Файл: ОТВЕТЫ на вопросы к экзамену.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 460

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, сервисная деятельность современного типа приобретает индивидуализированный характер, ориентируясь на личные и групповые запросы потребителей. Но одновременно она во многом опосредуется индустриальным производством, выходя на обслуживание массового потребителя. Все это позволяет говорить о производстве сервисного продукта в развитых странах или о наличии в них индустрии сервиса. В настоящее время правомерно сказать «индустрия перевозок», «индустрия туризма,>, «индустрия развлечений,>, «индустрия образования,>. Все указанные направления сервисной деятельности, опираясь на технику и технологии организации труда промышленного типа, способны обслуживать тысячи и миллионы потребителей за короткий период времени.

  1. Зависимость сервисной деятельности от географических, поселенческих и демографических факторов

Закономерностью развития современной цивилизации является превращение сферы услуг в доминирующий сектор народного хозяйства. Ускоренный рост сферы услуг знаменует собой вступление современного общества в постиндустриальную стадию раз вития. XXI век будет веком информационно-сервисного общества. Возрастает роль услуг в удовлетворении материальных и духовных потребностей людей, в рациональном использовании свободного времени, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности [11, с.5].

По мере роста общественного благополучия именно услуга становится наиболее привлекательным для покупателя товаром. Потребляя услуги, индивид осуществляет самореализацию себя как потребителя. Именно специально произведенный для него продукт, воплощающий не столько традиционную, общественно признанную потребность, сколько его индивидуальные склонности, характеризует современные тенденции потребления.

Современное общество все больше становится производителем услуг, а не продуктов. Потребление, таким образом, все меньше является лишь способом поддержания жизни и ее воспроизводства, а приобретает все новое содержание и возможности. Через потребление осуществляется социализация, коммуникация, отдых, релаксация и т.д.

Значимость анализа услуг вытекает из того, что их производство составляет заметную долю в ВВП, в нем занята преобладающая часть работающего населения, а сама сфера услуг является динамичным, постоянно растущим сектором экономики [5, с.9].

Что же такое услуга? Ее диапазон чрезвычайно широк. Это - способ удовлетворения индивидуальных (врачебная помощь, обслуживание населения предприятиями торговли, оказание бытовых услуг), коллективных (жилищно-коммунальное хозяйство), общенациональных потребностей (государственный аппарат и социальная защита населения, единая финансовая система, оборона и т.д.).


Т. е. под услугами понимают огромное разнообразие видов деятельности и коммерческих занятий. Однако при всем этом многообразии, услуги имеют общее основание – они продукт труда, причем продукт труда особого рода, что проявляется в соучастии, тесном сотрудничестве производителя и потребителя в процессе их создания. Услуга всегда конкретна, направлена на удовлетворение требований конкретного заказчика (неважно, кто он: личность, группа людей или население страны в целом), корректируется им в процессе производства. Производитель услуги каждый шаг или действие соизмеряет с желанием заказчика. Профессиональные знания или навыки производителя, - используя прием К. Маркса при описании роли средств производства как продолжателя рук и возможностей обобщенного работника, - передаются в пользование потребителю. При этом обеспечивается максимально полное удовлетворение желаний потребителя.

Таким образом, услуга это продукт труда особого рода, включающий как производственные, так и коммуникативные (обслуживающие) функции и призванный удовлетворить индивидуальные или коллективные потребности заказчика через его соучастие с производителем.

Несколько по-иному трактует эти различия Ф. Котлер, известный исследователь – специалист в области маркетинга. Он определяет услугу как «любое мероприятие или выгоду, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо» [4, с.600].

Что касается сфера услуг, то это характеристика предприятий с точки зрения специфики производимого ими продукта. Она включает те, которые занимаются как правило обслуживанием. При этом уровень организации заметной роли не играет. Предприятия услуг могут быть и большими и малыми, и механизированными и нет. Понятно, что для индивидуального производства малые размеры, а поэтому и низкий уровень механизации труда, более вероятны, хотя исключения возможны. Примерами этого могут служить крупные дома быта, больницы, где работает персонал в сотню и более человек, где имеет место процесс разделения труда, используются механизмы для повторяющихся трудовых операций.

