Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1336

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В обычной жизни можно «видеть» речь; т.е. видеть говоря­щего человека. Жесты, поза, мимика; ситуация общения, на­строй на конкретный разговор - дают немало дополнительной информации.

На радио же слышится слово, отделенное от человека, который его произносит. Однако голос, отделении от челове­ка, живет, самостоятельной жизнью. Он заставляет вслушиваться

26_____________________________________________________А.Г. Киселев
в глубину звучания, и это, естественно, повышает его собственную информативную ценность. Если заметное влияние на восприятиеи оценку «видимого» звука оказывает зрение, а оно напрямую связано с работой мозга, то на только слыши­мый звук - душа, воспринимающая мир в первую очередь эмоционально. Восприятие речевой информации обогащается работой воображения, которое заметно активизирует механизм слухового восприятия. Микрофон предлагает пред нами как бес­пощадный сыщик, проникающий во внутренний мир человека без его ведома и контроля, так как от своего голоса в речи нельзя спрятаться. Поэтому голос можно назвать внутренним звуковым автопортретом личности.

Формы проявления личности в звучащей речи необычай­но разнообразны. Они зависят от темы выступления, отноше­ния к ней говорящего, от его эмоционального состояния, от стремления раскрыться в речевом выступлении. Жанртоже многое определяет в направленности этих эмоций и состоянии, в их качестве. Хотя о жанровой тональности мало говорят в теории и практике радиожурналистики. Однако это - конечная форма воплощения текста, eгo реализация в эфире: от чтения хроникального сообщения в выпуске новостей до uмnровизированного nублиицистического выступления в прямом, эфире.

Векторы функционального проявления разных жанров включают в себя широкий спектр варьирования интонацией, обусловленного задачами конкретного материала, программы и психологическим состоянием человека, выступающего у мик­рофона, особенностями его голоса.

Поэтому радиожурналисту нужно знать как можно боль­ше о возможностях микрофона, звукозаписи именно через них проявляются все эти особенности. Микрофон - не простое механическое устройство для фиксации речи. Этот прибор вы­водит вас на площадь для публичного выступления, одновременно это и «лот», опускающийся в тайники вашей души. Это и способ освоения звучащего мира, определяющий ваше твор­ческое поведение и мышление.

В современном эфире звучит много диалоговых передач: ведущий беседует с гостями, приглашенными в студию, отве­чает на телефонные звонки, журналист берет интервью на са-



Теория и практика массовой информации____________________________27
мые разные темы и в самых разных местах, проводит дискус­сии, обсуждения острых вопросов.

Таким образом, повышается роль журналиста в общении с невидимой аудиторией. Он должен фокусировать в себе интере­сы слушателей. С точки зрения общения у микрофона, он со­здает ту атмосферу общения с выступающим, которая помогает ему проявить себя в контактной регулируемой речи. Эта aтмoc­фера общения и воспринимается слушателем, который как бы становится участником разговора. Открытость, раскованность современного эфира несут в себе и новые интонации.

Таким образом, радиовещание активно формирует новую. аудиторию не только содержанием своих передач, но и их эмоциональным, интонационным настроем.

1.3.2. Музыка
Вторым важнейшим выразительным и формообразующим элементом радиовещания по праву является музыка. Каковы ее роль и функции в радиовещании в отличие от звучащего слова? Музыка - это вид искусства, отражающий дей­ствительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека, по своей природе очень близка временному характеру радиокоммуникации.Общее: музыка так же, как и звучащее слово, в большей степени воздействует на эмоции слушателя.

Мы будем различать в ней две разновидности: а) музыка как сопровождение и б) самостоятельная музыка. Самостоя­тельная в ее собственной сфере музыка выражает целый мир мыслей и переживаний человека, отраженный в разных формах и жанрах. Она играет огромную роль как формообразующий фактор радиопрограмм. Не случайно на Западе говорят об од­ной из функций вещания: «Музыка как вода из крана».

Музыка как сопровождение широко используется в дру­гих видах искусства: театре, хореографии, телевидении. Под музыкальным сопровождением в радиопублицистике понимает­ся не механическое следование за текстом, а активное учас­тие музыкального материала в формировании произведений раз­ных жанров.

28_________________________________________________А.Г. Киселев
Музыка выполняет разнообразные функции и использует­ся в виде:

  • разбивок между информационными блоками в одной пе­редаче;

  • музыкальной «шапки» программы (характерных звуковых фраз), предназначенных для узнавания той или иной передачи в эфире;

  • звуковой декорации, помогающей представить место дей­ствия, характеризующей историческую обстановку;

  • звукового фона, подчеркивающего ритм звучания рече­вого текста (в настоящее время этот прием используется часто в новостных программах);

  • передачи звуковой атмосферы, помогающей журналисту описать ситуацию, состояние героя, а слушателю представить их;

  • определения темпа и ритма текстовых отрывков, кото­рые пишутся с учетом музыкального сопровождения;

  • художественного средства для создания целостного зву­кового образа.


Жанры радиожурналистики, включающие различные литературные средства для формообразования и внутренней организации текста с использованием музыки, получают огромные дополнительные возможности, в первую очередь - художе­ственные.

Значительна композиционная роль музыки. Обрамление текста (его начало и конец) одной музыкальной фразой, фрагментом музыкального произведения. Отрывом песни создает единую музыкальную тему, выражающую отношение автора к событиям, героям. Музыка может соединять различные вре­менные и пространственные отрезки, являться композицион­ным стержнем всего материала. Музыка и предполагаемый ли­тературный, текст начинают взаимодействовать на самых раз­ных этапах уже в замысле автора. В таком случае характер материала, его тон определяют конкретную тему музыкально­го отрывка, а он в свою очередь влияет на стиль литературного текста.

Еще больших выразительных возможностей может дости­гать музыка, взаимодействующая с шумами.

Теория и практика массовой информации ____________________29
1.3.3. Шумы
Под шумами в радиожурналистике обычно nонима­еmся звуковое проявление (в живой и неживой природе), nроmивоnосmавление речи и музыке как кoмnoнeнmaм, самосmояmельно и организованно звучащим в эфире. Так, неразборчивая речь, шум, обрывки музыкальных фраз, случайно попадающие в микрофон, являются в данном случае шумами.

Шумы выполняют также важные функции:

• служат звуковой характеристикой ситуации, действия, обращения или описываемой журналистом, или случайно попа­дающей в зону фиксации, записи на магнитную пленку. Доку­ментальный шум, записанный синхронно, с речью, в таком случае передает звуковую характеристику действительности, не­сет дополнительную конкретизирующую информацию:

• составляют звуковой фон, выполняя роль своеобразной акустической, иллюстрации. Они оттеняют наиболее характер­ные детали обстановки, действия;

• приобретают символику в литературном контексте, ис­пользуются журналистом для образной характеристики. В та­ком случае они решают самостоятельную эстетическую зада­чу, являются художественной деталью, его звуковой «краской».

Шумы проявляют выразительные и изобразительные от­тенки радиотекста. Радиожурналисту и радиорежиссеру необ­ходимы тонкий на тренированный слух, способность не только запоминать голоса, музыку; шумы, но и профессионально ана­лизировать их, собирать их новые сочетания, комбинации, со­здавая единую тональность из набора звуковых компонентов.


Радиожурналист использует шум в разных жанрах: репортаже, очерке, радиорассказе в том или ином его качестве в зависимости от задачи, которую он перед собой ставит; выби­рая также и прием использования шума, обусловленный харак­тером материала. Шум, записанный, синхронно с речью, составляет с ней неразрывное целое, часть ситуации общения.

Информация, которую несет такой шум, поясняет, углубляет речевой текст, делает его более объемным в звуковом отноше­нии.

