Файл: Коммерческая информация и её защита.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 468

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Как неизменный спутник конкуренции в бизнесе всегда существовала конкурентная разведка. Руководство любой компании, выстраивая стратегию развития, полностью осознает, что в информационно зависимом обществе своевременное получение информации и её анализ – является одним из основных преимуществ перед прямыми конкурентами. Актуальность работы является основой того факта, что правовой институт коммерческой тайны является обязательным атрибутом рыночной экономики. При становлении бизнеса, скапливается разного рода информация, имеющая важное значение для успешного развития предпринимательской деятельности. В условиях современного информационного общества информация приобретает значение важного ресурса, без которого невозможно представить нормальную работу ни отдельного предпринимателя, ни общества и страны в целом. Так же с развитием и совершенствованием IT технологий, информация приобретает характер одного из важнейших видов товара н рынке. Соответственно, личность, обладающая такого рода информацией сохранить эту самую информацию, поэтому руководитель обязан понимать, что и о его коммерческой организации, вероятнее всего, тоже собирают сведения, а потому защищать информацию о своем бизнесе ничуть не менее важно, чем уметь узнавать о чужом.

Для успешного развития предпринимательства и становления подлинно рыночной экономики, основанной на свободной конкуренции необходима различного рода, информация для поддержания столь жесткой конкурентной борьбы. Обеспечение защиты отечественной научно-технической продукции позволяет поддерживать национальную, в том числе экономическую и технологическую безопасность Российской Федерации.

Целью данной курсовой работы является исследование теоретико-методологических аспектов, существующих методов защиты коммерческой тайны и разработка мероприятий по её совершенствованию.

Достижение поставленной цели курсовой работы обусловило необходимость решения следующих взаимосвязанных задач исследования:

  1. На основе анализа существующих теоретических прикладных исследований определить понятие и сущность коммерческой тайны, исследовать методы и способы защиты коммерческой тайны в российском законодательстве и практике деятельности предприятий.
  2. Проанализировать деятельность ООО «Залесье» как субъекта рыночной экономики и носителя коммерческой тайны.
  3. Разработать мероприятия по сохранению тайны аудиторской деятельности и оценить их эффективность на примере ООО «Залесье»

Объектом исследования является коммерческая тайна как элемент экономического анализа.

Предметом настоящего исследования являются возникающие отношения по поводу способов и методов сохранения коммерческой тайны.

Методологической дозой исследования курсовой работы в состав которой входят фундаментальные положения и труды отечественных и зарубежных авторов, таких как Панкратов Ф.Г., Солдатов Н.Ф., Чернухина Г.Н., Косарева О.А., Суглобов А.Е., Михайлов С.В., В.П. Мельников, С.А. Клейменов - по вопросам выявления и совершенствования методов защиты коммерческой тайны. Это обеспечило достоверность приведенных сведений и послужило основой для обоснования авторских рекомендаций.

Основными научными методами исследования выступали такие исследования как: эмпирическое исследование, что позволяет сделать вывод, что работа была проведенная опытным путем, а анализ и синтез информации является вторым научным методом, а именно теоретическим.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, отражающих положение основного исследования, заключение и списка литературы.

Введение обосновывает актуальность выбранной темы исследования, показана теоретическая значимость полученных результатов, а также сформулированы цели и задачи, объект и исследуемый предмет.

В первой главе «Коммерческая тайна как объект экономического анализа» исследовано понятие и сущность коммерческой тайны как вида конфиденциальной информации, проанализированы различные методики защиты коммерческой тайны и их правовая составляющая в системе информационной безопасности.

Вторая глава «ООО «Залесье» как носитель коммерческой тайны» показана краткая характеристика предприятия ООО «Залесье», наказания за разглашения коммерческой информации на данном предприятии и определены мероприятия по сохранению тайны в аудиторской деятельности предприятия.

Глава 1. Сущность и значение коммерческой информации

Понятие коммерческой информации и её источники

Для коммерсантов информация является сведениями о сложившейся ситуации на рынке различных товаров и услуг. Данная информация позволяет торговым фирмам проводить анализ своей коммерческой деятельности, планировать ее и осуществлять контроль за результатами этой деятельности.


Информация – одна из фундаментальных категорий реальности, так как охватывает все сферы производственной, деловой, научной и культурной жизни и деятельности современного общества.[1]

Основываясь на национальных интересах Российской Федерации в информационной сфере, формируются текущие и стратегические задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.

Трехзвенная схема формирования сообщений оперирует с теорией информации при анализе и решении основных задач. Данная схема изображена на рисунке 1.

Приемник

Канал

Источник

Рис.1 Формирование сообщений

Источниками коммерческой информации могут служить маркетинговые исследования по конкретным товарам. Необходимо провести сравнительную оценку затрат и значимости возможных результатов и только после этого, можно вкладывать денежные средства в проведении исследований, сбор и анализ информации. Целесообразными являются те проведенные маркетинговые исследования, что повысили прирост прибыли от использования полученной коммерческой информации.

Так же, не менее важным источником коммерческой информации есть внутренние материалы и документация торговой фирмы, в частности, сведения об объемах товарооборота, товарных запасах, затратах на продажу, прибыли предприятия, расходах на рекламу и другие.

Средства массовой информации является еще одним неотъемлемым источником коммерческой информации, ведь они публикую данные о внешней статистике и сведения о состоянии рынка.

