Файл: ОТВЕТЫ на вопросы к экзамену.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 456

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предлагаемый проект создания СЭЗ, по нашему мнению, поможет кон солидировать различные сферы экономики вокруг туристского сектора и обеспечит комплексное развитие рекреационных территорий ЮФО. Вовле чение в процесс предоставления туристско-рекреационных услуг (наряду с турфирмами, транспортными компаниями, отелями и другими средствами размещения) новых участников: промышленных компаний, банков, торговых палат, различных ассоциаций и объединений создаст условия для качествен но нового уровня совместного партнерства, соответствующего требованиям процессов интеграции туротрасли. Это, несомненно, укрепит позиции нацио нального туркомплекса в процессах глобализации туристско-рекреационной сферы и будет содействовать его участию в международном разделении тру да как производителя высококачественных услуг, востребованных туриста ми-потребителями и учитывающих их комплексные потребности.

На основе обобщения методов и анализа современных моделей госу дарственного регулирования туристско-рекреационной сферы в зарубежных странах, в диссертационной работе дана оценка возможности использования данного опыта в России. Проведенный анализ идей влиятельных школ эко номических учений о месте и роли государства в регулировании рынка услуг свидетельствует об отсутствии универсальных моделей государственного ре гулирования экономики, оптимальных для использования всеми странами.

Формы государственного регулирования отечественного рынка туристско рекреационных услуг должны соответствовать нынешнему этапу его истори ческого развития и применяться с учетом национальных особенностей. По нашему мнению, вмешательство в экономику туризма должно осуществлять 163 ся, преимущественно, в форме законодательных мер по формированию необ ходимой поощрительно-ограничительной среды для повышения социально экономической эффективности деятельности субъектов рынка туристских услуг, а также по созданию привлекательных инвестиционных условий в от расли, В современных условиях реформы экономики страны и формирования рынка туристско-рекреационных услуг необходимы новые концептуальные подходы к регулированию отрасли, основанные на балансе интересов госу дарства, его граждан, учреждений отрасли и общественных организаций.

Представляется, что по масштабам международного туризма, федеральному устройству и способу организации туристско-рекреационной отрасли для России наиболее приемлема и близка европейская модель избирательного го сударственного управления. Она принята в таких успешных туристских державах, как Франция, Испания, Швейцария, Италия, Греция, где вопросы развития туристско-рекреационной сферы решаются на уровне многоотрас левого министерства, чаще всего с «экономическим уклоном». Однако ис пользование только европейской модели управления туристско рекреационной отраслью является преждевременным. На нынешнем этапе больше подходит сочетание азиатской и европейской моделей. Для развития туризма и рекреации в России необходимо сильное ведомство, которое будет контролирс^вать и одновременно стимулировать развитие всей отрасли в це лом.


Особенности государственного вмешательства в отношения на рынке услуг туристско-рекреационных определяются спецификой сферы услуг. При отсутствии регулирующей деятельности государства рынок туристско рекреационных услуг будет деформированным, воспроизводящим неравно весные состояния. В качестве наиболее действенных методов стимулирова ния нам представляется использование, в первую очередь, экономических рычагов, направленных на создание в туристско-рекреационных территориях условий, максимально благоприятных для инвестирования в отрасль.

Также стоит отметить важность создания в России благоприятного ин формационного поля, охватывающего данные о возможностях курортно рекреационного комплекса, рекламу отечественных курортов, создание и продвижение единого национального брэнда отечественных курортов, как на внутреннем, так и на международном рынке.

Несмотря на обширную организационно-правовую базу, в исследова НИИ нами выделены причины, по которым она должна быть дополнена и пе реработана. Основными направлениями совершенствования законодательст ва в сфере туризма и рекреации, по нашему мнению, должны стать: инфра структура рынка туристско-рекреационных услуг, гарантии качества предос тавляемых услуг, равномерность распределения информации о рыночной среде, инвестиционная активность.

