Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1368
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
», многие его статьи и положения знать, что называете как таблицу умножения.
Первая статья Закона содержит общие положения, формулирует основные понятия: что такое массовая информация, что такое СМИ и какова выпускаемая продукция, что так, редакция и кто такой журналист. В Ст. 1 подчеркивается, что Российской Федерации «не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных- законодательством, поиск, получение, производство и распространение массовой информации учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, распространение продукции средств массовой информации ... ».
Хотите выпускать газету, открыть новую радиостанцию или телекомпанию. Закон разрешает это каждому желающему при соблюдении закона. Каковы эти условия, рассказывает втора глава Закона о СМИ, где говорится, кто может быть учредителем ((гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган)) - ст. 7), как осуществляется регистрация СМИ (ст. 8), в каких случаях возможен отказ в регистрации (ст. 13) либо прекращение и приостановление, деятельности СМИ (ст. 16).
Деятельность средства массовой информации может быт прекращена или приостановлена только по решению учредителя, либо суда. Основанием для судебного решения являются, неоднократные нарушения редакцией СТ. 4 Закона о СМИ. Это статья - одно из дополнений к первоначальному тексту закона, и называется она так «Недопустимость злоупотребления
Теория и практика массовой информации__________________________125
свободой массовой информации». Закон запрещает использовать СМИ «в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайн» (вот она - лазейка для тех самых чиновников и хозяйственных руководителей, которые под предлогом законной тайны укрывают сведения о загрязнении окружающей среды и многое другое, о чем общественности, налогоплательщикам следует знать).
Запрещено использование СМИ «для призыва к захвату, власти, насильственному изменению конституционного строя, целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для " пропаганды войны».
Закон уже есть, но пользоваться им по-настоящему у нас еще не умеют. Весь перечисленный в предыдущем абзаце «будут самым явным образом фигурировал практически в каждом выпуске «Газеты духовной оппозиции» - «День». После неоднократных письменных предупреждений Министерства печати в соответствии со ст. 16 Закона о СМИ судом в порядке гражданского судопроизводства было принято решение о прекращении издания. Тот же учредитель немедленно зарегистрировало газету «Завтра»; И та же редакция под руководством того главного редактора в том же оформлении и - увы - с тем 1. содержанием продолжила выпуск крайне агрессивного, злобного издания, явно злоупотребляющего свободой массовой информации.
Та же статья закона запрещает «распространение nередач, nроnагандирующих nорнографuю, культ насилия и жестокости). Думается, эта формулировка нуждается в некотором уточнении. Судите сами: распространять нельзя, а произносить можно? Указание на распространение передач подчеркивает ответственность электронной прессы, а как это относится к печатной периодике?
В то же время еще одно дополнение к закону, сформулировавшее в последнем абзаце этой статьи, представляется крайне актуальным и своевременным: «Запрещается исnолъзование в теле,видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных тек-
126_____________________________________________________А.Г.Киселев
стов, относящихся к cneциальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье». Речь идет о пресловутом психотропном воздействии, существование которого пока проблематично, и весьма конкретных рекламных ухищрениях, когда при демонстрации фильмов включают «линий» двадцать пятый кадрик, не воспринимаемый зрением, но действующий на подсознание.
Запомните, что во второй главе Закона о СМИ определяется статус учредителя, издателя, редакции, оговариваются их права и обязанности, фиксируемые в редакционном уставе либо договоре, заключаемом между ними. Здесь, к сожалению, почти не прописана правовая база взаимоотношений собственника и творческого коллектива, что, как мы помним, острейшей форме выявилось во время известных событий вокруг НТВ, «ТВ-6 Москва», ТВС.
В третьей главе Закона о СМИ речь идет о распространении массовой информации. Обратите внимание на ст. 27, где перечисляются обязательные выходные данные любого печатного издания, радио- и телепрограммы. Среди дополнений этой главе - С.Т. 30 и 31 - важные для тележурналистов, поскольку речь в них идет о Федеральной комиссии по телерадиовещанию и выдаче лицензий на вещание.
Памятуя о «глушилках», перекрывавших ранее вещании таких радиостанций, как «Голос Америки», «Немецкая волна», «Свободная Европа» и т.п., обратите внимание на СТ. 33, где говорится: «Создание искусственных помех, nреnятствующuх уверенному приему радио, телепрограмм влечет ответственность в соответствии с законодательством». Если же слушать радио или смотреть телепрограммы вам мешают так называемые индустриальные помехи, возникающие при эксплуатации технических устройств в процесс е хозяйственной деятельности, имейте в виду, что законом предусмотрено устранение также помех за счет лиц, владеющих источником искусствен-
ных помех.
