Файл: Закон об утверждении стратегии социальноэкономического развития алтайского края до 2035 года статья 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 453
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дальнейшее развитие сельскохозяйственной кооперации в крае будет способствовать вовлечению большого количества личных подсобных хозяйств в товарное производство, позволит иметь гарантированный сбыт продукции по стабильным ценам и без сезонных скачков, иметь доступ к услугам ветеринарии для сельскохозяйственных животных, оформления бухгалтерской, налоговой отчетности, оказываемым в рамках кооперативов, а также поставкам скота, техники, оборудования, кормов.
С 2021 года мероприятия федерального и регионального проектов "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" будут в составе проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства".
В рамках регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" будут предусмотрены дополнительные меры господдержки развития фермерских хозяйств ("Агростартапов") и сельскохозяйственной кооперации. Гранты "Агростартап" будут предоставляться вновь образованным крестьянским (фермерским) хозяйствам, субсидии по возмещению части затрат, связанных с закупом сельскохозяйственной продукции (до 15 процентов) и приобретением техники и оборудования (до 50 процентов) - сельскохозяйственным потребительским кооперативам.
Кроме того, в крае получит развитие создание вертикально интегрированных объединений полного замкнутого цикла, таких как агрохолдинги, где между его участниками (сельхозтоваропроизводители, переработчики, закупочно-сбытовые организации) устанавливаются стабильные организационные, экономические, производственные, технологические и коммерческие связи, что приводит к сокращению потерь продукции при переходе из одного звена в другое и обеспечивает бесперебойное функционирование всей воспроизводственной цепи. Таким образом, участие сельскохозяйственных предприятий в агрохолдинге даст им ряд преимуществ: перспективу устойчивого функционирования, возможность получения внутренних льготных инвестиционных и кредитных ресурсов, централизованное снабжение горюче-смазочными материалами, запасными частями, новой сельскохозяйственной техникой и оборудованием, расширение рынков сбыта сельхозпродукции, обеспечивающее ее гарантированную и выгодную реализацию. Вхождение в агрохолдинг перерабатывающих предприятий позволит им решать проблему обеспеченности сырьем для изготовления продовольственных товаров, повысить уровень обеспеченности основными средствами, будет способствовать освоению новых рынков сбыта продукции. Завершает интегрированную цепочку звено, которое осуществляет оптовую и розничную реализацию произведенной продукции.
Внедрение финансовых моделей, гарантирующих долгосрочность и стабильность отношений между участниками кооперативного объединения, включая кооперативное страхование (урожаев, поголовья, предпринимательского риска), долгосрочный кооперативный и индивидуальный лизинг, факторинг в отношениях между поставщиками сельхозсырья и переработчиками, будет иметь положительный финансовый результат для каждой из сторон. Так, исходя из мировой практики эффект синергии от кооперирования может составить 6 - 8 процентов с прироста доходов в среднегодовом исчислении по сравнению с периодом разобщенной деятельности. Уровень рентабельности по сельхозпредприятиям к 2035 году должен составить в целом по Алтайскому краю не ниже 25 процентов, по предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности - не ниже 10 процентов.
Таким образом, объединение компетенций, средств и усилий сельскохозяйственных, перерабатывающих предприятий и торговли на основе построения и функционирования интегрированных формирований в виде кооперативных объединений и интегрированных территориальных аграрных кластеров позволит повысить эффективность и конкурентоспособность всего АПК Алтайского края.
7. Развитие товаропроводящей сети и содействие в обеспечении сбыта сельскохозяйственной и пищевой продукции, в том числе на внешние рынки.
Важнейшей задачей в агропромышленной сфере региона является создание эффективного механизма функционирования товаропроводящей системы, которая должна способствовать эффективному сбыту продукции региональных товаропроизводителей, в том числе на инорегиональные и международные рынки. Для ее реализации необходимо:
увеличение объема закупок сельскохозяйственного сырья, произведенного в крае, для переработки предприятиями перерабатывающей промышленности, а также сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд;
создание условий для сезонного хранения сельхозпродукции, ее подработки и сбыта через сеть оптово-распределительных и производственно-логистических центров;
образование закупочно-сбытовых потребительских кооперативов и расширение сети кооперативной фирменной торговли;
создание агропромышленных парков для промышленной переработки сельскохозяйственного сырья (мойки, очистки, сортировки, калибровки, обвалки, жиловки, пастеризации и др.), поставляемого потребительскими кооперативами и индивидуальными предпринимателями, до попадания его в торговую сеть;
стимулирование развития различных каналов розничного сбыта, в том числе многоформатной розничной торговли;
организация межтерриториальных, межрегиональных и международных выставок и ярмарок продукции;
подписание стратегических соглашений с другими регионами о содействии в обеспечении поставок продуктов питания или сельскохозяйственного сырья, а также участие в программах международных организаций по поставкам продукции АПК;
создание комплексных экспортно ориентированных объектов агрологистической инфраструктуры, включающих логистическую платформу (железнодорожные контейнерные терминалы), складскую и распределительную платформу (оптово-распределительный центр для консолидации, хранения, предотгрузочной подготовки и маршрутизации продукции) и агроиндустриальную платформу (экспортно ориентированные перерабатывающие мощности), а также пункт ветеринарного и фитосанитарного контроля, центр сертификации агропромышленной продукции;
обеспечение необходимой пропускной способности транспортных магистралей (железнодорожных, автомобильных, речных) достаточным количеством соответствующего подвижного состава, подъездами к объектам агрологистической инфраструктуры и производящим экспортируемую продукцию предприятиям;
содействие экспортно ориентированным предприятиям региона в получении всеобъемлющей государственной поддержки в режиме "единого окна", в том числе по линии АО "Российский экспортный центр", для компенсации части затрат по экспортным кредитам, на выставочно-ярмарочную деятельность, транспортировку, сертификацию, патентование и брендирование продукции АПК, а также для консультационной поддержки и помощи в продвижении алтайских продуктов за рубежом.
