Файл: Отчет о прохождении практики научноисследовательская работа (производственная практика).docx
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 463
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Следующая задача - актуализация нравственных чувств воспитанников. Для формирования нравственных чувств у воспитанников был проведено занятие по рассказу Виктора Драгунского «Друг детства» (таблица 5). Этот рассказ наполнен нравственными понятиями, переживанием и любви главного героя к другу детства, что помогает в формировании сопереживания герою. На занятии дети познакомились с произведением, выделяли нравственные качества главного героя, пытались прочувствовать то же, что и главный герой во время встречи с «другом». Для воспитания нравственных чувств у детей было использовано чтение с эмоциональной окраской, рассмотрение жизненных ситуаций, познакомились с новым словом – сопереживание.
Таблица 5
Фрагмент занятия по развитию речи по рассказу В.Ю. Драгунского «Друг детства»
Этапы занятия | Деятельность воспитанников | Деятельность воспитанника |
Обобщающая беседа после прочтения рассказа. | - Кто был другом детства для Дениски? - О чем думал Дениска, глядя на своего мишку? - Какие чувства вызывали эти воспоминания? - Почему Дениска за медведя «тогда жизнь бы отдал»? - Хорошо. Как называет Дениска мишку? - Почему в конце рассказа Дениска заплакал? Разве он сделал медведю больно? - Получается, он почувствовал то, что мог бы почувствовать медведь, если бы он его ударил. Как называется это чувство? - Такое чувство называется сопереживание. Когда ты переживешь за чувства человека. А вы сопереживаете своим друзьям? Приведите пример. - Каким человеком можно назвать Дениса? Какими качествами обладает Денис, а какими нет. - Можно ли Дениску назвать настоящим другом? - Что помог нам понять автор? | - Игрушечный мишка. - Вспоминал своё детство. - Любовь, привязанность, нежность, радость. - Потому что он очень любил эту игрушку, играл с ней всегда и не представлял, как так он будет жить без него. - Бывшим, самым лучшим другом. - Не сделал. Он просто почувствовал свой будущий боксерский удар на мишке, ему стало стыдно. Дети затруднялись с ответом. Ответы детей - Добрым, внимательным, чутким. Дети указали на качества, которые не подходят Денису, такие как вредный, грубый, злой, жадный. - Можно. - Что другом может быть не только человек, но и игрушка. |
На заключительном этапе занятия мы поговорили с детьми, что такое сопереживание, эмпатия. Рассмотрели несколько литературных ситуаций, в которых могли оказаться дети и их друзья, и совместно находили выход из данных ситуаций таким образом, чтобы не обидеть и не оскорбить друга. На видео-презентации рассмотрели разные чувства и эмоции детей и пробовали понять, что в данный момент чувствует этот ребёнок. Большинство детей справились с этим заданием. Так же проводилась игра, например «Комплимент», где каждый ребёнок должен был назвать положительную черту характера своего товарища.
Третье задача – обогащение опыта нравственного поведения. Для формирования нравственного поведения у детей был занятие по развитию речи по рассказу Виктора Драгунского «Тайное становится явным» (таблица 6). Это произведение наполнено нравственными чувствами, такими как честность, совестливость, раскаянье. На занятии дети анализировали поступки героя, учились ставить себя на их место, инсценировали эмоции и чувства героев. Для обогащения опыта нравственного поведения детям были предложены иллюстрации с плохими поступками, после чего им предлагалось рассказать о том, как можно поступить в данной ситуации по-другому.
Таблица 6
Фрагмент урока по рассказу В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным»
Этапы занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанника |
Беседа по прослушанному рассказу | - Какие чувства вы испытали, когда Дениска пытался сделать кашу вкуснее? - Как мальчик избавился от каши? - А для чего он это сделал? - Если бы каша не попала на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль? - Из-за чего произошел конфликт у них? - А как он себя чувствовал, когда мама узнала про кашу? - Какие чувства испытывала мама, когда всё выяснилось? - Как вообще можно разрешить конфликт? - Если бы ты оказался на месте Дениски, рассказал бы ты маме? - Как называется чувство, когда на душе не спокойно, после какого-нибудь плохого поступка? - Наверное, и у вас в жизни были такие ситуации, когда вам приходилось обманывать. Вспомните, какие чувства вы испытывали? - Какая же главная мысль рассказа? - Если обман все равно раскроется, то каким человеком лучше быть? - Так Дениска исправился или нет? И как называется это чувство? | - Было смешно. Было противно. Было весело. - Вылил ее в окно. - Чтобы пойти в Кремль. Мама сказала, когда съешь кашу, то пойдем в Кремль. - Да. - Дениска обманул маму, и она об этом узнала. - Плохо, потому что плохо поступил, обманул маму. - Мама расстроилась, потому что Дениска её обманул. - Можно договориться. Ответы детей (да/нет) - Совесть мучает. - Стыдно было. Грустно было. Мучала совесть. - Врать нельзя, ведь когда правда станет известной, то будет очень стыдно и обидно. - Честным. - Да. Раскаянье. |
Закрепление знаний | - Сейчас я вам предлагаю посмотреть на экран. Здесь иллюстрации разных ситуаций, которые нам нужно решить с вами. Что изображено на первой картинке? - Правильно ли он поступает? Как поступили бы вы? - Молодцы! Следующая картинка. Что здесь показано? - Как вы думаете, девочка признается, что эту вазу разбила она? - Как вы бы поступили на её месте? - И третья иллюстрация. Что здесь нам показывают? - Какое чувство характеризует того, кто прячется? - Как бы вы поступили на месте этого мальчика? | - Мальчик забирает игрушку у девочки. - Нет. Он злой. А нужно быть добрым. Можно сесть и вместе поиграть. Можно вежливо попросить игрушку. - Девочка разбила вазу, а маме показывает на кота. - Нет. Потому что на картинке она показывает, что это сделал кот. - Признался бы маме. Лучше сказать сразу правду, так меньше расстроишь маму. - Мальчики бьют кого то. А другой мальчик все видит, но прячется. - Страх. Безразличие. - Помог бы тому, кого обижают, даже если бы сам получил за это. Позвал бы кого-то из старших на помощь |
В конце занятия воспитанниками были разыграны сценки из рассказа «Тайное становится явным», где дети показывали те чувства и эмоции, которые в тот момент чувствовали герои рассказа. Также на данном занятии детям предлагалось закончить рассказ по-своему.