30____________________________________________________А.Г. Киселев
Однако шумы, попадающие на пленку во время проведе­ния записи в заводском цехе, на улице могут служить и поме­хой разговору, если они звучат слишком громко. Поэтому ра­диожурналисту нужно предварительно знакомиться с местом записи, выбирать его, учитывать расстояния от механизмов, работающих с грохотом, сильным скрежетом. Нужно учиться слышать и слушать звучащий мир, отбирая звуковые краски для того, чтобы умело применять их в своей работе.

Многообразные выразительные сочетания этих формообразующих средств достигаются с помощью монтажа.
1 .3.4. Монтаж
Слово «мoнmаж»в переводе с французского uмeeт два значения. Чисто техническое - «сборка и установка со­оружений, сопутствующий, оборудования машин из других устройств, из готовых частей по определенному плану, проекту, чертежам». И второе - «подбор и соединение omдельных частей чего-либо для создания единства, за­конченного nроизведенuя, нanpuмep, в кино - подбор и соединение заснятых кустов фильма в требуемой по сце­нарию последовательности».

Для нас важно второе значение слова, так как монтаж ­не только сам по себе является творческим процессом в лите­ратуре, искусстве, публицистике. Он обуславливает характер . всего процесса, определяет и создание структурных форм, так как человек, работающий над фильмом, спектаклем, романом, оперой, очерком, представляет себе назначение всех отдель­ных элементов будущего произведения и их место в его композиции. Это представление, конечно же, приближенное (оно может меняться в процессе работы), но оно существует в голо­ве автора в первоначальном варианте.

Составление плана радиорассказа, радиокомпозиции, пе­речень вопросов для будущего интервью, беседы - тоже уже первоначальная форма монтажа, влияющая на ход дальнейшей работы - отбор материала и мысленная компоновка будущих фрагментов.


Монтажно само наше восприятие окружающей жизни, наше мышление, общение; речевое поведение. Так что монтаж


Теория и практика массовой информации____________________________31
можно понимать и воспринимать в широком смысле: все про­граммы радио (и конкретные сборные передачи журнального типа) и вся радиопрограмма дня мотивируются из отдельных эле­ментов. Самым показательным может служить композиция про­граммы новостей.

Именно монтажлежит в основе создания звукового об­раза, который представляет собой совокупность звуковых (речевых, музыкальных, шумовых) элементов, создающих посредством ассоциаций в обобщенном виде nредставле­ние о материальном объекте, явлении, характере челове­ка.

Выделим формы назначения и использования монтажа:

  • сокращение текста;

  • композиционное перемещение фрагментов документальных

  • записей в их сочетаниях с авторским текстом;

  • уплотнение времени;

  • использование звуковых выразительных средств в виде фона, декорации согласно замыслу автора и характеру матери­ала;

  • создание различных временных и пространственных пла­нов, характеристика через них времени и места действия, по­каза событий с разных точек звуковой записи;

  • использование контраста разных выразительных средств как приема сталкивания различных смысловых, психологичес­ких ситуаций, сцен;

  • планов;

  • использование ассоциативного, последовательного, параллельного приемов продвижении сюжета;

  • создание целостной композиции радиопроизведения. Технические приемы осуществления монтажа также весьма разнообразны. Б числе первого и наиболее простого следует назвать монтаж встык, когда формообразующие элементы, зву­ковые выразительные средства следуют друг за другом без пауз.

При монтаже используются в разных вариантах сила и зву­чания (повышение, понижение, контраст), пауза, наложение одного выразительного средства на другое (слово на музыку, шумы в различных вариантах их сочетаемости, продолжитель­ность звучания того или иного средства).

Набор различных способов монтажа позволяет добиться в каждом конкретном случае наибольшей выразительности и прав-
32___________________________________________________А.Г.Киселев

дивости звукового изображения. Поэтому при выборе варианта монтажа необходимо руководствоваться его целесообразностью с точки зрения достоверности, выразительности, сочетаемости фрагментов литературного текста и звуковых средств, художественным замыслом. Удачно подобранный способ монтажа может создавать дополнительные нетекстовые образы и эффекты воздействия на эмоции слушателей.