Файл: Практическое занятие Изучение действий экипажа при оставлении судна с использованием мом (2 ч.) 2 ч. Тема Индивидуальные спасательные средства (2 ч.) 4 ч.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 178
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Установка СШ.
СШ размещаются как можно ближе к жилым и служебным помещениям. Они должны быть постоянно готовы к спуску и иметь полный комплект снабжения. Вблизи мест установки СШ оборудуются места сбора и посадки в них людей.
Время посадки расписанных в СШ людей на пассажирских судах должно составлять не более 10 минут, а на грузовых судах – не более 3 минут с момента подачи команды покинуть судно.
Технические характеристики СШ.
- прочность, достаточная для буксировки со скоростью на переднем ходу на тихой воде до 5 узлов, сбрасывание с высоты 3 м., выдерживать удар о борт судна со скоростью 3,5 м/с.;
- скорость с полным комплектом людей и снабжения – не менее 6 узлов;
- каждая СШ способна находиться на плаву, когда она залита водой;
- требуемый запас топлива – на 24 часа ходу со скоростью 6 узлов
Чтобы увеличить способность спасательных средств к обнаружению их:
- окрашивают спасательные шлюпки в оранжевый цвет;
- наклеивают на них полосы и кресты из светоотражающего материала.
Запас пресной воды должен быть в спасательной шлюпке из расчета 3 литра на каждого человека, находящегося в ней.
Снаряжение спасательной шлюпки должно проверяться, проветриваться и просушиваться не реже одного раза в месяц.
Перед спуском спасательной шлюпки на воду в нее дополнительно доставляется:
- дополнительный запас пиротехнических средств сигнализации;
- теплые вещи (одеяла);
- радиолокационный маяк-ответчик (SART)
- переносная УКВ радиостанция;
- дополнительный запас пищи и воды.
Все спасательные шлюпки должны иметь надлежащую конструкцию и такую форму и соотношение главных размерений, чтобы они имели достаточную остойчивость на волнении и достаточный надводный борт, когда они нагружены их полным комплектом людей и снабжения. Все спасательные шлюпки должны иметь жесткий корпус и сохранять положительную остойчивость в прямом положении на тихой воде, когда они нагружены полным комплектом людей и снабжения и имеют пробоину в любом одном месте ниже ватерлинии, предполагая, что при этом не произошло потери плавучего материала и отсутствуют другие повреждения.
На пассажирских судах каждая спасательная шлюпка должна быть расположена так
, чтобы все расписанные на нее люди могли совершить быструю посадку в спасательную шлюпку. Должна также иметься возможность быстрой высадки людей из спасательной шлюпки.
На грузовых судах каждая спасательная шлюпка должна быть расположена так, чтобы все расписанные на нее люди могли совершить посадку в нее течение не более 3 мин с момента подачи команды к посадке. Должна также иметься возможность быстрой высадки людей из спасательной шлюпки.
Спасательные шлюпки должны иметь посадочный трап, позволяющий находящемся в воде людям забраться в спасательную шлюпку, который может быть использован на любом борту спасательной шлюпки. Нижняя ступенька трапа должна находиться по меньшей мере на 0,4 м ниже ватерлинии спасательной шлюпки порожнем.
Спасательная шлюпка должна быть устроена так, чтобы на борт шлюпки можно было поднимать находящихся в беспомощном состоянии людей либо из воды, либо на носилках.
Все поверхности, по которым могут ходить люди, должны иметь нескользящее покрытие.
