Файл: Самостоятельная работа по дисциплине Педагогика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Кафедра методологии образования

Самостоятельная работа по дисциплине «Педагогика»

направления 44.03.01 «Педагогическое образование»

профиль подготовки «Начальное образование»

факультета психолого-педагогического и специального образования

1. Я.А. Коменский – основоположник педагогической науки

Я. А. Коменского принято считать основоположником педагогической науки. С него начинаются в истории педагогики рассмотрение авторских педагогических учений классиков педагогической мысли.

По годам жизни (1592-1670) Я.А.Коменский – педагог ХVII столетия, эпохи начала Нового времени в Западной Европе. По своей деятельности, по тому, что им сделано для развития теории и практики обучения и воспитания, Коменский принадлежал, принадлежит и будет принадлежать всем последующим эпохам .

Педагогику Коменского как систему знаний о сущности и закономерностях образования, о содержании, путях и средствах, помогающих каждому человеку стать Человеком, невозможно понять без глубокого осознания эпохи, в которой жил Коменский, особенностей государства, общины Чешских братьев, воспитавшей его, мировоззрения, социально-политических взглядов, практической деятельности, в которой немалое место занимало образование.

Возрастная периодизация и система школ по Я.А. Коменскому

 

Возрастная характеристика

Тип школы и содержание образования

Место школы

От рождения - до 6 лет. Детство Физический рост и развитие органов чувств.  

Материнская школа. Содержание: элементарные трудовые навыки, умения; первоначальные знания о мире. основы нравственного воспитания.

В каждой семье. Мать - главная воспитательница.  

6-12 – отрочество. Развитие памяти, совершенствование языка и руки.

Вторая ступень. Школа родного языка для совместного воспитания юношества. Школа элементарная и народная. и народная.воспитания

В каждой общине, городе, местечке или деревне.

12–18 – юность. Развитие «понимания и суждения», т.е. развитие ума.

Третья ступень. Латинская школа или гимназия. Содержание: латинский язык, реальные предметы, риторика, диалектика.

В каждом городе.

18-24 - возмужалость. Развитие воли, способности управлять собой.

Четвертая ступень. Академия и путешествия. Содержание: философия, медицина, юриспруденция, богословие.

В каждом государстве и даже в значительной провинции.


2. Педагогическая деятельность и взгляды Дж. Локка

Д. Локк английский философ, просветитель и государственный деятель, был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Его жизнь и деятельность совпали с эпохой Английской революции XVII в.

Изначальное естественное равенство всех детей, ум которых от рождения – «незаполненный чистый лист», неизбежно нарушается в силу существующего неравенства индивидуальных способностей, различной степени прилежания и сопутствующих им внешних обстоятельств. Все это, по Д. Локку, приводит к тому, что люди добиваются разных успехов. Таким образом, имущественное и социальное неравенство людей становится как бы естественным явлением.

Он выступил как подлинный реформатор, выдвинув на первый план развернутую программу реального образования, включавшую изучение естественнонаучных дисциплин, наряду с которыми предлагалось изучение истории, права, этики, а также стенографии и бухгалтерии. Для совершенствования разума Д. Локк считал также необходимым определить круг самостоятельно изучаемой литературы.

Д. Локк полагал, что физический труд – различные виды ремесленных и сельскохозяйственных работ – снимает усталость от учебных занятий, восстанавливает энергию, стимулирует познавательные силы, укрепляет здоровье, дает жизненную закалку.

Д. Локк рекомендовал пользоваться в процессе обучения, где возможно, игровыми приемами, применять наглядность, практически закреплять приобретенные знания и умения и т.д.

Д. Локк расширил представления о педагогических средствах, рассмотрев не только методы обучения, но и методы нравственного воздействия. Телесные наказания им, по традиции, не исключались, но признавались наименее пригодной из всех мыслимых мерой, способной породить лишь «душевную пришибленность» ребенка. Он обращал внимание на зависимость поведения от мотивов, этих «могущественных стимулов души», и попытался выявить механизм, управляющий ими.

3. Педагогическая мысль эпохи Просвещения

Представители педагогической мысли этого периода полагали, что процветание государства, благополучие народа зависят от нравственности, которая дается образованием. Они считали, что при правильном воспитании люди всех сословий будут успешно выполнять свои обязанности. В это время оформляется и получает широкое распространение идея воспитания «новой породы людей» – образованных, трудолюбивых, с развитым чувством внутренней свободы и достоинства.



4. Педагогическая теория Ж.-Ж. Руссо

Центральное место в педагогической деятельности Жан-Жака Руссо занимает идея естественного воспитания, которая наиболее полно и последовательно представлена в его произведении «Эмиль или о Воспитании». Отметим основные положения данной теории:

- под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал воспитание сообразно с природой, а для этого необходимо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. Ж.-Ж. Руссо предлагает свою возрастную периодизацию, подробно разрабатывая содержание воспитания в каждый период. Каждому возрасту должны соответствовать особые формы воспитания и обучения. При этом интеллектуальному воспитанию должно предшествовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников.

- формирование человека происходит под влиянием трех факторов воспитания: природа, вещи, люди. Главным фактором воспитания Ж.-Ж. Руссо считает природу, вещи, и люди лишь создают условия для воспитания;

- ребенка Ж.-Ж. Руссо поставил в центр воспитательного процесса, но в то же время он выступал против чрезмерного потакания детям, уступок их требованиям, капризам;

- воспитатель должен сопровождать ребенка во всех его испытаниях и переживаниях, направлять его формирование, способствовать его естественному росту, создавать условия для его развития, но ни когда не навязывать ему своей воли.

Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения.

5. Педагогические идеи и школьные проекты Французской революции

Эпоха Просвещения предложила программу прогрессивных реформ воспитания и образования, провозгласив всеобщее право на обучение, заявив о формировании человека, полезного обществу. Чтоб осуществить такую программу, надлежало преобразовать все общество. Это была призвана свершить начавшаяся в 1789 г. во Франции революция.

Деятели Французской революции подхватили педагогические идеи Просвещения. В «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.) провозглашалась задача организации «общественного образования, доступного всем гражданам, бесплатного в тех частях обучения, которые необходимы всем людям без изъятия».


Проект Ш.М Талейрана

В законодательные учреждения был представлен ряд проектов организации народного образования. Проект Ш.М. Талейрана (1791 г.) предусматривал создание четырех ступеней школы. Первая – начальные учебные заведения, где должны были учить чтению, письму, азам грамматики и литературы, математике в пределах четырех арифметических действий, географии того департамента, где находилась школа. Вторая ступень – 7-летние учебные заведения в центральных городах. Их программа предполагала расширение полученных ранее знаний и включала логику, математику, латынь,греческий, физику, естествознание. Третья ступень – специальные учебные заведения (медицинские, военные, юридические, богословские) в главных городах департаментов.

Вершиной всей системы становился институт. Первая ступень – бесплатная, остальные – платные. Проект Талейрана плохо отвечал революционному духу времени. Некоторые его пункты оказались консервативными: ограничение женского образования начальным, немногочисленность школ второй ступени, обязательность религиозного обучения. Его проект не был принят.

Проект Ж.А.К . Кондорсе

Проект Ж.А.Н. Кондорсе (1792 г.) предусматривал для детей из народа две ступени элементарного обучения: начальную и повышенную. Предусматривалось и создание системы среднего образования, представленной лицеями, а также и учреждений высшего образования – институтов. Учебные заведения всех типов должны быть бесплатными. Однако образование не являлось обязательным. Проект Кондорсе был демократическим документом. Он намечал преемственность между всеми ступенями школы, провозглашал равенство прав мужчин и женщин в получении образования. Между тем, был поддержку получил другой документ – доклад Годена, в котором предлагалась ликвидация конфессионального обучения.

Проект Л.М. Лепелетье

Более демократичным был проект Л.М. Лепелетье. Его целью была организация национального, республиканского, доступного для всех образования. Согласно проекту, все мальчики от 5 до 11 лет получали образование за счет государства. Лепелетье предлагал создавать дома национального воспитания, в которых особое внимание следовало обращать на физическое воспитание и умственное образование.

В 1793 г. Проект Лепелетье, с некоторыми поправками, был принят, однако после контрреволюционного переворота 9-готермидора (27 июля 1794 г.) трудящиеся были лишены всех завоеваний и в области образования. В 1975 г. в качестве школьного закона во Франции был принят проект Дону, намечавший умеренные реформы: создание немногочисленных начальных школ, где три четверти учеников должны были платить за обучение.


6. Педагогика и школа Западной Европы и США в XIX в.

В XIX столетии завершается формирование классической педагогики нового времени. В поле ее зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека. Была осознана самоценность, неповторимость человеческой личности. В педагогике Запада происходило приращение знаний, заимствованных из философии и иных наук о человеке и его воспитании. Особенно внимательно изучались цели, содержание и методы обучения и воспитания, методология педагогической науки. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса, зарождались современные теории социального воспитания.

Вершинами педагогической мысли XIX столетия стали идеи немецкой классической философии, творчество И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарта, Г. Спенсера. Произошло становление национальных образовательных систем.

Школа в странах Западной Европы и США существовала в ситуациях социальных потрясений (европейские революции, гражданская война в США). На эволюцию школы существенное влияние оказывали события мирового и общеевропейского масштаба, а также социальные процессы в каждой стране. Школа развивалась в условиях поступательного движения экономики, интенсивного роста промышленности, и поэтому создание новой системы образования стало исторически неизбежным. В этом был особенно заинтересован класс промышленной буржуазии, занявшей со второй половины XIX в. ключевые политические позиции. К концу столетия в ведущих странах Западной Европы и США были заложены законодательные основы новой школы.

Темпы и масштабы становления системы образования определялись особенностями развития каждой страны. Если в Западной Европе сказывались традиции сословного образования, то школа США прошла свой путь, не испытав груза этих традиций. Свою роль

сыграл социально-политический климат. В Германии решение школьных проблем стимулировалось борьбой за объединение нации. В Англии школьная политика претерпевала изменения в соответствии с маневрированием при проведении государственного курса. Во Франции ввиду высокой социальной активности школьный вопрос оказался одной из "горячих точек" государственной политики. В США немаловажным фактором создания демократических школьных институтов послужило поражение рабовладельческого Юга в гражданской войне.