ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4.8. Нормальное профессиональное развитие и признаки деформации

Е.И.Рогов (1994) предлагает выделять наряду с прогрессив­ным направлением развития личности регрессивное.

Регресс — такое направление развития целостности (в нашем случае — личности профессионала), которое сопровождается сни­жением энергетических ресурсов, сужением поля и форм ее ак­тивности, ухудшением устойчивости целостности по отношению к воздействиям меняющейся среды.

Нормальный труд — это труд безопасный и здоровый, свобод­ный от внеэкономического принуждения, высокопродуктивный и качественный, осмысленный. Такой труд — основа для нор­мального профессионального развития личности его субъекта. Ра­ботник, занятый им, имеет возможность самореализации, прояв­ляет свои лучшие качества и развивается всесторонне, гармонич­но.

Реально существующие виды профессионального труда часто актуализируют одни стороны пси­хики, личности (и тем самым стимулируют их развитие), в то время как другие оказываются невостребованными и по общим законам биологии их функционирование снижается. Возникают предпосылки формирования предпочтительно развиваемых и ущербных качеств субъекта труда, которые Е. И. Рогов (1994) пред­лагает обозначать как профессионально обусловленные акцентуации личности.

Более выраженные изменения психических функций и лично­сти под влиянием профессиональной деятельности Е. И. Рогов предлагает называть профессиональными деформациями. В отли­чие от акцентуаций профессиональные деформации оценивают­ся как вариант нежелательного негативного профессионального развития.

Е. И. Рогов предлагает назы­вать профессиональными деформациями личности такие ее изме­нения, которые возникают под влиянием выполняемой профес­сиональной деятельности и проявляются в абсолютизации труда как единственно достойной формы активности, а также в воз­никновении жестких ролевых стереотипов, которые переносятся из трудовой сферы в иные условия, когда человек не способен перестраивать свое поведение адекватно меняющимся условиям.

Негативная оценка профессиональных деформаций личности (ПДЛ) основана на том, что они якобы ведут к нару­шению целостности личности, снижают ее адаптивность и устой­чивость в целом в общественной жизни.

Е.И.Рогов предлагает выделять несколько видов профес­сиональной деформации личности:


общепрофессиональные деформации, которые типичны для боль­шинства людей, занятых данной профессией. Они обусловлены инвариантными особенностями используемых средств труда, пред­мета труда, профессиональных задач, установок, привычек, форм общения.

типологические деформации, образованные слиянием личност­ных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности;

индивидуальные деформации, обусловленные в первую очередь личностной направленностью, а не выполняемой трудовой дея­тельностью человека.

Особое значение Е. И. Рогов придает таким качествам ин­дивидуальности, как: ригидность нервных процессов, склонность к формированию жестких стереотипов поведения, узость и сверх­ценность профессиональной мотивации, дефекты нравственного воспитания, относительно низкие интеллект, самокритичность, рефлексия.

Е. И. Рогов считает, что профессиональные деформации могут быть вызваны особенностями мотивационной сферы субъекта тру­да, состоящими в субъективной сверхзначимости трудовой деятель­ности при его низких функционально-энергетических возможно­стях, а также при относительно низком интеллекте.


4.9. Методы исследования развития личности профессионала

Психологи используют беседу, опрос, экспертные оценки, метод контент-анализа, проективные методы, поведенческие те­сты и тесты-опросники, психобиографические методы (каузометрия).

Метод составления «Карты жизни» по пятилетиям заключает­ся в том, что выстраивается ось жизни от момента рождения до возраста предполагаемой смерти. Составление карты жизни позволяет дать харак­теристику личности обследуемого: оценить его психологический возраст, масштаб замыслов, отношение к жизненным трудностям, эмоциональность, удовлетворенность жизнью, умение планиро­вать свою жизнь, уверенность в себе, готовность обследуемого к переменам в жизни.

Рекомендуемая литература:

  1. Климов Е.А. Психология профессионала. – М., 1996.

  2. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996

  3. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях //психологический журнал. – 2002.- №3

  4. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М., 1982

  5. Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала. – М., 1998.


Смотрите также файлы