ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
4.1.Труд как фактор исторического развития человека
4.2. Труд как вид деятельности
4.3. Основные этапы развития субъекта труда
4.4. Критерии зрелой личности и формы организации труда
4.5. Противоречия и кризисы профессионального развития личности
4.6. Синдром «эмоционального выгорания» и копинг-стратегии
4.7. Профессиональная адаптация и дезадаптация в экстремальных трудовых условиях
4.8. Нормальное профессиональное развитие и признаки деформации
4.4. Критерии зрелой личности и формы организации труда
Зрелую личность характеризуют такие качества, как материальная и социальная независимость, умение сострадать другому человеку, способность самостоятельно принимать решения, автономно существовать, твердость характера, благоразумие, надежность, честность.
Американский психолог, профессор высшей школы бизнеса Гарвардского университета Крис Аржирис сформулировал стратегии управления персоналом в организациях в зависимости от зрелости-незрелости личности работников. Он выделил семь критериев, существенным образом отличающих зрелую личность от незрелой.
К таким базовым критериям зрелости личности относятся: пассивность-активность; зависимость-независимость; уровень развития произвольной регуляции поведения; устойчивость и глубина интересов; временная перспектива жизни — краткосрочная или долгосрочная; способность человека выстраивать с окружающими отношения партнерские, подчиненные или отношения превосходства; уровень развития рефлексии, самосознания.
Проведенное различение зрелости-незрелости личности использовано Аржирисом в оценке форм организации профессионального труда в связи с используемыми управленческими стратегиями. Так, если персонал заставляют выполнять жестко регламентированные требования без достаточных на то оснований, то это сдерживает людей от проявлений себя как зрелых личностей, при этом у работников развивается апатия, лень. В современных условиях при проектировании новых организаций и видов работ менеджеры ищут компромисс: они стараются создать условия труда, при которых работ-ники трудились бы максимально качественно и продуктивно и при этом были удовлетворены трудом и жизнью, были бы относительно легко заменяемы.
4.5. Противоречия и кризисы профессионального развития личности
А. К. Маркова (1996) и Е.А. Климов (1998) выделили и систематизировали виды противоречий, в развитии и функционировании человека как субъекта труда: это противоречия между опытом, компетентностью человека и обязанностями, или характером вакансий рынка труда; противоречия внутри субъекта труда — между его мотивами, ценностями и содержанием труда; между ориентацией «на себя» и «на дело», между снижением функциональных возможностей и характером выполняемых задач.
Трудности процесса профессионализации личности могут быть вызваны и необходимостью участвовать в производственных конфликтах, в освоении новых форм организации труда.
Э. Ф. Зеер (2003) называет кризисом личности особое состояние внутренней психической напряженности, обусловленное противоречиями личностного и профессионального развития человека. Сформировавшиеся противоречия, имеющие отношение к внутреннему миру субъекта, называются внутриличностным конфликтом и составляют ядро кризиса личности.
Э. Ф. Зеер предлагает типологию психологических кризисов личности, в которой выделяются группы нормативных и ненормативных кризисов. Примеры нормативных кризисов:
кризис периода выбора профессии;
кризис, обусловленный коррекцией профессионального выбора в период профессионального обучения;
кризис периода начальной профессиональной адаптации, вызванный коррекцией профессиональных ожиданий;
кризис, связанный с нарушением перспектив профессионального продвижения;
кризис периода профессионального мастерства, связанный с возможным падением интереса к профессии;
-кризис потери перспектив профессиональной карьеры во второй половине периода зрелости;
кризис утраты профессиональной деятельности в связи с выходом на пенсию.
Причинами многих нормативных кризисов личности периода профессионализации (по Э.Ф.Зееру, 1994), являются: объективные социально-экономические условия; возрастные психофизиологические изменения; постепенно накапливающиеся изменения способа выполнения трудовой деятельности; неудовлетворенность человека своим социальным статусом; чрезмерная поглощенность профессиональной деятельностью при ущербности других сфер жизни личности.
Преодоление кризисов профессионализации и разрешение связанных с ними внутриличностных конфликтов могут быть полезным стимулом для развития личности или же способ разрешения конфликта и сам конфликт могут быть деструктивными.
Р.А.Ахмеров (1993) выделил основные типы биографических кризисов личности в период середины жизни, когда именно профессиональная деятельность оказывается ведущей.
Кризис нереализованное/пи проявляется переживаниями человека, для которых характерно обесценивание достижений прошлого, своего опыта. Признаками наличия кризиса нереализованности являются низкое значение психологического возраста, малая насыщенность событиями прошлых пятилетий в сравнении с будущими. В рамках профессиональной жизни человек может рассматривать себя «неудачником» (иногда игнорируя имеющиеся реальные достижения), он склонен обесценивать свое прошлое. Люди преодолевают этот кризис, либо усиливая свою активность в настоящем, либо снижая уровень своих притязаний.