Главы: IV - «Отношения средств массовой информацuu гражданами и организациями», V - «Права и обязанности журналиста» и VI - «Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации» - нужно
Теория и практика массовой информации__________________________127
было бы привести целиком, ибо каждая статья здесь имеет принципиальное значение для каждодневной работы любого журналиста. Хочется надеяться, что вы не ограничитесь написанным в этой книге и не раз и не два перечитаете закон в оригинале. Мы же здесь обратим ваше внимание на самое главное - Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельнocmu государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц, - гласит СТ. 38: «Государственные органы и организации, общественные о6ъединения, их должностные лица, - говорится далее, - предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения прессконференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах».
Выступая на Форуме демократической прессы 1 сентября
1995 г., Президент России Б.R. Ельцин говорил о том, что многие государственные органы скрывают от журналистов общественнозначимую информацию, требовал повысить информационную открытость властных структур. Ничего нового журналам Президент не сказал, но сам факт обращения главы государства к этой теме свидетельствует об остроте проблемы. Никто не оспаривает права государства засекречивать некие сведения, составляющие государственную или военную тайну, равно как понятно желание коммерсантов не разглашать тайн у коммерческую. Но как часто требуемая журналистом информация к тайнам никакого отношения не имеет! Более того, обнародование таких сведений является обязанностью должностных лиц
В тоже время сами журналисты плохо знают свои права и не умеют их отстаивать. Жалоб на то, что журналистам не дают необходимых для подготовки материалов сведений множество но до сих пор ни одно должностное лицо не было привлечено к ответственности за отказ в предоставлении информации.
В законе о СМИ оговорены допустимые причины отказа или отсрочки в
предоставлении информации, говорится о праве граждан и организаций на публичное опровержение сведений, соответствующих действительности либо порочащих их честь
128____________________________________________________А.Г.Киселев
и достоинство, а также о праве на ответ (комментарий, реплику).
В соответствии с законом журналист uмeeт право:
материалах за его подписью;
Наконец, закон напоминает, что вы можете обнародовать свои произведения, подписав их собственным именем, либо псевдонимом, либо вообще без подписи.
Закон о СМИ оговаривает ,также обязанности журналов
проверять достоверность сообщаемой им информации;
Теория и практика массовой информации__________________________129
Государство гарантирует журналисту защиту его чести и достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг. В то же время закон запрещает злоупотребление правами журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбор информации в пользу постороннего лица или организаций, не являющихся средством массовой информации. Запрещается распространение информации с целью опорочить кого-то исключительностью признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими у учреждениями.
Важная часть юриспруденции, имеющей отношение к журналистскому труду, — авторское право. Мы упоминали эту Проблему, когда говорили о правах журналиста.
Контрольные вопросы и задания
4.6. Этические принципы тележурналистики
На телевидении ни один, даже простой профессиональный рос нельзя решать вне его этической основы. Если театр начинается с вешалки, то телевидение — с этики.
Однако наши сегодняшние телекомпании не имеют этих кодексов. Этим и вызвана необходимость рассмотрения минной проблемы.
130____________________________________________________А.Г.Киселев
Каждый гражданин в демократическом государстве имеет право на свободу выражения мысли. В свою очередь общество имеет право на всю полноту информации о себе самом. Это включает в себя знание о многообразии мнений, составляющих сферу массового сознания.
Свобода журналистики в демократическом обществе — это свобода ставить вопросы, обсуждать наиболее острые социальные противоречия, критиковать действия правительства и других государственных или частных учреждений, когда эти действии угрожают общественным интересам, подвергать сомнению бездействие властей или злоупотребление властью.
Этически воспитанный журналист не может позволить себе забыть, что аудитория состоит не только из людей, разделяющих его взгляды и моральные принципы, а телевидение выражает мировоззрение не одного какого-то слоя общества, одной партии или движения (даже если эта партия является правящей). Экранная действительность отражает всю совокупность запросов и интересов зрителей, чьи права на электронные средства коммуникации не менее основательны, чем права журналистов.
А поскольку интерес и потребности зрителей, а также участников и героев телепрограмм не только различны, но и подчас противоположны, документалист может оказаться в положении, когда его действие или слово будет обидным, если не оскорбительным, по меньшей мере для одной из сторон.
Где существует свобода, там существует и ответственность за свои решения. В отношении тележурналиста это означает ответственность:
Первая статья Закона содержит общие положения, формулирует основные понятия: что такое массовая информация, что такое СМИ и какова выпускаемая продукция, что так, редакция и кто такой журналист. В Ст. 1 подчеркивается, что Российской Федерации «не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных- законодательством, поиск, получение, производство и распространение массовой информации учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, распространение продукции средств массовой информации ... ».
Хотите выпускать газету, открыть новую радиостанцию или телекомпанию. Закон разрешает это каждому желающему при соблюдении закона. Каковы эти условия, рассказывает втора глава Закона о СМИ, где говорится, кто может быть учредителем ((гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган)) - ст. 7), как осуществляется регистрация СМИ (ст. 8), в каких случаях возможен отказ в регистрации (ст. 13) либо прекращение и приостановление, деятельности СМИ (ст. 16).