С развитием научно-технического прогресса сфера услуг стремится механизировать (хотя бы частично) процесс труда, сократив издержки на производство. Одновременно, многие производственные предприятия имеют в своем составе мастерские по обслуживанию (например, по ремонту своих изделий). Здесь ими изучается спрос на продукцию, ее качество, соответствие потребительскому стандарту.


Очевидно, что формирование рынка услуг и определение направлений его развития возможно только при условии глубокого изучения спроса, потенциального рынка потребителей.

Решающим фактором невостребованности многих видов услуг стало отсутствие платежеспособного спроса. Неоднородность платежеспособного спроса на услугу связана с особенностями сферы услуг.

  1. Государственно – правовое регулирование сервисной деятельности и выполнение государством сервисных функций

Концептуальный подход к формированию и реализации политики ре J гулирования сферы туристско-рекреационных услуг включает ряд принципи альных моментов. Демократическая и социально ориентированная власть должна ставить своей целью повышение качества жизни всего населения и каждого отдельно взятого человека. Туризм и рекреация необходимы широ ким слоям населения и оказывают непосредственное влияние на качество их жизни. Поэтому при оценке социально-экономической эффективности госу дарственного регулирования рынка туристско-рекреационных услуг, в пер вую очередь, следует учитывать показатели, характеризующие его воспроиз водственную эффективность. Для достижения воспроизводственной эффек J тивности все меры государственного регулирования должны быть направле ны на создание таких условий, в которых субъекты туристско рекреационного рынка будут стремиться к возрастанию степени удовлетво рения туристов-потребителей, извлекая при этом прибыль.

Определение методов и разработка направлений государственного ре гулирования, направленных на повышение воспроизводственной эффектив ности рынка туристско-рекреационных услуг, выступающих итогом диссер тационной работы, обусловили необходимость исследования теоретико методологических основ функционирования рынка услуг и подходов к орга J низации системы государственного регулирования рынка туристско рекреационных услуг. Только рассмотрение услуги с точки зрения ее роли в воспроизводстве человека и способности удовлетворять потребности жизнеобеспечивающего характера поможет разъяснить вызываемые в экономической науке затруд нения при определении данного понятия. Такой подход позволяет понимать процесс потребления услуги как преобразование заключенных в ней свойств, качества, энергии и информации в свойства, качества и энергию потребляю щего индивида, при этом информация превращается в новую идею (образ) блага. Таким образом, потребление услуги преобразует заключенную в ней энергию и информацию в основу процесса воспроизводства потребителя, ко I торое состоит в сохранении здоровья, повышении трудоспособности и жиз ненной активности, в духовном обогащении личности и расширении ее кру гозора. А от степени удовлетворенности работника жизненным процессом и качеством среды обитания зависит его активность как экономического субъ екта - производителя и потребителя, а также возможность применения им сил и способностей в производственной деятельности.


Понятие «услуга» не может рассматриваться как однозначно экономи ческая категория, потому что оно кроме сугубо экономической, имеет и со циальную природу. В связи с этим, в диссертационной работе была предпри I нята попытка определения услуги как социально-экономической категории.

Под услугой мы понимаем результат взаимодействия, при котором в процес се обслуживания (оказания услуги) заключенные в благе свойства, качества, энергия и информация преобразуются в свойства, качества, энергию и идеи потребляющего их индивида и служат основой для его воспроизводства.