Кризис бесперспективности проявляется отсутствием значимых целей и потенциальных связей событий в будущем, что влияет на переживание ценности своей жизни в настоящем. Эти случаи встречаются наиболее часто.
Кризис опустошенности характеризуется тем, что отсутствую причинно-целевые связи событий настоящего с прошлым и будущим и в самом настоящем отсутствуют такие связи, т.е. имеет место ситуация растерянности.
4.6. Синдром «эмоционального выгорания» и копинг-стратегии
Особенно ярко поведенческие проявления кризиса опустошенности представлены в социономических видах труда, где работнику приходится много взаимодействовать с людьми в условиях навязанного общения. Этот негативный феномен был назван эмоциональным выгоранием (Орел В. Е., 2001). Данный феномен включает три составляющие: 1) эмоциональную истощенность; 2) деперсонализацию (цинизм); 3) редукцию профессиональных достижений.
Деперсонализацию можно рассматривать не только как негативное проявление, но и как форму профессиональной защитной стратегии общения, при которой партнер по общению лишается в глазах субъекта труда качеств живой личности; на его выходки, грубость субъект труда не реагирует, избирательно выделяя лишь профессионально значимые компоненты взаимодействия.
Вайллент (Vaillant) провел лонгитюдное исследование развития личности в период зрелости. Оказалось, что успеха в самостоятельной профессиональной деятельности добиваются личности, обладающие практичностью, организованностью, цельностью.
Были также выделены типичные виды приспособительного поведения (копинг-поведвния) в период взрослости и защитные механизмы, помогающие в преодолении трудностей, в частности механизмы вытеснения, проекции и сублимации, и не являющиеся признаками болезненного, невротического состояния личности, как это понималось З.Фрейдом, впервые описавшим эти формы защиты личности.
Вайллент особо подчеркивал конструктивную роль этих механизмов, состоящую в том, что они позволяют контролировать эмоции, регулируют биологические влечения, позволяют корректировать образ Я в условиях жизненных и профессиональных перемен, помогают справляться с конфликтами и моральными внутриличностными проблемами.
4.7. Профессиональная адаптация и дезадаптация в экстремальных трудовых условиях
Проявления профессиональной дезадаптации могут быть следствием переживания стрессовых воздействий, опасностей, экстремальных факторов, риска, а также труда в особых условиях.
В.И.Лебедев создал целостную психологическую концепцию психической адаптации человека в труде. Признаком адаптированности является плавное, равномерное осуществление регуляторных процессов, обеспечивающих относительное равновесие человека и внешней среды.
В соответствии с теорией стресса Ганса Селье стрессовая реакция организма на внешние факторы среды предполагает неспецифическое напряжение всех физиологических и психических процессов, но так понимаемый стресс — нормальное и повседневное явление. Особыми, экстремальными ситуациями воздействия В. И.Лебедев называет такие виды воздействий, при которых обычных резервных возможностей человека оказывается недостаточно, происходит прорыв адаптационного барьера, в результате которых наступает психическая дезадаптация, или состояние кризиса.
Психическая переадаптация — внутренняя работа личности (в форме переживаний), которая направлена на преодоление, восстановление нарушенного душевного равновесия, возникшего под влиянием экстремальной ситуации. При этом происходит коррекция состояния психической дезадаптации, связанная с переосмыслением ценностей, жизненных планов и пр.
Психическая реадаптация — процесс перестройки адаптационных механизмов, сложившихся в экстремальных профессиональных условиях, неадекватных для обычной жизни. Реадаптация необходима, когда человек возвращается в обычную, не связанную с опасными, экстремальными факторами жизнь.
Лебедев выделяет типичные этапы смены адаптационных механизмов профессионала, включающегося в экстремальные трудовые ситуации и возвращающегося затем в обычные условия жизни: подготовительный, стартового психического напряжения; острых психических реакций входа, переадаптации, завершающего психического напряжения, острых психических реакций выхода, реадаптации.
В качестве мер помощи профессионалу в восстановлении нормального душевного состояния и профилактики острых форм психической дезаптации, требующих лечения и длительного отдыха, предлагаются активные виды досуга, переключающие личность на другие, спокойные формы предметной деятельности.
В диссертационном исследовании Н.Д.Даровской (2000) показано, что определяющую роль в развитии психической дезадаптации (нередко завершающейся суицидом) играют устойчивые свойства индивидуальности (а именно параметр эргичности, одно из проявлений темперамента по В.М. Русалову).
Для низкоэргичных инкассаторов свойственны неоптимальные копинг-стратегии, экстернальный локус контроля, высокая внутренняя конфликтность, ожидание негативного отношения со стороны окружающих, установка на сохранение здоровья.