Файл: Практическое занятие Изучение действий экипажа при оставлении судна с использованием мом (2 ч.) 2 ч. Тема Индивидуальные спасательные средства (2 ч.) 4 ч.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 179

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для человека термически нейтральна вода с температурой 33—35°С. Однако температура воды самых теплых морей ниже этого предела. Следовательно, при погружении в морскую воду в естественных условиях в любом районе Мирового океана и в любом сезоне, переохлаждение незащищенного тела человека неизбежно. Сроки выживания зависят от индивидуальных особенностей организма.

Тело человека в воде отдает тепло во много раз быстрее, чем на воздухе. Не утопление, а общее охлаждение является основной причиной гибели людей в морских катастрофах. Поэтому так важна для мореплавателей теплоизолирующая одежда.

Одежда сама по себе не создает тепло, но она позволяет сохранить его в организме. Роль термоизолятора выполняет воздух между телом человека, одеждой, ее складками и внутри фактуры материала. Многослойная одежда лучше сохраняет тепло даже при намокании, так как способствует сохранению нагретых слоев воды.

Критические места теплопотерь телом человека находятся на груди ниже подмышечных впадин, в области паха, шеи и головы. Защите этих мест от холода следует уделять особое внимание. Рекомендуется надеть нательное шерстяное белье в дополнение к обычному, шарф или полотенце — на шею, шерстяную шапочку или зимнюю шапку — на голову, теплые перчатки — на руки. Обувь должна иметь войлочные или шерстяные стельки и быть достаточно свободной, надетая на шерстяной носок, чтобы можно было двигать стопой и пальцами ног.

На суше естественным является поведение продрогшего от холода человека, который выполняет разогревающие телодвижения. Следовать этому в воде нельзя: активные движения пловца способствуют вытеснению нагретых слоев воздуха и воды между телом и одеждой и усиливают приток теплой крови к работающим мышцам и коже, что приводит к интенсивной потере тепла организмом. Человеку кажется, что именно неподвижность в холодной воде вызывает сильный озноб, ощущение боли в конечностях и их онемение. Необходимо знать, что эти, неприятные болевые ощущения не являются пагубными. Для человека опасно общее переохлаждение организма.

Энергичные движения в воде и плавание оправданы только тогда, когда имеется возможность достичь близко находящееся спасательное средство или необходимо помочь другому человеку.

Опыты подтвердили, что неподвижность пловца со спаса­тельным жилетом и сохранение им в воде рекомендованной позы уменьшают расход энергии организмом и увеличивают срок выживаемости по крайней мере в 2 раза. Следует помнить также, что если не погружаться в воду с головой, то сокращаются потери тепла организмом.


Гипотермия, ее симптомы и признаки

Переохлаждение организма человека, называемое гипотермией — это результат его нахождения в холодной среде, чреватый смертельным исходом.

В первые мгновения после погружения в воду у человека рефлекторно повышается температура тела и учащается пульс. Затем при сопротивлении организма потере тепла наступает спазм поверхностных кровеносных сосудов. Человек ощущает все усиливающийся озноб, стимулирующий вырабатывание тепла. Даже на этой стадии из-за реакции организма на внезапную смену внешней среды у пострадавшего может «перехватить» дыхание и наступить смерть в результате так называемого «холодового шока» При дальнейшем охлаждении возникают болезненные судороги мышц. Как только температура тела понизится примерно до 35°С (когда организм уже не в состоянии сохранять или воспроизводить тепло), она начинает падать стремительно. Теряется болевая чувствительность, нарушается координация движений, появляются общая слабость и безразличие к своей судьбе. При температуре тела около 32—33°С нарушается периферическое, а затем и центральное кровообращение.

Пульс становится слабым. Из-за нарушения кровоснабжения головного мозга наступают существенные расстройства психической деятельности и дыхания, затуманивается сознание, человек теряет волю и впадает в бессознательное состояние. Начинаются аритмия сердца и другие необратимый процессы в организме. Смерть наступает в большинстве случаев при падении температуры тела до 25°С. Чем ниже температура воды, тем быстрее падает температура тела пострадавшего.

Во время борьбы за живучесть гибнущего судна и в процессе спасания люди могут получить телесные травмы различной тяжести (ушибы, переломы, сотрясения мозга и т.д.) Оказывая первую помощь таким пострадавшим, нельзя забывать о гипотермии. Она требует своих методов лечения, без реализации которых человек может все-таки умереть.

Факторы, влияющие на охлаждение организма

1. Основные факторы.

1. Температура воды.

Особенно опасной считается вода с температурой ниже 10°С так как время выживания в ней человека — в пределах получаса. Это требует высокой оперативности в спасании пострадавшего.



2. Время пребывания в воде.

При поиске пострадавшего в море следует учитывать, что только отдельные лица значительное время способны сохранить жизнь в холодной воде.

3. Нарушение или недостаточность механизма терморегуляции.