Для стимулирования экспорта Минсельхозом России в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" на федеральном уровне разработан федеральный проект "Экспорт продукции АПК".
В крае разработан аналогичный региональный проект, направленный на увеличение объемов экспорта продукции АПК, создание отраслевой системы его поддержки и продвижения, а также обеспечение соответствия алтайской продукции требованиям регулирующих органов целевых зарубежных рынков.
Реализация мероприятий по продвижению и сбыту продукции Алтайского края на международные рынки позволит к 2035 году увеличить долю экспорта продуктов питания в общем объеме отгруженной продукции региона до 30 процентов.
8. Комплексное развитие сельских территорий в целях обеспечения занятости и повышения доходов сельского населения, сохранения социального и экономического потенциала села.
Сельские территории обладают обширным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, рациональное использование которого может обеспечить устойчивое развитие, достойный уровень и качество жизни сельского населения.
Для сохранения и привлечения квалифицированных кадров в организациях агропромышленного комплекса в долгосрочной перспективе важно продолжить практику предоставления жилья на селе на льготных условиях (в том числе для молодых специалистов), а также реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности.
В регионе продолжится активная реализация мероприятий по социально-инженерному обустройству сельских территорий, в том числе сохранению и популяризации образцов сельской культуры, предоставлению грантов на реализацию социально значимых проектов, иных форм поддержки местных инициатив сельских жителей; улучшению доступа сельского населения к объектам социальной инфраструктуры (строительство школ, ФАПов, стадионов в сельских населенных пунктах); ускорению темпов строительства новых объектов сетевого газоснабжения в целях повышения уровня газификации сельских поселений; осуществлению мероприятий по обеспечению сельского населения питьевой водой нормативного качества на основе реконструкции и развития централизованных систем водоснабжения, установки контейнерных сооружений водоподготовки и повышения санитарной надежности водозаборных сооружений; увеличению темпов строительства дорог в сельской местности для обеспечения подъезда по дорогам с твердым покрытием к сельским населенным пунктам.
В качестве основного инструмента формирования нового облика сельских территорий и повышения уровня благосостояния сельского населения в перспективном периоде разработана государственная программа Алтайского края "Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края", утвержденная постановлением Правительства Алтайского края от 20 декабря 2019 года N 530.
АПК Алтайского края 2035 - стратегическое видение:
Алтайский край входит в пятерку российских регионов - лидеров по объему производимой продукции. АПК региона представляет собой многоукладное высокотехнологичное и эффективное сельскохозяйственное производство с широким спектром выпускаемых качественных, экологически чистых продуктов питания, конкурентоспособных на межрегиональных и международных рынках. Обеспечение современных и комфортных условий для жизни сельского населения - ключевая социальная составляющая государственной аграрной политики региона.
Производители сельскохозяйственной продукции и продовольствия выступают взаимосвязанными звеньями единого технологического процесса: от производства сырья до сбыта готовой продукции. Мероприятия по развитию сельского хозяйства, пищевой отрасли, инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка встроены в систему единого производственно-технологического цикла.
Платформенные технологии межотраслевого назначения вносят основной вклад в развитие АПК. К ним относятся в первую очередь информационно-коммуникационные, авиакосмические технологии и биотехнологии (включая генетическую модификацию, молекулярные маркеры и диагностику, вакцины, клеточные культуры, микробиологические решения для пищевой промышленности и др.).
Федеральный Алтайский научный центр агробиотехнологий стал научно-внедренческой платформой для хозяйств региона. Возможность концентрации на приоритетных направлениях, ведение активной исследовательской деятельности и внедрение достижений на практике позволяют не только обеспечивать экономическую стабильность аграриям, но и повышать эффективность использования природных ресурсов.
Хозяйства применяют современные энергоресурсосберегающие технологии, осуществляя адресный подбор технологических операций и приемов не только в масштабах хозяйства, но и под каждый районированный участок. Технологии точного земледелия применяют более 50 процентов сельхозтоваропроизводителей. Принятие управленческих решений в секторе АПК основывается на ERP-системах (Enterprise Resource Planning System - система планирования ресурсов предприятия).
Конечные потребители алтайского продовольствия с помощью решений в сфере информационных технологий могут моментально получать полную достоверную информацию о продуктах (состав, место производства) и соблюдении требований безопасности при их производстве.
Имеющийся в Алтайском крае значительный потенциал сельскохозяйственных земель, свободных от гербицидов и пестицидов, на фоне стремительного роста мирового рынка биопродуктов превратился в глобальное конкурентное преимущество.