Файл: Вопрос кп как отрасль российского права понятие, предмет и методы правового регулирования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 515

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
комитетовГосударственной думы. Руководители фракций имеют преимущественное право на получении слова длявыступлений, а также право на собственный, оплачиваемый из государственного бюджета, аппарат,численность работников которого связана с численностью депутатов во фракции. 
Вопрос 69 Полномочия и акты Гос Думы. Роспуск Гос Думы Федерального Собрания РФ.

Полномочия


Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

  • дача согласия президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации;

  • заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;

  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;

  • назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

  • объявление амнистии;

  • выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется президентом РФ.

В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной думы, то есть без соблюдения требований ст.ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального собрания — законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной думе соответствующего права.

[16]

Роспуск Госдумы


Роспуск Госдумы может произойти по указу президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должностьПредседателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев (если в этом случае президент не принял решение об отставке Правительства). Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.

Вопрос 70 Порядок и формы работы палат Федерального Собрания РФ.

Правовые основы деятельности Федерального Собрания РФ определены Конституцией РФ и регламентами палат.

Федеральное Собрание функционирует в соответствии со следующими принципами:

  1. Законность деятельности парламента.

  2. Постоянная деятельность палат.

  3. Раздельная работа палат (за исключением отдельных случаев, предусмотренных в ст. 100 Конституции РФ).

  4. Открытости деятельности парламента.

  5. Структурность организации деятельности парламента.

Основной формой работы обеих палат парламента являются заседания Совета Федерации и Государственной Думы.

Заседания палат проходят в несколько этапов:

  1. Обсуждения вопросов (доклады, содоклады, прения)

  2. Голосование по обсуждаемому вопросу;

  3. Принятие решений по итогам проведенного голосования.

При этом, регламенты палат четко прорисовывают процедуру данных форм деятельности.

В ходе заседания палат проводятся парламентские слушания и «правительственные часы».

Парламентские слушания – форма обсуждения в палатах значимых вопросов с привлечением общественности.

Вопросы, выносимые на парламентские слушания, могут быть различными, но в пределах компетенции палат.

По результатам парламентских слушаний могут быть приняты мотивированные заключения по обсуждаемому вопросу, рекомендации или иные документы.

«Правительственный час» - форма работы палат парламента, посредством которой осуществляется их взаимодействие с другими государственными органами.

Парламентарии заслушивают членов Правительства РФ и иных должностных лиц, задают вопросы и по итогам принимают соответствующие решения. Текущей формой работы представительных органов является деятельность комитетов и комиссий, а в Государственной Думе – работа депутатских объединений.


Регламенты палат предусматривают проведение иных мероприятий, например, совещаний, «круглых столов», конференций.

Конституция РФ содержит перечень вопросов, по которым предусматривается возможность проведения совместных заседаний двух палат. Это заслушивание посланий Президента РФ, заслушивание посланий Конституционного суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств (ч. 3 ст. 100 Конституции РФ).

В порядке работы палат Федерального Собрания имеются особенности.

В силу специфики формирования Совета Федерации, постоянной обновляемости его состава нет необходимости регламентировать момент начала работы Совета Федерации. В то время, как порядок формирования государственной Думы РФ обязательную регламентацию первых заседаний палат. Члены совета федерации и депутаты Государственной думы работают на постоянной основе.

Совет Федерации собирается на весеннюю и осеннюю сессии.

Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но реже двух раз в месяц. Регламент Совета Федерации предусматривает возможность проведения внеочередных заседаний платы, например, по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, по предложению не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации.

Заседания бывают открытыми и закрытыми. Регламент предусматривает закрытый перечень лиц, которые могут присутствовать на открытом и закрытом заседаниях.

Основной формой работы Государственной Думы являются пленарные заседания. Государственная Дума собирается на первое заседание на 30 день после своего избрания. Первое заседание носит организационный характер. Открывает его старейший по возрасту депутат.

Работа Государственной Думы строится сессионно. Проводятся весенняя и осенняя сессии.

Заседания Государственной Думы также могут быть открытыми и закрытыми. Регламент Государственной Думы предусматривает проведение на заседаниях палаты таких мероприятий, как «час голосования», «правительственный час» и «час заявлений».

Виды голосований. Принятие решений

Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием, при этом, открытое голосование может быть поименным. Голосование осуществляется с использованием электронной системы или бюллетенями.

Решения Государственной Думы на ее заседаниях принимаются голосованием. Регламент Государственной Думы предусматривает возможность голосования в открытом или закрытом режиме. При этом, открытое голосование может быть поименным.


Решения Совета Федерации принимаются на его заседаниях и делятся на:

  • решения по вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации;

  • решения по вопросам организации внутренней деятельности палаты;

  • решения по общеполитическим и социально-экономическим вопросам;

  • решения по процедурным вопросам.

Решения оформляются постановлениями палат, выписками из протокола заседания.

Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях и оформляются постановлениями, являющимися актами палаты.

Решения могут быть по:

  • одобрению проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов;

  • процедурным вопросам;

  • по иным вопросам компетенции Государственной Думы.



Вопрос 71 КП статус члена Совета Федерации и депутата Гос Думы Федерального Собрания РФ.

Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы определяется Конституцией РФ (ст. 97 и 98) и Федеральным законом от 8 мая 1994 г. (в редакции от 5 июля 1999 г.) «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». *

Членом Совета Федерации является представитель от субъекта РФ, уполномоченный осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом. Депутатом Государственной Думы является избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом.

Осуществление полномочий.Срок полномочий члена Совета Федерации определяется сроком его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) и соответственно исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а срок полномочий представителя двухпалатного законодательного органа субъекта РФ определяется совместным решением обеих палат. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня его избрания депутатом и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.

Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы возможно в случаях: