Файл: Вопрос кп как отрасль российского права понятие, предмет и методы правового регулирования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 502

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Законопроекты о федеральном бюджете принимаются в четырех чтениях. В каждом из чтений законопроект принимается обычным большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (как минимум 226 голосов). Принятый Государственной Думой ФЗ в течение 5 дней передается на рассмотрение Совету Федерации. Там он прорабатывается в профильном комитете (постоянной комиссии). Совет Федерации в течение 14 дней одобряет (отклоняет) принятый Государственной Думой ФЗ. Если в течение 14 дней Совет Федерации не рассмотрел принятый Государственной Думой ФЗ, он считается одобренным Советом Федерации, кроме федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира.

В случае отклонения Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона может быть создана согласительная комиссия с участием членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, призванная создать компромиссный текст законопроекта, который вновь будет проходить все чтения в Государственной Думе, либо вето Совета Федерации может быть преодолено нижней палатой, если за принятый Государственной Думой ФЗ повторно проголосует не менее 2/3 депутатов Государственной Думы. Принятый ФЗ (после одобрения Советом Федерации) в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (на это у него есть 14 дней). Президент РФ вправе не подписать принятый ФЗ (наложить на него вето), в таком случае либо палаты Федерального Собрания РФ принимают новый ФЗ, либо преодолевают президентское вето, т. е. за принятый Федеральным Собранием РФ ФЗ повторно голосуют последовательно не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и не менее 2/3 членов Совета Федерации. В последнем случае принятый ФЗ в течение 7 дней подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ.

ФКЗ должен быть принят не менее 2/3 депутатов Государственной Думы, одобрен не менее 3/4 членов Совета Федерации. Принятый ФКЗ в обязательном порядке должен быть подписан и обнародован Президентом РФ в течение 14 дней.
Вопрос 73 Правительство РФ: состав, порядок формирования, полномочия, акты, отставка.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ (ч. 1 ст. 110 Конституции). Правительство возглавляет единую систему исполнительной власти России. Правительство – федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, так как в процессе его деятельности воплощаются все функции государства. Правительство организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, нормативных указов Президента, а также международных договоров, осуществляет систематический контроль над их исполнением иными федеральными органами исполнительной власти (министерствами, ведомствами) и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений федерального законодательства.


Статус Правительства (его состав, структура, порядок формирования и компетенция, а также отношения с другими государственными органами, организация и обеспечение деятельности) определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 31 декабря 1997 г.*, федеральными законами, нормативными указами Президента. 

Правительство в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ – коллегиальный орган. В его состав входят Председатель Правительства РФ, его заместители, федеральные министры.

Председатель Правительства, как отмечалось ранее, назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложениео кандидатуре Председателя Правительства вносится в двухнедельный срок после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур на пост Председателя Правительства РФ Президент назначает его, а  Государственную Думу распускает, объявляя досрочные парламентские выборы.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность Президентом по предложению главы Правительства. Лица, входящие в состав Правительства, не могут занимать никакой другой должности в государственных, коммерческих, общественных органах и организациях, в том числе политических партиях. Они не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую другую оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Член Правительства не может одновременно быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатом выборных органов местного самоуправления. Законом устанавливаются и другие ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства Российской Федерации. Члены Правительства РФ обязаны при назначении на должность, а впоследствии ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в налоговые органы сведения о полученных доходах и являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Налоговые органы направляют эти сведения Президенту и в Федеральное Собрание. Такие сведения могут быть опубликованы.



Правительство действует в пределах срока полномочий Президента (четыре года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Конституцией РФ предусмотрена возможность отставки Правительства и в других случаях, если:

1) Правительство само подает в отставку, и Президент принимает ее (последний может и отклонить такую отставку);

2) Президент по собственной инициативе принимает решение об отставке Правительства;

3) Государственная Дума выражает ему недоверие, и Президент объявляет об отставке Правительства;

4) Председатель Правительства ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, и Дума отказывает ему в доверии, на основании чего Президент принимает решение об отставке Правительства;

5) Председатель Правительства не может исполнять свои полномочия.

В случае отставки Правительства, как и при сложении полномочий перед вновь избранным Президентом, оно (по поручению главы государства) продолжает выполнять свои обязанности до сформирования нового Правительства РФ.

Наряду с коллективной отставкой Правительства возможна и персональная отставка отдельных его членов, которые могут освобождаться от должности Президентом.

Правительство РФ несет ответственность за свою деятельность перед Президентом и Государственной Думой. В Российской Федерации, как уже отмечалось, смешанная форма правления, которая сочетает в себе способы взаимодействия высших органов власти, характерные как для парламентарной, так и президентской республик. Хотя по Конституции Президент провозглашается главой государства, он осуществляет и некоторые полномочия руководителя исполнительной власти, в том числе обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства и других органов государственной власти.

Если Президент РФ в соответствии с Конституцией определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, то на Правительство РФ возлагается конкретная реализация этой политики. Председатель Правительства РФ в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами и указами Президента формирует стратегию федерального органа исполнительной власти.

Президент и Правительство обеспечивают совместное осуществление полномочий исполнительной федеральной государственной власти на всей территории страны, проводя, например, контроль над исполнением федеральных конституционных законов и федеральных законов, актов Президента и ПравительстваРФ, создавая территориальные органы исполнительной власти. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства.


Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным конституционным и федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Председатель Правительства Российской Федерации временно исполняет обязанности Президента России.

Конституция РФ предусматривает осуществление Государственной Думой парламентского контроля над деятельностью Правительства. В Конституции, федеральных конституционных законах, федеральных законах, Регламенте Государственной Думы предусмотрены формы такого контроля.

      К ним относятся:

1. Рассмотрение вопроса о доверии Правительству по инициативе самой Государственной Думы или по инициативе Правительства.

2. Отчет Правительства об исполнении федерального бюджета, который представляется одновременно с проектом федерального бюджета на следующий финансовый год.

3. Образование Счетной палаты Советом Федерации и Государственной Думой для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета (финансовый контроль). Правительство в установленные сроки представляет необходимую информацию в Счетную палату.

4. Назначение Государственной Думой Уполномоченного по правам человека, деятельность которого связывается также и с контролем над Правительством и другими органами администрации в области соблюдения прав человека.

5. Депутатский запрос может быть внесен как депутатом (или группой депутатов) Государственной Думы, так и членом Совета Федерации (или группой членов) к Правительству или министру на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания в письменной форме. Правительство или руководитель иного федерального органа исполнительной власти должны дать ответ на запрос не позднее 15 дней со дня его получения на заседании палаты.

6. Вопросы к членам Правительства могут быть обращены как депутатами Государственной Думы, так и членами Совета Федерации. Члены Правительства обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на поставленные вопросы.

7. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения членам Правительства. О результатах рассмотрения таких обращений и о принятых мерах члены Правительства сообщают соответствующим комитетам и комиссиям в согласованные с ними сроки.


8. Парламентские слушания, проводимые комитетами (комиссиями) Совета Федерации и Государственной Думы, могут осуществляться с участием членов Правительства по актуальным проблемам общественной и политической жизни. Рекомендации парламентских слушаний предназначаются часто и Правительству.

Таким образом, Федеральное Собрание воздействует на Правительство. Оно, в свою очередь, обладает определенными полномочиями, связанными с деятельностью парламента. К ним относятся: во-первых, право законодательной инициативы, в том числе право разрабатывать и представлять Государственной Думе на утверждение федеральный бюджет.

Во-вторых, финансовые законопроекты (о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов и др.), а также законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).

Деятельность Правительства охватывает, по существу, все стороны жизни общества.

1. В сфере экономики оно:

осуществляет регулирование экономических процессов;

обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;                            

прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

вырабатывает структурную государственнуюи инвестиционнуюполитику и принимает меры по ее реализации;

осуществляет управление федеральной собственностью и другие полномочия.

2. В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политикиПравительство РФ:

обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, а также представляет отчет о его исполнении;

принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом России;

осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

руководит валютно-финансовой деятельностью в отношенияхРФс иностранными государствами;

разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

3.В социальной сфере Правительство РФ: