Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1361

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наряду с программами просветительского характера по истории страны и мира, с передачами об искусстве и культуре, литератуpe и музыке, которые готовят А. Агамиров, А. Варгаф­тик К. Ларина, Р. Валиуллин, М. Пешкова, В. Рамм, М. Коро­лева, Б. Алексеев, М. Багдасарян, Н. Болтянская, Т. Невская и их коллеги, практически все журналисты «Эха Москвы» ус­пешно соединяют в своей ежедневной практике навыки репор­теров и обозревателей, специализирующихся на той или иной проблеме.

102________________________________________________А.Г.Киселев
С первых дней сyществавания «Эха Москвы» были определенные основополагающие критерии информационных материалов: четкое разделение факта и комментария, показ события наиболее полном и многогранном его, проявлении, оперативность иногда опережающая информация, достоверность, максимальное использование, различных источников, выделение основного события дня. Динамичное развитие информационного вещания, постоянные инновации, эксперименты привели к созданию насыщенного информационного поля – утреннего, дневного вечернего каналов. К ним примыкают сделанные в оригинальной разговорной форме обзоры газет, новости экономики,

спортивный канал.

Аналumuческuе программы отличает не только злободневность обсуждаемых вопросов, но и их ограниченное включение в новостные передачи по свежим следам событий, а также, привлечение к обсуждению в форме живого, диалога эксперта политиков, общественных деятелей, журналистов и др. Особую привлекательность дискуссиям общественно-политического характера в программах «Рикошет», «Персонально ваш» и другие придает возможность для слушателя включиться в передачу, выказать свое мнение в прямом эфире, принять участие интерактивном голосовании. В эфире «Эха» можно услышать интервью с крупнейшими политическими деятелями разных стран.

Просвеmumельскuе, культурные, nознаваmельные программы имеют, также специфический характер. Это воспоминания потомков известных личностей («Непрошедшее время»), новости театра и кино, «Театральная площадь», «4 минуты театрам», «25-й кадр»), «Арбатский АРС», «Саунд трек» снискавшая всеобщую популярность передача М. Королевой «Говорим по-русски», исторические передачи, наконец, викторин и конкурсы «Книжное казино» и «Все на выход».

Существуют и сnецuалuзuрованные программы для

автомобилистов, садоводов, пользователей Интернета.


Интерактивность - важнейшее качества программ «Эхо Москвы». Эта первая радиостанция, которая нашла удачную постоянную совершенствуемую форму диалога са 'слушателе причем бесспорными лидерами здесь являются передача главного редактора А. Венедиктова и его заместителя С. Бунтмана

Теория и практика массовой информации____________________________103
«Без посредников» и программа «Рикошет». Важное место зани­мают игры и радиошоу с использованием новейших технологий, позволяющих соединить в эфире вeдyщeго в студии, - радиослушатателей по телефонной линии и шоумена и участников передачи, находящихся вне студии («Большая конан-дойлевская игра», «Бендер-шоу», «Большая фандоринская игра» и др.).

Добавим к этому, что, на рубеже XXI в. аудитория «Эха Москвы» составила десятки миллионов человек, ибо к- 2000 г. передачи станции распространялись регулярно почти в 70 круп­ных городах страны и прилегающих к ним регионах.

Интерес к политике, экономическим проблемам, повседневным вопросам жизни побудил некоторые станции музыкального профиля обратиться к новым темам, пригласив наиболее приоритетных и известных журналистов. Так, «Радио-7» орга­низовало еженедельную программу «Давайте это обсудим» с В. Познером, посвященную актуальным проблемам. Эта передача резко подняла престиж станции.

Интересное явление в негосударственном секторе радио­вещания - религиозные радиостанции, представляющие раз­ные конфессии: «Радонеж», «Благовест», «Алеф», «София», «Голос ислама», «Радиоцерковь», относящиеся также к числу раз­говорных, и др.

Путь, пройденный коммерческим вещанием, достаточно

сложен. Многие станции родились и развивались под сильным влиянием государственных, особенно это относится к тем из них, основателями которых стали журналисты, работавшие в ­единственной в стране государственной радиоструктуре. Некоторые начинали просто с нуля, не зная специфики радио, его труды, закономерностей. Ряд каналов осваивал западные модели - сначала в чистом виде, а затем с пониманием необходимости их модификации, адаптации к российским условиям.

