Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1359
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Великое достоинство прямо го эфира как раз в том и заключается, что он предоставляет человеку у микрофона максимальные возможности для самовыражения - и интеллектуального, и чувственного. Найти «свой тон» в любом рассказе, в любой передаче - это высшее выражение профессионального мастерства, творческой состоятельности и независимости
96______________________________________________________А.Г.Киселев
корреспондента, возможность демонстрации самых разнообразных свойств характера журналиста и его дарований. Но, конечно, прямой эфир - это каждый раз и своеобразный экзамен для журналиста, причем часто самый неожиданный, почти за границами его чисто профессиональных обязанностей.
3.5. Отечественное радиовещание в условиях рынка (1991-2007 гг.)
Новой точкой отчетности временем активного формирования нового исторического этапа в развитии радиовещания России стало начало 90-х гг. Политические, экономические и социальные преобразования в стране привели к серьезным изменениям в структуре и функционировании всех средств массовой информации, в том числе и электронных. Их демократизации, делению по различным формам собственности (государственной, муниципальной, общественной и частной), возникновению широкого спектра новых направлений вещания, появлению новых форм радиожурналистики, внедрению новейших технологий.
Прежде всего, подверглась изменениям структура бывшего Гостелерадио СССР. Главный удар по монополии Гостелерадио был нанесен созданием официального государственного «Радио России», которое 10 декабря 1990 г. вместе с Российским телевидением образовало Всероссийскую государственную телерадиокомпанию – ВГТРК.
В ноябре-декабре 1991 г. Гостелерадио СССР было преобразовано в Российскую телерадиокомпанию «Останкино», В состав которой входили следующие редакционные коллективы:
-
«Радио-1 Останкино» (бывшая 1 программа Всесоюзного радио); -
Информационно-музыкальная программа «Маяк» (эти два канала кроме эфирного имели проводное вещание, что в условиях России обеспечивало им многомиллионную аудиторию; -
Программа «Молодежный канал» радиостанции «Юность»; -
Радио «Орфей» - классическое музыкальное наследие.
Теория и практика массовой информации_____________________________97
Так выглядело государственное радиовещание в начале рассматриваемого периода: мощное «Останкино» и набиравшее силу«Радио России» - две параллельные вещательные структуры, непосредственно подчинявшиеся правительству и президенту.
Надо сказать, что обе организации в своейпрограммной политике развивались в целом в едином русле, хотя и имели несколько различные группы слушателей. Нестыковка же двух государственных компаний состояло главным образом в том, что «Радио-1» двигалось в направлении канала художественных программ, но не смогло развить эту, бесспорно плодотворную, тенденцию, хотя и опиралось на традиции художественного вещания и удачный опыт радиофестиваля «Рампа у микрофонa», проводившегося осенью 1995 г. к 70-летию отечественного радиотеатра. Успех фестиваля был отмечен в печати; «Радио России», «Эхо Москвы» посвятили ему несколько программ.
Однако в целом старое государственное радио не смогло изменить сложившиеся еще в годы Советской власти привычные приемы программирования, не отвечавшие духу перемен, рутинную технологию создания передач, стереотипы прежнего вещания.
Более молодое, конкурирующее с «Радио-1» и другими каналами «Радио России» вступает в 1992 г. в новый этап своего развития. Его вещание становится круглосуточным. «Радио России» превращается в главный государственный канал информации. На волнах «Радио России» звучат выпуски новостей, аналитические передачи, литературно-художественные, детские, религиозные и развлекательные программы. «Радио России» вобрало в своем коллективе лучших журналистов Всесоюзного Радио, «Маяка», «Юности», иновещания (Л. Азарх, Н. Бехтина, В. Соколовская, А. Сикалашвили, Д. Ушканов и др.).
В основу программной концепции «Радио России» было положено деление вещательного дня на ряд так называемых «каналов» - вещательных блоков.
