Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1359

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Великое достоинство прямо го эфира как раз в том и заключается, что он предоставляет человеку у микрофона мак­симальные возможности для самовыражения - и интеллек­туального, и чувственного. Найти «свой тон» в любом рассказе, в любой передаче - это высшее выражение профессионально­го мастерства, творческой состоятельности и независимости

96______________________________________________________А.Г.Киселев
корреспондента, возможность демонстрации самых разнообраз­ных свойств характера журналиста и его дарований. Но, конеч­но, прямой эфир - это каждый раз и своеобразный экзамен для журналиста, причем часто самый неожиданный, почти за границами его чисто профессиональных обязанностей.
3.5. Отечественное радиовещание в условиях рынка (1991-2007 гг.)
Новой точкой отчетности временем активного формирования нового исторического этапа в развитии радиовещания России стало начало 90-х гг. Политические, экономические и соци­альные преобразования в стране привели к серьезным измене­ниям в структуре и функционировании всех средств массовой информации, в том числе и электронных. Их демократизации, делению по различным формам собственности (государственной, муниципальной, общественной и частной), возникновению широкого спектра новых направлений вещания, появлению но­вых форм радиожурналистики, внедрению новейших техноло­гий.

Прежде всего, подверглась изменениям структура бывше­го Гостелерадио СССР. Главный удар по монополии Гостеле­радио был нанесен созданием официального государственного «Радио России», которое 10 декабря 1990 г. вместе с Россий­ским телевидением образовало Всероссийскую государственную телерадиокомпанию – ВГТРК.

В ноябре-декабре 1991 г. Гостелерадио СССР было пре­образовано в Российскую телерадиокомпанию «Останкино», В состав которой входили следующие редакционные коллективы:

  • «Радио-1 Останкино» (бывшая 1 программа Всесоюзного радио);

  • Информационно-музыкальная программа «Маяк» (эти два канала кроме эфирного имели проводное вещание, что в усло­виях России обеспечивало им многомиллионную аудиторию;

  • Программа «Молодежный канал» радиостанции «Юность»;

  • Радио «Орфей» - классическое музыкальное наследие.


Теория и практика массовой информации_____________________________97
Так выглядело государственное радиовещание в начале рассматриваемого периода: мощное «Останкино» и набиравшее силу«Радио России» - две параллельные вещательные струк­туры, непосредственно подчинявшиеся правительству и президенту.


Надо сказать, что обе организации в своейпрограммной политике развивались в целом в едином русле, хотя и имели несколько различные группы слушателей. Нестыковка же двух государственных компаний состояло главным образом в том, что «Радио-1» двигалось в направлении канала художественных программ, но не смогло развить эту, бесспорно плодотвор­ную, тенденцию, хотя и опиралось на традиции художественного вещания и удачный опыт радиофестиваля «Рампа у микрофонa», проводившегося осенью 1995 г. к 70-летию отечественного радиотеатра. Успех фестиваля был отмечен в печати; «Радио России», «Эхо Москвы» посвятили ему несколько программ.

Однако в целом старое государственное радио не смогло изменить сложившиеся еще в годы Советской власти привычные приемы программирования, не отвечавшие духу перемен, рутинную технологию создания передач, стереотипы прежнего вещания.

Более молодое, конкурирующее с «Радио-1» и другими ка­налами «Радио России» вступает в 1992 г. в новый этап своего развития. Его вещание становится круглосуточным. «Радио Рос­сии» превращается в главный государственный канал информа­ции. На волнах «Радио России» звучат выпуски новостей, ана­литические передачи, литературно-художественные, детские, религиозные и развлекательные программы. «Радио России» вобрало в своем коллективе лучших журналистов Всесоюзного Радио, «Маяка», «Юности», иновещания (Л. Азарх, Н. Бехтина, В. Соколовская, А. Сикалашвили, Д. Ушканов и др.).

В основу программной концепции «Радио России» было по­ложено деление вещательного дня на ряд так называемых «каналов» - вещательных блоков.

