ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4.4. Критерии зрелой личности и формы организации труда

Зрелую личность характеризуют такие качества, как материальная и социальная независимость, умение сострадать другому человеку, способность самостоятельно принимать решения, автономно существовать, твердость характера, благоразумие, надежность, честность.

Американский психолог, профессор высшей школы бизнеса Гарвардского университета Крис Аржирис сформулировал стра­тегии управления персоналом в организациях в зависимости от зрелости-незрелости личности работников. Он выделил семь кри­териев, существенным образом отличающих зрелую личность от незрелой.

К таким базовым критериям зрелости личности относятся: пас­сивность-активность; зависимость-независимость; уровень раз­вития произвольной регуляции поведения; устойчивость и глуби­на интересов; временная перспектива жизни — краткосрочная или долгосрочная; способность человека выстраивать с окружающими отношения партнерские, подчиненные или отношения превос­ходства; уровень развития рефлексии, самосознания.

Проведенное различение зрелости-незрелости личности ис­пользовано Аржирисом в оценке форм организации профессио­нального труда в связи с используемыми управленческими стра­тегиями. Так, если персо­нал заставляют выполнять жестко регламентированные требова­ния без достаточных на то оснований, то это сдерживает людей от проявлений себя как зрелых личностей, при этом у работников развивается апатия, лень. В современных условиях при проектиро­вании новых организаций и видов работ менеджеры ищут комп­ромисс: они стараются создать условия труда, при которых работ-ники трудились бы максимально качественно и продуктивно и при этом были удовлетворены трудом и жизнью, были бы отно­сительно легко заменяемы.

4.5. Противоречия и кризисы профессионального развития личности

А. К. Маркова (1996) и Е.А. Климов (1998) выделили и систе­матизировали виды противоречий, в развитии и функционировании человека как субъекта труда: это противоре­чия между опытом, компетентностью человека и обязанностями, или характером вакансий рынка труда; противоречия внутри субъекта труда — между его мотивами, ценностями и содержани­ем труда; между ориентацией «на себя» и «на дело», между сни­жением функциональных возможностей и характером выполняе­мых задач.

Трудности процесса профессионализации личности могут быть вызваны и необ­ходимостью участвовать в производственных конфликтах, в осво­ении новых форм организации труда.


Э. Ф. Зеер (2003) называет кризисом личности особое состояние внутренней психической напряженности, обусловленное проти­воречиями личностного и профессионального развития человека. Сформировавшиеся противоре­чия, имеющие отношение к внутреннему миру субъекта, называ­ются внутриличностным конфликтом и составляют ядро кризиса личности.

Э. Ф. Зеер предлагает типологию психологических кризисов лич­ности, в которой выделяются группы нормативных и ненормативных кризисов. Примеры нормативных кризисов:

  • кризис периода выбора профессии;

  • кризис, обусловленный коррекцией профессионального вы­бора в период профессионального обучения;

  • кризис периода начальной профессиональной адаптации, вызванный коррекцией профессиональных ожиданий;

  • кризис, связанный с нарушением перспектив профессиональ­ного продвижения;

  • кризис периода профессионального мастерства, связанный с возможным падением интереса к профессии;

-кризис потери перспектив профессиональной карьеры во второй половине периода зрелости;

  • кризис утраты профессиональной деятельности в связи с выходом на пенсию.

Причинами многих нормативных кризисов личности периода профессионализации (по Э.Ф.Зееру, 1994), являются: объектив­ные социально-экономические условия; воз­растные психофизиологические изменения; постепенно накапливающиеся изменения спо­соба выполнения трудовой деятельности; неудовлетворенность человека своим социальным статусом; чрезмерная поглощенность профессиональной деятельностью при ущербности других сфер жизни личности.

Преодоление кризисов профессионализации и разрешение свя­занных с ними внутриличностных конфликтов могут быть полез­ным стимулом для развития личности или же способ разре­шения конфликта и сам конфликт могут быть деструктивными.

Р.А.Ахмеров (1993) выделил основные типы биографических кризисов личности в период середины жизни, когда именно про­фессиональная деятельность оказывается ведущей.

Кризис нереализованное/пи проявляется переживаниями челове­ка, для которых характерно обесценивание достижений прошло­го, своего опыта. Признаками наличия кризиса нереализованности являются низкое значение психологического возраста, малая насыщенность событиями прошлых пятилетий в сравнении с бу­дущими. В рамках про­фессиональной жизни человек может рассматривать себя «неудач­ником» (иногда игнорируя имеющиеся реальные достижения), он склонен обесценивать свое прошлое. Люди преодолевают этот кри­зис, либо усиливая свою активность в настоящем, либо снижая уровень своих притязаний.


Кризис бесперспективности проявляется отсутствием значимых целей и потенциальных связей событий в будущем, что влияет на переживание ценности своей жизни в настоящем. Эти случаи встречаются наиболее часто.

