Файл: Занятиетренинг Профилактика девиантного поведения подростков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Планирование есть процесс моделирования деятельности на какой-то период времени, когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную.

Следующий пункт разработки проекта — это описание его ожидаемых результатов. Здесь необходимо указать количественные и качественные индикаторы их оценки. Необходимо решить, какие данные будут собираться для оценки достижения каждого результата.

Устойчивость проекта — раздел разработки проекта, включающий изучение различных обстоятельств и их влияние на проект (оценка рисков). Необходимо также предположить, будет ли продолжена данная деятельность после окончания срока проекта и необходимо ли ее расширить.

Прогнозное проектирование досуговой деятельности способствует целенаправленному воздействию на творческое развитие учащихся. Овладение навыками диагностики и прогнозного проектирования плодотворно повлияет на содержательное наполнение досуга, вызовет острую потребность в ломке сложившихся стереотипов в профессиональной деятельности педагога-организатора досуга школьников, творческого поиска нового с опорой на инициативу самих учащихся.

Задание 3. Составьте требования к разработке школьной досуговой программы. Кратко охарактеризуйте их. Отразите и  проанализируйте взаимодействие членов коллектива, команды в выполнении данной разработки, предложите разные  варианты вовлечения социальных  партнеров для решения задачи.

Что же необходимо сделать педагогу для того, чтобы программа была современна, эффективна и при каких условия она станет таковой?

Основным видом деятельности в ИДП является творческо-игровая деятельность, а ее результатом – позитивное развитие и развязка игровой ситуации. Педагог-организатор должен поставить и игровые цели, которые увлекут участников (помочь Снегурочке, спасти Домовёнка, разгадать тайну и пр.), и цели педагогические, которые участникам игры будут неизвестны. Но именно педагогические цели для нас, как для профессионалов, являются главными, а степень их достижения и представляет собой педагогическую эффективность ИДП. Эффективность - понимается как результативность и представляет из себя качественную характеристику итогов деятельности, отражающую степень их соответствия обозначенным целям и существующим нормам. (Н.Ф. Радионова).

Цель, по своей сущности, является прогнозируемым результатом, а значит педагогическая цель должна
представлять собой те изменения в ребенке, которые произойдут в процессе проведения игровой программы. Цель является системообразующим элементом деятельности, так как ради неё деятельность совершается. Педагогическую цель важно рассматривать как системообразующий элемент программы. Разрабатывая целевой блок, его необходимо разворачивать от целей высшего порядка к задачам и к ожидаемому результату, методам его отслеживания. Соблюдение иерархии в реализации целей обеспечивает целостность программы и, соответственно, эффективность результата.

Для оценки эффективности существует понятие критерий, которое в соответствии с классическим определением означает «мерило», дающее возможность оценивать то, о чем идет речь. Критерий эффективности системы - это крайнее (максимальное, минимальное) значение выбранного показателя качества системы, характеризующего степень выполнения возложенных на нее задач.

Как правило, система характеризуется совокупностью показателей качества, которые или невозможно или с определенными ограничениями можно свести к одному. Так, например, в системе всегда имеется минимум два показателя – эффективность и стоимость. Эффективность ИДП, как сложной системы, как совокупности множества структурных единиц, может быть оценена множеством критериев.

На основании теоретических материалов по данному вопросу и опыта анализа досуговых программ были выделены следующие основные критерии для оценки ИДП:

Актуальность– значимость программы для современных детей, её соответствие потребностям, интересам сегодняшних детей; направленность на решение современных проблем детства.

Гуманитарность- направленность программы на раскрытие, реализацию гуманистических идей и её проведение с ориентацией на уважение к личности участников. (Гуманное отношение к ребёнку, которое проявляется в его свободе выбора, добровольности участия в игре. Отношения сотворчества и поддержки, ограждение от антипедагогических проявлений, создание условий ожидания радости и успешности, забота о других, проявление чувства эмпатии).

Полнота программы - наличие всех необходимых структурных элементов программы, достаточная степень проработанности, насыщенности и выраженности каждого компонента программы.


Целостность- единство и взаимосвязь всех структурных элементов программы и их упорядоченность, соразмерность, взаимосвязанность и взаимовлияние (соответствие компонентов программы педагогической и игровой задачам; адекватность игровых форм проживаемому отношению и состоянию ребенка и пр.).

Новизна- наличие креативных (инновационных) подходов, нестандартных идей и режиссерского решения, обновленных приемов.

Эстетичность – гармоничность использованных художественных средств, наличие воздействия художественно-музыкального, образного решения программы на чувства участников, эмоциональный фон программы.

Игровая эффективность - качество игрового общения и деятельности, создание эмоционально-игровой атмосферы, степень включенности детей в игровые действия.

Педагогическая эффективность – степень достижения поставленных педагогических целей (задач);

наличие отдаленного результата, заложенного механизмом последействия.

Если принять, что основной целью ИДП является решение поставленных педагогических задач, то критерий «педагогическая эффективность» можно считать наиболее значимым. Высокий уровень программы по остальным критериям как раз и позволяет получить высокую педагогическую эффективность программы, что показано на рис.1

Таким образом, педагогическая эффективность игровой досуговой программы - это степень достижения поставленных целей, при условии гармоничного использования игровых средств и комплекса средств воспитания. На педагогическую эффективность программы влияет её соответствие таким критериям как актуальность, новизна, гуманитарность, полнота, целостность, эстетичность.

Задание 5. Разработайте памятку для организатора досуговой деятельности по использованию различных педагогических технологий ее организации (не менее 10 позиций). Отразите необходимость привлечения помощи коллег и социальных партнеров для организации досуговой деятельности.

Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.

Содержание культурно-досуговой программы связано с:


– приобщением детей к культуре, и более всего к художественной;

– овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;

– развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;

– постижением искусства общения, поведения, культуры речи;

– воспитанием гуманности, толерантности;

– формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;

– освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).

То или иное сочетание вариативных блоков, соответствующих перечисленным выше направлениям, может составлять содержание культурно-досуговых программ.

В содержании любой из них может быть вычленено, по меньшей мере, четыре раздела, связанных с:

– приобщением детей к художественной культуре,

– воспитанием у них культуры общения,

– формированием культуры организации досуга,

– обучением их основам культуры быта.

Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.

Особый раздел культурно-досуговой программы составляет характеристика конкретных форм ее реализации – мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь.

Группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы (М.Е. Кульпетдинова):

традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);

досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) – экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.;

совместные досуговые дела нескольких детских объединений – нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);

«репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей.


Основанием данной классификации является масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников.

Другая классификация мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, строится в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей (Н.С. Карпова):

I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации – всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.

II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются: игры на местности, игры на восприятие друг друга, спортивные игры, туризм, вечеринки, встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы), система зарабатывания каких-либо благ, праздники, драматизация.

III этап – возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть: вечера современной музыки, диско-шоу, вечера авторской песни, спортивные игры, дискуссии, тренинги, всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; целевые экспедиции – этнографические, экологические, археологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).