ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-введены обязательные проверочные, переводные испытания.
Таким образом, произошло восстановление «школы учёбы».
19. Педагогическая система А.С. Макаренко
В момент своего зарождения педагогическая система Макаренко была направлена больше на перевоспитание, чем на воспитание «с нуля». При этом сам педагог утверждал, что перевоспитать ребенка гораздо сложнее, чем правильно организовать процесс воспитания изначально. Система Макаренко актуальна и на сегодняшний день, ведь она направлена на организацию простых и логичных взаимоотношений взрослый → ребенок, развивающих и укрепляющих личность малыша.
Основная идея педагогической теории Макаренко основана на равенстве трех социальных структур: личность → коллектив → общество. Ребенок в такой системе рассматривается не как объект воспитательного процесса, а как его самостоятельный участник, творец собственной судьбы. По мнению Макаренко, человеку жизненно важно найти свое место в коллективе, чувствовать себя его частицей, прислушиваться к правилам и законам коллектива. Именно воспитание через коллектив и является основным постулатом педагогической системы Макаренко.
Воспитание ребенка в коллективе воплощается в жизнь и в современном обществе, начиная с похода ребенка в детский сад. Однако стоит учитывать, что далеко не всякую группу людей можно признать коллективом. Коллектив должен отвечать следующим требованиям:
-
наличие общей цели; -
единая деятельность; -
тесное взаимодействие с обществом; -
строгая дисциплина.
Для реализации концепции Макаренко в коллективе применяются следующие типы воспитательного воздействия:
-
Коллективное мнение – коллектив самостоятельно решает, каким образом организовывать свою хозяйственную деятельность, в том числе и в части распределения финансов. -
Организация постоянных и временных групп (отрядов). При организации постоянного отряда, в нем назначается лидер, несущий ответственность как за всю группу, так и за каждого ее участника. Во временном отряде колонисты назначаются в порядке очереди – для воспитания ответственности за себя и за всех остальных. -
Трудотерапия – один из ключевых инструментов воспитания в коллективе. -
Выявление и развитие уникальных способностей воспитанников. -
Использование поощрений и наказаний – любой поступок воспитанника, хороший или плохой, не должен остаться без внимания.
В целом, можно сказать, что педагогическая система Макаренко основывается на следующих принципах:
-
ведущую роль в становлении личности воспитанника играет коллектив; -
основным инструментом для полноценного развития личности воспитанников является трудовая деятельность; -
коллектив управляет собой самостоятельно – принцип самоуправления.
20. Отечественная школа и педагогика во второй половине XX века.
Школьная система в конце ХХ века в России подверглась серьёзным изменениям, главными из которых являются:
-
Сокращение сроков обязательного обучения -
Появление промежуточной ступени между начальной и полной средней школой -
Появление негосударственных частных учебных заведений.
Систему общего образования представляют три степени: на первой ступени обучающиеся в начальной школе (1-4 класс), на второй ступени (5-9 класс) школьники получают основное общее образование, и третья (9-11 классы)- среднее полное образование.
Данный временной промежуток характерезуется активными инновациями в области образования. Разработки гуманистических и развивающих концепций, технологий обучения и воспитания отражены в работах О.С. Газмана, М.Н. Кузьмина и других видных ученых.
В разработанных в конце ХХ века концепциях и технологиях происходит отказ от авторитаризма, переход к гуманизации обучения и воспитания школьников. Важным является формирование нравственных ценностей, гражданственности и ответственности.
Обучение и воспитание школьников в многофункциональном государстве обозначило необходимость решения проблемы формирования толерантности учащихся, что привело к обоснованию и разработке поликультурного воспитания и проблем этнопедагогики.
21. Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского
Идеи гуманизации воспитания и обучения школьников волновали советских педагогов. С особой силой они проявились в деятельности Василия Александровича Сухомлинского. Он одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.
Вся система деятельности педагога проникнута высокими принципами гуманизма, глубоким уважением к личности ребенка. Главным в своей жизни он считал любовь к детям.
В подходе Сухомлинского к проблеме наказаний в школе имела место определенная эволюция взглядов. Вначале он признавал в принципе целесообразность наказаний, был убежден, что они в определенных случаях могут быть эффективным методом воспитательного воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал следующий тезис: воспитание несовместимо с наказаниями учащихся. Он имел ввиду такие виды наказаний, как грубое высмеивание, выставление из класса, оставление провинившегося после уроков для выполнения какой-либо работы, специальные жалобы в дневнике.
Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. Основным поощрением и наказанием в педагогическом труде он считал оценку. По мнению педагога учителя, которые оценивают духовный мир ребенка только с помощью оценок и баллов, при этом делят детей на тех, кто учит и тех, кто не учит уроки, не точно оценивают детей.
В.А. Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо воспитателю.
Говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов. Так как в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Оценка у В.А. Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время - научится». Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности».
Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее. Пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике. Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, чрезвычайно редко приводит к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.
Таким образом, в противовес авторитарному воспитанию Сухомлинский утверждал гуманистическую педагогику, возвышающую человека над коллективом. В воспитание он включил категории этики - долг, честь, достоинство, добро, справедливость, свободу. В Павлышской школе Сухомлинский стремился к созданию высоконравственного школьного коллектива, в котором не возникает вопроса о наказаниях, царит атмосфера взаимопонимания. Регуляторами поведения являются нравственные нормы, традиции коллектива. В школе была разработана комплексная программа «воспитания красотой», в эпицентр которой было поставлено эстетическое воспитание школьников.