Здесь надо сделать терминологическое уточнение с конца 80-х и особенно в начале 90-х гг. и в научно-учебной лексике, и в обиходе журналистов радио и телевидения началась большая путаница. Слова «канал», «передача», «программа» стали употребляться как, синонимы одного и того же явления, одной и
98______________________________________________________А.Г.Киселев
той же формы вещания. Появились и новые определения, вроде «передача на первой кнопке» или просто «третья кнопка» с явным желанием цифрой подчеркнуть социально-государственную значимость программы или уровень опеки и патроната властей. Это, мол, первая кнопка! А это - только третья значит, менее важная. И уже не всегда можно было понять, что имели в виду журналист или его начальники, употребляя слово «канал», - техническое обозначение эфирного диапазона, программу, которая идет по проводному (трехпрограммному) вещанию, или многочасовое обозрение - передачу, соединяющую разные по жанрам журналистские материалы, объединенные общей темой или адресом (об этом мы более подобно будем говорить в разделе о жанрах и формах радиовещания).
Утром на «Радио России» звучал двухчасовой блок канала «Начало», включавший сообщения корреспондентов, музыку, новости, в основном неполитические. Дневной блок был отдан популярному каналу «Домашняя академия». В программах авторского канала «От первого лица» обсуждались проблемы политики и экономики. Поздно вечером выходил молодежный развлекательный канал «4/4», включавший ставшие быстро популярными джазовые программы А. Колосова, цикл передач «Корни И ветви» - о жизни и судьбах известных людей.
Программы для детей выходили в эфир утром под общим названием «Детский остров». Для подростков существовал «Шалтай-Болтай»; для старшеклассников - познавательные программы, программа психологической помощи подросткам «Счастливый билет», а также «Танцы на ужин» - дискотека с диджеем. Отдел религиозных программ знакомил своих слушателей с деятельностью различных религиозных концессий на: территории России. Существовали также рубрики по письмам слушателей: «Час письма», «Из России с любовью», «Преодоление» и др.
С тех пор как «Радио России» стало главной государственной компанией, оно постепенно теряло свой «альтернативный имидж. Его программы перестали принципиально отличаться о программ других государственных каналов, выделяясь, может быть, большей аналитичностью, большим числом материалов публицистического характера. Но в целом «Радио России» превратилось в официальный источник информации важный момент в преобразовании государственного радиовещания связан с Указом Президента России «О совершенствова-
Теория и практика массовой информации_____________________________99
нии телерадиовещания» от 6 октября 1995г. «Телерадиокомпания «Останкино» была ликвидирована. «Радио России», оставшуюся в составе ВГТРК, Радио-1, «Маяк», «Юность» и «Орфей» получили статус общероссийских каналов с равными льготными и правами на использование технических средств, принадлежащих государству. Было подтверждено создание российcкой радиовещательной компании «Голос России» (образована в 1993 г.) - иновещания.
Таким образом, были созданы единые условия для развития всей государственной системы радиовещания в Российской радиостанции. Можно констатировать также закрепление автономизации отдельных эфирных каналов в этот период, их полную самостоятельность в проведении программной и кадровой политически и как следствие - безусловно, усиление конкуренции в сфере государственного радиовещания.
Однако реорганизация не сработала, и прежде всего в силу консерватизма старых вещательных структур, бывших в течение длительного времени вершителями пропагандистской в информационной политики в стране, укоренившегося в сознании многих работников ощущения невозможности. Да и отсутствии необходимости каких-либо серьезных изменений в вещании.
Помимо этого важного психологического фактора сыграла свою роль и объективная ситуация в стране: не только недостаточное финансирование электронных СМИ. Но и почти полное его отсутствие, невнимание государства к радиовещанию, игнорирование того факта, что в стране за долгие годы сложилась особая культура восприятия радиопередач, прочный интерес аудитории к радиовещанию, наконец, отсутствие четкой концепции государственного радио, его отношений с властью, интеpec к радиовещанию появляется у правительства в моменты либо кризисных ситуаций, либо выборов или других общенациональных политических кампаний)
Смелее откликнулся на требования времени стремительно информировавшийся в стране сектор негосударственного радио. С его появлением, возникла качественноновая ситуация, радикальноизменившая старую структуру радиовещания в стране.