Государственным станциям пришлось значительной мере рассматривать свои программные концепции, корректировать радиовещания, вводить новые программы. И это в весьма бед­ственных условиях, в которых оказались государственные стан­ции особенно после президентских выборов 1996 г. На пресс-конференции в феврале 1997, г. выяснилось, что в 1996 г. госу­дарственныe радиостанции получили всего, лишь 4% от положенных им бюджетных средств.


104_________________________________________________А.Г.Киселев
Указом Президента от 8 мая 1998 г. и соответствую постановлением правительства «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации» на базе ВГТРК создана единая централизованная государственная корпорация аудиовизуальных СМИ, в которую наряду с телеканалами вошли «Радио России», «Маяк», соединенный с «Юностью», «Голос России», 89 региональных ГТРК как дочерние предприятия ВГТРК, 110 региональных передающих радиоцентров на местах. Воссоздается жестко централизованная вертикаль государ- ственного телерадиовещания (по модели Гостелерадио СССР). «Радио России» - неизменным лидер отечественного веща ния, имеющий высокий рейтинг и потенциала доверия аудитории. Программы «Радио России» слушают на территории все страны. Это многопрофильная радиостанция, на волнах которая звучат передачи разной тематики, жанров, социально-демографической направленности. Она имеет полноценное информационное и информационно-аналитическое вещание: выпуски новостей - «Вести», канал «От первого лица», который ведет Н. Бехтина, ток-шоу В. Ушканова «Персона грата», в котором принимают участие наиболее видные политические деятели, крупные экономисты, ведущие ученые, артисты и др. Серьезное мecтo среди общественно-политических передач занимает «Пресс-клуб», «Мир за неделю» с А. Бовиным, «Открытия сту­дия», комментарии Л. Борзяк. У слушателей популярны «Домашняя академия», «3доровье», «ХХ век Люди. События. Идеи. Золотой запас России» (В. Соколовская) - программы о людях - наших современниках, «Детский остров», музыкально-­развлекательные программы (Т. Визбор и др.), познавательна передача Л. Азарха «Алфавит». «Радио России» сумело сохра­нить то лучшее, что было в отечественном радиовещании: куль­турный и музыкальный пласты, традиции постановочных пере­дач. В эфире «Радио России» звучит как классическая музыка («Опера для публики» Л. Азарха), так и лучшие образцы совре­менной литературно-музыкальные композиции, спектакли ра­диотеатра, передачи постановочного чтения.

Серьезную эволюцию претерпела информационно-развлекательная радиостанция «Маяк». К началу 2002 г.«Маяк» объе­диняет три канала. Во-первых, традиционный федеральный

Теория и практика массовой информации____________________________105
«Маяк», существующий с августа 1964 г. (занесен в книгу ре-


кордов Гиннеса как единственная радиостанция, не менявшая почти за 40 лет своего названия и мелодии позывных). «Маяк» насчитывает огромный поток информации, каждые 15 мин звучат новости, за сутки можно услышать 55 оригинальных звуковых материалов, репортажи, интервью с политиками, учены­ми, экспертами в различных областях. Располагая сетью корпунктов регионах, «Маяк» имеет возможность давать в эфир эксклюзивные новости, оперативные комментарии.

Ключевое направление государственной радиостанции «Маяк» - освещение нарушений правительства. Государственной Думы, министерств. Среди аналитических программ особенно популярна передача политического обозревателя Ю. Семенова «Народ и власть» - в режиме прямого эфира слушатели имеют возможность задавать вопросы высшим чиновникам. Вниматель­но изучая радиорынок, «Маяк» меняет сетку, разрабатывает свои проекты, в том числе иинформационно-музыкальные.

Второй канал - радиостанция «Юность», программы кото­рых рассчитаны на молодежь 15-25 лет.

И, наконец, новый специализированный информационный проект - «Маяк24», начавший вещание 26 апреля 2000 г. Это радио для социально активных людей 30-40 лет, которых ин­тересуют последние новости: политические, экономические, позитивная оперативная информация из разных регионов стра­ны и зарубежья.

