Файл: Фальсификация продовольственных продуктов (на примере кофе в зернах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стоимостная фальсификация - обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров с меньшими количественными характеристиками по цене товаров с большими количественными показателями.[14]

Этот вид фальсификации является самым распространенным, так как совмещает в себе и другие ее виды (ассортиментную, количественную и др.). Более того, именно стоимостная фальсификация и является главной целью корыстного обмана потребителей, так как позволяет получить незаконный доход путем незаконного повышения стоимости товара.

В условиях рыночной экономики, одной из характерных черт которой являются свободные цены, регулируемые только конкуренцией между отдельными производителями, стоимостная фальсификация может использоваться либо для реализации фальсифицированной низкокачественной продукции или даже опасных товаров, либо в целях ценовой конкуренции, в частности для формирования потребительских предпочтений к данному товару с помощью демпинговых цен.

Информационная фальсификация - обман потребителя с помощью неточной или искаженной (ложной) информации о составе и/или свойствах товара.[15]

Данный вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, сертификате, маркировке и рекламе. Рассмотренные ранее другие виды фальсификации в большинстве случаев дополняются и информационной фальсификацией о составе и свойствах товара. В противном случае фальсификация легко выявляется.

Искаженная или неточная информация о составе и свойствах товара служит основанием считать подделку натурального продукта фальсифицированным товаром.

Одной из разновидностей информационной фальсификации товара является фальсификация с помощью упаковки или этикетки, чаще всего производственной и потребительской.

Упаковка - составная часть товара, определяющая внешний вид упакованной продукции. Идентифицирующие функции присуще упаковке в меньшей степени, чем маркировке. Ее основной функцией является предохранение товара от потерь, а окружающей среды от загрязнения. Однако привлекательная по внешнему оформлению упаковка может придать неповторимый вид товару, служить для целей идентификации товара потребителем, в результате чего создаются потребительские предпочтения.

Объектом фальсификации является именно привлекательная по внешнему виду упаковка, имитирующая продукт высокого качества, хотя содержимое упаковки чаще всего оказывается фальсифицированным.


Фальсифицируют не только маркировку и упаковку, но и товарно-сопроводительные документы, причем наиболее часто подделывают накладные и сертификаты.[16]

В товарно-транспортных накладных на фальсифицированные товары чаще всего подделывается наименование товара, довольно часто - название изготовителя и количество товара (количественная фальсификация). Обнаружить подделку этих реквизитов в накладной можно только идентификацией товара на ассортиментную принадлежность и происхождение, а также количественным измерением всей товарной партии (перевешиванием, пересчетом, обмериванием).[17]

Комплексная фальсификация продовольственных товаров включает в себя два или более отдельных видов подделок товара.

В зависимости от места формирования фальсификата она бывает:

  • технологическая;
  • предреализационная.

При технологической фальсификации подделка товаров осуществляется в процессе технологического цикла производства.

При предреализационной фальсификации подделка товаров происходит при подготовке их к продаже или при отпуске потребителю.

Идентификация - проверка соответствия продукции ее принадлежности к определенной группе по показателям, предусмотренным нормативной документацией на продукцию.

Идентификация как начальный этап оценочной деятельности предусматривается в НД лишь для сертификации, хотя оценка и контроль качества также не могут проводиться, если продукция не идентифицирована.

Виды идентификации:

- ассортиментная (видовая)

- качественная (квалиметрическая)

- товарнопартионная (товарной партии)

Средства идентификации:

- нормативные документы (стандарты, ТУ, правила и др.)

- Технические документы (накладные, сертификаты, качественные удостоверения, руководства по эксплуатации, паспорта и т.п.). [9, с 108]

Методы идентификации:

1. органолептические

- визуальный метод

- обонятельный метод

- осязательный метод

2. измерительные

- физический метод

- химический метод

Формы, виды и способы фальсификации товарной продукции характеризуются своим разнообразием.[18]

Таким образом, при проверке товарной продукции на качество необходимо учитывать всю информацию, которая изложена в технических стандартах, сертификатах качества и иных документах подтверждающих соответствие качества товарной продукции.