Здесь надо сделать терминологическое уточнение с конца 80-х и особенно в начале 90-х гг. и в научно-учебной лексике, и в обиходе журналистов радио и телевидения началась большая путаница. Слова «канал», «передача», «программа» стали употребляться как, синонимы одного и того же явления, одной и

98______________________________________________________А.Г.Киселев
той же формы вещания. Появились и новые определения, вро­де «передача на первой кнопке» или просто «третья кнопка» с явным желанием цифрой подчеркнуть социально-государствен­ную значимость программы или уровень опеки и патроната вла­стей. Это, мол, первая кнопка! А это - только третья зна­чит, менее важная. И уже не всегда можно было понять, что имели в виду журналист или его начальники, употребляя сло­во «канал», - техническое обозначение эфирного диапазона, программу, которая идет по проводному (трехпрограммному) вещанию, или многочасовое обозрение - передачу, соединяю­щую разные по жанрам журналистские материалы, объеди­ненные общей темой или адресом (об этом мы более подобно будем говорить в разделе о жанрах и формах радиовещания).



Утром на «Радио России» звучал двухчасовой блок канала «Начало», включавший сообщения корреспондентов, музыку, новости, в основном неполитические. Дневной блок был отдан популярному каналу «Домашняя академия». В программах ав­торского канала «От первого лица» обсуждались проблемы по­литики и экономики. Поздно вечером выходил молодежный раз­влекательный канал «4/4», включавший ставшие быстро попу­лярными джазовые программы А. Колосова, цикл передач «Корни И ветви» - о жизни и судьбах известных людей.

Программы для детей выходили в эфир утром под общим названием «Детский остров». Для подростков существовал «Шал­тай-Болтай»; для старшеклассников - познавательные програм­мы, программа психологической помощи подросткам «Счастли­вый билет», а также «Танцы на ужин» - дискотека с диджеем. Отдел религиозных программ знакомил своих слушателей с де­ятельностью различных религиозных концессий на: территории России. Существовали также рубрики по письмам слушателей: «Час письма», «Из России с любовью», «Преодоление» и др.

С тех пор как «Радио России» стало главной государствен­ной компанией, оно постепенно теряло свой «альтернативный имидж. Его программы перестали принципиально отличаться о программ других государственных каналов, выделяясь, может быть, большей аналитичностью, большим числом материалов публицистического характера. Но в целом «Радио России» превратилось в официальный источник информации важный момент в преобразовании государственного радиовещания связан с Указом Президента России «О совершенствова-
Теория и практика массовой информации_____________________________99
нии телерадиовещания» от 6 октября 1995г. «Телерадиокомпания «Останкино» была ликвидирована. «Радио России», остав­шуюся в составе ВГТРК, Радио-1, «Маяк», «Юность» и «Орфей» получили статус общероссийских каналов с равными льго­тными и правами на использование технических средств, при­надлежащих государству. Было подтверждено создание рос­сийcкой радиовещательной компании «Голос России» (образова­на в 1993 г.) - иновещания.

Таким образом, были созданы единые условия для разви­тия всей государственной системы радиовещания в Российской радиостанции. Можно констатировать также закрепление автономизации отдельных эфирных каналов в этот период, их полную самостоятельность в проведении программной и кадровой политически и как следствие - безусловно, усиление конкуренции в сфере государственного радиовещания.

Однако реорганизация не сработала, и прежде всего в силу консерватизма старых вещательных структур, бывших в течение длительного времени вершителями пропагандистской в информационной политики в стране, укоренившегося в созна­нии многих работников ощущения невозможности. Да и отсутствии необходимости каких-либо серьезных изменений в веща­нии.


Помимо этого важного психологического фактора сыграла свою роль и объективная ситуация в стране: не только недоста­точное финансирование электронных СМИ. Но и почти полное его отсутствие, невнимание государства к радиовещанию, иг­норирование того факта, что в стране за долгие годы сложи­лась особая культура восприятия радиопередач, прочный интерес аудитории к радиовещанию, наконец, отсутствие четкой концепции государственного радио, его отношений с властью, интеpec к радиовещанию появляется у правительства в момен­ты либо кризисных ситуаций, либо выборов или других обще­национальных политических кампаний)

Смелее откликнулся на требования времени стремительно информировавшийся в стране сектор негосударственного радио. С его появлением, возникла качественноновая ситуация, радикальноизменившая старую структуру радиовещания в стране.

