Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1363
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Внедрение высоких информационных технологий открыло широкие возможности для совершенствования качества вещания, экспериментов в области создания новыx программ и яркостью звукового решения и оформления программ полностью перешли на цифровое вещание не только крупные коммерческие радиостанции, но и государственные: «Радио России» и «Маяк». Однако возник серьезный разрыв между станциями; оснащенный новейшими информационными технологиями и современной техникой, и радиоорганизациями, таких возможностей не имеющими, - особенно в регионах.
Тем не менее, радио по-прежнему играет огромную роль в жизни страны. Это обстоятельство объясняется рядом причин. Исторически радио было и остается главным источником информации, особенно в «глубинке» России. Именно поэтому оно
108________________________________________________А.Г.Киселев
способно сыграть важнейшую интегрирующую роль. Социологические исследования показывают, что 89% жителей областных центров России слушают радио и 77% из числа опрошенных отмечают, что радиовещание в целом их удовлетворяет. А это значит, что требования к работе журналиста у микрофона, критерии успеха и уровень контакта с аудиторией требуют постоянной заботы, а следовательно, повышения мастерства.
Основу радиовещания в описываемый период составляет прямой эфир с элементами интерактивного общения с аудиторией. Вполне естественно, что такие возможности меняют, постоянно ускоряя, ритм вещания.
В то же время стало очевидным, что чрезмерное увлечение «высокими технологиями» приводит порой к снижению качества профессиональной практики радиожурналиста у микрофона. Журналисты все чаще сталкивались с собственным неумением формулировать мысли, не говоря уже об общем резком снижении культуры речи.
Не случайно возник живой интерес к наиболее ярким обpaзцaм отечественного радио. «Русское радио» передавало в эфир для детей знаменитую «Радионяню», «Клуб знаменитых капитанов» возродился на волнах радиостанции «Эхо Москвы» готовятся художественные передачи на радиостанции; «Арсенал».
Радио XXI в. все чаще обращается к лучшим традициям отечественного вещания. Это касается всех. направлений вещания и в информационной деятельности радио, и в публицистике, и в организации просветительских и развлекательных передач.
Анализ отечественного радиовещания на рубеже веков позволяет сделать следующие выводы.
• В условиях широкого выбора каналов сформировался стабильный интерес аудитории к радиопрограммам. Определилась и консолидировалась аудитория различных станций.
• Возросли оперативность, динамичность информационного радиовещания благодаря использованию постоянно расширяющихся источников информации, новейших технологий.
• Продолжают развиваться разговорные программы тип шоу, появилось множество развлекательных, «игровых» пере-
дач, радиоконкурсов и викторин, что в значительной степени объясняется стремлением привлечь аудиторию.
• Развивается вещание практически всех станций в глобальной сети Интернет в режиме реального времени.
На рубеже ХХ-ХХI вв. сложилась система общенациональных (федеральных), региональных и местных каналов, развивающихся по охвату аудитории, типам собственности, насыщенности и формам вещания, использованию новейших технологий, сферам влияния.
Теория и практика массовой информации____________________________109
РАЗДЕЛ II
ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО
ТEЛЕВИДЕНИЯ В ПЕРИОД
ВХОЖДЕНИИ В ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЩЕСТВО
С технической точки зрения в основе телевизионной передачи лежат три физических процесса: преобразование световой энергии в электрические сигналы, радиопередача и прием (запись) электрических сигналов, преобразование последних световые импульсы. И все три указанные проблемы решены России. Первая - профессором Московского университет, АГ. Столетовым, который в 1888-1890 п. установил закон о мерности фотоэффекта, вторая - преподавателем Кронштадских минных классов АС. Поповым, открывшим в 1895 г. беспроволочный телеграф, третья - профессором Санкт-Петербург, кого технологического института БЛ. Розингом. Уже первые два открытия вдохновили лучшие технические умы на творческие поиски. В 1899 г. российский изобретатель, преподаватель Казанского промышленного училища А Полумордвинов разработал оптико-механическую систему цветного телевидения, основанную на теории трехкомпонентного цветного зрения (цвета передаются с помощью вращающихся дисков cо светофильтр ми). Систему с одновременной передачей цветов предложил инженер И. Адамян (1907 г.). Противником механической системы (использовались провода, призмы, зеркала, диски и т.д.)
4.1. Из истории развитии электронных СМИ
Глава 4
ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ВЕЛИЧАВШЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПРОГРЕССА
Теория и практика массовой информации____________________________111
стал Б.Л. Розинг. Стремясь преобразовать электромагнитные колебания в световые, он в 1907 г. создал катодную (электронно-лучевую) трубку для воспроизведения движущихся изображений: поток электронов (катодные лучи), вызванный фотоэффектом, бомбардирует ее торец, покрытый слоем вещества, способного под воздействием катодного луча светиться. Ученик Розинга В. 3ворыкин в 1933 г. завершил в США свои работы по реализации электронной системы. телевидения. Считается, что электроннoe много строчное телевидение начали внедрять на 15 лет позже радиовещания - в 1936 г. в США и Великобритании, а 1938 г. во Франции и СССР.
