ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В своей статье 1874 года «О народном образовании» он резко критиковал земства за то, что они сдерживают активность крестьян, которые стремятся сами создать сельские школы, предпочитая их тем, которые открывают земства на средства крестьян, недостаточно учитывая при этом интересы крестьянских масс. И хотя в критике земской деятельности по народному образованию Толстой слишком сгустил темные краски, его выступление в защиту права крестьян иметь свой голос ,при решении вопроса о воспитании их детей было справедливым.
Он также совершенно правильно критикует извращения в деле наглядного преподавания в земских школах и формализма в начальном обучении в казенных училищах.
Выработав свое представление о содержании и методике работы народных школ, Л. Н. Толстой в 70-е годы выдвигает свою кандидатуру в состав земства Крапивенского уезда. Будучи избранным, он развертывает здесь разнообразную деятельность по созданию земских школ и усовершенствованию их работы. Толстой становится руководителем школ большого уезда.
В 70-х годах Толстой снова стал учить детей в Яснополянском доме, разработал проект крестьянской учительской семинарии, которую шутливо называл «университетом в лаптях». В 1876 году он получил от министерства народного просвещения разрешение открыть семинарию, но, не встретив поддержки со стороны земства, не смог осуществить этого проекта.
Последний период педагогической деятельности Толстого относится к 90-м и 900-м годам. Толстой в этот период в основу воспитания ставил свою «толстовскую» религию — признание, что человек носит бога «в самом себе», всеобщую любовь к людям, всепрощение, смирение, непротивление злу насилием, резко отрицательное отношение к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былое отделение воспитания от образования и считает, что детей не только можно, но и нужно воспитывать (что он отрицал в 60-х годах). В 1907—1908 годах он ведет занятия с крестьянскими детьми. В эти годы Л. Н. Толстой просил допустить его к учительской деятельности в московской вечерней школе для рабочих подростков, но не получил на это разрешение министерства народного просвещения.
Педагогические идеи
Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для детей крестьян, где реализовывал свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на формирование творческой самостоятельности детей, стремился к развитию теории «свободного воспитания».
Сам Лев Николаевич преподавал в старшей группе математику, физику, историю, некоторые другие предметы. Чаще всего знания по основам науке он излагал в форме рассказа. Ни за поведение, ни за плохую успеваемость детей не порицали. Лев Толстой издавал специальный педагогический журнал «Ясная Поляна». Программа его включала описание новых приемов обучения, новых принципов административной деятельности, распространения книг среди народа, анализ свободно возникающих школ. Он приглашал к сотрудничеству в журнале учителей, «смотрящих на свое занятие не только как на средство существования, не только как на обязанность обучения детей, но как на область испытания для науки педагогики». Толстой опубликовал в журнале многие свои статьи.
Толстой целиком посвятил себя работе в школе и изданию педагогического журнала «Ясная Поляна».
С 1861 года школа была реорганизована, и в её основу был положен принцип свободного творчества детей, реализующийся при помощи преподавателей. В начале 60-х годов начинает выходить педагогический журнал «Ясная поляна» и Толстой выступает с критикой традиционной школы. Его утверждения:
учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов;
в основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися - чему и как они хотят учиться.
дело учителя - следовать и развивать природу ребёнка.
Эти положения нашли отражение в педагогических статьях Толстого «О народном образовании», в учебниках для начальной школы - «Азбука», «Новая Азбука» и 4 книги для чтения - 70-е г.г. «Ребёнок воплощает в себе идеал нравственной чистоты и не испорченности, а потому и недопустимо грубое вмешательство взрослых в духовный мир личности ребёнка. В статье «О нравственном образовании» он решительно отстаивал право народа создавать такую систему образования, которая отвечает его жизненным потребностям и интересам. В яснополянской школе, которая основывалась на уважении личности ребёнка, развитии его активности и самостоятельности, применялась следующая форма занятий - свободная беседа учителя с учеником. Сведения по природоведению, географии и истории Л.Н. Толстой сообщал
детям в форме художественных рассказов.
Учащиеся делились на 3 класса:
1) младший;
2)средний;
3)старший.
Домашние задания не практиковались, т.к. всё выполнялось в школе. Основной метод обучения - живое слово учителя (рассказ, беседа).
