Файл: Отчет о прохождении практики научноисследовательская работа (производственная практика).docx
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 462
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Являясь разновидностью творческой игры, игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и собственные характерные нюансы: она представляет собой синтез восприятия художественного произведения, в первую очередь, особой внутренней творческой деятельностью; во- вторых, в ходе сопереживания и жалости персонажам у ребенка возникают новые эмоциональные отношения. Данная игра труднее для детей, чем имитирование событиям из существования: требуется нормально постичь и прочувствовать образы героев, их поведение, помнить текст - произведения.Игры-драматизации помогают дошкольникам глубже почувствовать ее художественную ценность.
Игра-драматизация позволит ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В играх-драматизациях дети могут в определенных рамках изменять отдельные моменты сюжетной линии, т.е. все хорошее, что пережили ребята во время чтения сказки и кукольного спектакля, они могут реализовать в игре, проявить свою активность, преданность, отзывчивость. Эти качества находят соответствующий отклик у детей, исполняющих и положительные, и отрицательные роли.
Третья группа детей с высоким уровнем сформированности нравственных представлений.
При чтений художественной литературы закрепляются моральные нормы: «Надо всегда приходить на помощь тому, кто в ней нуждается». Педагог получает возможность дать положительные оценки предложениям детей. Чтение произведения Г. Остера «Вредные советы», которые учат противостоять отрицательным поступкам в шутливой форме, без нравоучений. Дети обсуждают, почему не следует так поступать, а моральные нормы служат опорой при доказательстве своей правоты. Работа, направленная на осознание детьми морального смысла действий литературных героев, побуждаем делать собственные выводы, включаться в поиск доказательств, характеризующих образ литературного героя. При этом у детей не только закрепляются знания о моральных нормах, но и пробуждаются соответствующие чувства, что влияет на более глубокое осознание значимости поступков.
Эффективным методом уточнения систематизации этических представлений старших дошкольников является этическая беседа. Этические беседы способствуют формированию нравственных мотивов, которыми дети смогут руководствоваться в своих поступках.
Каждый вид детской деятельности создает благоприятные возможности для формирования нравственных представлений у дошкольников.
На основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что в работе с детьми дошкольного возраста по формированию духовно-нравственных представлений используются разнообразные средства, методы, приемы. Положительного результата в работе по данному направлению можно добиться в том случае, если обучение детей идет по таким путям, как обучение на занятиях, обучение в повседневной жизни, обучение в семье.
Заключение
В ходе прохождения практики был собран материал, необходимый для
написания отчета.
Производственная практика оказалась для меня удивительно интересной и
познавательной.
Данная практика является хорошим практическим опытом для
дальнейшей самостоятельной деятельности. За время пройденной практики я познакомился с новыми интересными фактами.
Список использованной литературы
-
Айдашева Г. А. Дошкольная педагогика / под ред. Г. А. Айдашевой, Н. О. Пичугиной, С. В. Ассауловой. – М.: Издательство «Феникс», 2016. – 342 с. -
Алиева Т.И., Антонова, Т.В., Арнаутова, Е.П. и др. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. ред.: Л. А. Парамонова, А.Н. Давидчук, К В. Тарасова и др. - М.Академа, 1997. 223с.