Социально-экономическая природа и общие для большинства услуг ха рактеристики, отличающие их от материальных товаров: неосязаемость, не отделимость от источника, несохраняемость, непостоянство качества, обу словливают специфику современного рынка услуг. Среди отличительных па раметров которого мы выделяем: высокий динамизм; территориальную сег ментацию и локальный характер; высокую скорость оборота капитала вслед ствие короткого производственного цикла; преобладание малых и средних предприятий, а также их высокую чувствительность к рыночной конъюнкту ре в связи с невозможностью транспортировать и складировать услуги; спе 160 цифику процесса оказания услуг, связанную с личным контактом производи теля и потребителя; индивидуальность и нестандартность оказываемых услуг и технологий во многих отраслях; высокую дифференциацию продукта в од ной и той же отрасли; неопределенность результата во многих случаях при оказании услуг; наличие асимметрии информации у производителя и потре бителя.

Все вышеперечисленные характеристики присущи и рынку туристско рекреационных услуг, который, соглашаясь с мнением большинства совре менных зарубежных и российских ученых, занимающихся проблемами эко номики туризма, мы рассматриваем как форму функционирования турист J ско-рекреационного комплекса, отражающую экономические интересы, от ношения и связи между поставщиками туристских услуг, а также их контр агентами, туроператорами, турагентами и туристами по поводу движения ту ристских продуктов и денег. В условиях перехода от рынка туриста покупателя к рынку туриста-потребителя моделирование рынка и регулиро вание спроса и предложения можно осуществить лишь на основе типологии потребления и потребителей туристско-рекреационных услуг. На основе де ления по различным классификационным признакам, характеризующим объ ем, структуру и специфику туристского потребления нами были выделены своеобразные потребительские группы. Специфику и структуру их потреби тельского поведения определяют в основном социальные и демографические факторы — общественная принадлежность, особенности труда и распределе ния, уровень образования, квалификация, социальная защищенность, нацио нальная, этническая принадлежность, демографический тип и возраст семьи, тип населенного пункта и др.


Дифференциация и определение типологии потребителей обусловлива ет появление различных организаций по соблюдению и защите их интере сов. Создание потребительских кооперативов, союзов, обществ туристов, имеющих маркетинговые организации и службы, может обеспечить полную и гарантированную обратную связь между производителями и потребителя 161 ми туристско-рекреационных услуг, осуществить прямую адресную разра ботку туристских программ для каждой потребительской группы на основе суммирования и рационализации заказов.

Активное взаимодействие потребителей и производителей туристско рекреационных услуг является одним из признаков глобализации сферы ту ристско-рекреационных услуг, где в качестве важного инструмента повыше ния эффективности и совершенствования обслуживания клиентов, ускорения всех оперативных процедур, создания новых маркетинговых методик высту пает Интернет.

Интенсификации международных туристских и финансовых потоков, расширение процессов обмена туристскими услугами, изменение субъектов, оперирующих на рынках - также формы проявления глобальная интеграции сферы туристско-рекреационных услуг. Вышеперечисленные процессы обу словливают'поиск новых форм сотрудничества не только производителей ту ристско-рекреационных услуг, но и всех субъектов туристского рынка. Тем более что на современном этапе развития рынка туриста-потребителя совме стная деятельность субъектов туридустрии приобретает решающее значение и для многих фирм является вопросом выживания, поскольку удовлетворить потребности клиентов можно лишь используя ресурсы многих компаний.

Отечественная сфера туристско-рекреационных услуг пока не является полноправным участником глобального туристского рынка, однако, несо мненно, что интеграционные процессы оказывают на ее развитие непосред ственное влияние, побуждая менять существующие организационные меха низмы и искать новые пути повышения уровня развития национального тур комплекса.

Как показывают результаты многих научных исследований, отечест венный туристско-рекреационный комплекс при условии создания привлека тельных инвестиционных условий является весьма перспективным для раз вития рынка туристско-рекреационных услуг. В качестве одного из вариан тов организационного механизма, который создаст условия для успешного развития туристского потенциала ЮФО, в диссертационной работе предло жен проект создания двух свободных экономических зон. В качестве их предполагаемой основы рассматриваются туристско-рекреационные ком плексы на территории Кавказских Минеральных вод и в горных районах Кавказа (Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская республика, Кабардино Балкарская республика).