Исходя из результатов изучения теоретической основы курсовой работы можно сделать вывод, что необходимо обеспечить информированность покупателей о всевозможных видах фальсификации, а также принять комплекс мер по устранению фальсификации. Так как известны формы, виды и способы фальсификации, необходимо, активизировать работы по определению наиболее объективных и достоверных показателей идентификации товаров однородных групп, позволяющих подтвердить их тождественность или несоответствие установленным нормативными документами или описаниями требованиям, организовать с помощью средств массовой информации, а также издания соответствующей учебной и научно-популярной литературы ликвидацию потребительской неграмотности населения по вопросам фальсификации и контрафакции продукции.


Кроме того, необходимо продолжать работу по созданию, утверждению и применению стандартов на методы обнаружения фальсификации непродовольственных товаров.

Глава 2. Оценка содержания маркировки образцов продукции, как способы выявления фальсификации.

2.1 Характеристика исследуемых образцов.

Для проведения исследования были взяты два образца кофе в зернах изготовителем которого является ООО «ВЕСТ 4 Роастерс».

Первый образец: кофе натуральный жареный, в зернах Арабика, средней обжарки, сорт высший. Место произрастания кофейного зерна Бразилия, Серрадо Минейро. Высота произрастания: 950-1050 м. Способ обработки: сухой. Деревья: Красный Катаи и Мундо Ново. Вкус: фундук, дыня, темный шоколад. Плотность: средняя. Кислотность: Низкая.

Пачки фасуются в двух весовых категориях: по двести пятьдесят грамм и по одному килограмму.

Рис. 1, 2. Образец натурального жареного кофе «West 4 Roasters» Brazil, Cerrado

Второй образец кофе натуральный жареный, декофеинизированный, в зернах Арабика, средней обжарки, сорт высший. Место произрастания Гватемала Эксцелзо. Высота произрастания: 1000 – 2200 м. Способ обработки: мытый. Вкус: сухофрукты, ореховая паста, молочный шоколад. Плотность: средняя. Кислотность: средняя.

Пачки фасуются в двух весовых категориях: по двести грамм и по одному килограмму.

Рис. 3, 4. Образец натурального жареного кофе «West 4 Roasters» Гватемала, Декафенизированный

2.2 Анализ содержания маркировки продукции

Для оценки маркировки были использованы Технический регламент таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»

Таблица 1.

Результаты оценки маркировки

Требования ТР/ТС 022/2011

Образец Бразилия

Образец Гватемала

1

Наименование пищевой продукции

Кофе натуральный жареный, в зернах Арабика

Кофе натуральный жареный в зернах Арабика

2

Сорт

Сорт высший

Сорт высший

3

Дата изготовления

09.02.21

22.12.2020

4

Срок годности

12 месяцев с даты изготовления

12 месяцев с даты изготовления

5

Место нахождения изготовителя

ООО «ВЕСТ 4 Роастерс» Россия, 1055066, г. Москва, ул. Ольховская, 14с8

ООО «ВЕСТ 4 Роастерс» Россия, 1055066, г. Москва, ул. Ольховская, 14с8

6

Условия хранения

Хранить в сухом прохладном месте при относительной влажности воздуха не выше 75% и температуре не выше 27°С

Хранить в сухом прохладном месте при относительной влажности воздуха не выше 75% и температуре не выше 27°С

7

Сайт и e-mail изготовителя

www.west4.coffee

order@west4.coffee

www.west4.coffee

order@west4.coffee

8

Масса нетто

250 г

200 г


Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод, что данные образцы натурального жареного кофе, Бразилия и Гватемала, соответствуют требованиям «ГОСТ 32775-2014 Кофе жареный. Общие технические условия» и ТР ТС 022/2011 Технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки"

Таблица 2.

Манипуляционные знаки

Знак

Значение знака

1

Упаковка продукта может быть утилизирована наряду с бытовыми отходами.

