Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1371
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Применительно к телевизионной информации — это означает достоверность каждого сообщения, полнота представленных фактов и непредвзятость позиции автора.
Теория и практика массовой информации___________________________131
Достоверность. Доверие к факту или мнению обусловлено доверием к источнику информации — зритель хочет знать, откуда получено сообщение и кому принадлежит излагаемое суждение.
Если на месте события отсутствует собственный корреспондент или он не имеет проверенных данных, необходимо — в соответствии с мировой телепрактикой — подтверждение не менее, чем из двух источников.
В новостных программах ссылки на источники сообщений
обязательны.
Журналист новостей оперирует только теми данными, которые в случае необходимости могут быть им доказаны, и добивается такого изложения материала, чтобы даже будучи обвиненным в дезинформации, суметь подтвердить свою правоту в судебном порядке.
Общепризнанная особенность телеинформации — «персонализация новостей» — не означает, как думают многие, свободы субъективных высказываний ведущего. Четкое отделение пиктов от мнений в новостной программе — неукоснительный журналистский принцип.
Профессиональное сообщение не должно содержать оценок, тем более, если это оценки сотрудника информационного телевидения — ведущего, репортера, интервьюера.
Позиция журналиста новостей — в подборе, полноте и последовательности освещаемых фактов. Оценки событий или явлений вполне уместны и даже необходимы в устах экспертов, комментаторов или лиц, в чьей компетенции нет сомнений.
Информационные программы не должны вызывать у зрителей сомнений в характере экранного сообщения или порождать, в нем ложные представления о том, что он видит — запись или трансляцию, первичное сообщение или его повтор. Ни и одна из экранных форм ни прямо, ни косвенно не может быть та за другую (комментарий за установленный факт, архивные кадры за сиюминутную хронику, инсценировка -за действие, реально происходящее) или способствовать подобному впечатлению.
Особенно это относится к методу инсценировки, даже если частники — реальные герои происходившего. Сам факт реконструкции события должен быть обозначен в эфире, чтобы
132________________________________________________А.Г.Киселев
не вводить телезрителя в заблуждение относительно характера изображаемых действий.
Мировая телепрактика не допускает использования инсценировок в новостных рубриках.
Полнота информации. Важнейшее условие объективности — полнота представленных фактов и обнародованных суждений.
Так, репортаж о рельсовой войне, начатой забастовщике ми-шахтерами, демонстрирующий их возмущенные лица, будет не полон, если не покажет и негодование ни в чем не повинных пассажиров, десятки часов ожидающих в остановленных поездах. В экранном сообщении о событии не должны быть опущены факты, существенные для понимания происходящего, или изложена точка зрения, односторонне освещающая картину, даже если это точка зрения сотрудника информационной рубрики. И если в аналитической передаче одним из героев изложен определенный взгляд на проблему, журналист обязан предоставить такие же возможности и для аргумента оппонирующих сторон.
Непредвзятость. Достоверность и полнота информации как критерии журналистики могут быть достигнуты только при условии непредвзятости.
Для, отечественных документалистов это условие — едя ли не самое трудное. Современные ведущие, пришедшие на смену официозной фигуре «кремлевского» диктора, зачастую не сомневаются, что единственно безошибочный взгляд на события и процессы общественной жизни принадлежит им самим выступающим кем-то вроде наставников неразумной публики.
Убежденность ведущего информационных программ в том, что он выступает своего рода идеологическим просветителем, порождает привычку по каждому поводу ставить оценки и выносить приговоры, ибо, по его представлению, мнения о фактах важнее фактов.
Нетрудно понять, что подобное убеждение — обор сторона все той же тенденциозности.
Условие непредвзятости тем более необходимо в журналистских расследованиях.
В то время как информационные, в том числе ново телепрограммы, отвечают на вопросы «что происходит?» и «как
Теория и практика массовой информации___________________________133
это происходит?», аналитическая публицистика имеет дело с тросами «почему?» и «что может случиться завтра?».
Хладнокровие, способность к всестороннему исследованию ситуации, скрупулезность в изучении материала — достоинствов этой области документалистики более ценные, чем подкупающие эмоциональность и импульсивность.
По существу, аналитическая журналистика есть сумма вопросов, ответы на которые документалисты получают в про
цессе самой работы.
Беспристрастность и глубина подхода в наибольшей мере присущи тем, кто не находится в плену у стереотипов и не уступает перед сложностью исследуемой проблемы или породивших ее причин.
Особо тщательное внимание документалист уделяет подбору экспертов и заблаговременному знакомству с позициями участников предстоящего разговора. Степень компетентности в исследуемой проблеме позволяет ему оценить компетенцию приглашаемых собеседников. Хорошо подготовленный публицист полагает по возможности все, что знает каждый из собеседников применительно к обсуждаемой теме, а фактически даже больше, чем каждый, ибо осведомленность приглашаемых ограничена, как правило, их личными интересами или интересами представляемых ими партий и ведомств.
Преимущество публициста (и одновременно его обязанность) — независимость от ведомственных пристрастий и готовность действовать в интересах зрителей. Можно сказать, что интересы аудитории — его ведомство. Как же должен поступать тележурналист в разных острых
ситуациях?
Позиция журналиста. Призвание тележурналиста не сводится к публичному самовыражению, тем более в новостных рубриках, которые оно способно только дискредитировать. Эта позиция — не в словесных оценках (сфере аналитиков и экспертов), но в стремлении к достоверности и полноте представши. IX фактов и мнений, позволяющих зрителю самостоятельно делать выводы.