После того как в 1991 г. было разрешено частное, коммерческое радиовещание, в Москве, Санкт-Петербурге и в област-
100________________________________________________А.Г.Киселев
ных центрах страны начинается бурный рост негосударственных радиостанций. Если в 1990 г. в Москве функционировали всего три негосударственные станции, то в 1991 г. их стало 10, в 1992 - 21, в 1993-м - 27, в 1994 г. - 33 станции. В целом же к середине 1994 г: государством было выдано более 4 лицензий на коммерческое телерадиовещание. При этом ряд станций исчез из эфира, например «Алла», SNC - радиостанция известного музыканта Стаса Намина - первый прорыв отечественных вещателей в еще не освоенную сферу музыкального УКВ- FM - диапазона.
На рубеже 80-90-х гг. стал заполняться диапазон (отечественный стандарт). Это связано было с тем, что отечественная аудиотехника, доступная в то время потребления была рассчитана только на его прием. Но по мере насьпцения российского рынка западной и японской техникой аудиторией стал уверенно осваиваться FМ-диапазон, причем наиболее успешные станции, такие как «Русское радио», «Европа плюс», «Максимум», «Авторадио», «Эхо Москвы», обладали частотами в обоих диапазонах.
О росте негосударственного вещания к концу 90-х гг. говорят и такие, цифры: Федеральная служба телевидения и ради вещания Российской Федерации выдала к 1998 г. более 15 лицензий на право вещания, главным, образом частным лица так, в Москве к концу 90- х гг. работали более 40 негосударственных радиостанций, из них в УКВ- FM -диапазоне – около 25 и т.д.
Сложившийся мощный сектор негосударственного вещания представляют независимые коммерческие, религиозные другие радиостанции с объемом вещания от нескольких часов до круглосуточного. Рассмотрим особенности некоторых из них.
Музыкальная радиостанция «Русское радио» начала вещание в августе 1995 г. Эта станция вскоре вырвалась в лидер коммерческого вещания, оставив позади и «Европу Плюс», «Радио-7», и радио «Максимум». Феномен «Русского ради заключается в том, что это первая национальная станция, реализовавшая принцип: музыкальные произведения только русском языке. Отличное качество звучания, хорошее производство радиорекламы, популярные опытные ведущие, а глав-
Теория и практика массовой информации____________________________101
ное «музыка для души» - отечественная музыка минувшего времени
и наших дней - все это обеспечило ей успех.
Программная политика «Русского радио» оказала влияние и на другие коммерческие станции, которые также пошли по частичной или полной переориентации на российскую или русскоязычную музыку. Социологические исследования показали, что период безоглядного увлечения западной музыкой быстро прошел.
Изменило свою музыкальную политику радио «Максимум», предназначенное прежде всего для молодежи, таким образом это удержало свои позиции в группе лидеров FМ-диапазона.
Особое место занимают радиостанции так называемого «общего и новостного формата». Это станции, в программах которых было серьезное место отведено информации, аналитическим задачам, художественным и др. Таков, в частности, формат радиостанции «Эxo Москвы». «Свободное радио для свободных людей» - таков девиз и принцип, выдвинутый создателями радиостанции «Эхо Москвы», начавшей свои передачи в эфире 22 1111 уста 1990 г. Верность девизу, профессионализм в его практической реализации обеспечили быстрый и прочный успех этой радиостанции не только в Москве, но и в десятках городов и регионов России, где была организована ретрансляция программ радиостанции. Для журналистов «Эха» с первого выхода в эфир не существовало запретных или невыгодных тем - самые острые включая болезненные и трагические, вопросы жизни обществa и отдельных людей, такие как путч 1991 г., террористические акты в России и за рубежом, война в Чечне, катастроф, положение в армии, городские проблемы, вопросы социальной и правовой защиты граждан и др., постоянно становятся объектами внимания «Эха Москвы».