ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 466
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
131
4.4.4 Грузовые лебедки
Для приведения в движение бегучего такелажа грузового устройства применяют грузовые лебедки. Обычно их устанавлива- ют на верхних палубах или на крышах мачтовых рубок. По роду привода грузовые лебедки можно разделить на ручные, моторные, паровые, электрические, гидравлические.
Ручные лебедки применяются при грузоподъемности стрел до
1т. Обычно такие лебедки применяют в редко работающих вспомо- гательных грузовых устройствах на малых судах. Усилие на руко- ятке грузовой лебедки не должно превышать 12 кгс, при этом ско- рость подъема груза может достигать 1–1,5 м/мин.
Моторные лебедки приводятся в действие двигателем внут- реннего сгорания. Эти лебедки устанавливают на судах, на которых не хватает энергии от электростанции для работы грузовых лебе- док. Применение этих лебедок ограничено.
Паровые лебедки применяют на судах с паросиловыми уста- новками. В настоящее время эти лебедки применяются и на круп- ных танкерах – для обслуживания грузового устройства сухого трюма и стрелы подачи шлангов. Грузоподъемность паровых лебе- док от 3 до 10 т, скорость подъема груза 18–60 м/мин.
Электрические лебедки – самые распространенные на грузо- вых судах. Грузоподъемность их 1,5–10 т, скорость подъема груза
10-50 м/мин.
Гидравлические лебедки благодаря их положительным каче- ствам можно считать наиболее перспективными. Они имеют не- большие габариты, малый вес, бесступенчатое регулирование ско- рости в большом диапазоне и надежное предохранение от перегру- зок. Грузоподъемности гидравлических лебедок от 1 до 9 т, ско- рость подъема груза 12-100 м/мин.
Морские суда некоторых типов оборудуются грузовыми устройствами с кранами (Рис. 88). Краны в отличие от стрел не нуждаются в системе блоков и тросов, закрепленных на неподвиж- ных судовых конструкциях. Их производительность выше, чем гру- зовых стрел. Однако из-за высокой стоимости и неудобства в рабо- те, даже на небольшом волнении, краны на промысловых судах устанавливают редко.
132
Рис. 88 Палубный полноповоротный кран: 1 – колонна крана, 2 – круг опорно- поворотный, 3 – поворотная часть крана, 4 – гидроцилиндр изменения вылета стрелы, 5
– помещение для механизмов крана, 6 – кабина управления, 7 – подшипник шпора стре- лы, 8 – стрела, 9 – маркировка, 10 – защитный лист, 11 – стопорная планка, 12 – защита троса от спадания со шкива, 13 – гидрометр, 14 – лебедка механизма подъема груза, 15 – грузовой шкентель, 16 – тросовый патрон, 17 – коуш, 18 – скоба такелажная, 19 – проти- вовес, 20 – вертлюг, 21 – соединительное звено, 22 – цепь, 23 – грузовой гак
133
4.4.5 Основные термины и определения
Грузовое устройство – предназначено для погрузки, выгрузки, перемещения грузов и продуктов морского промысла.
Грузовая стрела – это устройство, которым выполняются гру- зовые операции с помощью системы блоков и тросов.
Шпор – нижний конец стрелы шарнирно соединенный с верт- люгом.
Стеньга – часть рангоута, служащая продолжением верхнего конца мачты.
Нок – верхний конец стрелы.
Салинг – конструкция, служащая для соединения частей вер- тикального рангоута.
Топенант – трос, служащий для закрепления стрелы над лю- ком трюма под определённым углом к горизонту.
Тали оттяжки – грузоподъёмное устройство, состоящие из пары блоков, через которые проходит трос.
Турачка – боковой барабан на грузовом валу лебёдки (или брашпиля), предназначенный для натяжения и выборки швартовов и т.п.
Штаг – наклонный трос, раскрепляющий мачту вдоль судна.
Цепной стопор – служит для закрепления ходового конца то- пенанта после установки стрелы в рабочем положении.
Шкентель – трос, обеспечивающий вертикальное перемеще- ние груза.
Оттяжка – трос, служащий для поворота грузовой стрелы и её фиксирования в положении «над люком» или «за бортом». Со- стоит из мантыля и талей.
Мантыль оттяжки – короткий стальной трос, который одним концом крепят к обуху на бугеле стрелы, вторым – к талям, закреп- ляемым на палубе или фальшборте судна.
Гак – стальной крюк, используемый для подъёма груза стре- лами, кранами. Глагольгак – откидной крюк.
Топрик – фиксированный трос, соединяющий ноки обоих стрел, который служит для раскрепления стрел при спаренной ра- боте.
Башмак – устройство для закрепления шпора грузовой стрелы на мачте или фундаменте.
134
Бугель – устройство с четырьмя обухами, жестко насаженное на нок грузовой стрелы для закрепления бегучего такелажа.
Ванты – тросы, устанавливаемые поперек судна для крепле- ния мачты.
Клотик – самая верхняя точка топ-мачты.
Краспица – поперечный брус (распорка) на мачте.
Рангоут – комплекс надпалубных конструкций и деталей, предназначенных для размещения судовых огней, средств связи, крепления грузовых устройств.
Такелаж – совокупность судовых снастей для крепления ран- гоута и управления грузоподъёмными работами: ванты, штаги, от- тяжки и т.п.
Палубный механизмы – механизмы и машины, расположенные на верхней палубе судна и обеспечивающие его различные эксплу- атационные потребности.
