Файл: Коммерческая информация и её защита.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 467

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно согласиться с определением понятия конфиденциальной информации в самом широком смысле этого слова как любых сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, утрата которых в состоянии привести различного рода последствиям, неблагоприятным для субъекта −носителя таких сведений. Но, как представляется, более обоснованным будет следующий подход к определению этого понятия.

Как юридически значимая категория конфиденциальная информация определяется как организованная совокупность — система документированной информации (включая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах), носящая характер преднамеренно скрываемых сведений, имеющих действительную или потенциальную ценность для их собственника, иначе говоря владельца, доступ к которым в соответствии с законом и другими нормативными актами, ограничивается, и утрата которых может причинить вред собственнику или владельцу этих сведений.

В приведенном выше определении необходимо выделить следующие отличительные признаки конфиденциальности информации:

  • системность;
  • документированность;
  • преднамеренная закрытость (с использованием различных методов);
  • ограниченность доступа, регламентированная законодательством;
  • действительная или потенциальная ценность для собственника;
  • возможность причинения вреда собственнику (владельцу) вследствие ее утраты.

Каждый из указанных отличительных признаков находится в тесной связи с другими. Отсутствие любого из них свидетельствует о невозможности придания соответствующим сведениям статуса конфиденциальных.

Коммерческая тайна и ее содержание

Если сравнивать с ситуацией, проходящей в советском союзе, содержание государственной тайны было широким. На ведомственных документах присутствовал гриф «Для служебного использования». С наступление рыночной экономики, такой гриф закончил свое существование, но появилось понятие коммерческая тайна, что может значить ограничение прав для юридических и физических лиц, которые являю конкурентами.

Только для рыночной и капиталистической экономики присуще такое явление как коммерческая тайна. При конкуренции, коммерческая тайна является эффективным средством повышения конкурентоспособности продукции и услуг.

Итак, коммерческая тайна – это преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические, технические, организационные и прочие данные сведения о различных сторонах и сферах хозяйственной деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности фирмы.


Появление коммерческой тайны обусловлено возникновением интереса конкурентов. Главным отличие коммерческой тайны от государственной, то, что коммерческая тайна не определяется конкретным перечнем, поскольку она всегда применяется по-разному к тем или иным фирмам и предприятиям.

В России, в 1990 году появилось первое упоминание о коммерческой тайне, в тексте Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности. Позднее в 1994 году в п. 1 ст. 139 Гражданского кодекса РФ «Служебная и коммерческая тайна» было дано определение информации, составляющей служебную или коммерческую тайну.

Под информацией, составляющей коммерческую тайну, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ "О коммерческой тайне", понимается научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.[2]

Режим коммерческой тайны - правовые, организационные, технические и иные меры по охране конфиденциальности, принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну.

В каждой организации хранится и обрабатывается информация, разглашение которой не позволит организации достичь поставленных бизнес-целей, что повлечет за собой огромные убытки. Поэтому защита коммерческой тайны является важной задачей, для достижения которой необходимо реализовать комплекс правовых, организационных и технических мер.

Существует возможность обращения к специализированным компаниям, которые предоставляют комплекс услуг по организации режима коммерческой тайны в организациях, осуществляющие хранение и обработку информации, обладающей коммерческой ценностью.

Рис.2 Услуги по защите коммерческой тайны.

Специалисты, предоставляющие услуги по защите коммерческой тайны, проводят следующие мероприятия по защите коммерческой тайны:

  1. Аудит на соответствие требованиям по защите информации.
  2. Разработка модели угроз и нарушителя:
  • Моделирование угроз безопасности информации;
  • Определение актуальных угроз организации;
  • Построение модели нарушителя.
  1. Разработка организационно-распорядительной документации.
  2. Разработка технического задания.
  3. Закупка средств защиты информации от ведущих производителей в области информационной безопасности.
  4. Внедрение системы защиты для предотвращения утечек информации.
  5. Аттестационные испытания объектов информатизации.
  6. Консультационная поддержка и сопровождение систем защиты информации.

Результатами работ людей, специализируемых по защите коммерческой тайны, является:

  • Минимизация рисков, связанных с хищением коммерческой тайны;
  • Информационная система компании приведена в соответствии с нормативными документами.

В IV части ГК РФ, 75-ой главе «Право на секрет производства (ноу-хау)» посвящено дальнейшее развитие положения о коммерческой тайне. Ноу-хау имеет совершенно разную характеристику сведений, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно технической сфере и к тому же информация о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имею потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у них нет свободного доступа на законных основаниях и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Обладатель секрета производства имеет исключительное право на его реализацию в соответствии со ст. 1229 ГК РФ.[3]

Информация, в содержание которой входит коммерческая тайна, может считаться законно полученной при условии, если получена она от её обладателя на основании договора или другом законном основании.

Выводы к Главе 1.

Можно сделать вывод, что информация имеет ключевое значение в этом мире. Коммерческая информация не исключение, ведь является непосредственно важной частью успешного развития предприятия в условиях изменчивой экономической среды. Соответственно защита этой коммерческую информацию следует уметь защищать, так как злоумышленники, получившие данные коммерческой тайны, могут ухудшить развитие вашего бизнеса

Глава 2. ООО «Залесье» как носитель коммерческой тайны.

