Файл: Теория и устройство судна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 462

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

149 вучих и береговых сооружениях, и судно в отношении этих средств пол- ностью отвечает соответствующим требованиям правил в зависимости от степени оснащенности этими средствами, определяемой составом противопожарных систем и оборудования, предписанного правилами
РЕФ
REF
Знак судна, предназначенного для перевозки охлажденных грузов в спе- циально оборудованных помещениях и/или в термоизолированных кон- тейнерах и имеющего при этом холодильную установку, классифициро- ванную Российским морским регистром судоходства
(РЕФ)
(REF)
Знак судна, предназначенного для перевозки или сохранения охлажден- ных грузов или продуктов лова в судовых грузовых помещениях и/или в термоизолированных контейнерах и использующего для поддержания требуемой температуры неклассифицированную этом холодильную установку
Знак атомного судна (судно оборудовано атомной энергетической уста- новкой)
Знак судна атомно-технологического обслуживая, осуществляющего весь комплекс технологического обслуживания атомных судов либо от- дельные его виды
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

(ОРП)
(ESP)
Знак освидетельствования по расширенной программе
СВПа
ACV
Судно на воздушной подушке амфибийное
СВПс
SES
Судно на воздушной подушке скеговое
СПК
hydrofoil craft
Судно на подводных крыльях
СC
HSC
Скоростное судно

150
СМПВ
SWATH
Судно с малой площадью ватерлинии
MKC
MHC
Многокорпусное судно
bulk carrier
BC-A (ESP)
bulk carrier
BC-A (ESP)
Судно длиной 150 м и более, предназначенное для перевозки навалоч- ных грузов плотностью 1 т/м
3
и выше, при максимальной осадке опреде- ленные трюмы остаются пустыми
bulk carrier
BC-B (ESP)
bulk carrier
BC-B (ESP)
Судно длиной 150 м и более, предназначенное для перевозки навалоч- ных грузов плотностью 1 т/м
3
и выше, при загрузке всех трюмов
bulk carrier
BC-C (ESP)
bulk carrier
BC-C (ESP)
Судно длиной 150 м и более, предназначенное для перевозки навалоч- ных грузов плотностью 1 т/м
3
bulk carrier
BC-A (ESP)
(no MP)
bulk carrier
BC-A (ESP) (no
MP)
Судно длиной 150 м и более, предназначенное для перевозки навалоч- ных грузов плотностью 1 т/м
3
и выше, при максимальной осадке опреде- ленные трюмы остаются пустыми. Изначально не спроектировано для погрузки и разгрузки в нескольких портах
bulk carrier
BC-В (ESP)
(no MP)
bulk carrier
BC-В (ESP) (no
MP)
Судно длиной 150 м и более, предназначенное для перевозки навалоч- ных грузов плотностью 1 т/м
3
и выше, при загрузке всех трюмов. Изна- чально не спроектировано для погрузки и разгрузки в нескольких портах
bulk carrier
BC-С (ESP)
(no MP)
bulk carrier
BC-С (ESP) (no
MP)
Судно длиной 150 м и более, предназначенное для перевозки навалоч- ных грузов плотностью 1 т/м
3
и выше. Изначально не спроектировано для погрузки и разгрузки в нескольких портах
ECO
ECO
Знак в символе класса, определяющий основные требования по контро- лю и ограничению эксплуатационных выбросов и сбросов
ECO-S
ECO-S
Знак в символе класса, определяющий дополнительные требования по контролю и ограничению эксплуатационных выбросов и сбросов

151
gas carrier
type 1G
gas carrier type
1G
Судно, предназначенное для перевозки грузов, которые требуют обеспе- чения максимальных предупредительных мер для предотвращения их утечки
gas carrier
type 2G
gas carrier type
2G
Судно, предназначенное для перевозки грузов, которые требуют обеспе- чения значительных предупредительных мер для предотвращения их утечки
gas carrier
type 2PG
gas carrier type
2PG
Судно длиной 150 м и менее, предназначенное для перевозки грузов, которые требуют обеспечения значительных предупредительных мер для предотвращения их утечки, и где грузы должны перевозиться во вкладных цистернах типа С, рассчитанных на MARVS более 700 кПа и расчетную температуру в грузосодержащей системе 55 °С или выше
gas carrier
type 3G
gas carrier type
3G
Судно, предназначенное для перевозки грузов, которые требуют обеспе- чения умеренных предупредительных мер для предотвращения их утеч- ки
chemical
tanker type
1
chemical tank-
er type 1
Судно, предназначенное для перевозки грузов, которые требуют обеспе- чения максимальных предупредительных мер для предотвращения их утечки


