ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Созданы гимназии классического современного образования с 7-летним курсом обучения. Были узаконены 3 типа средней школы: 1) классическая гимназия с двумя древними языками; 2) классическая гимназия с латинским языком; 3) реальная гимназия без древних языков.
Учреждался новый тип неполного среднего образования – прогимназия с 4-летним курсом обучения по программам классического или современного образования.
В июле 1864 г. был принят устав по начальному образованию. Он имел в виду сосуществование министерских, земских и частных начальных школ. Начальные школы объявлялись открытыми для всех социальных групп.
Эпоха значительных школьных и других социальных реформ оборвалась в 1866 г. после неудачного покушения на Александра П: была урезана автономия университетов, установлен жесткий правительственный контроль над университетами и другими учебными заведениями.
Реформы коснулись и начального образования. Новый устав начальных школ (1874) предусматривал усиление контроля министерских инспекторов в отдельных учебных заведениях. Поощрялось создание церковно-приходских школ, находившихся в ведомстве священного синода.
С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние учебные заведения для дочерей духовенства. Для развития женского образования в России, особенно в первой половине 19 века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ.
Однако по прежнему средние школы в основном оставались доступными только для девочек из состоятельных семей.
15. К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики в России
Общественно-педагогической деятельностью К.Д. Ушинский начал заниматься с 1846 года, с момента получения должности и.о. профессора в Ярославском (Демидовском) юридическом лицее, где наряду с преподавательской деятельностью вёл и большую научно-теоретическую работу, проявляя новаторство и смелость в суждениях (статья «О камеральном образовании»). Проработав некоторое время после ухода из лицея (1849) в Министерстве внутренних дел, в 1854 году он вновь вернулся к педагогической деятельности, занимая должности учителя географии и словесности, а затем инспектора (заведующего учебной частью) Гатчинского сиротского института, откуда в 1859 году перешёл на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. Работая там, Ушинский одновременно был и редактором «Журнала Министерства народного просвещения» (1860-1861). В Смольном институте он начал борьбу за реформирование сложившейся в заведении системы образования, насаждавшей порядки и нравы женского монастыря. Однако консервативное начальство противилось нововведениям и добилось в 1862 году ухода талантливого, но своенравного педагога. С этого момента и до конца своей жизни Ушинский полностью посвятил себя теоретической и методической педагогической работе.
К.Д. Ушинского справедливо называют основоположником отечественной научной педагогики. Это, безусловно, не означает, что история русской научно-педагогической мысли начинается именно с него. Просто он впервые в России систематизировал научно-педагогические знания, представив их в целостном виде.
Для К.Д. Ушинского педагогика – это, прежде всего, наука о воспитании, а воспитание – целенаправленный процесс формирования «человека в человеке». Воспитание он рассматривал как социальное явление, имеющее свои объективные законы, которые необходимо знать и которыми необходимо руководствоваться в педагогической деятельности. Для этого нужно сначала хорошо изучить предмет воспитания, коим является растущий человек («Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях»). Этой проблеме был посвящён главный фундаментальный труд Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». До конца жизни он успел полностью написать только два тома, в которых рассмотрел физиологические и психологические закономерности развития человека. Третий же том, посвящённый непосредственно педагогическим проблемам, так и не был завершён.
При создании своей педагогической системы К.Д. Ушинский исходил из того, что воспитание и образование в России, а, следовательно, и педагогическая наука должны отвечать жизненным интересам русского народа. В ряде своих статей («О народности в общественном воспитании», «Родное слово», «О необходимости сделать русские школы русскими»), он обосновывает и показывает значение и возможные пути организации семейного и общественного (школьного) воспитания на основе идеи народности, которая, будучи неотделима от общинных традиций и православной духовности должна, по его мнению, стать основополагающей в отечественной педагогике. При этом учёный подчёркивал, что идея народности свободна от узко национальной ограниченности, а потому в деле образования нельзя отказываться от лучшего опыта других народов, подходя к нему избирательно и творчески.
Видя главную цель воспитания в духовном развитии человека, большое значение К.Д. Ушинский придаёт религии, считая, что лучшие характерные черты русской народности рождены православием, а потому сближение религиозного и светского образования должно стать одной из важных задач отечественной школы.
Большое значение в деле воспитания К.Д. Ушинский отводил и труду, чему посвящена статья «Труд в его психическом и воспитательном значении», в которой он рассматривает специфику физического и умственного труда и показывает его роль в социальной и семейной жизни, а также нравственном становлении человека. Что касается интеллектуального развития, то, по мнению Ушинского, детей нужно «учить учиться», то есть помогать им самим добывать нужные для жизни знания. Важное значение здесь имеет приобщение к различным видам труда, который должен быть творческим, раскрывающим и развивающим богатый креативный потенциал учеников и способствующий формированию у них активной жизненной позиции.
