Файл: Самостоятельная работа по дисциплине Педагогика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В XIX в., как никогда остро, проявились расхождения между уровнями педагогической мысли, школьного законодательства и системы образования. С одной стороны, были осуществлены крупные реформы, приведшие к созданию общенациональных систем образования, ослаблению влияния на школу церкви, определенному повышению уровня общего образования. С другой стороны, значительная часть населения Запада оставалась без какого-либо образования, по-прежнему клерикалы пользовались заметным влиянием в школе. Важная часть программы демократизации школы к концу века была оформлена законодательно, но практически эту демократизацию еще предстояло осуществить.

7. Педагогическая деятельность и теория элементарного образования И.Г. Песталоцци

Педагогическую деятельность Песталоцци осуществлял на основе разработанной им теории элементарного образования. Само название «элементарное образование» подразумевало такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности детей выделяются простейшие элементы, что позволяет непрерывно продвигаться в обучении от простого к более сложному, доводя знания и умения детей до возможной степени совершенства. По мысли Песталоцци, образование детей должно включать: 1) умственное воспитание; 2) нравственное воспитание; 3) физическое развитие.

8. Педагогика и школа Западной Европы и США в первой половине XX в.

В первой половине XX века в мировой школе и педагогике происходили существенные сдвиги. Этому  способствовали многие важные факторы: рост требований к объёму знаний, умений и навыков, которые должны были усваивать  учащиеся, новые исследования о природе  детства, практический опыт ряда учебных  заведений. 
Система образования подвергалась острой критике. Школа воспринималась как устаревшая, не соответствовавшая уровню производства, науки и культуры, не отвечавшая потребностям подрастающего поколения, которое нуждалось в качественно иной подготовке. Потребность в обновлении школы и педагогической науки становилось всё более актуальной. Пересмотр педагогических установок, перестройка образования в ведущих странах мира превратились в одну из важнейших национальных проблем. 


В первой половине XX века произошли серьёзные изменения в образовательных институтах, прежде всего в общеобразовательной школе. Была предпринята перестройка школ первой и второй ступеней, значительно изменились система управления учебными заведениями, сроки обязательного обучения, социальный состав и контингент учащихся частных учебных заведений. Особенно отчетливо характерные тенденции перестройки мировой школы проявились в ведущих зарубежных странах после Первой мировой войны. 

В Англии в 1918 г. Был принят закон Фишера, по которому продлевался срок обязательного обучения до 14 лет и вводилось разделение начальной школы на 2 ступени: младшую (7-10 лет) и старшую (11-14 лет). В 1926-1928 гг. были введены интеллектуальные тексты для выпускников начальной школы, по результатам которых наиболее развитые ученики могли поступать в грамматические школы. 
К средним учебным заведениям относились грамматическая, современная и центральная школы. Кроме того, сохранялись частные школы. Средние учебные заведения были наиболее полноценными общеобразовательными учреждениями. Выпускники грамматических и публичных школ имели доступ в высшие учебные заведения университетского типа. Выпускники современной школы пополняли ряды среднего класса британского общества. Выпускники центральной школы получали образование с уклоном на профессионально-техническую подготовку. 
В Германии до начала 1930-х гг. существовала система бесплатного начального и платного среднего образования. В рамках этой системы действовала единая четырёхлетняя первая ступень начального образования – основная школа, обязательная для детей в возрасте от 6 до 10 лет. Над нею параллельно друг другу стояли учебные заведения 3 типов: 1) начальная школа для 10-14 лет; 2) повышенная народная школа для 10-16 летних; 3) средняя школа с девятилетним курсом обучения. 
Средняя школа открывала путь в университет. Насчитывалось три основных варианта средней школы: гимназия, реальное училище и высшее немецкое училище. 
В годы фашистского Рейха школьная политика приобрела откровенно реакционный характер. Был закрыт доступ в средние учебные заведения детям «неарийцев». Созданная при фашизме школьная система рухнула с окончанием Второй мировой войны. 
Во Франции существовали две структуры начального образования. Первая охватывала большинство детей в возрасте от 6 до 13 лет. Обучение в массовой начальной было бесплатным. Вторая структура примыкала к средним учебным заведениям, где бучение было платным. Среднее образование обеспечивалось в общественных лицеях, коллежах и частных школах с семилетним курсом обучения (с 11 – летнего возраста). Средние учебные заведения имели два основных направления: гуманитарное и естественнонаучное. Их выпускники имели право на поступление в университеты и высшие технические учебные заведения. С 1933 г. обучение в средней школе стало частично бесплатным. Управление образованием осуществлялось строго централизованно. 