Деятельность средства массовой информации может быт прекращена или приостановлена только по решению учредителя, либо суда. Основанием для судебного решения являются, неоднократные нарушения редакцией СТ. 4 Закона о СМИ. Это статья - одно из дополнений к первоначальному тексту закона, и называется она так «Недопустимость злоупотребления
Теория и практика массовой информации__________________________125
свободой массовой информации». Закон запрещает использовать СМИ «в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайн» (вот она - лазейка для тех самых чиновников и хозяйственных руководителей, которые под предлогом законной тайны укрывают сведения о загрязнении окружающей среды и многое другое, о чем общественности, налогоплательщикам следует знать).
Запрещено использование СМИ «для призыва к захвату, власти, насильственному изменению конституционного строя, целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для " пропаганды войны».
Закон уже есть, но пользоваться им по-настоящему у нас еще не умеют. Весь перечисленный в предыдущем абзаце «будут самым явным образом фигурировал практически в каждом выпуске «Газеты духовной оппозиции» - «День». После неоднократных письменных предупреждений Министерства печати в соответствии со ст. 16 Закона о СМИ судом в порядке гражданского судопроизводства было принято решение о прекращении издания. Тот же учредитель немедленно зарегистрировало газету «Завтра»; И та же редакция под руководством того главного редактора в том же оформлении и - увы - с тем 1. содержанием продолжила выпуск крайне агрессивного, злобного издания, явно злоупотребляющего свободой массовой информации.
Та же статья закона запрещает «распространение nередач, nроnагандирующих nорнографuю, культ насилия и жестокости). Думается, эта формулировка нуждается в некотором уточнении. Судите сами: распространять нельзя, а произносить можно? Указание на распространение передач подчеркивает ответственность электронной прессы, а как это относится к печатной периодике?
В то же время еще одно дополнение к закону, сформулировавшее в последнем абзаце этой статьи, представляется крайне актуальным и своевременным: «Запрещается исnолъзование в теле,видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных тек-
126_____________________________________________________А.Г.Киселев
стов, относящихся к cneциальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье». Речь идет о пресловутом психотропном воздействии, существование которого пока проблематично, и весьма конкретных рекламных ухищрениях, когда при демонстрации фильмов включают «линий» двадцать пятый кадрик, не воспринимаемый зрением, но действующий на подсознание.
Запомните, что во второй главе Закона о СМИ определяется статус учредителя, издателя, редакции, оговариваются их права и обязанности, фиксируемые в редакционном уставе либо договоре, заключаемом между ними. Здесь, к сожалению, почти не прописана правовая база взаимоотношений собственника и творческого коллектива, что, как мы помним, острейшей форме выявилось во время известных событий вокруг НТВ, «ТВ-6 Москва», ТВС.
В третьей главе Закона о СМИ речь идет о распространении массовой информации. Обратите внимание на ст. 27, где перечисляются обязательные выходные данные любого печатного издания, радио- и телепрограммы. Среди дополнений этой главе - С.Т. 30 и 31 - важные для тележурналистов, поскольку речь в них идет о Федеральной комиссии по телерадиовещанию и выдаче лицензий на вещание.
Памятуя о «глушилках», перекрывавших ранее вещании таких радиостанций, как «Голос Америки», «Немецкая волна», «Свободная Европа» и т.п., обратите внимание на СТ. 33, где говорится: «Создание искусственных помех, nреnятствующuх уверенному приему радио, телепрограмм влечет ответственность в соответствии с законодательством». Если же слушать радио или смотреть телепрограммы вам мешают так называемые индустриальные помехи, возникающие при эксплуатации технических устройств в процесс е хозяйственной деятельности, имейте в виду, что законом предусмотрено устранение также помех за счет лиц, владеющих источником искусствен-
ных помех.
Главы: IV - «Отношения средств массовой информацuu гражданами и организациями», V - «Права и обязанности журналиста» и VI - «Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации» - нужно
Теория и практика массовой информации__________________________127
было бы привести целиком, ибо каждая статья здесь имеет принципиальное значение для каждодневной работы любого журналиста. Хочется надеяться, что вы не ограничитесь написанным в этой книге и не раз и не два перечитаете закон в оригинале. Мы же здесь обратим ваше внимание на самое главное - Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельнocmu государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц, - гласит СТ. 38: «Государственные органы и организации, общественные о6ъединения, их должностные лица, - говорится далее, - предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения прессконференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах».