-
Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с. -
Андриенко О.А. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста и его основные принципы / // Научный вектор Балкан. – 2019. – Т. 3. – № 1(3). – С. 5-8. -
Артюхова И.С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова // Педагогика –1999. - №4. - 78-80 с. -
Бацкалева В.В., Забегайлова И.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. - М.: ПСТГУ, 2021. – 192 с. -
Барулин В.С. Социально-философская антропология: общие начала философской антропологии / В.С. Барулин – М.: Онега, 1994. – 256 с. -
Божович Л.И. Психологическое развитие школьника и его воспитание / Л.И. Божович, Л.С. Славина – М.: Знание, 1979. - 750 с. -
Бразговка Л. П. Формирование нравственной установки в жизнедеятельности младших школьников / Л. П. Бразговка // Этическое воспитание - 2007.- № 8. – 53-60 с. -
Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – Москва: Мозаика-Синтез, 2011. – 76 с. -
Ваганова Н.В. Оценка качества духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста / Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Том Часть 2. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2018. – С. 44-46. -
Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2017. – 411 c. -
Выготский, Л.С. Собрание сочинений: Т. 2. - М. Просвещение, 1982. 366с. -
Выготский Л.С. Избранные психологические труды / Л.С. Выготский / – М.: Астрель, 1986 – 560 с. -
Выготский Л.С. Педагогическая психология, под редакцией Давыдова В.В / Л.С. Выготский – М.: Пед-Пресс, 1999 – 536 с. -
Гладких Л.П. «Мир - прекрасное творение». Изучение эффективности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста: методические рекомендации. – Кострома: КОИРО, 2009. – 43 с. -
Григорович Л.А Педагогика и психология / Л.А. Григорович – М.: Гардарики, 2004 – 480 с. -
Гризик, Т.И. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2010. 198с. -
Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников. - М.: Сфера, 2012. 198с. -
Данилов М.А. Дидактика. Под общей ред. Б.П. Компова/ М.А. Данилов – М.: АПН РСФСР, 2007 – 518 с. -
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.И. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб., 2006. 211с. -
Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 320 с. -
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие / Отв. ред. В. Р. Попова. – Нижний Новгород: Нижегородский ин-т развития образования, 2014. – 171 с. -
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы: методическое пособие / Автор-составитель: У.А. Исмаилова. – Махачкала, 2019. – 480 с. -
Закирова, Т. Ю. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста / Т. Ю. Закирова // Технологии образования. – 2020. – № 4(10). – С. 10 -
Зобнина Г.А. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста // Наука: прошлое, настоящее, будущее. – Екатеринбург: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2015. – С. 150-152. -
Иванова Л. М. Основы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста // Психологическая студия / Под редакцией С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи. Том Выпуск 7. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2015. – С. 39-43. -
Изотова Е.И. Психология дошкольного возраста. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 222 с. -
Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. ред. Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, Т.К. Тарасова и др. - М., 1997. 232с. -
Котлярова С.П., Кайтукова О.П. Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста // Технологии образования. – 2019. – № 2(4). – С. 8-11. -
Кукарцева М.С. Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы социогуманитарного образования. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Ажур», 2016. – С. 66-70. -
Леонтьев, А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. - М. Просвещение, 1974. 112с. -
Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2т.- М. Просвещение, 1983. 233с. -
Маковеева Е.А. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на материале художественных текстов // Вопросы образования и науки: теоретический и практический аспекты. – Самара: ООО «Офорт», 2015. – С. 67-68. -
Малиновская В.О. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогический взгляд на профессионально-ориентированное образование. Том Часть 2. – Оренбург: ООО «Агентство международных исследований», 2017. – С. 21-23. -
Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М.: Сфера, 2007. – 96 с. -
Муратова И.С. Стратегия воспитания духовно-нравственных отношений у детей дошкольного возраста. – Тамбов: Державинский, 2018. – 351 с. -
Пoпoва В. Р. Духoвнo нравcтвeннoe вocпитаниe дeтeй дoшкoльнoгo вoзраcта: мeтoдичecкoe пocoбиe / Oтв. рeд.. – Нижний Нoвгoрoд: Нижeгoрoдcкий ин-т развития oбразoвания, 2014. – 171 c. -
Подласый И.П. Педагогика: в 3-х книгах. Книга 3: Теория и технология воспитания / И.П. Подласый – М.: Владос,2007 – 463 с. -
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова – М.: Владос, 2001 – 256 с. -
Русских О. А. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста // Технологии образования. – 2020. – № 2(8). – С. 7-8. -
Современные аспекты духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада / Н. Е. Малахова, И. П. Какуева, М. И. Борзенкова [и др.] // Вестник научных конференций. – 2022. – № 9-2(85). – С. 60-61. -
Трофимов С. Парадигма средств и методов в реализации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста // Нравственные ценности и будущее человечества. Выпуск II. – Борисоглебск: Воронежский государственный университет, 2017. – С. 166-171. -
Сидорова А.Н. Методика духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ: методическое пособие / А. Н. Сидорова, В. И. Прокопенко. – Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2009 (Челябинск: Искра-профи). – 55 с. -
Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 1993. – 271 с. -
Шитякова Н.П. Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста: теоретические основы, пр блемы, опыт / Н. П. Шитякова, Т. Г. Феоктистова, И. В. Верховых.– Чeлябинcк: Науч. цeнтр РАO, 2018. - 131 c. -
Харламoв, И. Ф. Пeдагoгика : Учeб. пocoбиe. - 4-e изд., пeрeраб. и дoп. / И. Ф. Харламoв. - М. : Гардарики, 2003. - 519 c. -
Штoльц, Х. Как вocпитывать нравcтвeннoe пoвeдeниe./ Х. Штoльц, , Р. Рудoльф. - М. : Прocвeщeниe, 1986. - 110 c.
