (получаемые из-за несовершенства технологии или низкой квалификации рабочих). И это происходит не случайно, так как многие подделки-заменители и дефектные товары широко применяются с целью фальсификации натуральных продуктов, при этом получателю и/или потребителю не предоставляется необходимая информация, либо представляется искаженная.

Обычно объектами фальсификации являются: товары; услуги; денежные знаки; документы; информация; финансовые и бухгалтерские отчеты и текущая документация; маркировочные и идентификационные знаки; исторические факты; мнения и высказывания выдающихся личностей и многое другое.[6]

Со дня основания и по сей день задачи Госзнака как государственного органа — контроль и координация государственной политики в области разработки и производства бланков ценных бумаг, государственных знаков, документов с определенной степенью защиты. Однако с развитием торгово-рыночных отношений юрисдикция Госзнака расширилась. В настоящий момент одной из важнейших его задач признана защита потребительского рынка от массовой фальсификации товаров.