Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1372

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Но ни субъективность изложения, ни предвзятость оценок: ничего общего не имеют с этикой профессионального журналиста, сообщения которого основаны на их информационно ценности, а не на соответствии его политическим взглядам ил.

потенциальной сенсационности.

Журналисты, заранее уверенные, что нет достойнее цели, чем изобличение на экране зла, предпочитают заведомо уличать вместо того, чтобы информировать и анализировать. Однако сотрудники новостей, о чем уже говорилось, вправе оперировать только теми данными, которые в случае необходимости могут быть ими доказаны (в том числе и в судебном порядке).
Теория и практика массовой информации__________________________137

Журналисту, действующему в окружении возбужденной толпы,требуется профессиональная осторожность, чтобы не умелое освещение политического или этнического конфликта вызвало новых конфликтов, а идея национального самооп­ределения не переросла в доктрину превосходства одного народа над всеми прочими. Граничащие с фашистскими расовые те­ории нетерпимости к «инородцам» не могут звучать с экрана, встретив противодействия со стороны других участников передачи и самих журналистов. В противном случае телевиде­ние рискует оказаться проводником национально - шовинистских представлений.

Сбалансированность мнений, которой добивается журналист, свидетельствует о его безучастности или о равноценности для него любых высказываний, обнародованных в эфире. Эти­ческий игражданский долг исключают нейтральность по отно­шению к нравственным категориям. От позиции журналиста за­висит, не превратится ли телевидение из средства воздействия на политику в сам предмет политики, и не выступит ли оно по отношению к конфликтующим сторонам как источник все возрастающей конфронтации, а не возможность поиска обществен­ного согласия. Хотя сцены насилия на экране всегда выразительнее, чем столы для мирных переговоров, профессиональ­ный журналист предпочтет предоставить слово здравомыслящим собеседникам, а не подстрекателям к крайним мерам, на­сколько бы экзотичнее ни выглядели последние.

Таким образом, такие этические ценности, как порядоч­ность и достоинство, - однозначны. Журналист ангажирован только ими. В этих случаях его зависимость абсолютна, как присяга солдата или клятва врача.

В 1998 г. необходимость принятия определенных ограничений деятельности ТВ и радио в России стала настолько очевидной, что началось движение за подписание специального документа - Хартии телерадиовещателей. Возможно, в будущем присоединение к Хартии станет одним из условий получе­ния или продления лицензии на вещание. Наше общество, та­ким образом, учится защищать себя от негативных, разрушительных воздействий, связанных с коммерциализацией эфира - что, безусловно, повышает социальную ответственность журналистов.



Контрольные вопросы и задания

Вот как выглядит этот важнейший для профессиональной деятельности телеработников документ (см. nрuложение).
138___________________________________________________А.Г.Киселев



Телевидение способно охватить самые широкие слои на- селения, даже те, которые остаются за пределами влияния других средств массовой коммуникации. Эта способность телевидения объясняется особенностями его фuзuческой природы, onределяющимu сneцифuку телевидения как средства создания u nередачu сообщения.

Первое - способность электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства (в зоне действия передатчика). Мы называем эту способность вездесущностью телевидения

Второе - способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком. Мы называем это свойство экранностью телевидения. Благодаря экранности телевизионные образы воспринимаются непосредственно чувственно, а потому доступны самой широкой аудитории


4.7. Специфика телевидения

1. Охарактеризуйте современную этическую политику в

российских телекомпаниях.

2. Назовите исходные этические принципы политики.

  1. Понятие достоверности информации.

  2. Понятие полноты информации.

  3. Понятие непредвзятости информации.

6. Каковой должна быть позиция тележурналиста ситуациях?

7. Чем необходимо руководствоваться тележурналисту критических условиях?

8. Раскройте основные положения Хартии телерадиовещателей.


Теория и практика массовой информации__________________________139
Третье - способность сообщить в звукозрительной форме действия, событии, по словам Эйзенштейна, «в неповтори­мый момент самого свершения его». Одновременность действия, события и отображения его на экране - уникальное качество телевидения. Оно обнаруживается только в процессе прямой («живой») передачи, когда изображение идет в эфир непосред­ственно с телевизионных камер, без опосредования предвори­тельной фиксацией, т. е. в настоящем времени. Мы называем способность к созданию и распространению нефиксированных сообщений

непосредственностью телевидения. Непосредственность неразрывно связана с симультанностъю телепередачи одновременностью наблюдения и показа, трансляции); это стороны одного феномена. Он проявляется в реальных про­граммах не постоянно, однако имеет весьма существенное зна­чение для психологии зрительского восприятия, так как обус­лавлиает особую достоверность телевизионного зрелища. Таковы признаки телевидения как средства и канала передачи сообщения. Значение их велико. От них зависят многие профессиональные, структурные, выразительные, эстетические способности и возможности телевидения.

Телевидение свободно приходит в каждый дом, человек может приобщиться к транслируемому действию, не покидая домашнего очага. Это позволяет телевидению выполнять функции, общие для всей журналистики. Но в экранном воплощении традиционные журналистские жанры - интервью, репор­тажи, комментарий и др. - обладают важной особенностью: их содержание, тема и идея, выражаются непосредственно автора­ми героями событий, живыми людьми со всей совокупностью личностных характеристик Произносимые слова воспринимаются в неразрывной связи с эмпирической личностью произ­носившегo. По мере развития телевизионной журналистики ста­ло выявляться, что воздействие сообщения на аудиторию уси­ливается (или, наоборот, уменьшается) свойствами личности автора.