В условиях рынка обострилась конкурентная борьба за частоты и качество звучания, а, следовательно, проблема технического оснащения станций (переход на цифровую аппаратуру, компьютерный монтаж, спутниковую связь и спутниковое вещание и т.д.), а также борьба за рекламу - важнейший источ­ник существования радиостанций.

Конкуренция заставляет станции искать свои индивидуаль­ные черты; свой неповторимый эфирный образ, который может привлечь внимание пусть небольшой, но постоянной части аудитории. Найти, завоевать, а затем удержать своего слушателя - такова программная политика любой современной радиостанции.

Интересен опыт московской радиостанции «Авторадио», работающей для тех, кто находится за рулем. «Авторадио» стре-


106________________________________________________А.Г.Киселев
мится дать максимально оперативно всю необходимую для водителя информацию: о состоянии дорог, об аварийности, преступности, экологических проблемах и т.п. Именно узкая функциональность и определила успех станции, которая расширила свою аудиторию за счет музыкальных, развлекательных игровых программ.

Важные черты развития СМИ на рубеже ХХ и ХХI вв. концентрация капитала, медиасобственности, образование мощ­ных вещательных корпораций, борьба за передел собственности - все это в значительной мере определяет состояние радиорынка.


В московском эфире в 2002 г. работали 25 15 из них входили в пять разных холдингов.

В 1996 г. был создан первый мультимедийный холдинг «Медиа-Мост», охватывавший все направления деятельности СМИ в том числе и радио. Эту корпорацию можно былo бы постав в ряд с крупнейшими западными аналогами, если бы не возникшие после финансового кризиса 1998 г. экономические, финансовые, юридические и другие трудности, которые привели тому, что все производящие и вещательные составляющих холдинга перешли к новому владельцу - «Газпром-Медиа (включая радиостанции «Эхо Москвы» и др.).

Самым крупным холдингом к началу ХХI в. стало ЗАО «Российская медиагруппа» (РМГ), удостоенное в 2001 г. прем Правительства РФ в области науки и. техники за создание общероссийской вещательной сети «Русское радио». В состав холдинга - имеющее высокий рейтинг среди коммерческих станций «Русское радио», станции «Монте-Карло», «Динамит-FМ», а также «Русское радио-2», начавшее вещание в 2001 г.

Корпорация «Европа Плюс» схожа по своей структуре РМГ. Помимо первой в России коммерческой радиостанции «Европа Плюс» в нее входит «Радио Ретро». «Авторадио - Народная марка», радиостанции «Новости оn- line» (выходит в эфир мая 2001 г.) и «Энергия» принадлежат информационно-издательскому холдингу. «Проф-Медиа».

Наконец, в холдинг «New Corporation» входят музыкальные радиостанции «Наше радио» и «Ультра».

Одна из сформировавшихся тенденций радиорынка - развитие сетевых станций. (Это «головные» станции, имеющие фи-

Теория и практика массовой информации____________________________107
лиалы на местах и охватывающие вещанием обширную терри­торию.) В государственном секторе к ним относятся прежде всего «Радио России» и «Маяк», вещающие практически на всю страну. В коммерческом вещании это станции «Русское радио» (700 городов России и зарубежья, в том числе шесть городов США, где есть многочисленная русская диаспора),

«Русскoe радио-2» (18 городов России и СНГ), «Европа Плюс» (300 городов страны), «Наше радио» (130 городов России). Круп­ными сетевыми станциями являются «Эхо Москвы» (70 городов страны и зарубежья), «Шансон» (37 городов). Стратегии, на­правленной на постоянный рост зон влияния, следуют все хол­динги и высокорейтинговые станции.

К числу важных явлений развития радиорынка на рубеже XX-XXI вв. следует отнести создание новых станций и исчез­новение старых в результате острой конкурентной борьбы. Так, концерн «Русская медиагруппа» расширил свою структуру за счет радиостанции «Станция», которая вскоре передала свою частоту «Русскому радио-2». Вытесненные из эфирного про­странствa радиостанции «Надежда», «Ностальжи», «Радио-l0l», « Престиж» и ряд других сменили «Love радио»; «Шансон», в наше время на милицейской волне», радио «Арсенал» (созданное как дочерний канал «Эха Москвы»), «Тройка» и «Энергия». Про­цесс поглощения небольших станции крупными медиа-холдинга- характерный феномен развития радиобизнеса в начале XXI в.