За исключением случаев, когда настоящей главой предусмотрено иное, обычное снабжение каждой спасательной шлюпки должно включать:
1) достаточное количество плавучих весел для обеспечения движения шлюпки на тихой воде. Для каждого весла должна быть предусмотрена уключина типа кочет, поворотная уключина или другое равноценное приспособление. Уключины должны крепиться к шлюпке штертами или цепочками;
2) два отпорных крюка;
3) плавучий черпак и два ведра;
4) инструкция по сохранению жизни;
5) нактоуз с надежным компасом, светящимся или снабженным соответствующим средством освещения. На полностью закрытых спасательных шлюпках нактоуз должен быть стационарно установлен у поста управления рулем; на всех других спасательных шлюпках нактоуз должен быть снабжен соответствующими приспособлениями для его крепления;
6) плавучий якорь достаточного размера с дректовом, способным выдерживать рывки, и ниралом, который обеспечивает возможность крепкого захвата его руками при намокании. Прочность плавучего якоря, дректова и нирала должна быть достаточной при любых морских условиях;
7) два надежных фалиня длиной, не менее чем в два раза превышающей расстояние от места установки спасательной шлюпки до ватерлинии при наименьшей эксплуатационной осадке судна, или 15 м, смотря по тому, что больше. Один фалинь, прикрепленный к разобщающему устройству, требуемому правилом III/41.7.7, должен находиться в районе носовой оконечности спасательной шлюпки, а другой - прочно крепиться к форштевню спасательной шлюпки или вблизи него и быть готовым к использованию;
8) два топора - по одному в каждой оконечности спасательной шлюпки;
9) водонепроницаемые сосуды, содержащие общее количество пресной воды из расчета 3 л на каждого человека из числа людей, допускаемого к размещению на спасательной шлюпке, из которых 1 л на человека может быть заменен опреснительным аппаратом, способным давать такое же количество пресной воды за 2 дня;
10) нержавеющий ковш со штертом;
11) нержавеющий градуированный сосуд для питья;
12) пищевой рацион из расчета не менее 10 000 кДж на каждого человека из числа людей, допускаемого к размещению на спасательной шлюпке; этот пищевой рацион должен быть в воздухонепроницаемой упаковке и храниться в водонепроницаемом контейнере;
13) четыре парашютные ракеты;
14) шесть фальшфейеров;
15) две плавучие дымовые шашки;
16) один водонепроницаемый электрический фонарь, годный для сигнализации по азбуке Морзе, с одним запасным комплектом батарей и одной запасной лампочкой в водонепроницаемой упаковке;
17) одно сигнальное зеркало для дневной сигнализации с инструкцией по его использованию для подачи сигналов морским и воздушным судам;
18) один экземпляр таблицы спасательных сигналов в водозащищенном исполнении или в водонепроницаемой упаковке;
19) один свисток или другой равноценный звуковой сигнал;
20) аптечку первой помощи в водонепроницаемой упаковке, которая после употребления может быть снова плотно закрыта;
21) шесть доз медикаментов от морской болезни и один гигиенический пакет на каждого человека;
22) складной нож, прикрепленный к шлюпке штертом;
23) три консервовскрывателя;
24) два плавучих спасательных кольца, прикрепленных к плавучему линю длиной не менее 30 м;
25) ручной насос;
26) один комплект рыболовных принадлежностей;
27) достаточное количество инструментов для выполнения незначительных регулировок двигателя и относящихся к нему устройств;
28) переносной огнетушитель, пригодный для тушения горящей нефти;
29) прожектор, способный обеспечивать эффективное освещение в ночное время светлоокрашенного объекта шириной 18 м на расстоянии 180 м в течение в общей сложности 6 ч и работать непрерывно в течение не менее 3 ч;
30) эффективный радиолокационный отражатель, если в спасательной шлюпке не установлен радиолокационный ответчик;
31) теплозащитные средства, отвечающие требованиям правила III/34, в количестве, достаточном для 10% числа людей, допускаемого к размещению на спасательной шлюпке или двух, смотря по тому, что больше.
Практическое занятие 3. Изучение коллективных спасательных средств и их снабжения с использованием наглядных средств обучения (СОЛАС-74, КСС) (4 ч.)
Вопросы:
1) Какие меры предпринимают, чтобы увеличить способность спасательных шлюпок и плотов к обнаружению?
- окрашивают спасательные шлюпки в оранжевый цвет;
- наклеивают полосы и кресты из светоотражающего материала.