К.Д. Ушинский был сторонником классно-урочной системы обучения. Исходя из своих общепедагогических, гносеологических и психологических установок, он опирался на следующие дидактические принципы: принцип осознанного усвоения знаний; принцип последовательности и систематичности; принцип наглядности; принцип прочности усвоения знаний и навыков.
Процесс обучения, по его мнению, проходит через две основные стадии. Первая стадия включает в себя три ступени: на первой ступени под руководством учителя происходит живое восприятие учащимися преподнесённого им предмета или явления; на второй ступени ученики, опять же под руководством учителя, вырабатывают предварительные представления и мнения о полученных ранее образах предметов и явлений путём их сравнения и сопоставления; на третьей ступени учитель дополнительно разъясняет новый материал, отделяет главное от второстепенного и сводит полученные знания в систему. На второй стадии обучения происходит совместное обобщение учителем и учениками изученного материала с последующей самостоятельной работой по закреплению новых знаний и навыков.
Для лучшего закрепления изученного материала К.Д. Ушинский предлагал использовать два вида повторения: пассивное (ученик вновь воспринимает то, что уже видел и слышал) и активное (ученик самостоятельно воспроизводит то, что когда-то узнал), отдавая предпочтение последнему.
Большое внимание К.Д. Ушинский уделял организационному построению урока и выделял различные его виды (смешанный, устные, практические и письменные упражнения, оценка знаний), определяемые целью учебного занятия. Кроме того, он указывал на необходимость творческого отношения учителя к своему делу, о чём подробно останавливается в статье «О пользе педагогической литературы». Учитель обязан быть творцом во время подготовки и проведения занятий, превращая свою каждодневную практическую работу в разновидность искусства. При этом он должен стараться не наказывать своих подопечных, ибо, по мнению Ушинского, наказание есть лекарственное средство, которое, помогая какому-то одному органу, в целом для организма является ядом.
Личности учителя К.Д. Ушинский уделял в своих трудах большое внимание, отмечая, что он должен не только учить, но и воспитывать, то есть быть педагогом. От него требовалась образованность, любовь к своему делу и постоянное стремление к повышению педагогического мастерства. В ряде научно-педагогических работ («Проект учительской семинарии», «Системы образования, принятые в наших министерствах – военном и народного просвещения» и др.) и специальных документов Ушинский представил развернутую научно-обоснованную программу подготовки учителя в системе учительских семинарий и на педагогических факультетах, которые рекомендовал открывать в каждом университете.
16. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого
Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого (1828—1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более активную педагогическую работу он стал вести с 1859 года, продолжая ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ. Толстой вступил, как он сам писал об этом позже, в период «трехлетнего страстного увлечения этим делом». Л. Н. Толстой считал, что наступило время (вспомним, что тогда Россия переживала период первой революционной ситуации и подъема общественно-педагогического движения), когда образованные люди страны должны активно помогать народным массам, испытывавшим огромную потребность в образовании, удовлетворить это их законное стремление, не доверяя столь важного дела царской власти.
В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительное общество. Его задача — открытие школ для крестьян, подбор учителей для них, составление курса преподавание и помощь учителям в их работе.
Хорошо понимая, что ему вряд ли добиться официального разрешения на такое объединение общественных сил на дело создания крестьянских школ, Л. Н. Толстой заключал признанием, что он будет «составлять тайное общество». Ему не удалось осуществить полностью свое намерение, но в его яснополянском доме регулярно собирались учителя его школы и соседних крестьянских школ, составившие коллектив единомышленников, сдружившийся для претворения в жизнь прогрессивной педагогики в школах для крестьянских детей. Положительный их опыт освещался в издаваемом писателем в это время журнале «Ясная Поляна», где печатались его статьи о народном образовании, сообщения учителей, предварительно обсужденные на их собраниях под руководством Л.П.Толстого.
Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой резко критиковал буржуазную цивилизацию, которая используется помещиками, фабрикантами и банкирами в своекорыстных интересах. Толстой подверг острой критике и современную ему школу, в которой учат тому, что не нужно народу, а требуется тем, кто притесняет и угнетает народные массы.
Яснополянская школа, открытая Толстым в 1859 году, была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л. Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование, работа школы, которую Л. Н. Толстой систематически освещал в своем педагогическом журнале «Ясная Поляна», вызвала живой отклик в России и за рубежом и была примером для подражания. Но такое направление учебно-воспитательной работы сельских школ, устроенных при содействии Л. Н. Толстого, вызвало яростное сопротивление со стороны местных помещиков.
Начались нападки на школы, посыпались доносы на учителей.
Летом 1862 года в отсутствие Толстого жандармами был произведен обыск в Яснополянской школе. Это очень оскорбило писателя, а в знак протеста Толстой прекратил свою крайне интересную педагогическую деятельность.
В 1869 году Л. Н. Толстой снова с увлечением занялся педагогикой.
В 1872 году была издана составленная Толстым «Азбука», в 1875 году вышли в свет переработанная «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения». В это же время он составил учебник арифметики и много занимался методикой первоначального обучения и другими вопросами работы народных школ.