2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Залесье»

Данная курсовая работа выполнена по материалам ООО «Залесье». Общество с ограниченной ответственность «Залесье» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другими действующими законодательными актами РФ. ООО «Залесье» является юридическим лицом, имеет свои банковские реквизиты. Предприятие было, зарегистрировано и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице 26.01.2005. Общество было создано с целью удовлетворение общественных потребностей в товарах, работах, услугах и получения прибыли. Основным видом деятельности является торговля оптовая напольными покрытиями (кроме ковров).


Важный элемент, без которого не может существовать организация – это её структура. Под структурой организации понимается её систематический состав и иерархия подразделений и соотношения между ними, типы взаимодействия между внутренними элементами.

В ООО «Залесье» применяется линейная организационная структура предприятия, представлена в рисунке 3.

Директор

Отдел оптовых продаж региональными компаниям

Отдел оптовых продаж московским компаниям

Отдел прямых продаж

Отдел по работе с ключевыми клиентами

Сетевые магазины

Оптовик

Дилер

Дилер

Оптовик

Магазин

Магазин

Рис 3. Организационная структура ООО «Залесье»

В ООО «Залесье директор занимается разработкой стратегического планирования деятельности, заключает договоры, налаживает контакты и связи для успешной работы предприятия; является главным распорядителем финансовых средств; контролирует и координирует работу предприятия, а так же директор контролирует все управленческие решения на всех уровнях предприятия, принимает решения о приеме на работу или увольнение сотрудников, разрабатывает программы совершенствования внутрипроизводственных отношений, проводит служебные расследования по факту нарушения трудовой дисциплины.

При создании данной компании, директор поставил перед собой цель: занять лидирующие позиции на рынке напольных покрытий, заслужить доверие своих клиентов и предоставить им широкий ассортимент, приемлемые цены и качественный сервис от консультации до доставки.

В их ассортименте предоставлены товары разных ценовых сегментов – от экономного до дорогого. В характеристиках продукции каждой торговой марки, директор уверен, так как лично контролирует её качества и имеют партнерские отношения с производителями: Alloc, Balterio, Haro, Karelia, Kahrs, Quick-step, Tarkett, Upofloor, Kronotex, Classen, Wineo, Wicanders и другими известными компаниями. Весь товар сертифицирован и соответствует самым высоким стандартам.

Объем закупок продукции на хороших условиях, в следствии чего растет число клиентов и партнеров компании.

За столь длительное время существования, сформировалась сильная команда высококвалифицированных специалистов. Сотрудники регулярно проходят стажировки, курсы повышения квалификации, принимают участие в специализированных семинарах. Также, благодаря приглашением разнообразных производителей, у специалистов компании есть возможность получать информацию наглядно, посещая производственные цеха лучших отечественных и зарубежных концернов.


Персональный менеджер, четкая обратная связь, многоступенчатый контроль качества обслуживания, автоматизация обработки заказов, внимательное отношение к потребностям клиента, отзывчивые и приветливые сотрудники, профессиональная помощь в любых вопросах – все это стандартные составляющие ООО «Залесье»

2.2 Источники и содержание коммерческой информации, обеспечение ее конфиденциальности

Источниками информации, являющимися коммерческой тайной, а, следовательно, потенциальными источниками утечки на анализируемом предприятии ООО "Залесье" являются:

1. Документация предприятия (входящие-исходящие, приказы, бизнес, планы, деловая переписка и т.п.);

Обобщенно систему контроля и учета документов можно представить в следующем виде:

-Учет всей документации предприятия с классификацией по сфере применения, дате, содержанию и т.п.

-Регистрация и учет всех входящих/исходящих документов предприятия с фиксацией в специальном журнале информации о дате получения/отправления документа, откуда поступил, или куда отправлен, классификация (письмо, счет, договор, приглашение и т.п.).

-Регистрация документов, с которых делаются копии с фиксацией в специальном журнале (дата копирования, количество копий, для кого или с какой целью производятся копии и т.п.).

-Особый режим уничтожения документов. Перед уничтожением документов необходимо проконтролировать их содержание во избежание случайного уничтожения нужных документов. Важно, чтобы документы не просто выбрасывались в корзину, а предварительно измельчались при помощи "шредера" (уничтожителя бумаги) или вручную таким образом, чтобы их невозможно было бы восстановить. Документы, имеющую особую ценность, после измельчения целесообразно сжечь. Об уничтожении документов в обязательном порядке составляется акт, который подписывается ответственным лицом, а также лицами присутствующими при уничтожении.

К любому исчезновению или уничтожению, в особенности содержащих важную информацию, необходимо серьёзное отношение. В данном случае, в обязательном порядке проводится порядке проводится глубокое расследование в коллективе компании. Результаты расследования анализируются, если необходимо, лица, виновные в утере документов, привлекаются к дисциплинарной ответственности, а в необходимых случаях лишаются доступа к документам, содержащих коммерческую тайну. Важно, чтобы расследование не стало формальностью, а из его результатов были сделаны надлежащие выводы и допущенные ошибки исправлены в максимально короткое время.