Первая разработка по цветному телевидению была завершена в США в годы Второй мировой войны: на приемной стороне перед кинескопом с большой скоростью вращался диск со светофильтрами; при этом изображение получалось слишком малого размера, да и принимать его нельзя было на обычном телевизоре. Эти проблемы были устранены только к 1953 г., одна из электронных систем была выбрана в качестве стандартной для США. Она известна как НТСЦ по названию Национального комитета телевизионных систем. А в СССР первые передачи цветного телевидения состоялись в 1952 г. в Ленинградe, и завод имени Козицкого выпустил тогда небольшую партию цветных телевизоров «Радуга» с кинескопом диаметром 18см. и вращающимся трехцветным диском. Работы по созданию системы цветного телевидения по типу НТСЦ велись на кафедре телевидения Ленинградского электротехнического
университета, связи (под руководством П. Шмакова) и во Всесоюзном НИИ телевидения (В. Крейзер). Вскоре были выявлены недостатки, показавшие нецелесообразность введения в стране системы НТСЦ.
Тем временем французский инженер Анри де Франс создал систему СЕКАМ («поочередность цветов с памятью»), а немецкий специалист В. Брух - систему ПАЛ «перемена фазыпо строкам»). СССР, а также ряд европейских, африканских и азиатских стран присоединились к системе СЕКАМ, другая группа государств выбрала ПАЛ. Телевизионные центры советских городов были оснащены соответствующим оборудованием, по радиорелейным и спутниковым линиям связи программы цветного телевидения стали подаваться сначала по 6 часов в неде-
112____________________________________________________А.Г.Киселев
лю (1968 г.), затем по 12 (1969 г.), а в 1970 г. - уже по 20 часов в неделю. Но до конца 70-х гг. существовавшие трех различных систем цветного телевещания было причиной возникновения сложных проблем. Только потом были созданы телекамеры, приемники и видеомагнитофоны, способные передавать, принимать и записывать цветное изображение, сформированное по любому из трех стандартов.
Уже давно российские телезрители, как и телезрители во всем мире смотрят практически все передачи в цвете.
В истории отечественного телевидения самым знаменательным оказался 1967 г. В октябре начали передаваться цветные телепрограммы по системе СЕКАМ, а 7 ноября впервые с Красной площади в Mосквe состоялась внестудийная (в цвете) передача военного парада демонстрации с помощью экспериментальной передвижной телевизионной станции цветного телевидения, 24 октября вступила в строй Останкинская общесоюзная радиотелефонная передающая станция, размещенная в уникальной свободно стоящей башне из предварительно напряженного монолитного железобетона (железобетонный ствол башни заканчивается на высоте 386 м, а далее его продолжают трубчатый металлические конструкции, на которых размещены антенные сооружения. Все радиотехническое (телевизионное и радийное) оборудование станции расположено внутри ствола башни. Подобное сооружение не имело равных в мировой строительной практике. На башне устроена смотровая площадка и знаменитый трехэтажный ресторан «Седьмое небо» с вращающимся полом; 4 ноября начал работать крупнейший в Европе Общесоюзный телевизионный центр, а 2 ноября - сеть наземных станций «Орбита» для приема телевизионных передач, которые транслировались через спутник «Молния-1». Аудитория телевидения увеличилась сразу на 20 миллионов человек. Сегодня «Орбита», а также системы «Экран», «Москва» базируются на космических аппаратах «Горизонт», «Экран-М», «Экспресс» и позволяют осуществлять вещание программ по пяти временным зонам. Система «Москва глобальная» передает российские программы почти во все страны мира. В ряде регионов (Европейская часть России, Урал, Сибирь) распространяются программы ТРК «Петербург», НТВ, и ТВ-6. На базе спутникого непосредственного вещания «Галe» с 1996 г. начались переда-
Теория и практика массовой информации____________________________113
чи четырех программ «НТВ-ПJIЮС». В стране к 1997 г. была созданa уникальная распределительная сеть: 10 спутников связи, свыше 100 тыс. км наземных радиорелейных линий связи, 12 тыс. телевизионных и 1600 радиовещательных передатчиков. С помощью такой сети осуществляется пятизонное вещание - доведение теле- и радиопрограмм, формируемых в Москве, до которого из 10 часовых поясов в удобное для населения время. Благодаря такому техническому комплексу 98% населения устойчиво принимают одну программу телевидения, 94% - две программы и 36% - три и более программ.
Для телевидения сначала были выделено 12 каналов в метровом диапазоне, но вcкope этот частотный спектр был исчерпан и потребовалось освоение дециметровых волн, без чего невозможно увеличение числа передаваемых программ. А тем временем возникло и продолжает возникать немало негосударственных телекомпаний. Предоставить каждой из них канал становился все более сложной задачей. Проблему стали peшать с помощью сетей кабельного телевидения и спутниковых систем непосредственного вещания. Города Европы буквально увешаны приемными и спутниковыми антеннами. С 1990 г.