Талреп – приспособление для натягивания снастей.
135
V ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР НАД СУДАМИ
5.1 Функция Российского морского Регистра судоходства
Регистр является государственным учреждением, проводящим освидетельствования и классификацию гражданских судов. Регистр является членом Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и учитывает в своей деятельности решения МА-
КО и положение Кодекса этики МАКО.
Кроме того, Регистр по получению и от имени правительства
Российской Федерации или по получению правительств других стран проводит в пределах своей компетенции освидетельствова- ния в соответствии с требованиями международных конвенций, соглашений и договоров, в которых учувствуют упомянутые стра- ны.
Регистр устанавливает технические требования, обеспечива- ющие условия безопасного плавания в соответствии с их назначе- нием, охраны человеческой жизни и надлежащей перевозки грузов на море и на внутренних водных путях, предотвращения загрязне- ния с судов, проводит освидетельствования в соответствии с этими требованиями, производит классификацию судов, устанавливает валовую и чистую вместимость морских судов и обмерные харак- теристики находящихся на учёте Регистра судов внутреннего пла- вания.
Деятельность Регистра осуществляется на основании издавае- мых им правил и имеет целью определить, отвечают ли правилам и дополнительным требованиям суда, состоящие на учёте Регистра, а также материалы и изделия, предназначенные для постройки и ре- монта судов и их оборудования. Применение и выполнение правил и дополнительных требований является обязанностью проектных организаций, судовладельцев, судоверфей, а также предприятий, которые изготавливают материалы и изделия, на которые распро- страняются требования правил.
Толкование требований правил других нормативных докумен- тов Регистра находятся в компетенции только Регистра.
Классификационная деятельность Регистра включает в себя:
1. Разработку и издание правил и иных нормативных доку- ментов.
136 2. Рассмотрение и одобрение технической документации.
3. Проведение освидетельствований при постройке , переобо- рудовании, модернизации и ремонте судов, при изготовле- нии и ремонте изделий и изготовлении материалов, ис- пользуемых в судостроении.
4. Проведение освидетельствований судов в эксплуатации.
5. Присвоение, возобновление и восстановление класса.
6. Оформление и выдача документов Регистра.
К иной деятельности Регистра относятся:
1. Освидетельствование судов при постройке, переоборудова- нии, модернизации и ремонте в соответствии с положени- ями международных конвенций и соглашений.
2. Учёт судов.
3. Расследование и учёт аварийных случаев на судах.
4. Инициативные освидетельствования судов.
5. Проведение экспертиз по техническим вопросам.
6. Прочая деятельность, не связанная с классификацией су- дов.
Регистр издаёт Регистровую книгу судов, в которой содержит- ся сведения о морских самоходных судах валовой вместимостью
100 и более, имеющих класс Регистра.
За выполненные работы Регистр взимает плату, которая назна- чается в соответствии с действующей системой ценообразования
Регистра. В случае неисполнения или ненадлежащею исполнения обязательств перед Регистром, в том числе по оплате его услуг, Ре- гистр имеет право не присваивать класс или, в случае когда класс уже присвоен, приостановить его действие либо снять класс с суд- на, и изъять (сделать запись о недействительности) выданные Реги- стром документы.
137
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 16
5.2 Класс судна
Присвоение судну класса Регистра означает подтверждение
Регистром в соответствия конструкции судна применимых требо- ваниям Правил Регистра.
Регистр может присвоить класс судну по результатам освиде- тельствования при его постройке, а также присвоить или возобно- вить класс судну, находящемуся в эксплуатации.
Класс судну присваивается или возобновляется Регистром, как правило, на пятилетний период, однако в обоснованных случаях
Регистр может присвоить или возобновить класс на меньший срок.
Наличие у судна действующего класса Регистра означает, что техническое состояние судна полностью или в степени, признанной
Регистром за достаточную, удовлетворяет тем требованиям Пра- вил, которые на него распространяются в соответствии с назначе- нием, условиями эксплуатации и символом класса судна. Наличие у судна действующего класса удостоверяется наличием на судне действующего Классификационного свидетельства.
Присваиваемый Регистром судну или плавучему сооружению класс состоит из основного символа и дополнительных знаков и совестных характеристик, определяющих конструкцию и назначе- ние судна или плавучего сооружения.
В 2008 году Регистром были изменены некоторые символы класса и дополнительные характеристики, поэтому в таблице 1 приведены как прежние обозначения, так и новые.
138
Таблица основных символов, дополнительных знаков и словесных характеристик
Таблица 1
Прежнее обозначение
Новое обозна- чение
КМ
КМ
Основной символ класса судна или плавучего сооружения, построенного по правилам и под наблюдением Российского морского регистра судо- ходства
КМ
КМ
Основной символ класса судна или плавучего сооружения, которое пол- ностью (либо его корпус, либо механическая установка, механизмы, оборудование) построено и/или изготовлено по правилам и под наблю- дением другого признанного Российским морским регистром судоход- ства классификационного органа, а затем судну или плавучему сооруже- нию присвоен класс Российского морского регистра судоходства
КМ
КМ
Основной символ класса судна или плавучего сооружения, которое пол- ностью (либо его корпус, либо механическая установка, механизмы, оборудование) построено и/или изготовлено по правилам и под наблю- дением классификационного общества-члена МАКО, но которому в силу особенностей конструкции невозможно присвоение основного символа класса КМ
при переклассификации на класс Российского морского регистра судоходства