152
chemical
tanker type
2
chemical tank-
er type 2
Судно, предназначенное для перевозки грузов, которые требуют обеспе- чения значительных предупредительных мер для предотвращения их утечки
chemical
tanker type
3
chemical tank-
er type 3
Судно, предназначенное для перевозки грузов, представляющих серьез- ную опасность, которые требуют обеспечения умеренной степени защи- ты для увеличения живучести в поврежденном состоянии
(Символ класса холодильной установки)
Класс холодильной установки означает, что холодильная установка полностью или в степени, признанной
Российским морским регистром судоходства за достаточную, удовлетворяет тем требованиям правил Рос- сийского морского регистра судоходства, которые к ней относятся и что холодильная установка находится под предусмотренным правилами наблюдением Российского морского регистра судоходства за ее техни- ческим состоянием в течение установленного периода с проведением обязательных освидетельствований, предписанных правилами на этот период. Класс холодильной установки удостоверяется наличием дей- ствующего Классификационного свидетельства на холодильную установку.
В символе класса холодильной установки используются символы и знаки.
Х
REF
Основной символ класса холодильной установки, построенной по прави- лам и под наблюдением Российского морского регистра судоходства
Х

REF

Основной символ класса холодильной установки, построенной по прави- лам и под наблюдением Российского морского регистра судоходства классификационного органа, а затем ей присвоен класс Российского морского регистра судоходства

153
Х

REF

Основной символ класса холодильной установки, построенной по прави- лам и под наблюдением классификационного общества-члена МАКО, но который в силу неполного соответствия требованиям правил не может быть присвоен символ REF при переклассификации на класс Российско- го морского регистра судоходства
(X)

(REF)

Основной символ класса холодильной установки, построенной без наблюдения признанного Российским морским регистром судоходства классификационного органа или вообще без наблюдения классификаци- онного органа, а затем ей присвоен класс Российского морского регистра судоходства
Г
СА
Знак, означающий, что в дополнение к холодильной установке судно оборудовано системой регулирования состава газовой среды в охлажда- емых помещениях и/или термоизолированных контейнерах
К
CONTAINERS
Знак, означающий, что холодильная установка предназначена для охла- ждения груза, перевозимого в термоизолированных контейнерах
Н
LG
Знак, означающий, что холодильная установка предназначена для под- держания требуемого режима перевозки сниженных газов наливом
З
QUICK
FREEZING
Знак промысловой охлаждающей и морозильной установки (установка предназначена для охлаждения или замораживания продуктов промысла)
+
PRECOOLING
Знак способности к охлаждению продуктов промысла (мощность холо- дильной установки позволяет производить охлаждение на судне груза, предварительно не охлажденного, за время, в течение которого обеспе- чивается его сохранность)


154
VI ЭКСПЛУТАЦИОННЫЕ И МОРЕХОДНЫЕ
КАЧЕСТВА СУДНА
6.1 Эксплуатационные качества судна
6.1.1 Водоизмещение
1. Объёмным водоизмещением судна ∇ называется объём подводной части судна, равный объёму вытесненной судном воды.
Измеряется в м
3 2. Водоизмещение судна порожнем Δ представляет собой вес порожнего судна, т.е. вес корпуса, механизмов и оборудо- вания без груза, запасов топлива, смазки, воды, продоволь- ствия и без учёта веса экипажа и багажа. Измеряется в тон- нах.
3. Водоизмещение Δ – это полная масса судна, равная массе вытесненной судном воды. Измеряется в тоннах:
Δ=Δ
0
+DW (1), где
Δ – водоизмещение (т);
Δ
0
– водоизмещение судна порожнем (т);
DW – дедвейт
Рис. 89 Основные статьи водоизмещения судна

155
6.1.2 Грузоподъёмность
Грузоподъёмностью называют массу различного рода грузов, которые может перевезти судно. Различают чистую грузоподъём- ность и дедвейт.
Чистая грузоподъёмность – это полная масса перевозимого судном полезного груза, т.е. масса груза в трюмах и масса пасса- жиров с багажом и предназначенных для них пресной водой и про- визией, масса выловленной рыбы и т.п., при загрузке судна по рас- чётную осадку.
Дедвейт (иногда называют полной грузоподъёмностью) пред- ставляет собой общую массу перевозимого судном полезного гру- за, составляющего чистую грузоподъёмность, а также массу запа- сов топлива, котельной воды, масла, экипажа с багажом, запасов провизии и пресной воды для экипажа тоже при загрузке судна по расчётную осадку. Если судно с грузом принимает жидкий балласт
(например, лесовозы, некоторые пассажирские или научно- исследовательские суда), то масса этого балласта включается в дедвейт судна.
Таким образом, дедвейт представляет собой сумму всех так называемых переменных грузов, т.е. тех, масса которых может ме- няться или в течение рейса (судовые запасы) или от рейса к рейсу
(перевозимых полезный груз).
При этом дедвейт для каждого судна является постоянным и определяется общей массой переменных грузов, которые могут быть приняты на судно при загрузке его по расчётную осадку.
В отличии от дедвейта водоизмещение (масса) порожнего суд- на представляет собой сумму всех постоянных масс, из которых слагается масса конструкции построенного судна (масса корпуса, механизмов, судовых устройств, систем и оборудования) и масса постоянного инвентарного снабжения. Сюда включается масса тех частей запаса топлива, воды и масла, которые находятся в котлах, механизмах и трубопроводах подготовленной к запуску энергети- ческой установки судна, а также масса тех остатков различных жидких грузов и цистернах, которые не могут быть удалены при откачке (так называемый мёртвый запас). Твёрдый балласт, укла- дываемый на некоторых судах для обеспечения остойчивости, учи- тывают при вычислении водоизмещения порожнего судна (Рис.
89).