В США действовала система бесплатного обучения до 16 лет (в ряде штатов – до 18 лет). Функционировали две структуры общеобразовательной школы: 1) восьмилетнее начальное и четырёхлетнее среднее образование. 2) шестилетнее начальное образование, трёхлетние младшая и старшая средние школы. Действовали частные школы, в том числе и элитарные (академии). Местные власти располагали значительной самостоятельностью при определении сроков обучения, разработке учебных программ и пр. 
Рассмотрев формальную сторону вопроса, о развитии общеобразовательной школы как социального института, необходимо перейти к исследованию теоретической базы педагогики. Поскольку развитие педагогических идей непосредственно оказывало влияние на педагогический процесс и на школу, в целом. 


9. Педагогическая система М. Монтессори

Метод Монтессори — педагогическая система, предложенная итальянским врачом и учёным Марией Монтессори в начале ХХ века. Она предполагает создание среды, в которой ребёнок самостоятельно формирует различные навыки, проявляет свои способности и приобретает необходимые ему знания на собственном опыте.

Систему Монтессори уже сотню лет используют в детских садах и школах — таких организаций в мире насчитываются тысячи.



10. Школа и педагогика за рубежом во второй половине XX в.

- Со второй половины 20 века, при переходе человечества к постиндустриальному (информационному) этапу развития, система образования вступила в противоречие с новой ситуацией в обществе.

- Общество вынуждено было все больше учитывать «человеческий фактор», сознавая ограниченные возможности технического прогресса.

- 20 веке произошел количественный «взрыв» числа учащихся за счет женского образования, доступности его для социальных меньшинств. Особенно это было заметно в средней и высшей школе.

- Идея непрерывного образования стала теоретической основой обновления систем образования.

- Общие принципы системы непрерывного образования сводились к следующему:

- ориентация образования на неповторимую индивидуальность и потребности человека;

- доступность любого вида образования каждому;

-гибкость системы образования;

- разнообразие образовательных услуг, которые предлагаются учащимся и обеспечивают им в дальнейшем возможность выбора своей стратегии образования.

- Особая роль отводится при этом альтернативным школам, к которым относятся:

1) двуязычные школы для детей иммигрантов, где преподавание ведется на родном и государственном языках;

2) школы для детей, испытывающих затруднения в учебе и нуждающихся в щадящих дидактических условиях;

3) авторские школы, где обучение и воспитание ведется по оригинальной педагогической системе;

4) школы, деятельность которых основана на идеях педагогов прошлого (М.Монтессори, Д.Дьюи и др.).

В конце 20 в. во многих странах установлено обязательное школьное обучение в течение 12 лет, введены обязательные государственные стандарты образования, на основе которых разрабатываются конкретные программы обучения.


Среди важных позитивных тенденций развития мировой педагогики и школы этого времени:

· - курс на демократизацию школьных систем;

· - дифференциация образования;

· - гуманистическая направленность воспитания;

· - использование форм и методов, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность учащихся;

· - педагогизация новейших технических средств;

· - модернизация классно-урочной системы;

· - опытно-экспериментальная деятельность;

· - интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования.

Педагогическая наука в странах Запада и США

Во второй половине 20 в. на Западе в условиях европейского образовательного пространства формируется новая образовательная парадигма. В качестве основных положений новой образовательной парадигмы выступают:

· -ориентация учебных планов и программ, содержание обучения на формирование современной функциональной грамотности, развитие умений к поиску новых знаний, их критическому анализу и интеграции;

· - изменение роли педагога в образовательном процессе ( от транслятора знаний, умений и навыков к посреднику между обучающимся и учебным предметом как элементом культуры, консультанту, помощнику в самостоятельном активном освоении нового содержания образования);

· - ориентация образования на развитие у обучающихся способностей осуществлять мыследеятельность – способностей аналитических, рефлексивных, самоопределения;

· - установка на детоцентризм как направленность педагогического процесса на утверждение в обществе идеологии самобытности и самоценности детства (ребенок – ключ к познанию человека, отношение к ребенку в социуме – показатель культуры общества).

Разработка стандартов

в области содержания школьного образования

В последние двадцать лет одной из главных тенденций развития образования в мире является повышение его качества. В связи с этим конец ХХ века ознаменовался выдвижением на первый план проблемы содержания образования и создания образовательных стандартов.

В централизованных государствах, таких как Франция, Италия, Япония, Китай, бывший СССР, стандарты существовали всегда в виде государственных учебных планов и программ, обязательных для всей страны. В последнее десятилетие создается новое поколение учебных программ или стандартов, которые имеют несколько иной состав, структуру и форму.