Эти явления могут быть вызваны истощением энергетических ресурсов организма (возраст, неполноценное питание, голодание), перенесенными или имеющимися заболеваниями, слабо развитым подкожным жировым слоем пострадавшего.

4. Отсутствие или, неэффективная защита от холода.

При прочих равных условиях, быстрее погибают люди, которые обнажены, легко одеты или их коллективное спасательное средство не обеспечивает эффективной защиты от холода.

2. Способствующие факторы.

1. Гидрометеорологические причины (ветер, волнение, температура воздуха).

2. Активность (подвижность) в воде пострадавшего.

3. Недостаточное общее физическое развитие и слабая закаленность организма человека.

4. Психические реакции в результате аварийной ситуации (страх, угнетенное состояние, истерия).

5. Травматические повреждения.

6. Физическое переутомление, недосыпание, охлаждение, предшествующие погружению в воду.

7. Незнание приемов само- и взаимной помощи в борьбе за выживаемость в холодной воде.

Тема 6. Виды и способы подачи сигналов бедствия (2 ч.)

Вопросы:

1) Какой звук означает, что судно терпит бедствие и нуждается в срочной помощи?

- непрерывный звук.

2) Какой характер мигания огнем или прожектором свидетельствует о том, что судно терпит бедствие и нуждается в срочной помощи?

- частое мигание.

3) Какой характер движения флага или огня свидетельствует о том, что судно терпит бедствие и нуждается в срочной помощи?

- вертикальное движение (вверх-вниз).

4) Какое слово в радиотелефонном обмене означает бедствие, и с которого начинаются все сообщения о бедствии?

MAYDAY MAYDAY MAYDAY (МЭДЭ МЭДЭ МЭДЭ)

5) Какой флажный сигнал означает бедствие?

NC

6) Какой сигнал, поднятый на мачте, означает бедствие?

- сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над ним или под ним шаром или чем-либо похожим на шар.

7) Какое медленное повторяемое движение вытянутых рук означает бедствие?

- поднятие и опускание рук.

8) Ракеты или гранаты какого цвета означают бедствие?

- красного.

9) Какой цвет ракеты с парашютом означает бедствие?

- красного.

10) Какого цвета фальшфейер означает бедствие?

- красного.

11) Возможно ли подавать дневные сигналы бедствия ночью, а ночные днем, для привлечения внимания к аварийному судну?

-да, возможно.

12) Можно ли использовать сигнал бедствия в иных целях, кроме просьбы о помощи?

- нет, нельзя.
«Сигнал бедствия» — означает, что подающее его судно или гидросамолет на воде терпит бедствие и требует помощи от других судов или с берега.

В случае бедствия должны использоваться следующие сигналы, подаваемые одновременно или порознь:

а) пушечные выстрелы или другие, производимые путем взрыва сигналы с промежутками около 1 мин;

б) непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов;

в) ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;

г) сигнал, переданный по радиотелеграфу или с помощью любой другой сигнальной системы, состоящий из сочетания звуков • • • — — — • • • SOS по азбуке Морзе;

д) сигнал, переданный по радиотелефону словом “Мэдэ”;

е) сигнал бедствия по Международному своду сигналов —
NC;

ж) сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над ним или под ним шаром или чем-либо похожим на шар;

з) частое мигание огнем или прожектором;

и) пламя на судне (например, горящей смоляной или мазутной бочки и т. п.);

к) красный цвет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;

л) дымовой сигнал - выпуск клубов дыма оранжевого цвета;

м) медленное и повторяемое поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;

н) сигналы, передаваемые аварийными радиобуями, указания места бедствия.

Для привлечения внимания к аварийному судну допускается подавать дневные сигналы бедствия ночью, а ночные днем.

Запрещается применение или выставление любого из вышеуказанных сигналов в иных целях, кроме указания о бедствии и необходимости помощи; не допускается также использование сигналов, которые могут быть спутаны с любым из вышеперечисленных сигналов.

 Следует также обращать внимание на соответствующие разделы Международного свода сигналов, Руководства по поиску и спасанию торговых судов, а также на возможность использования следующих сигналов:

а) полотнище оранжевого цвета с черным квадратом либо кругом или другим соответствующим символом - для опознавания с воздуха;

б) цветное пятно на воде. Сигнал тревоги— означает, что подающее его судно будет немедленно вслед за этим подавать сигналы бедствия по радио. Радиотелеграфный сигнал тревоги предназначен для приведения в действие автоаларма (автосигнализации) на судах. Радиотелеграфный сигнал тревоги состоит из группы в 12 тире, переданной в течение 1 мин; продолжительность каждого тире 4 с, а продолжительность интервала между двумя последующими тире 1 с.
Тема 7. Информация об авариях. Аварийные стадии (Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 года) (2 ч.)

Информация об авариях

Стороны обеспечивают несение непрерывных радиовахт на международных частотах бедствия, если таковые считаются практически осуществимыми и необходимыми. При получении вызова или сообщения на частоте бедствия береговая радиостанция:

1) немедленно уведомляет соответствующий спасательно - координационный центр или спасательный подцентр;