Выступая на Форуме демократической прессы 1 сентября
1995 г., Президент России Б.R. Ельцин говорил о том, что многие государственные органы скрывают от журналистов общественнозначимую информацию, требовал повысить информационную открытость властных структур. Ничего нового журналам Президент не сказал, но сам факт обращения главы государства к этой теме свидетельствует об остроте проблемы. Никто не оспаривает права государства засекречивать некие сведения, составляющие государственную или военную тайну, равно как понятно желание коммерсантов не разглашать тайн у коммерческую. Но как часто требуемая журналистом информация к тайнам никакого отношения не имеет! Более того, обнародование таких сведений является обязанностью должностных лиц
В тоже время сами журналисты плохо знают свои права и не умеют их отстаивать. Жалоб на то, что журналистам не дают необходимых для подготовки материалов сведений множество но до сих пор ни одно должностное лицо не было привлечено к ответственности за отказ в предоставлении информации.
В законе о СМИ оговорены допустимые причины отказа или отсрочки в
предоставлении информации, говорится о праве граждан и организаций на публичное опровержение сведений, соответствующих действительности либо порочащих их честь
128____________________________________________________А.Г.Киселев
и достоинство, а также о праве на ответ (комментарий, реплику).
В соответствии с законом журналист uмeeт право:
-
искать, запрашивать, получать и распространять информацию; -
посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения либо их пресс-службы; -
быть принятым должностными лицами в связи информации; -
получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; -
производить записи, в том числе с использованием ауди- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; -
посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение, присутствовать на митингах и демонстрациях; -
проверять достоверность сообщаемой информации; -
излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и
материалах за его подписью;
-
отказаться от подготовки за своей подписью материал, противоречащих его убеждениям, либо снять свою подпись в том случае, если его мнение было искажено в процессе редакционной подготовки.
Наконец, закон напоминает, что вы можете обнародовать свои произведения, подписав их собственным именем, либо псевдонимом, либо вообще без подписи.
Закон о СМИ оговаривает ,также обязанности журналов
проверять достоверность сообщаемой им информации;
-
указывать на источник информации либо сохранять конфиденциальность в зависимости от пожелания людей, с которыми журналист сотрудничал; -
получать. согласие на распространение сведении о личной жизни (за исключением случаев, когда это необходим для защиты общественных интересов);
Теория и практика массовой информации__________________________129
-
ставить в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемок (ст. 50 называет несколько случаев скрытой записи, допускаемой законом); -
при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию предъявить редакционное удостоверение.
Государство гарантирует журналисту защиту его чести и достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг. В то же время закон запрещает злоупотребление правами журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбор информации в пользу постороннего лица или организаций, не являющихся средством массовой информации. Запрещается распространение информации с целью опорочить кого-то исключительностью признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими у учреждениями.
Важная часть юриспруденции, имеющей отношение к журналистскому труду, — авторское право. Мы упоминали эту Проблему, когда говорили о правах журналиста.
Контрольные вопросы и задания
-
Из истории законотворчества тележурналистики России. -
Российская Конституция и СМИ. -
Проанализируйте основные положения закона о СМИ. -
Права журналиста. -
Обязанности журналиста.
4.6. Этические принципы тележурналистики
На телевидении ни один, даже простой профессиональный рос нельзя решать вне его этической основы. Если театр начинается с вешалки, то телевидение — с этики.
Однако наши сегодняшние телекомпании не имеют этих кодексов. Этим и вызвана необходимость рассмотрения минной проблемы.
130____________________________________________________А.Г.Киселев
Каждый гражданин в демократическом государстве имеет право на свободу выражения мысли. В свою очередь общество имеет право на всю полноту информации о себе самом. Это включает в себя знание о многообразии мнений, составляющих сферу массового сознания.
Свобода журналистики в демократическом обществе — это свобода ставить вопросы, обсуждать наиболее острые социальные противоречия, критиковать действия правительства и других государственных или частных учреждений, когда эти действии угрожают общественным интересам, подвергать сомнению бездействие властей или злоупотребление властью.
Этически воспитанный журналист не может позволить себе забыть, что аудитория состоит не только из людей, разделяющих его взгляды и моральные принципы, а телевидение выражает мировоззрение не одного какого-то слоя общества, одной партии или движения (даже если эта партия является правящей). Экранная действительность отражает всю совокупность запросов и интересов зрителей, чьи права на электронные средства коммуникации не менее основательны, чем права журналистов.
А поскольку интерес и потребности зрителей, а также участников и героев телепрограмм не только различны, но и подчас противоположны, документалист может оказаться в положении, когда его действие или слово будет обидным, если не оскорбительным, по меньшей мере для одной из сторон.
Где существует свобода, там существует и ответственность за свои решения. В отношении тележурналиста это означает ответственность:
-
перед обществом в целом; -
перед аудиторией телезрителей; -
перед героями передач и фильмов; -
перед сообществом журналистов, которое он представляет; -
перед телекомпанией, от имени которой обращается и зрителям; -
перед самим собой.