Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1336
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В обычной жизни можно «видеть» речь; т.е. видеть говорящего человека. Жесты, поза, мимика; ситуация общения, настрой на конкретный разговор - дают немало дополнительной информации.
На радио же слышится слово, отделенное от человека, который его произносит. Однако голос, отделении от человека, живет, самостоятельной жизнью. Он заставляет вслушиваться
26_____________________________________________________А.Г. Киселев
в глубину звучания, и это, естественно, повышает его собственную информативную ценность. Если заметное влияние на восприятиеи оценку «видимого» звука оказывает зрение, а оно напрямую связано с работой мозга, то на только слышимый звук - душа, воспринимающая мир в первую очередь эмоционально. Восприятие речевой информации обогащается работой воображения, которое заметно активизирует механизм слухового восприятия. Микрофон предлагает пред нами как беспощадный сыщик, проникающий во внутренний мир человека без его ведома и контроля, так как от своего голоса в речи нельзя спрятаться. Поэтому голос можно назвать внутренним звуковым автопортретом личности.
Формы проявления личности в звучащей речи необычайно разнообразны. Они зависят от темы выступления, отношения к ней говорящего, от его эмоционального состояния, от стремления раскрыться в речевом выступлении. Жанртоже многое определяет в направленности этих эмоций и состоянии, в их качестве. Хотя о жанровой тональности мало говорят в теории и практике радиожурналистики. Однако это - конечная форма воплощения текста, eгo реализация в эфире: от чтения хроникального сообщения в выпуске новостей до uмnровизированного nублиицистического выступления в прямом, эфире.
Векторы функционального проявления разных жанров включают в себя широкий спектр варьирования интонацией, обусловленного задачами конкретного материала, программы и психологическим состоянием человека, выступающего у микрофона, особенностями его голоса.
Поэтому радиожурналисту нужно знать как можно больше о возможностях микрофона, звукозаписи именно через них проявляются все эти особенности. Микрофон - не простое механическое устройство для фиксации речи. Этот прибор выводит вас на площадь для публичного выступления, одновременно это и «лот», опускающийся в тайники вашей души. Это и способ освоения звучащего мира, определяющий ваше творческое поведение и мышление.
В современном эфире звучит много диалоговых передач: ведущий беседует с гостями, приглашенными в студию, отвечает на телефонные звонки, журналист берет интервью на са-
Теория и практика массовой информации____________________________27
мые разные темы и в самых разных местах, проводит дискуссии, обсуждения острых вопросов.
Таким образом, повышается роль журналиста в общении с невидимой аудиторией. Он должен фокусировать в себе интересы слушателей. С точки зрения общения у микрофона, он создает ту атмосферу общения с выступающим, которая помогает ему проявить себя в контактной регулируемой речи. Эта aтмocфера общения и воспринимается слушателем, который как бы становится участником разговора. Открытость, раскованность современного эфира несут в себе и новые интонации.
Таким образом, радиовещание активно формирует новую. аудиторию не только содержанием своих передач, но и их эмоциональным, интонационным настроем.
1.3.2. Музыка
Вторым важнейшим выразительным и формообразующим элементом радиовещания по праву является музыка. Каковы ее роль и функции в радиовещании в отличие от звучащего слова? Музыка - это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека, по своей природе очень близка временному характеру радиокоммуникации.Общее: музыка так же, как и звучащее слово, в большей степени воздействует на эмоции слушателя.
Мы будем различать в ней две разновидности: а) музыка как сопровождение и б) самостоятельная музыка. Самостоятельная в ее собственной сфере музыка выражает целый мир мыслей и переживаний человека, отраженный в разных формах и жанрах. Она играет огромную роль как формообразующий фактор радиопрограмм. Не случайно на Западе говорят об одной из функций вещания: «Музыка как вода из крана».
Музыка как сопровождение широко используется в других видах искусства: театре, хореографии, телевидении. Под музыкальным сопровождением в радиопублицистике понимается не механическое следование за текстом, а активное участие музыкального материала в формировании произведений разных жанров.
28_________________________________________________А.Г. Киселев
Музыка выполняет разнообразные функции и используется в виде:
-
разбивок между информационными блоками в одной передаче; -
музыкальной «шапки» программы (характерных звуковых фраз), предназначенных для узнавания той или иной передачи в эфире; -
звуковой декорации, помогающей представить место действия, характеризующей историческую обстановку; -
звукового фона, подчеркивающего ритм звучания речевого текста (в настоящее время этот прием используется часто в новостных программах); -
передачи звуковой атмосферы, помогающей журналисту описать ситуацию, состояние героя, а слушателю представить их; -
определения темпа и ритма текстовых отрывков, которые пишутся с учетом музыкального сопровождения; -
художественного средства для создания целостного звукового образа.
Жанры радиожурналистики, включающие различные литературные средства для формообразования и внутренней организации текста с использованием музыки, получают огромные дополнительные возможности, в первую очередь - художественные.
Значительна композиционная роль музыки. Обрамление текста (его начало и конец) одной музыкальной фразой, фрагментом музыкального произведения. Отрывом песни создает единую музыкальную тему, выражающую отношение автора к событиям, героям. Музыка может соединять различные временные и пространственные отрезки, являться композиционным стержнем всего материала. Музыка и предполагаемый литературный, текст начинают взаимодействовать на самых разных этапах уже в замысле автора. В таком случае характер материала, его тон определяют конкретную тему музыкального отрывка, а он в свою очередь влияет на стиль литературного текста.
Еще больших выразительных возможностей может достигать музыка, взаимодействующая с шумами.