Набирает популярность МБИТ или же «Международное бюро информации и телекоммуникации» созданное в Российской Федерации. Данная биржа специализируется на создании информационных ресурсов, способствую развитию информационной инфраструктуры рынка. На её основе создана база данных экспортеров и импортеров России.

Все известный факт перехода к рыночным отношениям, ведут к увеличению конкуренции между фирмами, позволяет подготовится и научится на ошибках зарубежного опыта, который показывает, что, тот кто не заботится о защите своей коммерчески ценной информации, тот теряет до 30% и более возможной выручки либо становится банкротом. Примером может быть американский бизнес, ежегодный урон которого превышает 40 млрд. долларов. Это доказывает, что предприятие должны приложить все усилия для обеспечения защиты собственной коммерческой информации.


Собственная коммерческая информация фирмы может быть определена как «коммерчески ценные идеи». Характеризует эту информацию то, что она должна являться не общеизвестной, а состояла из знаний, способствующих прибыльности предприятия. Она является той информацией, которую можно продать, обменять или реализовать на рынке. Случается так, что информация с первого взгляда является незначительной, то есть ее можно получить практически без финансовых завтра или же с малыми затратами, либо вообще случайно, как совокупность или комбинацию известных знаний. В любом случае, обладание данной информацией дает то или иное преимущество перед конкурентами, и очень важно своевременно ее капитализировать.

Собственная коммерческая информация делится на два вида:

  • технологическая;
  • деловая.

Данное разделение очень полезно, ведь при определении информации как коммерчески ценной и разрабатываются эффективные способы ее защиты и реализации.

Технологическая информация определяется по разным признакам, например такими как дизайн, химический состав, то или иное оборудование или способ производства. Какие-то из этих определений может быть запатентовано. Технологическая информация отличается от деловой так же сферой применения, ведь она гораздо шире, например способ приготовления раствора, рецепт, электро-схема, программный продукт и так далее. С помощью деловой информации, предприниматели борются со своими конкурентами. Документация, которая помогает обойти врагов по бизнесу, может выглядеть как маркетинговый план фирмы, список клиентуры, финансовые отчеты и так далее.

Все это приводит нас к тому заключению, что собственная информация фирмы – коммерчески ценная информация для данной фирмы или предприятия несмотря на то, что она может не принадлежать полностью ему. Иногда несколько взятых вместе и общеизвестных идей составляют уникальную комбинацию коммерчески ценной информации.

Некоторые исследователи данной проблемы называют собственную ценную информацию предприятия, например, предпринимательской тайной, подразделяя ее на:

  • промышленную (секреты производства, «ноу-хау», изобретения, открытия, формулы, методы и способы управления финансами, маркетингом, производством и т.д.);
  • коммерческую (индивидуальные детали коммерческой деятельности, деловые связи и т.д.);
  • финансово-кредитную (бухгалтерская и финансовая документация и т.д.).

Данная трактовка имеет смысл, но это может только запутать, ведь понятие «промышленная тайна» - это по сути своей то, что определяется у нас в России и за рубежом как понятие «технологическая информация» или просто «технология», а рассмотренные понятия коммерческой и финансово - кредитной информации – как понятие «собственная деловая информация» предприятия. Поэтому совокупность секретов технологии и деловой информации составляет собственную ценную информацию предприятия. Выделение же из нее по определенным признакам и экономическим критериям наиболее важной информации для предприятия и составит его коммерческую тайну как коммерчески ценную и требующую особой защиты.


1.2 Понятие и структура конфиденциальной информации

Конфиденциальная информация в глобальном смысле этого слова может быть определена как любая информация, находящаяся в распоряжении отдельного субъекта – носителя данной информации, раскрытие которой иными субъектами может привести к неблагоприятным для владельца последствиям.

Конфиденциальная информация в более узком смысле слова часто определятся как «документированная информация доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством».

Так же конфиденциальная информация определяется как любая неопубликованная информация (устная, письменная, визуальную, видео и так далее), которая раскрывается основные направления и перспективы деятельности, открытия и изображения промышленные образцы, алгоритмы и программное обеспечение электронно-вычислительной машины, деловые секреты, системы управления, маркетинга и сбыта продукции, а также результаты любых совещаний и переговоров.

Нельзя не заметить, что конфиденциальная информация – это наиболее широкое по объему понятие среди иных понятий информация – это наиболее широкое по объёму понятие среди иных понятий информации, действующих в среде закрытых информационных ресурсов. Туда можно отнести сведения, имеющие статус тайны личной жизни граждан, тайны голосования, профессиональной тайны, тайны корреспонденции, телефонных и иных сообщений, коммерческой и банковской тайны государственных секретов тайны исповеди и другие.

Зачастую, при разглашении сведений, составляющий тот или иной вид тайны, влечет ответственность виновных физических лиц в установленном законном порядке (уголовную, дисциплинарную и другие). Предусматривается ответственность и юридических лиц, по вине которых указанные были преданы несанкционированной огласке либо стали известны третьим лицам в виду халатности или иных недобросовестных действий их сотрудников.

В действующем законодательстве характеристика сведений, составляющих самостоятельный вид тайны, равно как и набор этих видов тайн − весьма разнообразны. Так, например, к тайне личной жизни граждан относится различного рода документированная информация ограниченного доступа, хранящаяся в государственных архивах, воспользовавшись которой без согласия заинтересованных лиц может нанести ущерб моральным и имущественным интересам граждан.