2

Товар изготовлен из нетоксичного материала и может соприкасаться с пищевыми продуктами

3

PELD (LDPE) или ПВД — полиэтилен высокого давления (низкой плотности): пакеты и плёнка.

4

Рециркулируйте логотип для композитного материала C/LDPE 90: "Пластмассы/алюминий»

5

Евразийское соответствие — единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Евразийского экономического союза.

2.3 Результаты оценки качественных характеристик исследуемых образцов натурального жареного кофе.

При анализе на наличие фальсификации, требуется идентифицировать признаки кофе определяя анатомо-морфологические свойства (для целых кофейных зерен), характерными органолептическими показателями, специфичным физико-химическим составом.

Ассортиментная идентификация (природа продукта):

Образец №1: кофе натуральный жареный, в зернах Арабика, средней обжарки, сорт высший. Место произрастания кофейного зерна Бразилия, Серрадо Минейро. Высота произрастания: 950-1050 м. Способ обработки: сухой. Деревья: Красный Катаи и Мундо Ново.

Образец №2: Второй образец кофе натуральный жареный, декофеинизированный, в зернах Арабика, средней обжарки, сорт высший. Место произрастания Гватемала Эксцелзо. Высота произрастания: 1000 – 2200 м. Способ обработки: мытый.


При установлении, природы кофе в зернах мне требовалось обратить внимание на характерные внешние и анатомо-морфологические признаки: форму, размер, цвет, состояние поверхности, внешнее и внутреннее строение кофейного зерна (вид на разрезе). Зерно кофе имеет плосковыпуклую овальную форму, на плоской стороне зерна имеется глубокая бороздка, разделяющая его пополам, поверхность – немного шероховатая, матовая или блестящая. Цвет жареного зерна имеет коричневые и светло-коричневые оттенки, как и следует зерну среднего типа обжарки. Зерно достаточно хрупкое и легко разламывается попалам, почти не крошатся при разламывании, а на изломе вида толстая оболочка и более светлое ядро. Присутствует характерный кофейный аромат, усиливающийся при разламывании и помоле.

Рис. 5. Образец зерна натурального жареного кофе, Brazil, Cerrado

При пропуске через кофемолку, я получил натуральный жареный молотый кофе, который представляет собой порошок мелкого помола и темно-коричневого цвета. При взбалтывании в холодной воде частицы молотого кофе всплывают на поверхность и долго находятся во взвешенном состоянии, практически не оседая на дно. Водный раствор при этом слабо окрашивается в желто-коричневый цвет.

Рис. 6. Образец молотого зерна натурального кофе Brazil, Cerrado.

Эспрессо – напиток, приготовленный из натурального жареного кофе, имеет густую консистенцию, ярко выраженный кофейный аромат с шоколадным и ореховым оттенками, приятный горьковатый вкус с низкой кислотностью, мягким, долгим послевкусием темного шоколада и дыни.

Надежными критериями идентификации при подтверждении подлинности сырья являются отдельные физико-химические показатели: высокое содержание кофеина, наличие других характерных алкалоидов — тригонеллина, теобромина, теофиллина, преобладание в составе фенольных соединений хлорогеновых кислот, специфичные углеводный состав и состав ароматических компонентов.

На протяжении многих лет одним из главных критериев идентификации природы кофейного сырья являлось определение содержания кофеина. Однако, учитывая массовый характер фальсификации кофе путем замены кофейного сырья на другие растительные источники с последующим добавлением химически чистого кофеина (как правило, медицинского препарата), этот критерий идентификации стал ненадежным.

В настоящее время в экспертную практику внедрен метод идентификации растворимого кофе путем определения массовых долей свободных и общих углеводов методом высокоэффективной анионообменной хроматографии. Этот метод позволяет определять содержание отдельных моносахаридов (арабинозы, фруктозы, галактозы, глюкозы, маннозы, ксилозы), сахарозы и маннита, однако решающее значение для идентификации имеет содержание общей глюкозы и общей ксилозы, которых в растворимом кофе должно быть не более 2,6 и 0,6 % соответственно.