156
DW = Р
э
+ Р
з
+ Р
г
+ Р
б
(2), где
Р
э
– суммарная масса экипажа, провизии и снабжения;
Р
з
– жидкие запасы;
Р
г
– перевозимый судном груз;
Р
б
– жидкий балласт (заборная вода, принимаемая в специаль- ные (балластные танки для изменения параметров посадки и остой- чивости.
6.1.3 Грузовместимость
Объём судовых помещений, предназначенных для перевозки грузов, называется грузовместимостью судна
3
). Различают
киповую грузовместимость (грузовместимость при заполнении штучными грузами, например, рыбой в ящиках) и грузовместимо-
стью насыпью (грузовместимость при заполнении насыпными гру- зами, например солью). Киповая грузовместимость включает объём грузовых помещений между внутренними кромками выступающих частей. Грузовместимость насыпью подсчитывается с учётом всех свободных пространств, имеющихся в грузовых помещениях.
Каждый груз обладает определённым удельным погрузочным объёмом – так называют средний объём, начисляемый в кубиче- ских метрах (м
3
), который необходим для размещения 1 тонны гру- за.
Удельный погрузочный объём (удельная грузовместимость) μ

3
/Т), определяется как отношение кубатуры трюмов W (объём трюмов) к чистой грузоподъёмности (массе груза) Р
ГР
μ – удельный погрузочный объём (м
3
/Т);
W – объём трюма (м
3
),
Р
ГР
– масса груза в трюме (т).
Для определения платы, взимаемой с судна за пользование причалами, каналами за лоцманские услуги и статического учёта флота специальные правила устанавливают вместимость судна, измеряемую в регистровых тоннах (регистровая вместимость).
(3), где

157
Регистровая тонна – единица объёма, равная 2,83 м
3
. В прак- тике эксплуатации флота пользуются понятиями валовой и чистой вместимости судна.
Валовая вместимость (брутто-тоннаж), измеряемая в реги- стровых тоннах (рег. т), представляет собой полный объём поме- щений корпуа и закрытых надстроек, за исключением объёмов от- секов двойного дна, цистерн водяного балласта, а также объёмов некоторых служебных помещений и постов, расположенных на верхней палубе и выше (рулевой и штурманской рубки, радиоруб- ки, камбуза, санузлов экипажа, световых люков, шахт, помещений вспомогательных механизмов и пр.).
Чистую вместимость (нетто-тоннаж) получают в результа- те вычета из валовой вместимости объёмов помещений, непригод- ных для перевозки коммерчиского груза, пассажиров и запасов, в том числе жилых, общественных и санитарных помещений экипа- жа, помещений, занятых палубными механизмами и навигацион- ными приборами (румпельное отделение, помещения механизмов шпилей и брашпилей, штурманская рубка, кладовая карт, навига- ционных приборов, навигационных инструментов, шкиперских запасов и т.п.), а также помещений, занятых «движущими меха- низмами», т.е. машинно-котельных отделений и др. Иными слова- ми, в чистую вместимость входят только помещения, которые при- нося судовладельцу непосредственный доход – грузовые помеще- ния и помещения, занимаемые пассажирами или предназначаемые для их обслуживания.
Следует отметить, что вместимость не точно соответствует кубатуре имеющихся на судне помещений, так как международные
Правила обмера основаны на ряде традиционно сложившихся условностей. В частности, при определении чистой вместимости вычитают не фактический объём помещений, занятых «движущими механизмами», а равный
32
/
13
фактического процента от валовой вместимости, если фактический объём помещений составляет ме- нее 13% валовой вместимости; если фактический объём этих по- мещений равен или более 20% валовой вместимости, то вычет в
1,75 раза больше их фактического объёма; если же он более 13%, то менее 20% валовой вместимости, то вычет составляет 32% вало- вой вместимости.