Кризис опустошенности характеризуется тем, что отсутствую причинно-целевые связи событий настоящего с прошлым и будущим и в самом настоящем отсутствуют такие связи, т.е. имеет место ситуация растерянности.


4.6. Синдром «эмоционального выгорания» и копинг-стратегии

Особенно ярко поведенческие проявления кризиса опустошен­ности представлены в социономических видах труда, где работ­нику приходится много взаимодействовать с людьми в условиях навязанного общения. Этот негативный феномен был назван эмо­циональным выгоранием (Орел В. Е., 2001). Данный феномен вклю­чает три составляющие: 1) эмоциональную истощенность; 2) де­персонализацию (цинизм); 3) редукцию профессиональных дос­тижений.

Деперсонализацию можно рассматривать не только как негатив­ное проявление, но и как форму профессиональной защитной стратегии общения, при которой партнер по общению лишается в глазах субъекта труда качеств живой личности; на его выходки, грубость субъект труда не реагирует, избирательно выделяя лишь профессионально значимые компоненты взаимодействия.

Вайллент (Vaillant) провел лонгитюдное исследование развития личности в период зре­лости. Оказалось, что успеха в самостоятельной профессиональной деятельности добиваются личности, обладающие практичностью, организованностью, цельностью.

Были также выделены типичные виды приспособительного поведения (копинг-поведвния) в период взрослости и защитные механизмы, помогающие в преодолении трудностей, в частно­сти механизмы вытеснения, проекции и сублимации, и не явля­ющиеся признаками болезненного, невротического состояния личности, как это понималось З.Фрейдом, впервые описавшим эти формы защиты личности.

Вайллент особо подчеркивал конструктивную роль этих механизмов, со­стоящую в том, что они позволяют контролировать эмоции, ре­гулируют биологические влечения, позволяют корректировать образ Я в условиях жизненных и профессиональных перемен, помогают справляться с конфликтами и моральными внутриличностными проблемами.

4.7. Профессиональная адаптация и дезадаптация в экстремальных трудовых условиях

Проявления профессиональной дезадаптации могут быть следствием переживания стрессовых воздействий, опасностей, экст­ремальных факторов, риска, а также труда в особых условиях.

В.И.Лебедев создал целостную психологическую концепцию психической адап­тации человека в труде. Признаком адаптированности является плав­ное, равномерное осуществление регуляторных процессов, обес­печивающих относительное равновесие человека и внешней сре­ды.


В соответствии с теорией стресса Ганса Селье стрессовая реак­ция организма на внешние факторы среды предполагает неспеци­фическое напряжение всех физиологических и психических про­цессов, но так понимаемый стресс — нормальное и повседневное явление. Особыми, экстремальными ситуациями воздействия В. И.Ле­бедев называет такие виды воздействий, при которых обычных резервных возможностей человека оказывается недостаточно, про­исходит прорыв адаптационного барьера, в результа­те которых наступает психическая дезадаптация, или состояние кризиса.

Психическая переадаптация — внутренняя работа личности (в форме переживаний), которая направлена на преодоление, вос­становление нарушенного душевного равновесия, возникшего под влиянием экстремальной ситуации. При этом происходит коррек­ция состояния психической дезадаптации, связанная с переос­мыслением ценностей, жизненных планов и пр.

Психическая реадаптация — процесс перестройки адаптацион­ных механизмов, сложившихся в экстремальных профессиональ­ных условиях, неадекватных для обычной жизни. Реадаптация не­обходима, когда человек возвращается в обычную, не связанную с опасными, экстремальными факторами жизнь.

Лебедев выделяет типичные этапы смены адаптационных ме­ханизмов профессионала, включающегося в экстремальные тру­довые ситуации и возвращающегося затем в обычные условия жизни: подготовительный, стартового психического напряжения; острых психических реакций входа, переадаптации, завершающего психического напряжения, острых психических реакций выхода, реадаптации.

В качестве мер помощи профессионалу в восстановлении нор­мального душевного состояния и профилактики острых форм пси­хической дезаптации, требующих лечения и длительного отдыха, предлагаются активные виды досуга, переключающие личность на другие, спокойные формы предметной деятельности.

В диссертационном исследо­вании Н.Д.Даровской (2000) показано, что определяющую роль в развитии психической дезадаптации (нередко завершающейся суицидом) играют устойчивые свойства индивидуальности (а именно пара­метр эргичности, одно из проявлений темперамента по В.М. Русалову).

Для низкоэргичных инкассаторов свойственны неоптимальные копинг-стратегии, экстернальный локус контроля, высокая внут­ренняя конфликтность, ожидание негативного отношения со сто­роны окружающих, установка на сохранение здоровья.


Смотрите также файлы