Файл: Фальсификация продовольственных продуктов (на примере кофе в зернах).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и правовые аспекты фальсификации товарной продукции
1.2 Сущность и правовые аспекты фальсификации товарной продукции
1.3 Формы, виды и способы фальсификации товарной продукции
Глава 2. Оценка содержания маркировки образцов продукции, как способы выявления фальсификации.
2.1 Характеристика исследуемых образцов.
2.3 Результаты оценки качественных характеристик исследуемых образцов натурального жареного кофе.
Особая гордость среди средств защиты белорусского Госзнака – юниграмма, исключительная степень защиты, не имеющая аналогов в мире. Юниграмма используется для защиты акцизной марки, контрольного знака, а с мая – товарно-транспортных накладных. В течение года, за все то время, что юниграмма внедрялась на территории Беларуси, не было выявлено ни одной более или менее близкой попытки имитации.
Юниграмма оказалась исключительно полезна при решении проблемы массовой фальсификации кожгалантерейных товаров. Ярким примером служит её применение для контроля ввоза кожгалантерейных товаров. Такой контроль на территории Беларуси стал необходимостью, т.к. в последние годы теневой оборот женских сумок, по некоторым оценкам, доходил до 10 млн. долларов в год. При этом стоил такой товар обычно на 20–30% дешевле, чем "законный", но проверки его качества не выдерживали никакой критики.
Идея борьбы с теневым оборотом кожгалантерейных товаров с помощью идентификационных знаков для Беларуси не нова. О необходимости внедрения системы учета товаров, ввозимых в Беларусь без таможенного оформления, заговорили еще в 2002 году. Тогда Беларусь ввела так называемый заявительный принцип получения контрольных знаков: производитель заявлял, сколько кожгалантерейных товаров хотел бы ввезти в Беларусь для последующей реализации, и получал соответствующие контрольные знаки. Но наносились они не на продукцию, а на сопроводительную документацию. Нередко по одной накладной ввозилось в несколько раз больше кожгалантерейных товаров, чем было заявлено.[7]
18 марта 2008 года вступил в силу указ президента Беларуси №444 "О введении маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками". С этого времени реализация на территории Беларуси кожгалантерейных товаров возможна только при условии нанесения на каждую единицу продукции специальных торговых знаков. И коснулось это как импортеров, так и отечественных производителей.
Контрольный знак представляет собой небольшую самоклеящуюся этикетку с приблизительно 20 элементами защиты. Основной из них — юниграмма, распознаваемая обычным идентификатором скрытого изображения. Каждой этикетке также будет присвоен учетный номер, заносящийся в электронную базу данных, что позволит вести контроль буквально за каждой обувной коробкой (упаковкой). В таком бдительном контроле заинтересованы и многие производители.
Особую остроту проблема защиты потребительского рынка от фальсифицированной, опасной и некачественной продукции приобретает в связи с подготовкой к присоединению Республики Беларусь к ВТО. Помимо огромного материального ущерба широкомасштабное контрафактное производство наносит значительный ущерб репутации Республики Беларусь как торгового и делового партнера. Ставится под сомнение сама возможность страны следовать общепринятым мировым нормам и правилам в этой области.
Все говорит о том, что сейчас в Республике Беларусь назрела потребность в радикальном улучшении функционирования всей системы защиты отечественного рынка от контрафактной и нелегальной продукции, защиты прав промышленной и интеллектуальной собственности, потребителей и производителей продукции.
Особенностями современного белорусского потребительского рынка являются:
- большая доля недоброкачественной (опасной) продукции, попадающей в обращение в обход действующего порядка доступа продукции на рынок, что наносит ущерб жизни и здоровью граждан;
- фальсификация продукции и значительное количество товаров, находящихся в теневом обращении, что приводит к недополученную бюджетом миллиардов рублей.
В числе факторов, негативно влияющих на качество (безопасность) продукции, следует упомянуть:
- отсутствие эффективного механизма контроля добросовестной конкуренции, что позволяет некоторым изготовителям поставлять контрафактную продукцию или продукцию, не прошедшую сертификацию, что в свою очередь приводит к формированию нерегулируемого рынка;
- слабое применение законодательства в части ответственности за качество поставляемого на рынок товара производителя или поставщика, которые сегодня чувствуют себя достаточно вольготно и безнаказанно;
- наличие избыточных административных барьеров, в результате чего некоторые операторы рынка ушли в "теневой" сектор экономики.
К сожалению, сегодня отсутствуют действенные рычаги для устранения этой негативной ситуации.
В связи с этим необходимо разрабатывать и проводить комплекс мер по оздоровлению белорусского потребительского рынка.
Государственная политика в сфере защиты потребительского рынка на современном этапе должна включать комплекс мер по предотвращению появления на рынке некачественной (опасной) и/или контрафактной продукции в сочетании с сбалансированным введением в действие государственных и общественных механизмов защиты рынка на всем пути движения товара от изготовителя (поставщика, импортера) к потребителю.[8]
Этот подход базируется на реализации следующих основных принципов:
- Неотвратимость ответственности изготовителя или той организации в
цепи "изготовитель - потребитель", по вине которой произошла порча продукции.