Лицо человека всегда вызывало неосознанное стремление «расшифровать» его. Телевидение вернуло человечеству возмож­ность, которая была утрачена по мере вытеснения ораторского искусствалитературным творчеством. Звукозрительный харак­тер телевизионной коммуникации потребовал восстановить лич-


140____________________________________________________А.Г.Киселев
ностные контакты аудитории с коммуникатором, чтобы свить суждение о нем и о ценности его сообщения. Именно этим объясняется значение и привлекательность для аудитории телевизионной информации, персонифицированной, т. е. (олицетворенной) ее автором и участниками события. Этим объясняется стремление крупнейших телекомпаний иметь таких постоянных ведущих и репортеров, личность которых привлекала симпатии и доверие зрителей.

Каковы же уровни персонификации? 1. Знакомый человек в кадре служит для зрителя прежде всего ориентиром в пестром мире телевuзuонных передач, благодаря тому что всякий раз его появление сопровождается интересной для данного зрителя, информацией.

2. Более высок уровень персонификации тогда, когда
журналист выступает как участник экранного действия (острое интервью, реnортаж-раследованuе u т. n:) становится объектом сочувственной uдентификацuu). Иначе говоря,зритель начинает сопереживать ему, как бы представляя себя на месте «положительного героя» документального драматического действия. Здесь очевидно сходство журналиста с героем театрального зрелища или произведения худоственной литературы. И, наконец, третий, высший уровень персонификации - когда журналиста ждут на экране ради негосамого, ждут как лидера мнения, истолкователя сложных проблем, как личность значuтелъную в нравственном, духов плане. Это очень нелегкая работа. Она, несомненно, более сложна, ответственна и трудоемка, чем, скажем, работа самого серьезного, большого актера театра или кино. Этой работе человек должен отдавать себя всего, все силы своего мозга, нервов и сердца, всю энергию.

Понятие персонификации связано не только с работой автора-журналиста. Персонифицированный подход можно и в телерекламе, и в детских передачах («Телевизионный персонаж» может быть постоянной куклой вроде Хрюши и Степаши), и в «массовых» передачах - особенно в телеиграх («Что? Где? Когда?», телеигры и ток-шоу и др.)

Персонификация телевизионного сообщения утвердилась всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов. Грамотное мнение принципа персонификации возможно даже в неболь-

Теория и практика массовой информации__________________________141
шом информационном видеосюжете, а в так называемом «спе­циальном репортаже» современных теленовостей наличие глав­ного персонажа - участника событий - считается необходи­мым. Прохожий на улице и свидетель необычного факта, человек, переживший сложную операцию или пострадавший от урагана, космонавт студент,. ученый и художник, государствен­ный чиновник и коммерсант на перепутье новых социальных связей - таковы носители персонифицированной информации. Все они несут с экрана помимо «прикладной» информации по теме данного сюжета еще и нечто большее: свидетельствуют о настроении народа, о его духовном облике.

Вытекающая из вездесущности телевидения непрерывность программы с аудиторией определяет функциональные раз­личия между кино и телевидением, что в свою очередь отражается на структуре сообщений, затрагивает сферу использо­вании средств выражения. Поэтому и не может быть речи о полном тождестве телевидения и кино.


Обратимся к рассмотрению особенностей природы телевидения, связанных с тем его специфическим свойством, которое определили как непосредственность. Отметим, что непосредственность телевидения (как и радиовещания) определяет принципиальную возможность предельно оперативного получения и распространения информации; это, разумеется, исключительно важно для телевидения как рода журналистики.

Не менее важно, что симультанность прямой телепереда­чи выступает как фактор, создающий «эффект присутствия», придающий телевизионному сообщению особую достоверность, документальность - качество, также чрезвычайно существенное для успешного решения информационных и социа­льно-педагогических задач.

В отличие от графики или живописи изображение на фо­тографии, в кино, в телевидении возникает в результате опре­деленных технологических процессов, разработанных инженерно, причем процессы эти протекают как бы «самостоятельно», объективно, при этом изображение на фотоснимке и на экране физиологически, точно, т. е. оптически подобно объекту съемки.

По этой причине фотоснимок (начнем с него) привычно воспринимается как документ, чем он в принципе и является.

Первое из этих обстоятельств присуще и кино. Какое зна­чениедокументальности киносообщения имеет наличие вре-

142_____________________________________________________А.Г.Киселев
менного фактора, что, собственно, и отличает кино от фотографии? Именно движение киноизображения как результат пускания через кинопроектор ленты, составленной из фотографий отдельных фаз движения («кадриков») со скоростью 24 сек, т. е. пространственно-временная сущность бытия кино документирует киносообщение с гораздо большей очевидностью, чем документирована фотография, изображение неподвижно в киносообщении публицистического рода, где отражается фактическое, наличное, эмпирическое бытие, достоверностькиноизображения имеет принципиальное значение.

Особая, уникальная документальность телевизионного изображения объясняется, во-первых, тем, что оно формируется (подобно фото- и киноизображению) в результате процессов, протекающих объективно, вне вмешательства человека, во-вторых (и это особенно существенно), тем, что в отличие от фотографии и кино техника телевидения обеспечивает мультанность формирования изображения и его восприятия зрителем. Именно в этом причина феномена особой достоверности, документальности телеизображения, в этом смысле не имеющего себе равных ни в одном из видов изобразительного искусства и массовой коммуникации.