На всех занятиях по развитию речи после прочтения произведения были беседы на нравственные темы: про поступки героев, про главную мысль текста, про нравственные качества героев и т.д. Были предложены такие произведения как «Волшебное слово» В. А. Осеевой, «Ребята и утята» М.М. Пришвина, «Филиппок» Л.Н. Толстого, «Храбрый утёнок» Б.С. Житкова, корейская сказка «Честный мальчик», татарская сказка «Мудрый старик» и т.п. Наблюдая за детьми, можно было увидеть их плохие поступки по отношению к другим. Такие поступки выносились на ближайшие занятия по развитию речи. Подбирались подходящие произведения, которые разбирались и анализировались совместно с воспитанниками.
Таким образом, речевое развитие являются одним из важнейших образовательных областей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Множество произведений несут в себе нравственные уроки. Правильно подобранный материал на занятиях по развитию речи способствует лучшему усвоению духовно-нравственных ориентиров у дошкольников. Но не только материал способствует повышению уровня нравственности детей, но и воспитатель. Ведь от него зависит то, как дети будут рассуждать над той или иной проблемой, как широко раскроются нравственные качества человека.
- 1 2 3 4 5 6 7
Методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на занятиях по развитию речи в детском саду
В соответствии с содержанием нашего исследования на контрольном этапе необходимо было провести повторную диагностику уровня духовно-нравственного воспитания после реализации условий гипотезы. Диагностика проводилась по тем же методикам, что и в первый раз. После проведения повторной диагностики в экспериментальной группе были получены следующие результаты, которые занесены в таблицу.
Таблица 7
Уровень духовно-нравственной воспитанности дошкольников в экспериментальной группе на контрольном этапе
Ф.И. | Методика 1 | Методика 2 | Методика 3 | Общий уровень духовно – нравственного воспитания |
Матвей А. | С | С | С | С |
Настя Б. | С | В | С | С |
Влад Б. | В | В | В | В |
Слава Б. | В | В | С | В |
Яна Б. | В | С | В | В |
Али Г. | Н | С | С | С |
Данил Г. | С | С | С | С |
Виолета Г. | В | С | В | В |
Лидия И. | В | В | В | В |
Ангелина И. | В | С | С | С |
Варя И. | С | В | С | С |
Лера К. | В | В | С | В |
Вова К. | С | С | Н | С |
Ярик К. | С | С | С | С |
Захар К. | В | В | В | В |
София К. | С | С | С | С |
Матвей К. | С | С | С | С |
Аня К. | В | С | С | С |
Камила К. | С | С | Н | С |
Софья К. | В | В | В | В |
Глеб М. | С | В | В | В |
Женя М. | С | С | В | С |
Ева Н. | В | В | В | В |
Никита П. | С | С | Н | С |
Алина С. | В | В | В | В |
Виолета С. | С | В | В | В |
Алина У. | В | В | В | В |
Саша Ш. | С | В | В | В |
После проведения диагностики были получены результаты в контрольной группе, которые занесены в таблицу.
Таблица 8
Уровень духовно-нравственной воспитанности у дошкольников в контрольной группе на контрольном этапе
Ф.И. | Методика 1 | Методика 2 | Методика 3 | Общий уровень духовно-нравственного воспитания |
Алёна А. | С | С | С | С |
Настя А. | В | С | В | В |
Кирилл А. | В | В | В | В |
Ваня А. | С | С | Н | С |
София Б. | С | С | С | С |
Женя Б. | С | С | С | С |
Лена Б. | С | С | В | С |
Вова В. | С | В | В | В |
Инна Г. | Н | С | Н | Н |
Дима Д. | Н | Н | Н | Н |
Яна Е. | С | С | Н | С |
Маша Ж. | В | С | В | В |
Ангелина З. | В | В | В | В |
Вика З. | С | С | С | С |
Маярина К. | Н | С | Н | Н |
Ваня К. | С | С | С | С |
Марина К. | В | С | С | С |
Толя М. | С | Н | С | С |
Кирилл М. | С | С | С | С |
Ваня М. | В | В | В | В |
Дима М. | С | С | Н | С |
Оля Н. | С | С | С | С |
Оля П. | В | С | В | В |
Максим С. | С | С | В | С |
Алина С. | В | С | С | С |
Лёша Т. | В | В | С | В |
Лера Т. | С | С | С | С |
Валера Х. | С | С | С | С |
Женя Ш. | Н | С | С | С |
Ксюша Ш. | С | С | Н | С |