Приложение 1
Доклад «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей.
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Речь для ребенка является средством планирования и организации своих действий, деятельности и перспектив своей жизни, средством саморазвития и самовоспитания.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Формирование речевых способностей, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей является одной из основных задач духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Внимание к вопросам духовно-нравственного воспитания мы находим еще в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необходимости развития духовно-нравственного воспитания посредством речи детей и даются некоторые практические советы.
Большое внимание уделял речевому развитию детей чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский. Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию – «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», развитию речи в ней посвящается целая глава (восьмая). Коменский писал, что человеку от природы присущи разум и речь, этим он отличается от животного. Ум и язык человека следует развивать. Развитие речи, по его мнению, начинается с чёткого правильного называния предметов: нужно учить самим вещам, а не словам, их обозначающим.
Близкими трудам Коменского по содержанию обучения и методическим рекомендациям являются труды швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци. Он раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. «Язык дает ребенку в короткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетия». В обучении родному языку он выдвинул три основные задачи: обучение звуку, или
средству развития органов речи; обучение слову, или средству ознакомления с отдельными предметами; обучение речи, или средству научиться ясно выражаться о предметах.
Широкое распространение в мире получил метод Марии Монтессори, итальянского педагога, разработанный ею для домов ребенка. Являясь сторонницей свободного воспитания, Монтессори считала, что основными задачами должны быть воспитание мускулов, чувств и развитие языка. Последнее включает упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте. Достоинство метода (с точки зрения его влияния на речевое развитие) состоит в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом (цилиндры, кубы, лестницы, вкладки, лоскуты и катушки и др.). На развитие правильной речи направлены гимнастика дыхания и гимнастика губ, зубов, языка. Большое место отведено сложению слов из подвижных букв и письму. Отечественные педагоги оценивали этот метод неоднозначно. В России метод Монтессори пропагандировала в начале этого века Ю. И. Фаусек.
Духовно-нравственное воспитание становится актуальной проблемой и в современном обществе. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – это огромная ответственность педагогов, особенно на занятиях по развитию речи.
Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.
Комплексные программы включают все основные направления развития ребенка: физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное и эстетическое. Парциальные программы включают одно или несколько направлений развития ребенка.
В настоящее время в дошкольных учреждениях разных типов используются так называемые вариативные программы. Среди них наиболее известны «Радуга» (под ред. Т.Н. Дороновой), «Развитие» (научный руководитель Л.А. Венгер), «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и другие), «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С. Ушакова). Программа «Истоки» (авторский коллектив центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца под руководством доктора пед. наук Л.А. Парамоновой) и др.
Типичные проблемы развития духовно-нравственного воспитания дошкольника на занятиях по развитию речи в детском саду:
-
односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение; -
бедность речи. Недостаточный словарный запас; -
замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений; -
бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, если это необходимо и уместно; -
неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами (к школе приобрести это умение просто необходимо); -
отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; -
отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.; -
плохая дикция.