При определении экономической, социальной и физиологической эф фективности потребления услуг, предоставляемых туристско рекреационными предприятиями, мы пришли к выводу о том, что критерии эффективности должны выражаться в степени удовлетворения туристских потребностей потребителей. Потребительная эффективность, констатирую ш;ая производительность туристско-рекреационной услуги, есть результатив ность, т.е. максимальное удовлетворение туристов-потребителей, постоянное стимулирование расширенного потребления данного вида услуг. Воспроиз водственная эффективность - достижение потребительной эффективности при наличии производственной — измеряется отношением результативности и производительности. Для достижения воспроизводственной эффективности субъекты туристско-рекреационного рынка должны стремиться к удовлетво рению туриЬтов-потребителей, извлекая при этом прибыль — суть социальной ответственности современного турбизнеса.

Современная туристско-рекреационная политика, проводимая госу дарством в качестве приоритета, должна ориентироваться на обеспечение воспроизводственной эффективности функционирования рынка туристско рекреационных услуг. Итогом диссертационного исследования послужила разработка^, практических рекомендаций по • повышению социально экономической эффективности рынка туристско-рекреационных услуг, а в качестве основных путей решения поставленной задачи выделены следую щие: • разработка концепций и региональных программ развития санатор но-курортного и туристско-рекреационного комплекса должна осу ществляться на основе концептуального подхода, для которого ис ходной является модель здоровья как гуманно-экологического рав новесия; • формирование оптимальной структуры, туристско-рекреационных потребностей; • формирование и развитие рационального типа потребления турист ско-рекреационных услуг; • обеспечение правовой и экономической форм охраны и защиты ин тересов потребителей туристско-рекреационных услуг; • создание условий для повышения роли туристов-потребителей в хо зяйственном механизме; • повышение информированности потребителей.


  1. Сервисная деятельность в структуре социальных отношений

Понятие «потребность» породило в хозяйственной практике и науке целый ряд терминов, среди которых ключевой - «потребитель», обозначающий конечного пользователя приобретенного товара, услуги, сервисного продукта, Т.е. той организации или того человека, которые пользуются результатами деловых, торговых, транспортных и других услуг.

Прямая связь с конечным этапом потребления делает сервисную деятельность отличной от материального производства, которому эта связь присуща в незначительной степени, так как многие Промышленные отрасли задействованы на первоначальных стадиях технологических операций или в процессе создания средств производства. В противоположность этому субъекты сервисной деятельности встречаются с клиентом, заказчиком лицом к лицу, работая тем самым на процессы конечного потребления.

Поэтому сам промесс обслуживания потребителей содержит в себе значительный потенциал неэкономического - социального психологического, духовного - начала, что позволяет oxapaктеризовать сервисную деятельность как «отход от вещей». Производство и потребление услуг в большинстве случаев происходит путем непосредственных контактов между обслуживающим персоналом и клиентами (заказчиками, покупателями). Но даже если контакты между ними опосредованы временем и пространством, услуги являются таковыми лишь в том случае, если их результат принимается, а не отвергается потребителями.

Наличие в обществе человеческих потребностей, а также их трансформация определяются двумя важнейшими факторами:

• необходимостью воспроизводить биоприродное начало человека - в силу действия этого фактора человеку присущи первичные потребности, среди которых немало врожденных и неизменных по степени своей актуальности для человека. Среди первичных потребностей следует указать на потребность в сохранении безопасности среды обитания, отвечающей физическим параметрам существования человека, а также потребность в еде, питье, отдыхе, в продолжении рода и др.;

• важностью развития социальных и духовно-культурных качеств человека - данный фактор порождает колоссальный объем вторичных, Т.е. социальных и культурных, потребностей, которые связаны со стремлением людей воспроизводить себя как субъектов социальных отношений и граждан, желающих познавать окружающий мир, развивать свою духовную сущность, развлекаться и Т.П. ПО своей сущности, механизмам формирования эти потребности более гибкие, динамичные. На протяжении жизни человека они могут как интенсивно, глубоко развиваться, так и деградировать, угасать.


Выделенные выше характеристики позволяют утверждать, что потребности могут быть весьма разнообразными по своему генезису и качествам. Так, одни потребности настолько глубоко укоренены в структуре организма человека, что требуют систематического (повседневного) удовлетворения на протяжении всей его жизни, поэтому их нельзя отменить. Таковы потребности физического и физиологического плана - в движении, ночном отдыхе, еде, питье, отправлении организма и др. Другие потребности можно удовлетворять гораздо реже, но и они оказываются не менее насущными. Есть потребности, однозначно связанные с возрастными особенностями развития человека, - потребности детского, среднего или пожилого возраста.