2) Какой запас топлива должен быть у спасательной шлюпки, чтобы двигатель работал непрерывно на полном ходу?
- на 24 часа ходу.
3) Что может иметь спасательная шлюпка для удаления забортной воды, попавшей внутрь шлюпки?
- механизм самоосушения;
- ручной насос.
4) Какой запас пресной воды должен быть в спасательной шлюпке в расчет на каждого человека, находящегося в ней?
- 3 литра.
5) Что не входит в состав снабжения спасательной шлюпки по международной конвенции СОЛАС-74?
- парус, размером 2 х 4 м.
- якорь Холла весом не менее 6 кг.
6) Как часто снаряжение спасательной шлюпки должно проверяться, проветриваться и просушиваться?
- не реже одного раза в месяц.
7) Что дополнительно доставляется в спасательную шлюпку перед ее спуском на воду?
- дополнительный запас пиротехнических средств сигнализации;
- теплые вещи (одеяла);
- радиолокационный маяк-ответчик (SART)$
- переносная УКВ радиостанция;
- дополнительный запас пищи и воды.
8) Какое время спасательный плот должен находиться на плаву при любых метеоусловиях?
- не менее 30 суток.
9) Что не входит в состав снабжения спасательного плота?
- складная мачта для подъема флажного сигнала бедствия.
10) Какое количество консервированной питьевой воды должно находиться на спасательном плоту на одного человека?
- 1,5 литра.
11) Что надо делать в коллективных спасательных средствах при дефиците пресной воды?
- укрыться от прямых солнечных лучей;
- смочить одежду забортной водой;
- избегать физических нагрузок
, которые ведут к потоотделению.
12) Каким средством сигнализации не оборудуется спасательный плот?
- флажный сигнал бедствия по Международному Своду Сигналов (МСС).
13) Зачем после посадки в спасательный плот необходимо поставить плавучий якорь и опустить водяные карманы?
- для уменьшения дрейфа плота от места аварии судна.
14) Можно ли пить забортную воду?
- нет, нельзя.
15) Должны ли люди в спасательных средствах оставаться в спасательных жилетах?
- да, обязательно.
16) Возможно ли купание во время нахождения в спасательных средствах?
- нет, это запрещено.
17) Как должны располагаться люди в спасательных средствах при сильной качке?
- равномерно.
18) В спасательном средстве необходимо организовать наблюдение за окружающей обстановкой. Каким должно быть это наблюдение?
- круглосуточным.
19) Какие действия необходимо предпринять людям, которые находятся в спасательном плоту, если им становится холодно и появилась угроза переохлаждения?
- плотно прижаться друг к другу;
- закрыть входные клапаны плота;
- увеличить давление воздуха в днище плота при помощи ручного насоса.
20) Какие действия необходимо предпринять людям, которые находятся в спасательном плоту, если им становится жарко и появилась угроза перегревания?
- открыть входные клапаны плота для увеличения вентиляции;
- удалить весь воздух из днища плота.
21) Почему пресную воду надо пить небольшими порциями (4-8 порций в сутки)?
- большое количество воды выделяется через почки и не усваивается организмом.
22) На какой срок рассчитан пищевой рацион спасательных шлюпки и плота?
- на 3 суток.
23) Чем опасна морская болезнь?
- часто сопровождается рвотой, которая приводит к обезвоживанию организма.
24) Как можно снизить вероятность психогенного шока в процессе спасения с тонущего судна?
- тренировками и учениями, которые вырабатывают более спокойное отношение к экстремальной ситуации.
Спасательный плот должен находиться на плаву при любых метеоусловиях не менее 30 суток.
При дефиците пресной воды в спасательном средстве необходимо:
- укрыться от прямых солнечных лучей;
- смочить одежду забортной водой;
- избегать физических нагрузок, которые ведут к потоотделению.
Для уменьшения дрейфа плота от места аварии судна, после посадки в спасательный плот необходимо поставить плавучий якорь и опустить водяные карманы.
Все люди в спасательных средствах должны оставаться в спасательных жилетах.