Особое внимание в вопросах дидактики Толстой уделял активизации учебного процесса. На основе экспериментов в Яснополянской школе, изучения работы школ в России и за рубежом Толстой убедился, что традиционно используемый набор методов и приемов обучения часто неадекватен возрастным и психическим особенностям детей, в связи с чем активность детей падает, возникает непонимание и боязнь, скованность и равнодушие по отношению к учителю и учебному материалу. В свою очередь, Лев Николаевич разработал целую систему различных методов и приемов, стимулирующих активность учеников, их творческую деятельность, создающих раскованную и благоприятную для учения атмосферу на уроке. Охарактеризуем некоторые методы которые Л.Н. Толстой использовал в современной педагогической практике.
17. Школа и педагогика России в начале XX века (до 1917 г.)
В начале ХХ века в России в результате общественно-педагогического движения был разработан проект введения всеобщего начального обучения. Но закон о введение всеобщего обучения в России до 1917 года так и не был принят.
Система учебных заведений России этого периода:
• Приготовительные классы и домашнее воспитание до 8-9- летнего возраста.
• Мужские гимназии (7-8 лет обучения) — давали право продолжить обучение в университете (4 года обучения).
• Реальные училища, коммерческие училища, кадетский корпус (7-8 лет обучения) — давали возможность продолжить образование в высших технических, экономических, сельскохозяйственных учебных заведениях (4-5 лет обучения).
• Женские гимназии (7-8 лет обучения), женские прогимназии (4 года) — давали возможность получить педагогическое образование в восьмом педагогическом классе гимназии.
• Институт благородных девиц (8 лет обучения).
• Епархиальные училища (7-8 лет обучения).
• Высшие женские курсы (4-5 лет обучения) — давали образование выпускницам женских гимназий и др. учебных заведений.
• Двухклассные училища (5 лет обучения) — давали возможность продолжить обучение в учительских семинариях и институтах (4 и 3 года обучения).
• Начальные училища: земские, министерские, церковно-приходские (3-4 года обучения) — давали возможность продолжить обучение в высших начальных училищах, ремесленных и сельскохозяйственных училищах (3-4 года обучения).
• Духовные училища (4 года обучения) — давали возможность продолжить обучение в духовных семинариях (4-6 лет), что в дальнейшем открывало путь некоторым выпускникам в духовную академию.
Россия значительно отставала по уровню грамотности среди населения от развитых западноевропейских стран.
противоречия между воспитания в духе «самодержавия» и подходами, которые строились с учетом западноевропейских образцов.
Отличительными чертами русской педагогики были:
• гуманистическая направленность и демократизм,
• уважительное отношение к личности ребенка,
• отрицательное отношение к сословной школе.
18. Развитие системы образования и педагогической науки в России в первой половине XX века (после 1917 г.)
После октябрьской революции 1917 началось разрушение существовавшей системы образования. Уничтожались прежние структуры управления системой образования, проходили массовые стачки учителей.
Было принято «Положение о единой трудовой школе РСФСР» и целый ряд документов, в которых:
• церковь отделялась от государства и от школы;
• вводилось совместное обучение девочек и мальчиков;
• образование стало общедоступным и бесплатным;
• нерусские народы получили право учиться с преподаванием на родном языке;
• в основу содержания образования в школе был положен политехнический компонент.
В 1919г. был издан декрет о ликвидации безграмотности.
В 1923-25гг. были разработаны программы ГУСа (государственный учёный совет). Это были комплексные программы по темам и направлениям (а не по предметам и дисциплинам). Таким образом, была сделана попытка увязать обучение теоретическим знаниям с практической жизнью.
19 мая 1922 года было издано Постановление о детском движении. 24 июня 1925 г. — Постановление о пионерском движении. Согласно этим документам в школах были организованы органы школьного самоуправления.
В итоге общеобразовательная подготовка выпускников школ оказалась очень низкой. Причины:
1. Излишняя идеологизация и политизация учебного процесса.
2. Надуманность комплексных программ.
З. Свобода творчества, предоставленная учителям, не оправдала себя в условиях недостаточного научного потенциала.
введение к концу 30-х годов обязательного всеобщего семилетнего образования.
Период 30-40 гг. в области образования обозначился целым циклом партийных правительственных постановлений:
• 1931- «Постановление о начальной и средней школе»;
• 1932-«О работе пионерской организации»;
• 1933-«Об учебниках для начальной и средней школы»;
• 1936-«О работе комсомола в неполной средней школе»;
В итоге реализации этих постановлений:
-в школу был возвращён приоритет знаний;
-трудовое обучение было полностью выведено из учебных планов средних школ;
-введена школьная форма;
-установлены правила, регламентирующие школьную жизнь;
-созданы новые стабильные учебники ( применялись во всех школах страны длительный период);