После того как в 1991 г. было разрешено частное, коммерческое радиовещание, в Москве, Санкт-Петербурге и в област-


100________________________________________________А.Г.Киселев
ных центрах страны начинается бурный рост негосударственных радиостанций. Если в 1990 г. в Москве функционировали всего три негосударственные станции, то в 1991 г. их стало 10, в 1992 - 21, в 1993-м - 27, в 1994 г. - 33 станции. В целом же к середине 1994 г: государством было выдано более 4 лицензий на коммерческое телерадиовещание. При этом ряд станций исчез из эфира, например «Алла», SNC - радиостанция известного музыканта Стаса Намина - первый прорыв отечественных вещателей в еще не освоенную сферу музыкального УКВ- FM - диапазона.

На рубеже 80-90-х гг. стал заполняться диапазон (отечественный стандарт). Это связано было с тем, что отечественная аудиотехника, доступная в то время потребления была рассчитана только на его прием. Но по мере насьпцения российского рынка западной и японской техникой аудиторией стал уверенно осваиваться FМ-диапазон, причем наиболее успешные станции, такие как «Русское радио», «Европа плюс», «Максимум», «Авторадио», «Эхо Москвы», обладали частотами в обоих диапазонах.

О росте негосударственного вещания к концу 90-х гг. говорят и такие, цифры: Федеральная служба телевидения и ради вещания Российской Федерации выдала к 1998 г. более 15 лицензий на право вещания, главным, образом частным лица так, в Москве к концу 90- х гг. работали более 40 негосударственных радиостанций, из них в УКВ- FM -диапазоне – около 25 и т.д.


Сложившийся мощный сектор негосударственного вещания представляют независимые коммерческие, религиозные другие радиостанции с объемом вещания от нескольких часов до круглосуточного. Рассмотрим особенности некоторых из них.

Музыкальная радиостанция «Русское радио» начала вещание в августе 1995 г. Эта станция вскоре вырвалась в лидер коммерческого вещания, оставив позади и «Европу Плюс», «Радио-7», и радио «Максимум». Феномен «Русского ради заключается в том, что это первая национальная станция, реализовавшая принцип: музыкальные произведения только русском языке. Отличное качество звучания, хорошее производство радиорекламы, популярные опытные ведущие, а глав-

Теория и практика массовой информации____________________________101
ное «музыка для души» - отечественная музыка минувшего времени

и наших дней - все это обеспечило ей успех.

Программная политика «Русского радио» оказала влияние и на другие коммерческие станции, которые также пошли по частичной или полной переориентации на российскую или русскоязычную музыку. Социологические исследования пока­зали, что период безоглядного увлечения западной музыкой быстро прошел.

Изменило свою музыкальную политику радио «Максимум», предназначенное прежде всего для молодежи, таким образом это удержало свои позиции в группе лидеров FМ-диапазона.

Особое место занимают радиостанции так называемого «об­щего и новостного формата». Это станции, в программах кото­рых было серьезное место отведено информации, аналитическим задачам, художественным и др. Таков, в частности, формат радиостанции «Эxo Москвы». «Свободное радио для свободных людей» - таков девиз и принцип, выдвинутый создателями радиостанции «Эхо Москвы», начавшей свои передачи в эфире 22 1111 уста 1990 г. Верность девизу, профессионализм в его практической реализации обеспечили быстрый и прочный успех этой радиостанции не только в Москве, но и в десятках городов и регионов России, где была организована ретрансляция программ радиостанции. Для журналистов «Эха» с первого выхода в эфир не существовало запретных или невыгодных тем - самые острые включая болезненные и трагические, вопросы жизни об­ществa и отдельных людей, такие как путч 1991 г., террорис­тические акты в России и за рубежом, война в Чечне, катаст­роф, положение в армии, городские проблемы, вопросы социальной и правовой защиты граждан и др., постоянно становятся объектами внимания «Эха Москвы».