Профессиональное сообщение содержит все факты, необходимые для понимания изображаемой ситуации. Но оно же почнет побочную информацию, способную вызвать негатив-
134_____________________________________________________А.Г.Киселев
ные общественные последствия (например, уведомления о готовящихся общественных беспорядках с указанием места и имени, где и когда они могут произойти). В противном журналист рискует оказаться не столько информатором, сколько подстрекателем, выполняя роль рупора для зачинщиков противоправных действий, а обнародованный прогноз обернется реальностью именно в силу массового оповещения.
Понятие о нежелательной информации не ставит под мнение принцип гласности и свободы слова. Речь идет о реальных противоречиях, когда документалист оказывается в ситуации морального выбора. И хотя никакая истина не опаснее следствий, к которым приводит ее незнание, но фрагментарный факт, изъятый из контекста происходящего и обнародованный без учета состояния массового сознания, может вызвать общественную реакцию, совершенно несоизмеримую с социальным значением этого факта. В обостренной степени ство меры должно также присутствовать при изображении с насилия, демонстрации трупов или жертв преступления.
Вместе с тем документалист не может одинаково относиться к тому, кто нарушает закон, и тому, кто его знает, особенно если речь идет о законе нравственном. Когда сталкиваются сострадание и жестокость, справедливость и злонамеренность, терпимость и нетерпимость, позиция журнали не имеет ничего общего с безучастностью.
Для журналиста нет важнее задачи, чем отстаивать духовные качества, которые позволяют людям при любых обстоятельствах оставаться людьми.
Телевидение и выборы. Исключительное значение позиция журналиста приобретает в период избирательной кампании, телевидение становится главной публичной ареной противостояния политических интересов. Интересов не только фактов, каждый из которых стремится расположить в свою по большинство аудитории, но и интересов зрителей, рассчитывающих на полноту информации о самих кандидатах, сделать свой выбор в качестве избирателей. Такие сведем включают в себя и факты, позволяющие судить о подлинных мотивах и намерениях кандидатов, в отличие от их экранных саморекомендаций. Последняя задача невыполнима без участия аналитиков-журналистов.
Теория и практика массовой информации___________________________135
Уважение к праву каждого кандидата высказывать личную точку зрения и программные тезисы своей партии обязываеттелевизионного журналиста быть предельно корректным, не давая повода утверждать, что позиция собеседника представлена в ложном свете.
Журналист в экстремальной ситуации. Критерии телевизионной документалистики — достоверность, полнота информации, непредвзятость — становятся предельной необходимостью в репортажах, объект которых — экстремальные ситуации, несоблюдение этих критериев не только искажает картину происходящего, но нередко приводит к обострению положения, в том числе и массового насилия. Опасность нежелательной информации многократно возрастает, когда речь идет о военных действиях, катастрофах, несчастных случаях, этнических столкновениях, террористических актах и общественных беспорядках. Присутствие камер и журналистов как фактор публичностив этих случаях способно повлиять на сам ход событий.
Участники несанкционированных митингов, пикетов и других форм выражения общественного протеста, не говоря уже о вдохновителях этих движений, стремятся воспользоваться присутствием журналистов для публичного обнародования своих деклараций.
Вот почему документалисты в таких условиях:
♦ остерегаются групп и лиц, чьи действия рассчитаны на привлечение внимания окружающих, и в первую очередь журналистов;
-
не позволяют себе отталкиваться в репортажном изложении от эмоций, а не от фактов; -
воздерживаются от экспрессивных выражений, содержащих оценку — «озлобленная толпа», «оголтелые сборища», озверевшие власти» и пр.; -
не считают возможным брать на себя судейские функции или выступать адвокатом одной из сторон конфликта, уподобляясь тенденциозному футбольному комментатору, неспособному скрыть, за какую команду болеет;
♦ ссылаются всякий раз при оглашении данных на источники информации и не вырывают отдельных цифр или фактов из контекста происходящего;
♦ выступая в роли интервьюеров, чей долг — дать возможность зрителю выслушать доводы основных сторон, не стано-
136_____________________________________________________А.Г.Киселев
вятся «подставкой для микрофона» в отношении самозваных лидеров, для которых присутствие камер - наиболее желаемая форма саморекламы.
Экстремизм, нетерпимость, слепая ярость не должны получать такое же экранное право голоса, что и разумные аргументы и стремление к доводам, а не силе.
Это обстоятельство в еще большей степени относится интервьюированию преступников, террористов, сама возможность контакта с которыми заранее согласуется с органами правопорядка и руководством телекомпании.
Для журналистов, работающих в подобных условиях, желательны консультации со специалистами по чрезвычайны ситуациям и другими экспертами, способными подсказать, какие фразы, вопросы, заявления или поведение «героев», будучи обнародованными, могут лишь осложнить положение.
В ситуации этнического конфликта профессиональны документалист особо тщательно контролирует свое поведение и слова. Осознает постоянную безопасность - стать более пропагандистом, чем журналистом, и более агитатором, чем корреспондентом. Ибо репортер, который полагает, что заранее «знает все», зачастую просто не в состоянии не идеологизировать ситуацию. Не меньшую угрозу представляют и начинающие, журналисты, для которых любые интересы отступают первой тягой к сенсационности. Этническая тематика для них - интригующий материал «на продажу». Эти гастролирующие репортеры, оказавшись в «горячей точке», полагают необязательны разбираться в местных проблемах или особенностях культур
народов, о которых намерены вести речь.