- Допуск продукции к производству и обращению на основе проверки
способности организации производить и поставлять доброкачественную продукцию.
- Предотвращение и профилактика попадания на рынок
недоброкачественной продукции (обязательное и добровольное подтверждение соответствия продукции установленным требованиям).
- Разделение полномочий между органами исполнительной власти,
осуществляющими государственный контроль и надзор за продукцией, усиление их ответственности за нарушение правил контроля и надзора, а также за ненадлежащее проведение контроля и надзора. Это направлено на формирование эффективной скоординированной системы государственного и общественного контроля и надзора на рынке, взаимодействие контролирующих, правоохранительных и судебно-исполнительных органов и позволит избежать дублирования в работе органов контроля и надзора.
Реализация этих принципов должна обеспечиваться введением комплекса мер, предусматривающих:
- формирование поэтапной ответственности за недоброкачественную и
фальсифицированную продукцию от изготовителя до потребителя;
- разработку и введение в действие порядков защиты потребительского
рынка применительно к отдельным (видам) продукции;
- формирование условий саморегулирования в среде хозяйствующих
субъектов на рынке.
В современных условиях управление качеством во многом базируется на стандартизации. Её воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативного документа и имеющих юридическую силу.
Стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции.[9]
Немаловажная роль в управлении качеством принадлежит техническим условиям.
Технические условия – это нормативно-технический документ, устанавливающий дополнительные к государственным стандартам, а при отсутствии их самостоятельные требования к качественным показателям продукции, а также приравниваемые к этому документу техническое описание, рецептура, образец-эталон. Требования, предусмотренные техническими условиями, не могут быть ниже, чем в государственных стандартах.
Система управления качеством продукции базируется на комплексной стандартизации. Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества продукции. Управление качеством продукции осуществляется на основе: государственных, международных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.
Государственная стандартизация выступает средством защиты интересов общества и конкретных потребителей и распространяется на все уровни управления.
Одной из многих и эффективных мер по защите потребительского рынка является сертификация. В настоящее время в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции. Международный опыт свидетельствует о том, что необходимым инструментом, гарантирующим соответствии качества продукции требованиям нормативно-технической документации (НТД), является сертификация.
Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.[10]
Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий (действий), проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия продукции определенным стандартам или другим НТД.
Сертификация является очень эффективным средством развития торгово-экономических связей страны, продвижения продукции предприятия на внешний и внутренний рынок сбыта, а также закрепления на них на достаточно длительный период времени. Именно все это предопределило широкое распространение сертификации.
Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, не пригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика за ввод в обращение недоброкачественной продукции, с другой стороны, устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение.
Таким образом, сущность фальсификации рассматривается как действия, направленные на ухудшение тех или иных потребительских свойств товара, т. е. обман покупателя с корыстной целью. Для снижения роста фальсифицированной продукции необходимо радикальное улучшение функционирования всей системы защиты отечественного рынка. В связи с этим необходима мощная правовая защита со стороны государства, т.к. фальсификация продукции и значительное количество товаров, находящихся в теневом обращении, приводит к недополучению бюджетом миллиардов рублей.[11]
Для устранения этой негативной ситуации необходима соответствующая государственная политика, повышение ответственности за качество поставляемого товара, снижение административных барьеров и комплекс других мер по оздоровлению белорусского потребительского рынка.
На современном этапе необходимо предотвращение появления на рынке некачественной (опасной) и/или контрафактной продукции в сочетании с сбалансированным введением в действие государственных и общественных механизмов защиты рынка на всем пути движения товара от изготовителя (поставщика, импортера) к потребителю.[12]
1.3 Формы, виды и способы фальсификации товарной продукции
При фальсификации непродовольственных товаров обычно подвергается подделке подлинности одна или несколько характеристик товара. Поэтому различают следующие виды фальсификации товаров:
- ассортиментная (видовая):
- качественная;
- количественная;
- стоимостная;
- информационная;
- комплексная.
Каждый вид фальсификации имеет свои характерные способы подделки подлинных товаров, а при комплексной - сочетание различных двух, трех или всех пяти видов. Естественно, что при комплексной фальсификации необходимо устанавливать значимость каждого отдельного вида на подделку товара в целом.[13]
При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной его заменителями другого сорта, вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков.
Для ассортиментной фальсификации той или иной группы товаров необходимы следующие условия:
1) наличие в продаже товаров других групп, близких по потребительным свойствам и некоторым показателям качества;
2) подразделение качества товара на сорта;
3) производство и реализация имитаторов данной группы товаров;
4) производство и реализация товаров, отличающиеся, но показателям качества и наличию дефектов;
5) унификация упаковки, используемой для разных групп товаров.
Качественная фальсификация - подделка подлинных товаров с помощью различного рода пищевых или непищевых добавок или нарушений рецептур для изменения качественных показателей органолептических и других свойств продуктов.
Количественная фальсификация — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т.п.), от предельно допустимых норм отклонений. В настоящее время в стандартах уже не указываются отклонения в ту или иную сторону. Регламентируются только допустимые отклонения в сторону уменьшения количественного показателя товара.