Важно также различать общественные и индивидуальные потребности. Общественные потребности свойственны большим группам людей, населению страны в целом. Они требуют особых способов и условий своего удовлетворения. Так, многие из них не под силу реализовать одному человеку - они могут быть реализованы лишь на основе общественной деятельности, институтов государственной или местной власти. Примером общественных потребностей выступает потребность в военной безопасности, в сохранении общественного порядка, в социальном обеспечении и др.

Индивидуальные потребности не отделены непроходимой стеной от общественных. Они отображают личностные, Т.е. неповторимые по сочетанию и вариативности, комбинации потребительских запросов, свойственных конкретным людям, значительную часть которых индивид реализует самостоятельно или через обращение к сфере услуг.

Особо следует сказать о социальных и культурных потребностях.

Они также являются многообразными и, как правило, весьма насущными, сопровождая человека всю его сознательную жизнь. Их специфика состоит в том, что в отличие от врожденных потребностей они во многом формируются культурной средой и тесно соотносятся с социальным статусом, с уровнем образования и общим развитием личности. Как было отмечено, многие из этих потребностей приобретают весьма пластичный характер и могут быстро меняться.

Вместе с тем определенная часть социокультурных потребностей не носит столь непреложного характера, как, например, физиологические потребности. К тому же часть социокультурных потребностей человека нередко возникают в силу подражания другим людям или по причине целенаправленного воздействия социальной среды. Особенно часто человек подвержен влиянию социальной информации, моды, рекламы.


Среди потребностей, которые внушаются извне, далеко не все приобретают обязательный для данного человека характер. Сам человек может осознать это не сразу, а лишь удовлетворив потребность и поняв, что она была для него излишней, мнимой. Так, некоторые люди в течение долгого времени сохраняют намерение купить дорогую вещь, без которой, как им представляется, трудно обойтись. Но приобретенная вещь их разочаровывает, заставляя признать первоначальную потребность ложной.

Сервисная деятельность способна отзываться на широчайший спектр человеческих потребностей, начиная от первичных (физических, физиологических) и кончая наиболее сложными - познавательными, духовно-развивающими потребностями. Множество форм и способов сервисного обслуживания направлены на реализацию повседневных потребностей людей: на поддержание их существования (потребление пищи, восстановление сил), условий быта, отвечающих современным критериям технологичности, удобства, гигиены, здорового образа жизни. Оказание услуг, связанных с повседневными нуждами людей, в большинстве случаев предполагает снабжение населения товарами, улучшение условий жизни, что позволяет их причислить к материальным услугам. В результате оказания материальных услуг потребляются (используются, изнашиваются, съедаются) конкретные ресурсы жизнеобеспечения - энергоресурсы, товары повседневного спроса, техника, продукты питания и т.п.

Современный сервис в значительной степени ориентирован на гибкий характер и мягкую структуру социально-культурных потребностей, способствуя их трансформации в нужном для себя направлении. В связи с этим порой дает о себе знать манипулятивный характер некоторых технологий обслуживания клиентов и рекламных материалов.

В целом сервисная деятельность, развиваясь в рамках хозяйства на чисто коммерческих или смешанных началах, выполняет важные социальные функции. По существу она выступает опосредующим механизмом перераспределения материальных и духовных благ между важнейшими сферами и областями социальной практики. Основное общественное назначение сервисной деятельности и сферы услуг состоит в том, чтобы способствовать удовлетворению многообразных массовых потребностей, а также различных индивидуальных запросов. Участвуя в реализации общественных потребностей, сервисная деятельность укрепляет социальную безопасность, вносит заметный вклад в обеспечение современного развития производственных коллективов, способствует повышению уровня и качества жизни населения. Удовлетворяя индивидуальные потребности, сервис позволяет организовать труд, быт и отдых каждого человека, укрепляет его общественные и семейнодружеские связи, помогает развивать и реализовать заложенные в нем способности.