Теория и практика массовой информации ____________________29
1.3.3. Шумы
Под шумами в радиожурналистике обычно nонимаеmся звуковое проявление (в живой и неживой природе), nроmивоnосmавление речи и музыке как кoмnoнeнmaм, самосmояmельно и организованно звучащим в эфире. Так, неразборчивая речь, шум, обрывки музыкальных фраз, случайно попадающие в микрофон, являются в данном случае шумами.
Шумы выполняют также важные функции:
• служат звуковой характеристикой ситуации, действия, обращения или описываемой журналистом, или случайно попадающей в зону фиксации, записи на магнитную пленку. Документальный шум, записанный синхронно, с речью, в таком случае передает звуковую характеристику действительности, несет дополнительную конкретизирующую информацию:
• составляют звуковой фон, выполняя роль своеобразной акустической, иллюстрации. Они оттеняют наиболее характерные детали обстановки, действия;
• приобретают символику в литературном контексте, используются журналистом для образной характеристики. В таком случае они решают самостоятельную эстетическую задачу, являются художественной деталью, его звуковой «краской».
Шумы проявляют выразительные и изобразительные оттенки радиотекста. Радиожурналисту и радиорежиссеру необходимы тонкий на тренированный слух, способность не только запоминать голоса, музыку; шумы, но и профессионально анализировать их, собирать их новые сочетания, комбинации, создавая единую тональность из набора звуковых компонентов.
Радиожурналист использует шум в разных жанрах: репортаже, очерке, радиорассказе в том или ином его качестве в зависимости от задачи, которую он перед собой ставит; выбирая также и прием использования шума, обусловленный характером материала. Шум, записанный, синхронно с речью, составляет с ней неразрывное целое, часть ситуации общения.
Информация, которую несет такой шум, поясняет, углубляет речевой текст, делает его более объемным в звуковом отношении.
30____________________________________________________А.Г. Киселев
Однако шумы, попадающие на пленку во время проведения записи в заводском цехе, на улице могут служить и помехой разговору, если они звучат слишком громко. Поэтому радиожурналисту нужно предварительно знакомиться с местом записи, выбирать его, учитывать расстояния от механизмов, работающих с грохотом, сильным скрежетом. Нужно учиться слышать и слушать звучащий мир, отбирая звуковые краски для того, чтобы умело применять их в своей работе.
Многообразные выразительные сочетания этих формообразующих средств достигаются с помощью монтажа.
1 .3.4. Монтаж
Слово «мoнmаж»в переводе с французского uмeeт два значения. Чисто техническое - «сборка и установка сооружений, сопутствующий, оборудования машин из других устройств, из готовых частей по определенному плану, проекту, чертежам». И второе - «подбор и соединение omдельных частей чего-либо для создания единства, законченного nроизведенuя, нanpuмep, в кино - подбор и соединение заснятых кустов фильма в требуемой по сценарию последовательности».
Для нас важно второе значение слова, так как монтаж не только сам по себе является творческим процессом в литературе, искусстве, публицистике. Он обуславливает характер . всего процесса, определяет и создание структурных форм, так как человек, работающий над фильмом, спектаклем, романом, оперой, очерком, представляет себе назначение всех отдельных элементов будущего произведения и их место в его композиции. Это представление, конечно же, приближенное (оно может меняться в процессе работы), но оно существует в голове автора в первоначальном варианте.
Составление плана радиорассказа, радиокомпозиции, перечень вопросов для будущего интервью, беседы - тоже уже первоначальная форма монтажа, влияющая на ход дальнейшей работы - отбор материала и мысленная компоновка будущих фрагментов.
Монтажно само наше восприятие окружающей жизни, наше мышление, общение; речевое поведение. Так что монтаж
Теория и практика массовой информации____________________________31
можно понимать и воспринимать в широком смысле: все программы радио (и конкретные сборные передачи журнального типа) и вся радиопрограмма дня мотивируются из отдельных элементов. Самым показательным может служить композиция программы новостей.
Именно монтажлежит в основе создания звукового образа, который представляет собой совокупность звуковых (речевых, музыкальных, шумовых) элементов, создающих посредством ассоциаций в обобщенном виде nредставление о материальном объекте, явлении, характере человека.
Выделим формы назначения и использования монтажа:
-
сокращение текста; -
композиционное перемещение фрагментов документальных -
записей в их сочетаниях с авторским текстом; -
уплотнение времени; -
использование звуковых выразительных средств в виде фона, декорации согласно замыслу автора и характеру материала; -
создание различных временных и пространственных планов, характеристика через них времени и места действия, показа событий с разных точек звуковой записи; -
использование контраста разных выразительных средств как приема сталкивания различных смысловых, психологических ситуаций, сцен; -
планов; -
использование ассоциативного, последовательного, параллельного приемов продвижении сюжета; -
создание целостной композиции радиопроизведения. Технические приемы осуществления монтажа также весьма разнообразны. Б числе первого и наиболее простого следует назвать монтаж встык, когда формообразующие элементы, звуковые выразительные средства следуют друг за другом без пауз.
При монтаже используются в разных вариантах сила и звучания (повышение, понижение, контраст), пауза, наложение одного выразительного средства на другое (слово на музыку, шумы в различных вариантах их сочетаемости, продолжительность звучания того или иного средства).
Набор различных способов монтажа позволяет добиться в каждом конкретном случае наибольшей выразительности и прав-
32___________________________________________________А.Г.Киселев
дивости звукового изображения. Поэтому при выборе варианта монтажа необходимо руководствоваться его целесообразностью с точки зрения достоверности, выразительности, сочетаемости фрагментов литературного текста и звуковых средств, художественным замыслом. Удачно подобранный способ монтажа может создавать дополнительные нетекстовые образы и эффекты воздействия на эмоции слушателей.