ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
4.1.Труд как фактор исторического развития человека
4.2. Труд как вид деятельности
4.3. Основные этапы развития субъекта труда
4.4. Критерии зрелой личности и формы организации труда
4.5. Противоречия и кризисы профессионального развития личности
4.6. Синдром «эмоционального выгорания» и копинг-стратегии
4.7. Профессиональная адаптация и дезадаптация в экстремальных трудовых условиях
4.8. Нормальное профессиональное развитие и признаки деформации
4.8. Нормальное профессиональное развитие и признаки деформации
Е.И.Рогов (1994) предлагает выделять наряду с прогрессивным направлением развития личности регрессивное.
Регресс — такое направление развития целостности (в нашем случае — личности профессионала), которое сопровождается снижением энергетических ресурсов, сужением поля и форм ее активности, ухудшением устойчивости целостности по отношению к воздействиям меняющейся среды.
Нормальный труд — это труд безопасный и здоровый, свободный от внеэкономического принуждения, высокопродуктивный и качественный, осмысленный. Такой труд — основа для нормального профессионального развития личности его субъекта. Работник, занятый им, имеет возможность самореализации, проявляет свои лучшие качества и развивается всесторонне, гармонично.
Реально существующие виды профессионального труда часто актуализируют одни стороны психики, личности (и тем самым стимулируют их развитие), в то время как другие оказываются невостребованными и по общим законам биологии их функционирование снижается. Возникают предпосылки формирования предпочтительно развиваемых и ущербных качеств субъекта труда, которые Е. И. Рогов (1994) предлагает обозначать как профессионально обусловленные акцентуации личности.
Более выраженные изменения психических функций и личности под влиянием профессиональной деятельности Е. И. Рогов предлагает называть профессиональными деформациями. В отличие от акцентуаций профессиональные деформации оцениваются как вариант нежелательного негативного профессионального развития.
Е. И. Рогов предлагает называть профессиональными деформациями личности такие ее изменения, которые возникают под влиянием выполняемой профессиональной деятельности и проявляются в абсолютизации труда как единственно достойной формы активности, а также в возникновении жестких ролевых стереотипов, которые переносятся из трудовой сферы в иные условия, когда человек не способен перестраивать свое поведение адекватно меняющимся условиям.
Негативная оценка профессиональных деформаций личности (ПДЛ) основана на том, что они якобы ведут к нарушению целостности личности, снижают ее адаптивность и устойчивость в целом в общественной жизни.
Е.И.Рогов предлагает выделять несколько видов профессиональной деформации личности:
общепрофессиональные деформации, которые типичны для большинства людей, занятых данной профессией. Они обусловлены инвариантными особенностями используемых средств труда, предмета труда, профессиональных задач, установок, привычек, форм общения.
типологические деформации, образованные слиянием личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности;
индивидуальные деформации, обусловленные в первую очередь личностной направленностью, а не выполняемой трудовой деятельностью человека.
Особое значение Е. И. Рогов придает таким качествам индивидуальности, как: ригидность нервных процессов, склонность к формированию жестких стереотипов поведения, узость и сверхценность профессиональной мотивации, дефекты нравственного воспитания, относительно низкие интеллект, самокритичность, рефлексия.
Е. И. Рогов считает, что профессиональные деформации могут быть вызваны особенностями мотивационной сферы субъекта труда, состоящими в субъективной сверхзначимости трудовой деятельности при его низких функционально-энергетических возможностях, а также при относительно низком интеллекте.
4.9. Методы исследования развития личности профессионала
Психологи используют беседу, опрос, экспертные оценки, метод контент-анализа, проективные методы, поведенческие тесты и тесты-опросники, психобиографические методы (каузометрия).
Метод составления «Карты жизни» по пятилетиям заключается в том, что выстраивается ось жизни от момента рождения до возраста предполагаемой смерти. Составление карты жизни позволяет дать характеристику личности обследуемого: оценить его психологический возраст, масштаб замыслов, отношение к жизненным трудностям, эмоциональность, удовлетворенность жизнью, умение планировать свою жизнь, уверенность в себе, готовность обследуемого к переменам в жизни.
Рекомендуемая литература:
Климов Е.А. Психология профессионала. – М., 1996.
Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996
Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях //психологический журнал. – 2002.- №3
Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М., 1982
Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала. – М., 1998.